Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления современной западной философии. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Марксизм

  • Позитивизм

  • Ницше

  • Феноменология

  • Фрейдизм

  • Предмет

  • Требования феноменологического метода

  • Сознание

  • Экзистенциалистский тип философствования.

  • Философская герменевтика.

  • Г. Гадамер

  • Роль философии в осуществлении юридической деятельности. Существует раздел философии – философия права

  • Категория (понятие) «бытие»

  • Философское учение о материи. Понятие «бытие» шире, чем понятие «материя». В истории философии понятие «материя»

  • Первоначало существующего

  • Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата08.06.2018
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы Философия.doc
    ТипДокументы
    #46441
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основное произведение - «Философия общего дела». Человечество можно спасти и помочь ему обрести бессмертие. Достичь этого можно в том случае, если человек откажется от наращивания техники, разрушающей природу и ведущей человечество в тупик, и обратится к собственной своей естественной природе, станет сознательно управлять своей эволюцией. Но для этого нужно «общее дело», суть которого – достижение единства человечества. Всеобщее братство, по мысли Федорова, должно охватить не только ныне живущих людей, но уже ушедших и будущих. К.Э. Циолковский (1857- 1935) разрабатывал «космическую философию», призванную ответить на вопрос о вселенских целях жизни. Атом – некое бессмертное элементарное существо, претерпевающее различные судьбы по мере разных воплощений. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к круговой поруке и к заботе о мировом целом.

    В.И. Вернадский (1863-1944) стремился определить место человека не только на нашей планете, но и в космосе. В своей книге «Научная мысль как планетное явление» (1937-1938) он пишет, что современная эпоха характеризуется переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу В.И. Вернадский определил как область земли, охваченную «живым веществом», соседствующим с косными телами, преобладающими по массе и по объему. Между живым веществом и косной материей идет постоянный материальный и энергетический обмен. В.И. Вернадский обратил внимание на то, что в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере. Человечество превращается в мощную геологическую силу. Оно все более становится единым и неделимым, превращаясь в новое планетарное явление, и тем самым биосфера становится ноосферой. С этого периода начинается антропологическая эра в геологической истории земли.



    1. Основные направления современной западной философии.

    РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

    Марксизм: материалистическая диалектика; материалистическое понимание истории; раньше философа только объясняли мир, задача философии – изменить мир!

    Позитивизм: каждая наука – сама себе философия!

    Прагматизм: практика – критерий истины и смысловой значимости.

    ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

    Ницше: воля к власти конструирует мир. Сверхчеловек – существо, у которого воля к власти проявляется как любовь к человечеству.

    Экзистенциализм: существование предшествует сущности. Человек обретает свою сущность в пограничных ситуациях.

    Феноменология: предмет философии – мышление.

    Герменевтика: предмет философии – процесс понимания текстов.

    Неотомизм: религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу.

    Фрейдизм: сущность человека – основополагающая роль подсознательного в поведении человека.



    1. Феноменология как направление современной философии.

    Основана немецким философом, математиком Э. Гуссерлем (1859-1938). В работе «Логические исследования» (1901) Э. Гуссерль ставит задачу преобразования философии в строгую науку. При натуралистическом подходе философия не может заимствовать свой научный характер у естественных наук, так как сознание, человеческая субъективность как главный предмет философии – это нечто самостоятельное и ни от чего не зависимое. При историческом же подходе философия погружается в социально-культурную ситуацию конкретного исторического времени и становится мировоззрением своего времени, утрачивая при этом статус науки.

    Основы философствования - в самих мыслительных действиях. Предмет феноменологической философии - мышление как таковое.

    Метод феноменологической философии - феноменологический метод, позволяющий обнаружить и описать глубинные структуры сознания и вместе с тем обеспечить достоверность результатов познания.

    Требования феноменологического метода:

    1) феноменологическая редукция (она направлена на преодоление «естественной установки» нашего сознания, т.е. обращенности нашего обыденного сознания к внешнему миру). Необходимо «очистить» сознание от мыслей о бытии, о действительности, иначе мы не сможем обнаружить «чистое сознание».

    2) трансцендентальная редукция (она позволит освободиться от всех эмпирических, социальных особенностей индивидуального «Я» и перейти к «чистому сознанию», то есть к сознанию, «очищенному» от содержания сознания конкретного индивида). В результате дальнейшего углубления в структуру сознания обнаруживается основа всякой объективности – трансцендентальное «Я».

    Сознание – это всегда сознание чего-либо, это «сознание о», оно всегда направлено на какой-либо объект (оно ИНТЕНЦИОНАЛЬНО).


    1. Философские идеи фрейдизма.

    Глубокое проникновение психологии XX века во внутренний мир человека дало научные основания для сомнений в том, что поведение человека полностью определяется и контролируется сознанием. Психоанализ обнаружил подсознательные мотивы поступков.

    Австрийский врач Зигмунд ФРЕЙД (1856-1939) получил экспериментальный материал, подтверждающий основополагающую роль подсознания в поведении человека. Он пришёл к выводу, что подсознательная тяга выше и сильнее сознательных мотивов.

    Поведение человека, по мнению Фрейда, определяет взаимодействие двух воль:

    1. Воля к разрушению и смерти (инстинкт смерти Танатос): она находит выражение в войнах, убийствах, самоубийствах, преступлениях.

    2. Воля к жизни (сексуальный инстинкт – Эрос).

    Личность – продукт биологической эволюции в тесной зависимости от социально-культурной среды.

    Но биологического, природного в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного, социального.

    Биологическое в человеке Фрейд назвал областью бессознательного. При этом приоритет отдаётся сексуальному влечению – ЛИБИДО. «Человек есть эротическое существо».

    Бессознательное – невидимая, скрытая часть человеческой психики. Оно подобно подводной части айсберга, тогда как сознание – его видимая, надводная часть.

    Личность состоит из 3 структурных элементов:

    • «Оно» («ид») - сущностное ядро, глубинный слой бессознательных влечений;

    • «Я» («эго») - сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями и внешней реальностью;

    • «Сверх-Я» («супер-эго») – сфера долженствования, морально-критическая инстанция, выступающая для детей от имени родителей, а для всех – в виде общественных норм и ценностей.


    В либидо сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но живя в обществе, человек не может вполне удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится их сознательно ограничивать. В этом случае сексуальная энергия устремляется в другое русло - художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и т.п. Вся духовная культура является СУБЛИМАЦИЕЙ (превращением) исходных инстинктов человека.


    1. Экзистенциалистский тип философствования.

    В 40-60 годы экзистенциализм становится самым популярным философским направлением в Западной Европе и в немалой степени это связано с тем, что идеи экзистенциализма стали распространяться в общедоступной форме – в форме литературных произведений, эссе, афоризмов. Во Франции идеи экзистенциализма развивали Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Габриель Марсель (1889-1973). В Германии – Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), в России – Николай Бердяев (1874-1948), Лев Шестов (1866-1938).

    Выделяют атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный варианты экзистенциализма (Ясперс, Марсель, Бердяев).

    Экзистенциализм – это философия существования, возникшая в противоположность тем направлениям философии, которые исследуют сущность бытия с рационалистических позиций. Исходным понятием в экзистенциализме является понятие экзистенции – существования, и прежде всего – существования человека с его чувствами и стремлениями.

    Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции). Человек сначала рождается на свет, он «заброшен» в этот мир и ему только предстоит обрести свою человеческую сущность. Он будет формировать ее в течение всей последующей жизни каждым своим поступком и действием, последовательно выбирая между добром и злом, между различными возможностями, тем самым «проектируя себя» (Сартр).

    Таким образом, положение о том, что существование человека предшествует его сущности, означает, что человек – это «проект», это непрерывное становление, реализация своей самости в стремлении к подлинному существованию. Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное существование человека. Неподлинное существование – это обыденная повседневная жизнь в рамках заведенного порядка, в которую человек добровольно погружается, лишаясь при этом свободы. Но в этом удобном для себя бытии человек, тем не менее, чувствует потребность в чем-то подлинном, истинном, проявляющуюся как ощущение неправильности, недостойности, бессмысленности своего существования. Подлинное существование – это свободное, независимое от реальных отношений в обществе существование, требующее от человека ответственности и мужества в выборе действий. Свобода существует там, где есть свобода выбора: поскольку человек выбирает, постольку он свободен. Переход от неподлинного существования к подлинному возможен через пограничные ситуации – когда человек оказывается перед лицом смерти, испытывает трагическую вину, находится в беде. Свобода – это тяжкое бремя, которое вынужден нести каждый человек, стремящийся стать личностью.


    1. Философская герменевтика.

    ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория толкования текстов. Название «герменевтика» происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который, согласно мифологии, был посланником богов и толкователем их воли для людей. Герменевтическая проблематика возникает вместе с появлением письменности, а самостоятельной философской дисциплиной герменевтика становится благодаря немецким философам Ф. Шлейермахеру (1768-1834) и В. Дильтею (1833-1911).

    Ф. Шлейермахер сделал предметом рассмотрения сам процесс понимания и поставил задачу выявить закономерности или принципы понимания. Как возможно понимание? Что является необходимым условием понимания? В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что разные люди придают одним и тем же словам и вещам разные смыслы и содержание. Но, тем не менее, люди понимают друг друга и взаимодействуют между собой. Основанием для понимания является то, что мы живем в одном и том же реальном мире, в одном обществе, воспитываемся в одной культурной среде, обладаем сходной физиологической организацией. Другими словами, если бы между людьми не было различия, то не было бы и проблемы непонимания, а если не было бы сходства, то не было бы и основы для понимания. Поэтому необходимым условием понимания между людьми являются отношения тождества и различия (то есть сходства и различия участников общения и понимания). Понимание происходит в процессе языкового общения людей, при этом Шлейермахер различает:

    - внутреннее индивидуальное мышление

    - внешний языковой способ выражения мысли.

    Задача герменевтики - постижение внутренней сущности мышления исходя из внешней языковой формы. Автор, создавая некоторое произведение, вкладывает в него свои мысли, переживания, индивидуальные смыслы; понять этот текст и означает открыть и усвоить его смысл, то есть психологически проникнуть в духовный мир творца текста и реконструировать прошлое путем «вживания» в авторский мир.

    Один из принципов универсальной герменевтики Шлейермахера – принцип «герменевтического круга». В процессе понимания мысль постоянно движется как бы по замкнутому кругу: от целого к части и от части к целому. Целое (фраза) понимается исходя из части (слова), а часть – исходя из целого. Или, например, язык эпохи, к которой принадлежит автор какого-либо сочинения, выступает как целое, на основе которого может быть понята часть целого – конкретное сочинение автора.

    В. Дильтей впервые стал рассматривать понимание как функцию всей духовной жизни. Он считал понимание специфическим методом гуманитарных, общественных наук, которые называл науками о духе в отличие от наук о природе, естественных наук. Г. Гадамер вводит в круг герменевтических категорий категорию «диалог». Понимание – это «схватывание» жизни в процессе диалога.


    1. Проблемы современной философии России.

    Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х годов ХХ века и продолжающийся в настоящее время характеризуется:

    • отходом от догматизированных форм философии, пересмотром отношения к марксистско-ленинской философии

    • ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье).

    • Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму.

    • Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и методологическим эклектизмом.




    1. Роль философии в осуществлении юридической деятельности.

    Существует раздел философии – философия права, который занимается исследованием:

    • смысла права,

    • сущности права,

    • его оснований

    • его места в мире,

    • его ценности и значимости.

    Философский анализ права как исторической формы управления делами общества позволяет раскрыть право как целостное, всестороннее явление.


    1. Философский смысл проблемы бытия.

    Онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия. Понятие «онтология» введено в 17 веке немецким философом, психологом и врачом Рудольфом Гоклениусом.

    Категория (понятие) «бытие» введено в философию ПАРМЕНИДОМ (школа элеатов). Бытие – всё то, о чём можно сказать: «это есть», «это существует». Бытие неизменно и неподвижно.

    ЗЕНОН Элейский сформулировал апории, доказывающие противоречивость движения и, следовательно, неподвижность и неделимость бытия («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия» и др.)

    ДЕМОКРИТ – оппонент элеатов. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (из различных сочетаний атомов получаются разные вещи). Есть и бытие (атомы), и небытие (пустота).

    ПЛАТОН: Эйдосы (идеи) совершенны, неделимы и неизменны. Они обладают подлинным бытием. Изменчивый материальный мир – небытие.

    Таково античное понимание бытия.
    В средние века – другое понимание бытия. Только Бог обладает подлинным, сверхчувственным бытием. Всё остальное сотворено Богом, не имеет самостоятельности. Чем дальше от материального, тем ближе к Богу (то есть к подлинному Бытию).
    Философы Нового времени искали субстанциальную основу бытия.

    ДЕКАРТ (1596-1650) – дуалист.

    СПИНОЗА (1632-1677) – монист.

    ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – плюралист.
    В эпоху Просвещения произошло разделение проблемы бытия на две составляющие: бытие природы и бытие общества.
    Виды бытия:


    1. бытие природы (вещей, процессов, состояний)

    2. бытие социальное (бытие общества в целом и бытие отдельного человека)

    3. бытие духовное, идеальное (подразделяется на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида, и объективное идеальное, т.е. надындивидуальные его формы).

    То есть существует бытие материальное и бытие духовное (идеальное). Идеальная форма бытия – сознание.
    Понятие «бытие» шире, чем понятие «материя».


    1. Философское учение о материи.

    Понятие «бытие» шире, чем понятие «материя».

    В истории философии понятие «материя» претерпело существенное развитие:

    • Первоначало существующего.

    У Фалеса это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Эмпедокла – 4 стихии вместе. У Демокрита – атомы.

    • Потом в философии появилось понятие «субстанция». Но субстанция (причина самой себя) легко наполняема как материалистическим, так и идеалистическим содержанием. Она не заменяет понятие «материя».

    • В Новое время материя стала отождествляться с веществом. Материальное = вещественное.

    • На рубеже XIX-XX вв. обнаружено электромагнитное поле (невещественный вид объективной реальности). То есть необходимо расширить понятие материи. Это сделал ЛЕНИН: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях».

    То есть материя – то, что существует вне и независимо от человеческого сознания. Весь мир делится дихотомически: наше сознание и всё остальное. Материя – всё, что не является сознанием.
    МАТЕРИАЛИЗМ

    Материя вечна: несотворима и неуничтожима. Весь окружающий мир – это материя, принимающая различные состояния и формы. Материя существует в качестве субстанции, а идеальное становится возможным в резуольтате развития материи. Идеальное (сознание) – продукт материального – мозга.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта