Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 436.5 Kb.
|
Самоорганизация – как проявление бытия материального и идеального. САМООРГАНИЗАЦИЯ – способность материальных систем без участия внешних воздействий самосовершенствоваться, повышать уровень адаптации к окружающей среде. Это происходит за счет спонтанной, но целенаправленной активности. Перестраиваются существующие и формируются новые связи, создаются новые структуры внутри старой системы. Система подвергается внешним воздействиям, но и ВНУТРИ СИСТЕМЫ происходят незначительные случайные колебания – флуктуации. В замкнутых, закрытых системах в результате флуктуаций растёт хаос (возрастает ЭНТРОПИЯ), а открытые системы изменяются внутренне, в них создаются новые связи, их организация совершенствуется. СИНЕРГЕТИКА – научное направление, изучающее самоорганизацию в природе и обществе как открытых системах.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая ПРИРОДА человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — СУЩНОСТЬ человека. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо обладает следующими свойствами: способностью и готовностью к общественно полезному труду, сознанием, речью, свободой и ответственностью… Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству (Фрейд) или социологизаторству (Маркс). Таким образом, природа человека биологическая, а сущность социальная.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, исследующий состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его возникновения, функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. ОБЪЕКТ социальной философии – общество. ПРЕДМЕТ социальной философии – законы и движущие силы функционирования и развития общества. Социальная философия выполняет как методологическую, так и гносеологическую функции по отношению к другим социальным наукам. Она помогает глубже понять многообразные социальные связи и отношения, складывающиеся в обществе. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО:
В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства. Возрождение: Общество – результат деятельности самих людей, а не творение Бога. Общественная жизнь людей должна быть соизмерима со здравым смыслом и законами природы. Новое время: Фундамент государства – наука, техника, торговля, научная технология управления (Ф. Бэкон). В догосударственный период происходила «война всех против всех» (Т. Гоббс), «естественное состояние» войны всех против всех преодолевается путем образования государства путем общественного договора. Общественный договор – добровольная передача власти и силы одному человеку или группе лиц. Таким образом, государство – искусственное образование, основанное на отчуждении естественных прав индивидов. Государство заменяет эгоистические законы природы общественными законами. XIX в. Гегель: История является «прогрессом в осознании свободы». Развитие истории приводит к разрушению естественного состояния человека, к разрыву животной слитности человека с природой. Человек приобретает свободу в государстве, в общежитии с другими людьми. Маркс: История – закономерный, единый и многообразный процесс. Ведущий фактор развития общества – материальные производственные отношения («базис»). Над базисом возвышается юридическая, политическая и идеологическая «надстройка». Изменения в базисе ведут к изменениям в надстройке и, в конечном счете, к смене общественно-экономической формации. Конт: описывает характеристики общества с позиций социальной статики (идея социального порядка) и социальной динамики (идея социального прогресса). XX в. Шпенглер: Человеческая история – не линейный прогрессивный процесс, этапы которого проходят все народы, а множество (8) не связанных друг с другом локальных «закрытых» культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская («аполлоновская»), западноевропейская («фаустовская»), культура майя, русско-сибирская культура. Каждая культура проходит свой жизненный цикл (рождение-рост-расцвет-старение-закат), который длится примерно 1000 лет. Белл: Концепция постиндустриального общества (3 фазы в истории человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная). Россия: Для русской философии во все времена характерны проекты социального преобразования в соответствии с общественным идеалом. Главный вопрос – судьба и место России в мировой истории, миссия русского народа. ОБЩЕСТВО - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Общество представляет собой сложную, иерархическую, открытую, динамичную систему. Существует несколько походов к развитию общества:
Общество – сложная, иерархическая, открытая, динамичная система. Основные сферы общества (1 вариант):
Основные сферы общества (2 вариант):
Элементы общества как системы:
ТИПЫ ОБЩЕСТВ:
Общество — динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены 4 основных типа социальной динамики:
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Гегель критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом. А критерий должен быть универсальным, действовать для всех стран и эпох, охватывать жизнь человека и общества в целом. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: 1)ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
71. Сущность и типы социальной регуляции (традиции, мораль, право, религия). Атрибутивным свойством общества является СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. За многовековую историю человечество превратилось в сложную многоуровневую систему. Элементы этой системы тесно взаимосвязаны, но не всегда гармонично сочетаются. Происходят конфликты вплоть до войн. Чтобы согласовать интересы индивидов и социальных групп, гармонизировать общественные отношения, необходима социальная регуляция. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – правила и образцы поведения людей в обществе. Самые важные социальные нормы:
Элементы религии: доктрина, культ, церковь.
Нравственные ценности: справедливость, добро, совесть, честь, достоинство… Функции морали:
ОТЛИЧИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ОТ ЗАКОНОВ: - Мораль появилась раньше политики и права. - Пронизывает все стороны общественных отношений (а право – только определенную область). - Выражает общественное мнение (а право – волю государства). - Моральные нормы формулируются обществом, людьми (а правовые – государством). - Моральные нормы существуют в виде неписаных правил, а также в виде поучений и притч (а правовые нормы – в письменном виде в юридических актах). - Дают больший простор для толкования, чем правовые нормы. - Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе (реализация правовых норм обеспечивается принудительными государственными мерами). - Моральные нормы исполняются в силу привычки, внутренних побуждений, исполнять их или нет, решает сам человек; совесть – внутренний судья человека (а правовые обязательны для исполнения). - Моральные нормы формулируются в абстрактно-обобщённой форме (а правовые четко указывают, что можно делать, а чего нельзя). - Регулируют не только поступки, но и мысли, чувства (право регулирует только поступки). - Показывают идеал поведения, порой недостижимый (правовые нормы основываются на реальных условиях жизни). - Для оценки поведения используют критерии «честно-нечестно», «нравственно-безнравственно», «справедливо-несправедливо» (а правовые – «правомерно-неправомерно», «законно-незаконно»).
ПРИРОДА в широком смысле слова – это то же, что и Вселенная, а порой – то же, что и материальный мир. ПРИРОДА в узком смысле слова – та часть материального мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни. Эта часть материального мира носит название БИОСФЕРА. ОБЩЕСТВО - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности; совокупность объединений людей и способов их взаимодействия. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой. Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Тейяром де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе. ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. К природе надо относиться как к уникальному целостному организму. Принцип – партнёрство, сотрудничество, диалог человека и природы.
Человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры. В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка". КУЛЬТУРА – 1) духовные и материальные ценности, созданные человеком (ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД). 2) способ жизнедеятельности человека (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД). Это процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями. Но существуют 2 вида культуры: - духовная (это духовная деятельность и её результаты); - материальная (это материальное производство и его результаты). СТРУКТУРА духовной культуры: наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; СТРУКТУРА материальной культуры: орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта. Функции культуры - Социализаторская. - Информационная. - Познавательная. - Коммуникативная. - Нормативная. - Знаковая. - Ценностная. - Духовно-нравственная (воспритательная) - Потребительская (релаксационная). |