философия. Философия Билеты. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 115.5 Kb.
|
Философия эпохи Возрождения: черты и представители Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Основные предпосылки: 1) секуляризация общественной жизни (снижение религии в жизни общества) 2) возрождение античной культуры 3) гуманизм 4) интерес к искусству, человек как творец самого себя Николай Кузанский Главной проблемой в размышлениях Николая Кузанского было соотношение мира и бога. Н. К. утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе. Таким образом, противоположности в учении Кузанского объединяются – бог есть во всем, и все пребывает в боге, таков его главный принцип. Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" - это сам человек; "большой мир" - вселенная; "максимальный мир" - Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения "малого мира" и "максимального мира", т.е. человека и Бога: "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог ". В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся Богу. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок (посредник м-у ощущением и разумом) и разум. Разум — это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу. Вопрос №11. Философия Нового времени: основные направления. Рационализм — философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. 1) эмпиризм (Ф. Бекон) Фрэнсис Бэкон в своих исследованиях обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод. Бэкон развил новую науку — методология экспериментального естествознания, которую он утверждал, как залог будущего могущества человека. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «идолов». «Идолы рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «идолы пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «идолы рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; «идолы театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности. Согласно Бэкону, наука, состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом. 2) рационализм (Рене Декарт) Рене Декарт ставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер: Вселенная — это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Декарт твердо и ясно установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Душа, по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто созданное Богом. Второй аспект воззрения заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций — духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывают, рассуждает Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение Декарта: Я мыслю, следовательно, существую. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. Вопрос №12. Философия Иммануила Канта. (идеалист) Творчество Канта делиться на 2 периода: Докритический. В рамках данного периода Иммануил Кант направлял свое внимание на изучение природы, человеческой морали, религии, искусства, т.е. на окружающий человека мир и бытие самого человека. В работах докритического периода Кант находился под сильным влиянием рационалистической философии Декарта, согласно которой знания развиваются путем логических рассуждений. Вскоре, однако, Кант пришел к выводу, что логические рассуждения могут объяснить далеко не все явления, и не могут ответить на многие вопросы. Не может ответить на них и опытное знание. Это заставило его обратиться к «критике разума», то есть к критическому анализу возможности познавательной деятельности человека. В этом суть его критической философии. Период ее создания (1780е гг.) стал называться «критическим» периодом творчества Канта. Критический период был выражен в работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В первой из них Кант изложил свое учение о познании, во второй – этику как науку о регулировании практического поведения людей, в третьей – эстетику. Созданную им теорию познания Кант рассматривал как основную часть своей философии. Теория познания Кант различает: Апостериорное знание - совокупность суждений, каждое из которых зависит от опыта. Содержание апостериорных суждений основывается на чувственном материале Априорное знание - совокупность суждений, которые, не зависят от опыта. Только такое знание обладает признаками необходимости, всеобщности и доказательности. Априорные суждения являются достоверными. Большое значение в теории познания Канта приобретает различение аналитических и синтетических суждений. Первые только анализируют понятие, не прибавляя к нему ничего нового. Подобное суждение, не сообщая ничего нового, не обогащает наших познаний. Суждение синтетическое обогащает, расширяет, увеличивает наше знание: им единственно создается познание. Решая проблему обоснования научного, Кант пришел к выводу, что хотя всякое наше познание и начинается с опыта, более того познание по времени не может предшествовать опыту, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и вещи, как они существуют сами по себе (ноумены). Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей, составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. Однако за феноменами скрываются непостижимые, недоступные познанию, внешние по отношению к нему «вещи-в-себе». Например: «мир в целом», «душа», «бог» (как безусловная причина всех причинно-обусловленных явлений). Этика Вершиной философии у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей сущности. Этика выступает как особая часть философии, которая регулирует отношения между людьми. Любая регуляция таких взаимоотношений выражается в системе нравственных норм, которые предписываю поступать так, а не иначе. И Кант ставит проблему того, как и кем могут быть обоснованы такие нормы, чтобы иметь характер общей обязательности для людей. Кант считает, что нравственный закон должен существовать внутри человека, тогда он будет истинным и самодостаточным. Этот внутренний нравственный закон обозначается им как категорический императив. Соответственно, нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим – делать добро: долг по отношению к себе – самосохранение, «увеличение своего морального совершенства». С долгом соотносится внутреннее моральное чувство людей. Еще одним врожденным свойством человека является совесть, которая выступает как своеобразнвй практический разум, с помощью которого человек осуждает или оправдывает поступки других людей и самого себя. Вопрос №13. Философия Гегеля: основные черты. Объективный идеализм – учение, в котором за первичное и определяющие берется такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас — это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум. (Платон, Гегель). Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея — это: •единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Гегель рассматривает диалектику как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. Основой гегелевской диалектики становится идея о том, что все конечное на самом деле изменчиво и преходяще, потому что оно «выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Иными словами, внутренняя противоречивость явлений является источником развития как такового. Началом всего сущего (субстанцией) он видит Абсолютный дух, который, существуя, должен развиваться и познавать. Проходя процесс самопознания, Абсолютный дух раскрывается во всех своих проявлениях. В конечном счете можно заявить, что развитие происходит по причине существования противоречий. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: тезис — антитезис — синтез. Определенное понятие (тезис) подразумевает противоположность самого себя (антитезис), и между ними непременно возникает противостояние, противоречие, которое приводит к синтезу (объединению тезиса и антитезиса). И этот синтез представляет собой новую ступень развития — превращается в новый тезис. Пример: рождение бабочки. Изначально существует лишь гусеница, она может рассматриваться как тезис. После развития и питания личинка превращается в кокон. Кокон уже не является гусеницей, он ей противоречит, а значит является антитезисом. В конечном счете наступает синтез, и из двух противоречий рождается бабочка - новый тезис. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: Субъективный дух— душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя"). Объективный дух- следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух— высшее проявление духа, вечно действительная истина. -законы диалектики- Вопрос №14. Философия К. Маркса: материалистическое понимание истории Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс устанавливает определенную повторяемость в истории различных стран, в организации их общественной жизни. Он выделяет несколько основных исторических форм организации общества (или формаций). В основе различий между формациями лежат различия в типе организации материального производства. Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. Переход от одной общественной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция. Социальный детерминизм Маркса — это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия общества и личности. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек – не только объект, но и субъект социального действия. Признание объективной неизбежности исторического процесса перехода общества от одного качественного состояния к другому не означает отрицания сознательной деятельности, участия людей в ломке старых и создании новых общественных отношений. Напротив, научное понимание объективных закономерностей развития и функционирования общества создает предпосылки для действительно созидательной, целеустремленной деятельности человека. Масштабом измерения человека у Маркса является не Дух и не Природа. В противоположность этим заранее заданным внешним масштабам, у Маркса речь идет о предметно-преобразующей деятельности самих людей, в ходе которой они изменяют и мир, и самих себя. Процесс изменения людьми мира и процесс изменения самих людей есть исторический процесс. Поэтому люди - продукты истории, а не Бога и не Природы. Таково основное положение того воззрения, которое сам Маркс называл материалистическим пониманием истории. Вопрос №15. Основные направления: 1) славянофилы Яркими представителями были Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. В центре их внимания находились судьба России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания, тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, — «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса. 2) западники Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал идею «разумного эгоизма» (философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом). В области эстетики (о чем он написал свой труд «Об эстетическом отношении к действительности») Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, «прекрасное — это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. |