Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 436.5 Kb.
|
ПОЗИТИВИЗМ (махизм, эмпириокритицизм): Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход вещества в излучение), привело физиков к выводу: «материя исчезла». Нет Материи, а тела – это только комплексы ощущений. ТЕОЛОГИЯ: Материя есть только форма человеческого верования... Материя есть смертное заблуждение. Дух есть реальное и вечное, материя есть временное и нереальное... Материя - человеческое представление... Дух есть свет, а противоположное Духу есть материя, тьма, и тьма затмевает свет. Материальное чувство есть не что иное, как предположение об отсутствии Духа... Разум-Отец не есть отец материи... Материя и связанные с ней верования в грех, болезнь и смерть противоположны природе Бога и не могут исходить от Него... Разум есть Бог... Материя не сотворена Разумом и не создана для проявления Разума... Материя не имеет жизни, она не берет своего начала в Боге. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – неприятие материи ни в качестве субстанции, ни в качестве реальности. Ставится под сомнение само существование материи. Материальный мир – видимость, совокупность ощущений человека. У человека есть привычка воспринимать действительность как материальный мир.
Четыре уровня (формы существования) материи:
Материя существует как:
Универсальными свойствами материи являются:
Материя существует в виде:
Пространство и время – атрибуты материи (в марксистской философии). В истории философии распространён взгляд на пространство и время как самостоятельные субстанции, существующие наряду с материей (субстанциальная концепция пространства и времени). С появлением теории относительности Эйнштейна появилась реляционная концепция пространства и времени: пространство и время – это отношения между объектами и процессами. Свойства пространства: трёхмерность, протяжённость, однородность. Свойства времени: одномерность, длительность, необратимость.
"движение" - любое направленное изменение объекта, системы, отношения. Противоположность движению – покой (отсутствие изменений). Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. "развитие" - разновидность движения! Это необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ: "прогресс" - совершенствование развивающегося объекта, улучшение его качественных параметров, "регресс" - обратный прогрессу процесс, деградация. "эволюция" – постепенные количественные изменения. "революция" - резкий качественный скачок в развитии, коренное преобразование.
Подход, в соответствии с которым мир представляется как система развивающихся и взаимодействующих между собой объектов, называется ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ. ДИАЛЕКТИКА – философское учение о развитии. Это метод познания мира в движении и развитии. Диалектические идеи высказывали Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, Ленин и др. Гераклит – родоначальник ДИАЛЕКТИКИ (учения о всеобщей взаимосвязи и развитии). Он полагает, что всё существующее вечно и непрерывно изменяется, а причина изменений – борьба противоположных начал. Всякая вещь изменяется не произвольно, а переходит в свою противоположность (молодое становится старым, влажное сухим и т.п.). «В одну реку нельзя войти дважды!» ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1) всеобщая взаимосвязь всех явлений; 2) всеобщность движения и развития. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Формулировка закона: Борьба противоположностей в самой сущности развивающихся предметов (внутри их) даёт импульс к развитию. Закон единства и борьбы противоположностей отражает источник развития.
Формулировка закона: Накопление количественных изменений приводит к нарушению границы меры и смене качества. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отражает механизм развития.
Каждая последующая стадия развития не полностью отбрасывает предыдущую, но вбирает в себя некоторые её существенные моменты. Например, детство – зрелость – старость («впал в детство», беспомощность, наивность, доверчивость и проч.). Закон отрицания отрицания отражает направленность развития. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ – это предельно общие понятия. Мы не обходимся без них ни в теоретическом познании, ни в обыденном мышлении. - Они парные. Каждая пара категорий представляет собой единство противоположностей: бытия и сознания, общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. - Каждая категория из пары противоположна другой, - Вместе с тем не может существовать без другой, а также может в неё превращаться. Например, случайная мутация приведет к появлению у единичного организма нового признака, он может быть потом закреплен механизмом наследования, и станет необходимым общим признаком данной группы организмов. Категории диалектики отражают изменчивость, подвижность мира! Вот они – категории диалектики! "противоположность" - одна из двух «борющихся» сторон конкретного единства, которые являются сторонами противоречия. "противоречие"- единство противоположностей, движущий принцип развития. "количество"- категория, отражающая внешнюю сторону объекта, его величину, число, интенсивность тех или иных свойств; исчисляемые характеристики объекта. "качество"- категория, выражающая сущность объекта, его необходимую внутреннюю определенность; совокупность существенных характеристик, отличающая этот объект от других объектов, делающая этот объект самим собой. "мера"- единство количества и качества; норма, в пределах которой количественные изменения не приводят к качественной трансформации объекта. "сущность"- внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм. "явление"- внешние, непосредственно данные формы существования предмета "содержание"- единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. "форма"- способ существования и выражения содержания. "единичное"- наличие у каждого объекта только ему присущих свойств, которые позволяют отличать его от других объектов. "общее"- категория, выражающая определенное свойство или отношение, одинаковое у класса, множества предметов. "особенное"- категория, выражающая предмет в единстве единичного и общего (всеобщего). "возможность"- объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. "случайность"- категория, отражающая внешние, несущественные, единичные, неустойчивые связи. "необходимость"- категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся, всеобщие отношения действительности. "закономерность"- необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений. "причина"- явление, действие которого вызывает другое явление. "следствие"- явление, наступившее в результате действия другого явления – причины.
Древний Китай: мир рассматривался как иерархическая совокупность сложных разноуровневых сущностей: 5 первоэлементов, Дао, Дэ, Ци, Инь, Ян. Античные атомисты: бытие – это система разнообразных атомов Деисты Нового времени: мир – сложный саморазвивающийся механизм. ИТАК, МИР – сложное множество связанных между собой систем разного уровня и качества. Каждая система и мир в целом (он тоже система) обладают свойствами самоорганизации и саморазвития. ТИПЫ СИСТЕМ:
Системы также бывают:
Основатель системного подхода – Людвиг фон Берталанфи. СИСТЕМА – целостность, образованная множеством элементов, находящихся в функциональных отношениях между собой. ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ:
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая ПРИРОДА человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — СУЩНОСТЬ человека. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо обладает следующими свойствами: способностью и готовностью к общественно полезному труду, сознанием, речью, свободой и ответственностью… Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству (Фрейд) или социологизаторству (Маркс). Таким образом, природа человека биологическая, а сущность социальная. ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕКА - Религиозная теория. Подразумевает божественное происхождение человека. - Теория палеовизита. Пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. - Эволюционная теория Чарльза Дарвина. Человек произошел от обезьяноподобных предков в ходе естественного отбора благодаря механизмам наследственности и изменчивости. - Трудовая теория Ф. Энгельса. Главная причина появления человека (точнее, его эволюции) - это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
ЧЕЛОВЕК – высшая ступень в иерархии живых организмов. ИНДИВИД – отдельный человек, человек как единичный представитель человеческого рода и член какой-то социальной группы. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека. ЛИЧНОСТЬ – активный субъект общественной жизни, носитель индивидуального начала, раскрывающегося в системе его социальных отношений, в предметной деятельности, в общении. Это человек как общественное существо. Это социально значимые черты индивида: - свобода, - ответственность, - нравственность, - разум, - целеустремлённость, - работоспособность… На формирование личности влияют наследственные факторы (физиологические особенности ЦНС, анатомо-физиологические особенности), природно-географическая среда, социальные факторы (общественно-полезная деятельность, общение, воспитание, самовоспитание, макро- и микросреда).
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии. Подразделяется на 3 составляющие:
Аристотель: целью всех человеческих поступков является счастье (эвдемония), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Эпикур: цель человеческой жизни - удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Киники: цель жизни – счастье. А счастье – это добродетель. Добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Стоики: цель - нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Средневековая философия: цель жизни - воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев. Шопенгауэр: жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. ЖИЗНЬ БЕССМЫСЛЕННА! Экзистенциализм: жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. «Жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» (Сартр). Позитивизм: вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей (Витгенштейн). Прагматизм: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Религия: Смысл и цель жизни – познание Бога, любовь к Богу, праведная жизнь в соответствии с божественными заповедями (в христианстве). В исламе смысл жизни – в поклонении Всевышнему. Индуизм: смысл жизни – спасение и достижение высшего блаженства. Буддизм: смысл и цель жизни – прекращение страданий. Конфуцианство: смысл и цель – созидание идеального, совершенного общества. Даосизм: смысл жизни - познание Дао (мирового порядка), следование ему и слияние с ним. |