Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское учение Ф.Бэкона.

  • Основная идея эмпиризма

  • 4 вида «идолов

  • ВРОЖДЁННЫМ ИДЕЯМ

  • Рационализм утверждает первенство разума в познании, его независимость от чувственных восприятий

  • Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

  • (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри – французские материалисты) – «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного»

  • Особенности немецкой классической философии. Представители немецкой классической философии (конец 18 – первая треть 19 вв) : Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

  • Философское учение И.Канта.

  • «Критика» - давно назревшая проверка возможностей разума.

  • Мы можем знать только явления, но ничего не можем знать о вещах-в-себе (то есть о мире как он есть).

  • ИТАК, "Вещь-в-себе"

  • "Вещь-для-нас"

  • "Понятия о безусловном"

  • "Категорический императив"

  • Он дал модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития.

  • В основе его философской системы – 2 принципа

  • Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата08.06.2018
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы Философия.doc
    ТипДокументы
    #46441
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Характерные черты философии Нового времени. Основные течения гносеологии.

    Основные черты философии Нового времени.

    Изменяются экономика, политика, социальные отношения. В Новое время возникает новое мировоззрение: духовная диктатура церкви еще более ослабела, феодальная система ценностей разрушается. Главной ценностью становится человек. Встаёт новый мировоззренческий вопрос: каково место человека в обществе эпохи перемен? На первый план выходят социальные вопросы.

    Революции происходят не только в обществе, но и в науке. Научная революция была связана с развитием торговли, мореплавания, многочисленными техническими нововведениями, необходимыми для развития мануфактурного производства. Значительно изменилась ориентация философии. Если в средние века философия выступает в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время – в союзе с точными и естественными науками. Осмысливается новая задача философии и науки – увеличение власти человека над природой.

    Наука Нового времени опирается на практику материального производства.

    Кроме того, потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого на первый план в философии выдвигаются проблемы гносеологии.
    В Новое время спор реалистов и номиналистов на новом, более высоком, уровне предстаёт как борьба эмпиризма и рационализма в философии. Это основные течения гносеологии Нового времени.

    (ЭМПИРИЗМ – позиция, согласно которой опыт есть фундамент и источник знаний. РАЦИОНАЛИЗМ – позиция, согласно которой разум играет ведущую роль в познании, он не зависит от чувственных восприятий.)


    1. Философское учение Ф.Бэкона.

    Родоначальник эмпиризма – Фрэнсис БЭКОН (1561-1626).

    Основная задача философии – конструирование нового метода познания, а цель науки – принесение пользы человечеству. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука – средство, а не цель. Наука познаёт природные явления ради использования этих явлений для блага людей.

    В главном сочинении Бэкона («Новый Органон») изложена новая логика как главный путь к получению новых знаний и построению новой науки.

    Основной метод науки, по мнению Бэкона, - ИНДУКЦИЯ, опирающаяся на опыт и эксперимент.

    Основная идея эмпиризма: ОПЫТ («эмпирия») – фундамент познания. Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов.

    Эмпиризм абсолютизирует опыт, чувственное познание, принижает роль рационального познания. 
    Человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Мешают предрассудки – «идолы». Существует 4 вида «идолов»:

    1. идолы рода – самые опасные, они коренятся в самой сущности человека, в его чувствах и разуме. Человеческий ум подобен неровному зеркалу, изогнутость которого искажает всё то, что отражается в нём.

    2. идолы пещеры (индивидуальные особенности людей, психологический склад, склонности, пристрастия, воспитание). Каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, это приводит к субъективному искажению картины мира.

    3. идолы площади – используя язык, речь, мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка. Неудачный и неправильный выбор слов мешает познанию.

    4. идолы театра (вера в авторитеты, мешающая без предубеждений исследовать природу). Особенно мешает ученым догматическая приверженность Аристотелю, высшему научному авторитету средних веков. Слепое суеверие и неумеренное религиозное рвение – это тоже идолы театра.


    Как избавиться от идолов, победить их? Обратиться к опыту и обработать научные данные научным методом. Какой же метод следует считать научным?

    Существует 3 пути познания:

    • путь паука (попытка вывести истину из чистого сознания), этим методом пользуются догматики и рационалисты. Они пренебрегают фактами действительности.

    • путь муравья (узкий эмпиризм). Сбор разрозненных фактов без умения их обобщать.

    • путь пчелы – исследователь поднимается от эмпирии к теории, придерживаясь принципа единства чувственного и рационального.


    БЭКОН ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

    Бэкон надеялся, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. 


    1. Философия Р.Декарта.

    Рене ДЕКАРТ (1596-1650), как и Бэкон, важнейшую цель познания видит в господстве человека над природой. Как и Бэкон, Декарт сомневается в достоверности всего, что до сих пор считалось достоверным знанием.

    Ни данные ощущений, ни результаты мышления не дают достоверного знания, по мысли Декарта. Почему? Иллюзии чувств делают ненадёжными показания ощущений, ошибки рассуждений делают сомнительными выводы рассудка.

    Поэтому познание надо начинать со ВСЕОБЩЕГО РАДИКАЛЬНОГО СОМНЕНИЯ!

    Можно и нужно сомневаться во всём: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т.д. Только в одном можно быть уверенным – что существует само сомнение. Существование моего сомнения доказывает существование мышления. Cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я существую!

    Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к заблуждениям, а Декарт, наоборот, пытается обнаружить идеи, присущие сознанию от рождения.

    К ВРОЖДЁННЫМ ИДЕЯМ относятся:

    А) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность и т.п.)

    Б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «у всякой вещи есть причина», «нельзя одновременно быть или не быть», «целое больше части» и проч.)

    Итак, в познании ведущая роль принадлежит разуму. Декарт – РАЦИОНАЛИСТ. Рационализм утверждает первенство разума в познании, его независимость от чувственных восприятий.

    Поскольку исходными положениями науки являются аксиомы, в логической цепи ДЕДУКЦИИ, следующей за аксиомами, каждое звено тоже достоверно. Но для ясного и отчётливого представления всей цепи дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения (ИНТУИЦИИ) ИМЕЮТ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДЕДУКЦИЕЙ. Вооруженный достоверными средствами мышления – интуицией и дедукцией – разум может достигнуть достоверного знания, конечно, еще и при использовании истинного метода:

    • начинать с очевидного и простого;

    • расчленять проблему на составляющие её частные проблемы;

    • переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

    • критерием истины считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и дедукцию, позволяющую получать следствия из них…


    Философия Декарта оказала исключительное влияние на последующую философию.

    Основное понятие онтологии Декарта – понятие субстанции. Субстанция – вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя).

    Подлинной субстанцией всего сущего, творцом всех вещей, источником блага и Истины является БОГ. А в сотворенном мире Декарт допускает два независимых друг от друга и равноправных первоначала: нематериальную и материальную субстанции.

    Основной атрибут материальной субстанции – протяжение, нематериальной – мышление. Остальные атрибуты (коренные свойства) субстанций производны от этих первых и их Декарт называет модусами: модусы мышления – это воображение, чувство, желание и проч.; модусы протяжения – фигура, положение, движение и проч.

    И в человеке сосуществуют две субстанции: протяжённая (телесная) и мыслящая (духовная). Они равноправны и независимы друг от друга.

    Действия субстанций строго скорректированы благодаря Богу, наподобие того, как два часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведены мастером, который синхронизировал их часовые стрелки.


    1. Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    ПРОСВЕЩЕНИЕ - XVIII век не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий.

    Хотя критика схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции имели место ещё в XVII веке, просветители:

    Во-первых, апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному;

    Во-вторых, на смену критики схоластики приходит критика метафизики (метафизика прибегает к умозрительным конструкциям, тогда как научный метод опирается на опыт и эксперимент).
    В главном произведении французского материализма (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри – французские материалисты) – «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного» Поля Анри Гольбаха – представлены взгляды материалистов на природу, человека и религию:

    • Кроме природы ничего не существует.

    • Природа – это единство материи и движения, цепь причин и следствий.

    • Всё во Вселенной находится в движении. Законы движения:

    - закон самосохранения (для тел природы это инерция, для людей – любовь человека к самому себе);

    - закон необходимости (в природе всё необходимо);

    - закон взаимосвязи действия и противодействия, притяжения и отталкивания.
    Особенностью философии этой эпохи – в частности, - французского материализма, - является ориентация на механику. Механистический материализм выразился в следующих взглядах (у Гольбаха, Ламетри, Гельвеция): реально не существует ничего, кроме материи и её движения. Движение есть способ существования материи. Причина движения – в самой природе. А движение (особенность естествознания того времени) сводится к механическому перемещению. Отсюда и представление о человеческом познании как о пассивном отражении внешнего мира. Материя – всё, что способно воздействовать на наши чувства.

    Отличается от материалистического взгляд Вольтера. Он деист: Бог сотворил природу из материи, а далее природа развивается по собственным законам. Поэтому-то нет никакой предустановленной гармонии, существует зло в мире (Бог за всё это не отвечает).
    ЧЕЛОВЕК

    Человек – исключительно материальное существо, полностью принадлежащее природе и зависящее от неё. Душа так же материальна, как и тело. Это способность тела чувствовать и размышлять по поводу полученных ощущений. Никакой особой духовной субстанции, отличной от тела, нет. Врождённых идей не существует, все они – порождение опыта.
    АТЕИЗМ
    Причина религии – невежество и страх людей. «Человек по аналогии с самим собой приписывает всякой воздействующей на него неизвестной причине волю, ум, намерения, планы, страсти». Бог – сверхъестественное существо, созданное человеком по своему подобию. Словом «Бог» люди называют наиболее скрытую, далёкую и неизвестную причину наблюдаемых явлений».


    1. Особенности немецкой классической философии.

    Представители немецкой классической философии (конец 18 – первая треть 19 вв) : Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

    • Преемственность, внутренняя связь в развитии философских учений данного периода (каждый последующий философ начинал строить собственную философскую систему на основе теоретических достижений предшественника);

    • Оригинальность, глубина, завершённость философских систем;

    • Диалектичность картины мира и способа познания;

    • Придание особого значения философскому знанию как необходимому основанию познания, методологии научной деятельности. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего, показала ее практическое значение.

    Это итог развития всей предшествующей западноевропейской рационалистической философии.



    1. Философское учение И.Канта.

    Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

    В его творчестве различают 2 периода:

    1) докритический (основное внимание уделяет естествознанию, выдвигает знаменитую гипотезу возникновения Солнечной системы из вращающейся туманности).

    2) критический (изучает проблемы познания).

    «Критика» - давно назревшая проверка возможностей разума.

    Предмет теоретической философии – не изучение природы, мира и человека, а установление законов человеческого разума и его границ. Кант рассматривает познание, во-первых, как процесс, а во-вторых, как субъектно-объектное отношение.
    Главные философские работы Канта называются: «Критика чистого разума» (там изложена теория познания), «Критика практического разума» (этика» и «Критика способности суждения» (эстетика). Такое деление философского учения отражает, на взгляд Канта, 3 задачи философии, позволяет ответить на 3 философских вопроса:

    1. Что я могу знать?

    2. Что я должен делать?

    3. На что я могу надеяться?


    3 ступени познания:

    1) чувственность

    2) рассудок

    3) разум
    Мы можем знать только явления, но ничего не можем знать о вещах-в-себе (то есть о мире как он есть).
    Философия не может быть наукой о мире, она может только изучать границы познания.
    В этике Кант пытается отыскать АПРИОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ.

    Человек живет в двух мирах: в чувственно воспринимаемом мире он подчиняется законам природы, в умопостигаемом мире он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону.

    В природном мире действует принцип: ничто не может быть причиной самого себя, причина – в другом явлении.

    В мире свободы другой принцип: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться как к средству для чего-то другого.

    Человек есть вещь сама по себе!

    Знание умопостигаемого мирра – это знание-требование. Это знание сводится к содержанию КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА («императив» - обязательное повеление) - высшего нравственного закона). Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства (то есть чтобы твой поступок, ко всеобщему благу, могли бы совершить и все другие). Человек сам создает для себя моральный закон. Он внутри его.

    Исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, поэтому принцип удовольствия противоположен принципу морали.

    ИТАК,

    "Вещь-в-себе" (ноумен) – вещь как таковая, вещь сама по себе; реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.

    Это вещь умопостигаемая, в отличие от вещей чувственно воспринимаемых (феноменов).

    "Вещь-для-нас" чувственно-воспринимаемые и рассудочно-мыслимые предметы; познанная “вещь в себе”. 

    Аналитические суждения и синтетические суждения" – Аналитические суждения не несут новой информации об объекте, они априорны. Синтетические суждения расширяют и добавляют информацию об объекте (они могут быть априорными и апостериорными).

    "Понятия о безусловном" у Канта – кантовская этика – это этика ригоризма (строгого долженствования). Если человек заинтересован в оказании помощи другому, то это безнравственно. Нужно помогать, потому что так дОлжно поступать. Без всяких оговорок и условий.

    "Категорический императив" – «поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства».



    1. Философская система Г.Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – вершина классической немецкой диалектики.

    Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

    Он дал модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития.

    Он сконструировал диалектику как систему законов и категорий.
    В основе его философской системы – 2 принципа:

    1) тождество бытия и мышления;

    2) способность духа к движению и развитию.

    ТОЖДЕСТВО БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ (ПАНЛОГИЗМ)

    Мышление (абсолютная идея) – это не зависимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

    Всякое развитие, по Гегелю, протекает по следующей схеме:

    - тезис (утверждение, или полагание);

    - антитезис (отрицание этого утверждения);

    - синтез (отрицание отрицания, «снятие» противоположностей).

    Можно сказать, что философская СИСТЕМА Гегеля построена на основе этой триады. Эта система показывает поступательный характер развития мира.
    Абсолютная идея проходит следующий круг развития:

    1. Логика (исходный смысл, тезис).

    2. Природа (противоположный смысл, антитезис).

    3. Дух (синтез).

    Абсолютная идея отчуждает себя (превращается) в природу, а потом в человеческом мышлении и всемирной истории снова возвращается к себе.
    В мире нет ничего, кроме развивающегося и отчуждающего себя в разные формы разума. Мир логичен, т.е. существует и развивается по законам разума.
    3 закона диалектики:

    • Закон отрицания отрицания

    • Закон перехода количества в качество

    • Закон единства и борьбы противоположностей
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта