философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 115.5 Kb.
|
2) атеистический Жан-Поль Сартр Под экзистенциализмом Сартр понимает учение, которое делает возможной человеческую жизнь, которая существует в определенной среде, в ней реализуется какое-либо действие или истина, при этом присутствует человеческая субъективность. Существование предшествует сущности. Это означает, что существует определенное бытие, в котором предмет существует, прежде чем его можно определить каким-либо понятием. Так и с человеком – изначально он ничего собой не представляет, но в процессе жизни он «делает себя сам». Из этого Сартр делает вывод: «Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал». При этом человек устремлен в будущее, это проект, который реализуется со временем. Человек такой, каким он хочет стать, насколько ему хватает сил и воли. Под этим он и подразумевает субъективность экзистенциализма. Экзистенциализм отдает человеку его бытие, но он ответственен не только за себя, а за все общество. Выбирая сам себя, человек выбирает всех людей. Создавая себя, человек выбирает самое лучшее, поскольку не желает ориентироваться на зло, на то, что плохо. Создавая себя, человек создает образ, а это значит утверждает ценность того, чем он себя наделяет. Создаваемый образ – образ всей эпохи. Таким образом, каждый совершаемый поступок несет ответственность за все человечество. В мире, где бога нет, не на кого возложить ответственность за свои поступки. Ничто не укажет, как правильно действовать. Определяя отчаяние, Сартр пишет, что под этим термином он подразумевает то, что в жизни есть то, что не поддается нашей воле, а также та сумма вероятностей, которая от нас не зависит. Никакой бог или провидение не приспособят мир к человеческим желаниям. Несмотря на те трудности, которые человек переживает в своем существовании, он не должен переставать действовать. Более того, главная мысль Сартра – человек существует настолько, насколько себя осуществляет – призывает к активности и действию. Нет гения просто так, без труда и мучений, нет любви, кроме той, что себя создала, как нет просто дружбы без усилий со стороны обоих. Сартр считает, что нет более оптимистичного учения, пронизанного верой в человека, чем экзистенциализм. Он придает достоинство человеку, из объекта он превращается в действующего субъекта. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению. Вопрос №20. Онтология. Основные формы бытия. Онтология – учение о бытии. Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, может, его и вовсе нет? Проблема сознания. Это основной вопрос философии – что первично – дух или материя? Проблема единства мира. в чем единство мира – в духовном или материальном? Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? Субстанция - целостная, устойчивая основа бытия (то, что лежит в основе) · Монизм – выведение картины мира из единого основания, единой субстанции. Монизм может быть двух форм – материалистический и идеалистический. (Фалес, Платон) · Дуализм – создавая картину мира, исходят из двух равноправных, но не сводимых друг к другу оснований – материи и сознания. (Декарт) · Плюрализм – картина мира, в основе которой множество субстанций – монад. (Лейбниц) Бытие. Философская категория, обозначающая всеобщую и универсальную способность существовать, отражает всеобщую связь между природной, социальной и духовной реальностью. Первый вид бытия — бытие объективное (или материальное бытие). Сюда относится все, что есть в окружающем мире за пределами сознания человека, весь объективный мир: живая/неживая природа, звездные системы, микроорганизмы, в том числе микробы известные и неизвестные. Кстати, сюда относится и сам человек. Объективная реальность — это все, что существует вне сознания человека. В то же время есть субъективная реальность, которую создает сознание человека: знания, мысли, переживания, эмоции, мораль, эстетические идеалы, научные концепции и понятия, нормы права, фантазии. Это и есть второй вид бытия — субъективное, или идеальное, бытие. Оба вида бытия существуют в тесной взаимосвязи. Например, возьмем томик стихов Есенина. С одной стороны, это элемент объективного бытия. Книга — это реально существующая вещь, которую можно взять в руки. С другой стороны, само содержание книги — стихи — есть элемент субъективного бытия. Они созданы сознанием гениального поэта. Выделяют четыре формы бытия: 1. Бытие природы. выступает в двух ипостасях: ● - бытие вещей, явлений, процессов естественной природы, которую часто в философии называют «первой природой»; ● - бытие вещей и процессов, созданных человеком – искусственная, «вторая природа». Бытие естественной природы существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего 3. Бытие человека. Представляет собой телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие. Человек является частью природы и в этом отношении подчиняется действию её законов. В то же время человеческое бытие обладает спецификой. В традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь» 3. Бытие социального. Переплетаются материальное и идеальное, природа и дух, бытие делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию, нормы, систему общественных отношений. В обществе действуют не только всеобщие, но и общие, частные и специфические общественные законы. 4. Бытие духовное. Духовное начало незримо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности, оно представляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представления, суждения и умозаключения. Выделяют два уровня бытия: 1. Актуальное бытие. Под актуальным бытием в философии подразумевается все, что есть на данный момент, как важное для нас, так и не очень. Поэтому актуальное бытие — то бытие, которое есть сейчас. Для большинства читающих данные строки актуальное бытие — это учеба в высшем учебном заведении. 2. Потенциальное бытие. Потенциальное бытие — это бытие, которое может быть в будущем. Так, для студента потенциальное бытие — специалист с высшим образованием, работа по профилю. Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Парменид, считал, что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется бытием. Вопрос №21. Материя как философская категория. Уровни организации материи. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует вне и независимо от человека, отображается в его ощущениях. С физической точки зрения выделяют 2 вида материи: вещество и поле. Вещество – множество объектов от микрочастиц, макроскопических тел, космических систем, обладающей массой покоя. Поле – материальная среда, объединяющая эти объекты в системе большего порядка. С точки зрения исторического развития выделяют 3 формы материи: неживая материя – природные явления и процессы живая материя - все объекты, обладающие способностью к размножению, саморазвитию; социальная материя – все социально организованные системы от человека, до общества в целом. Уровни организации материи: Субатомный (микромир)–мир атомов и элементарных частиц, где неприменим принцип «состоит из»; Суператомный (макромир) – охватывает совокупность твердых, жидких, газообразных тел и процессов; мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин; Мегамир – планетарные образования, звезды, галактики, одним словом – Вселенная. Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания. Одна из главнейших тем «Метафизики» – рассмотрение взаимной связи между идеальным и материальным. Аристотель опровергает учение Платона об идеях, как самостоятельных сущностях, и доказывает, что «идея» только форма, в которой материя становится отдельным предметом, и что материя принимает форму по действию принципа, который называется у Аристотеля движением. Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть, когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами. Причины бытия в метафизике Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой. Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям. Вопрос №22. Движение и развитие. Формы движения материи. Движение – способ существования материи, всякое изменение вещей и процессов. Развитие - высшая форма движения, прогрессивное, поступательное преобразование от простого к сложному, от низшей формы к высшей, которая связана с преобразованиями во внутренней структуре объекта. Развитие – это качественное преобразование объекта. Примеры: Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи: Механическая – это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы. Физическая – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела. Химическая – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов. Биологическая – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ. Социальная – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства. Вопрос №23. Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции. Пространство и время – всеобщие формы существования материи, формы координации процессов и явлений. Все тела имеют определенную протяженность — длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. К основным свойствам пространства относят: Протяженность, Однородность, Изотропность (равноправность всех возможных направлений), Трехмерность. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Основными свойствами времени являются: Длительность, Однородность, Одномерность, Необратимость. В философии сформировались 2 концепции взаимосвязи пространства, времени и материи. Субстанциональная концепция(Демокрит, Эпикур, Ньютон): пространство и время – самостоятельные сущности. Они не связаны с существованием объектов материи, но имеют возможность влиять на них. Свойства пространства и времени не определяются особенностями, протекающими в материальных объектах и процессах. Существует некоторое Абсолютное пространство, которое неподвижно и неизменно. Его свойства не зависят ни от чего. Материя состоит из отдельных атомов, взаимосвязанных между собой. Время абсолютно, оно лишь определяет порядок следования друг за другом, длительность существования материальных объектов и целых систем. Реляционная концепция (Аристотель, Лобачевский, Гегель). Пространство и время проявляется как система отношений, возникающих между взаимодействующими материальными объектами. Основой реляционной концепции служит идея тесной взаимной связи времени, пространства и материи и их совместной связи с природой физических тел. В соответствии с этой концепцией пространство и время не существуют без взаимодействия. Подтверждение эта концепция нашла в работах А. Эйнштейна (теория относительности). В этой теории время является формой существования материи, отражающей продолжительность бытия материальных тел и череду их состояний. Пространство является формой существования материи, отражающей протяженность объектов материального мира, структуру, взаимозависимость материальных объектов и их частей. Вопрос №24. Сознание – его происхождение и сущность Предпосылкой развития сознания является отражение в неживой природе. Отражение – это всеобщее свойство материи на всех уровнях ее организации. Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. Являясь всеобщим свойством материи, отражение развивается вместе с ней и проходит длинный путь – от простейших форм в неживой природе до сложных проявлений на уровне социальной жизни: отражение в неживой природе; биологическое отражение; социальное отражение. Особенности отражения на социальном уровне связаны с развитием материального производства, социальных связей между людьми. Природа породила человека как биологическое существо, но, чтобы он приобрел черты социального существа, стал личностью, его должно воспитать общество, передав ему достижения разума и опыта предшествующих поколений. Сознание есть продукт деятельности материального органа - мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах. Мозг - необходимая, но не достаточная предпосылка сознания. Специфика психической деятельности людей, особенности их личности определяются не только анатомо–физиологическими свойствами человеческого тела, но в большей степени, условиями общественной жизни, сформированным в данном обществе общественным сознанием – признанными в обществе этическими, эстетическими, правовыми и др. нормами. Функцию передачи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта стала выполнять культура, которая вытеснила генетический способ трансляции поведенческих программ. Сущность сознания состоит в том, что это субъективный образ объективного мира, это активное отражение объективного мира в идеальных образах. Между созерцающим, мыслящим человеком и природой существует очень важное опосредствующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль – в природу. Это – практика, труд, производство. Истинная картина природы раскрывается человеку не в созерцании, а только через деятельность человека, в ходе которой он преобразует как внешний мир, так и самого себя. Вопрос №25. |