Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Исторические типы мировоззрения. мифологическое.

  • Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

  • Сущность и структура философского знания.

  • Место и роль философии в культуре.

  • Основные направления и подходы в философии.

  • Главные философские категории и проблемы. Основные вопросы философии. Проблемы (сложные вопросы, связанные с поиском нового знания) философского знания

  • Философская мысль в Древней Индии. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  • 2 группа – неортодоксальные направления

  • Философские учения Древнего Китая. КОНФУЦИАНСТВО

  • Античная философия, ее особенности и этапы развития.

  • ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Ксенофан, Парменид, Зенон

  • Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата08.06.2018
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы Философия.doc
    ТипДокументы
    #46441
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.


    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место человека в нем.

    У каждого человека имеется мировоззрение (индивидуальное), есть мировоззрение и у социальных групп, и у общества в целом.

    Мировоззрение формируется или стихийно, или целенаправленно (например, идеология формирует мировоззрение).

    Мировоззрение – это система.

    СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

    1. миропонимание (интеллектуальный процесс; это понятия, суждения, умозаключения о себе, мире и своих взаимоотношениях с миром)

    2. мировосприятие (наглядные представления о мире);

    3. мироощущение (эмоции, настроения).



    2. Исторические типы мировоззрения.

    1. мифологическое.

    В нём преобладает мироощущение. Мифологическое мировоззрение в природе видит духовную сторону. Естественное и сверхъестественное, фантазии и реальность смешиваются. Человек не выделен из природы, он растворен в ней. А мифологическая картина мира антропоморфна (человек переносит на мир свои мотивы и переживания). Ценности и нормы в мифе представлены образами богов и героев. Они дают людям образцы должного поведения.

    Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.


    1. религиозное.

    Действительность делится на 2 мира: естественный (мир людей) и сверхъестественный (мир богов). А в мифологии такого раздвоения нет. Происходит разделение знания и веры (в мифологии они едины). Знание имеет дело с естественным миром, а вера – со сверхъестественным.

    - религия, как форма мировоззрения, опирается на веру в сверхъестественное;

    - религиозное мировоззрение предполагает возможность установления контакта между двумя мирами, естественным и сверхъестественным при помощи специфической культовой системы и обрядности.


    1. философское.

    «Философия» - «любовь к мудрости». В отличие от религии, философское мировоззрение понятийное. Философия даёт последовательные, логичные, обстоятельные ответы на мировоззренческие вопросы. Она апеллирует не к чувствам, не к вере, а к разуму.
    Существует 3 типа философского мировоззрения:

    • космоцентризм

    • теоцентризм

    • антропоцентризм



    1. Сущность и структура философского знания.

    Философия – это рациональная форма мировоззрения.

    ФИЛОСОФИЯ – это

    - осознанное, теоретически оформленное мировоззрение;

    - наука, в корне отличающаяся от конкретных наук (это попытка научного взгляда на мир в целом, а не на одну какую-то его сферу);

    - методология всех наук (это сущность и обобщение всех методов, универсальный метод);

    - персонифицированное самосознание эпохи (на любом крупном философском учении лежит печать философа и эпохи, в которую он живёт).
    СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ:

      • Онтология (учение о бытии);

      • Гносеология (учение о познании);

      • Логика (наука о законах мышления);

      • Этика (учение о морали и нравственности);

      • Эстетика (наука об эстетическом как специфическом проявлении ценностного, противоположного утилитарному, отношения человека к миру);

      • Социология (наука об обществе);

      • Антропология (философское учение о человеке).




    1. Функции философии.


    ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

    1. мировоззренческая (абстрактно-теоретическое, понятийное объяснение мира);

    2. методологическая (философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности);

    3. прогностическая (философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    4. критическая (философия учит подвергать всё сомнению);

    5. аксиологическая (оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей);

    6. гносеологическая (философия учит теоретическому мышлению и мудрости);

    7. социальная (объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению).



    1. Место и роль философии в культуре.

    Философия не только систематизирует знания о мире, но и создает ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию этой гуманитарной науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.

    Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это - утопия?»


    1. Основные направления и подходы в философии.


    МАТЕРИАЛИЗМ: материя – единственная субстанция, а сознание – высшая форма отражения материей самой себя. (Фалес, Демокрит, Бэкон,Фейербах, Маркс…)

    ИДЕАЛИЗМ: идеалисты считают субстанцией идеальное.

    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ: основой действительности является высшее идеальное начало (дух, абсолютная идея, Бог и проч.). Оно творит материю, материальный мир. (Платон, Гегель)

    СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ: единственной реальностью обладает сознание, а в нем в виде ощущений, представлений и понятий существует материальное. Существование материи вне сознания подвергается сомнению или отрицается. (Беркли, Юм)

    МОНИЗМ: существует одна субстанция, т.е. первооснова бытия.

    ДУАЛИЗМ: существуют 2 равноправные субстанции (материальная и духовная). (Декарт)

    ПЛЮРАЛИЗМ: существует множество субстанций. (Лейбниц)

    ГНОСТИЦИЗМ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ): мир познаваем. (большинство философов)

    АГНОСТИЦИЗМ: невозможно познать сущность мира, познанию человека доступны лишь явления. (Кант)

    ДИАЛЕКТИКА: реальность находится в постоянном движении, всё в мире связано причинно-следственными связями. (Гераклит, Гегель, Маркс…)

    МЕТАФИЗИКА – подход, противоположный диалектике; явления рассматриваются в статике. (французские материалисты эпохи Просвещения: Гельвеций, Ламетри, Гольбах…)



    1. Главные философские категории и проблемы. Основные вопросы философии.

    Проблемы (сложные вопросы, связанные с поиском нового знания) философского знания

    - имеют предельный характер (т.е. шире их ничего нет). Например, что такое субстанция? Что такое причинность? Что такое бытие? Бытие первично или сознание?

    - являются «вечными» (инвариантными). Например, в чем смысл жизни? Что такое счастье?

    - не имеют окончательного однозначного ответа.
    Лучше всего сущность философских проблем выразил Иммануил Кант. Он считал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

    1. Что я могу знать?

    2. Что я должен делать?

    3. На что я смею надеяться?

    ОСНОВНОЙ ФОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к материи. Что первично, а что вторично?


    1. Философская мысль в Древней Индии.


    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
    В Древней Индии сформировались 2 группы этико-философских систем:

    1 группа – ортодоксальные направления (брахманизм, веданта, миманса, йога и др.)

    Они опирались на авторитет Вед.

    Веды – это древний памятник культуры.

    БРАХМАНИЗМ.

    Брахман – душа мира, абсолют, божественная первооснова всего сущего. Но человек может познать Брахмана, т.к. он в человеке содержится (душа человека включает 2 составные части: атман (бесконечная бессмертная частица Брахмана) и манас (смертное индивидуальное начало)). Познавая свою душу в процессе медитации, человек познает Бога в себе. Бога мы не видим, но можем познать его сердцем и умом.

    Когда в ходе медитации поэтапно отключаются 5 знаний (органов чувств) и отключается рассудок, то включается высшее состояние – мокша (высшее блаженство).

    Душа обречена на постоянные перерождения, но жизнь – это совокупность страданий.

    Карма – воздаяние. Если человек несёт в себе злое начало, умирая, он возрождается затем на земле (сансара – перерождение). Причем в теле, например, лягушки или таракана. Если же человек добрый, чистый, смелый, то человек постепенно приближается к божеству.
    2 группа – неортодоксальные направления (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята и др.). Самое влиятельное – буддизм.

    БУДДИЗМ

    Брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений, а буддизм (VI в. до н.э.) утверждает, что всякая жизнь – страдание, а единственное средство избавиться от страданий – полностью выйти из сансары (сансара – признание вечности и неуничтожимости души).

    Основатель учения – Сиддхартха Гаутама (Будда). «Буддой» (просветлённым) он стал называться после того, как постиг 4 благородные истины.

    Основные идеи буддизма (4 БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ)

    • Жизнь есть страдание (рождение – страдание, старость – страдание, болезнь, смерть, разлука с приятным, неполучение желаемого и т.п.)

    • Корень страдания – в жажде жизни.

    • Если познать причину страдания, то можно и избавиться от страданий.

    • Существует восьмеричный путь избавления от страданий:

    - правильное понимание (знание благородных истин);

    - правильная решимость (преобразовать свою жизнь в соответствии с 4 истинами);

    - правильная речь (воздержание от клеветы, грубости, фривольных разговоров);

    - правильное действие (ахимса, не кради, обуздание полового влечения, воздержание от опьяняющих веществ);

    - правильный образ жизни (жить честным трудом, не нарушая ни одну из заповедей);

    - правильное усилие (борьба с дурными мыслями и соблазнами);

    - правильное внимание (понимание того, что всё преходяще, отвращение к телу, уму и чувствам);

    - правильное сосредоточение (медитация).

    Таким образом, буддизм – этико-философское учение. Он дает человеку конкретную жизненную программу.


    1. Философские учения Древнего Китая.


    КОНФУЦИАНСТВО (Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Главное произведение – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

    В центре внимания этой философской школы – общество, а именно, проблемы воспитания и государственного управления.

    1. Учение о нравственности:

    • «золотая середина»

    • «человеколюбие

    • «взаимность»

    • «благородный муж»

    1. Политическое учение:

    • Ключ к управлению народом – в силе нравственного примера, подаваемого вышестоящими нижестоящим.

    • Залог повиновения народа властям – повсеместное распространение человеколюбия и сыновней почтительности.

    • «Исправление имён» - надо заботиться о том, чтобы в обществе всё оставалось неизменным. Исправление имён – приведение вещей в соответствие с их былым значением. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном.


    МОИЗМ (Мо-цзы родился в год смерти Конфуция и умер в 400 г. до н.э.)

    • Небо желает, чтобы люди любили друг друга.

    • Но небо ничего не предопределяет. Вера в судьбу обессмысливает все человеческие дела. Люди СВОБОДНЫ!

    • Проповедь любви не к ближним, конкретным людям (как в конфуцианстве), а к дальним («всеобщая любовь»).

    • Воля неба и воля народа совпадают. Народ – высшая ценность. Подражая небу и следуя его воле, правители должны любить народ.

    • Воля неба требует, чтобы все государства любили друг друга. Войн быть не должно!

    • Высмеивали конфуцианцев, которые боготворили старину и традиции. Новое тоже может быть хорошим.

    • Законы – подсобное средство управления. Они должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.


    ЛЕГИЗМ (фа-цзя)

    • Противопоставляли конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Целиком отказались от методов убеждения (нравственного принуждения), положившись на правовое принуждение и наказание.

    • Совесть заменена страхом.

    • Вместо конфуцианского представления о государстве как о большой семье – представление о государстве как о бездушном механизме. Вместо добродетельных мудрецов в государстве – чиновники, вместо правителя-отца – деспот.

    • Высшая цель правителя – победа своего царства в борьбе царств, покорение других царств и воссоединение Поднебесной. Ради всего этого изгонялись излишества, упразднялось искусство, пресекалось инакомыслие, уничтожалась философия. Всё упрощалось и унифицировалось.

    • Экономическая основа могущества государства – в земледелии. Ремесло и торговля ущемлялись. Земледелие и война – вот на что опирается и ради чего существует государство!

    Жестокое учение. Но выдвинули концепцию равных возможностей (государственные должности должны замещаться по способностям, а не по знатности). Это прогрессивная идея.
    ДАОСИЗМ (Лао Цзы. Главная книга – «Дао-дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»).

    Это всесторонняя философия. В отличие от других китайских философских учений, которые главное внимание уделяли человеку и человеческому обществу, даосизм серьёзно занимается объективной КАРТИНОЙ МИРА.

    • В основе этой картины мира – понятия Дао («путь») и Дэ («добродетель»).

    • Дао («путь») для конфуцианцев, моистов, легистов – путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека.

    Дао для даосов – первоначало, первооснова всего существующего и всеобъемлющий закон мироздания.

    Итак, даосские интерпретации Дао:

    - Дао – порождающее начало.

    - Дао – субстанция.

    - Дао – закон бытия космоса, общества и человека.

    - Дао – принцип и вечный источник движения. Причем движения по кругу, изменение по принципу «то инь (небо) – то ян (земля)».

    • Дэ – это качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи. Дэ – это материализация Дао, этио конкретное качество Дао, средство его обнаружения.

    • Шэньжэнь («совершенно мудрый») – этический идеал даосов. Это человек высшего Дэ и Дао (в отличие от конфуцианского «благородного мужа», который является человеком низшего Дэ).

    • Ценности конфуцианцев (человеколюбие, справедливость, сыновняя почтительность, отцовская любовь, ритуал и проч.), по мнению даосов, возникли в качестве компенсации утраты первоначального совершенства общества, когда оно уклонилось от Дао. Конфуцианская взаимность – обмен услугами. Конфуцианец суетлив, его действия нарочиты. А вот совершенномудрый не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен. Его главное качество – победоносное НЕДЕЯНИЕ.

    • Недеяние (у вэй) как высшая форма поведения лежит в основе концепции управления. Совершенномудрый правитель позволяет всему идти своим естественным путём. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. «Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным».




    1. Античная философия, ее особенности и этапы развития.

    В ранней греческой философии происходит отказ от персонифицированного (мифологического) взгляда на мир, при котором каждый из богов олицетворял ту или иную природную стихию, тот или иной социальный навык. Начинается поиск безличного основания всех вещей, субстанции (у ранних философов субстанция олицетворялась с той или иной природной стихией). Соответственно природа занимает первое место в философских размышлениях. Божественные свойства переносятся с богов на природу. Природа (космос) предстаёт как единственный абсолют. Мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.

    Кроме того, космология (учение о космосе), космогония (учение о происхождении космоса), онтология (учение о бытии) и этика (учение о морали) не отделены друг от друга.

    Итак,

    ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:

        1. Космоцентризм

        2. Поиск субстанции (первоосновы бытия)

        3. Связь с мифологией

        4. Синкретизм (нерасчлененность разделов философского знания)

    Периодизация и особенности античной философии:

    I период (6 в. до н.э.) – натурфилософский (ранний). На первый план выходят проблемы философии природы.

    Ранние натурфилософы (монисты):

    Фалес, Анаксимен, Анаксимандр (вопрос о первоначале и сущности мира),

    Гераклит (зарождение диалектики, учения о борьбе противоположностей),

    Пифагор

    Ксенофан, Парменид, Зенон (первая попытка представить метафизическое понимание окружающего мира, природы; идея непротиворечивости мира, впервые знание противопоставлено мнению).

    Поздние натурфилософы (плюралисты):
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта