Главная страница
Навигация по странице:

  • Софисты, Сократ, Платон, Аристотель

  • Философия Платона. ПЛАТОН

  • Философская система Аристотеля АРИСТОТЕЛЬ

  • 2 противоположных начала

  • Особенности философии Средневековья.

  • Теоцентризм (реальность, определяющая всё сущее, - Бог) средневекового мышления опирается на 6 принципов

  • Ревеляционизм

  • Сотериологизм

  • Патристика. Философские воззрения Августина Блаженного. Вообще термин «ПАТРИСТИКА»

  • Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Фома Аквинский и его учение. Появление схоластики

  • СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ (спор реалистов и номиналистов)

  • Реализм

  • Основные черты и представители философии эпохи Возрождения. Основные черты: антропоцентризм, гуманизм и пантеизм.

  • Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор

  • Данте Алигьери и Франческо Петрарка

  • Джордано Бруно, Кампанелла, Помпонацци, Патрицци

  • Николай Кузанский, Джордано Бруно . Натурфилософия Возрождения. Философские взгляды Н.Кузанского, Д.Бруно.

  • Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата08.06.2018
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы Философия.doc
    ТипДокументы
    #46441
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.

    II период (5-4 вв. до н.э.) – классическая греческая философия. Это начало антропологической ступени философии.

    Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

    Платон противопоставил физическим описаниям в картине мира онтологические обоснования. Аристотель создал категориальный аппарат философии и превратил философию в доказательное знание.

    III период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) – эллинистическая философия. В центре проблемы этики, смысла жизни.

    Эпикуреизм, скептицизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм.



    1. Сократ и его вклад в философию.

    СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.)

    В центре философии Сократа – человек.

    Первичным является сознание человека, душа, дух, а природа вторична.

    Мироздание и человек созданы богами целесообразно.

    В теории познания Сократ отличается от софистов: он полагает, что знать человек может только то, что в его власти. А в его власти – не природа, не внешний мир (органы чувств нас часто обманывают), а ДУША. Главная цель познания – самопознание («познай самого себя»).

    Знание есть обнаружение общего или единого для целого ряда (совокупности) вещей. Поэтому знание достигается посредством определения понятий.
    Философия – учение о том, как стоит жить. В центре философии Сократа поэтому – этические вопросы.

    Поведение человека, по мнению Сократа, определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. То есть Сократ сводит всякое дурное действие к незнанию или заблуждению. Добродетельный человек – это мудрый человек. Добродетели – это понятия, особого рода знания. Поэтому и говорят о философском (этическом) рационализме Сократа.



    1. Философия Платона.

    ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.)

    После смерти своего учителя Сократа Платон купил сад в пригороде Афин, где устроил школу, которая стала называться Академией (по имени греческого героя Академа). Сама школа просуществовала почти 1000 (!) лет и была закрыта только в 529 году императором Юстинианом.
    ОНТОЛОГИЯ

    Мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: в этих вещах нет ничего прочного и истинного (они возникают и погибают, изменяются и движутся). Подлинная сущность вещей, их причины – это «эйдосы» (виды), или идеи, постигаемые умом. Идеи (эйдосы) – причины вещей, образцы, по которым созданы вещи, цели, к которым стремятся чувственные вещи, понятия об общей основе вещей каждого класса. Материя принимает на себя «идеи» и превращает каждую идею во множество чувственных вещей. Чувственно воспринимаемый мир есть нечто среднее между миром идей и материей. На вершине пирамиды идей – идея Блага.

    ГНОСЕОЛОГИЯ

    Знание есть знание идей вещей.

    Знание – это припоминание.

    До своего вселения в телесную оболочку душа человека пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на земле с телом, душа забывает то, что знала. Но в глубине её сохранилась память о том, что она когда-то созерцала. Материальные предметы напоминают душе позабытые ею «идеи».
    ЧЕЛОВЕК

    Душа человека однородна с божественной Мировой душой (идеей Блага), из которой она происходит и в которую после попадания в тело человека более всего желает вернуться.

    Душа человека состоит из 3-х частей:

    - разумная (высшая часть, находится в голове);

    - аффективная (средняя часть, находится в груди);

    - вожделеющая (низшая часть, находится в нижней части живота).

    СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

    Поскольку большинство людей не в состоянии самостоятельно приблизиться к совершенству и добродетели, возникает необходимость в государстве и законах. Индивидуальные добродетели могут лучше всего развиться при идеальном государственном устройстве. Справедливость – главная добродетель идеального государства.

    Существуют три формы правления, в которых действуют законы (монархия, аристократия и демократия). Но среди них только монархия и аристократия являются справедливыми.

    4 добродетели идеального государства:

    1) справедливость

    2) мудрость

    3) мужество

    4) рассудительность

    Согласно идее справедливости, каждой части души должно соответствовать определенное сословие идеального государства: разуму – правители, воле – воины, стражи, телесной части – ремесленники, земледельцы и торговцы.

    Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, воины – рассудительностью и мужеством, все остальные – только рассудительностью.

    Управлять государством может не каждый (как при демократии), а только тот, кто больше заботится об истине, познании. Вот поэтому платоновским идеальным государством управляют философы.

    Семья и частная собственность являются источниками противоположных интересов. Поэтому в идеальном государстве у правителей и воинов не должно быть собственности, должны быть общие жёны, а общих детей должно воспитывать государство. В справедливом (идеальном) государстве не должно быть богатых и бедных.

    Интересно, что в идеальном государстве имеются рабы.


    1. Философская система Аристотеля

    АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.)

    Ученик Платона и его противник. В 50-летнем возрасте основал в Афинах собственную школу – Ликей.

    Предпринял грандиозную попытку систематизировать все предшествующие знания в одной философской системе на основаниях, прямо противоположных платоновским.
    ОНТОЛОГИЯ

    • Природа имеет 2 противоположных начала: материю и форму. Материя – это возможность, пассивное начало, субстрат вещи. Форма – это актуальность, активное начало, сущность вещи. Чувственно воспринимаемая вещь – это единство материи и формы (а у Платона это искаженное отражение истинно сущего).

    • Существует 4 причины: формальная (какая сущность вещи?), действующая (кто или что создал эту вещь?), материальная (из чего создана вещь?), целевая (ради какого блага создана данная вещь?).

    • Движение начато перводвигателем – Богом. (земные тела не вечны, несовершенны, движимы чем-то иным; небесные тела вечны, совершенны, но тоже движимы иным; певодвигатель неподвижен, но приводит всю природу в движение).

    • Платон полагал сущность вещей в идеях (эйдосах). Аристотель же считает, что сущностью (бытием) обладают единичные вещи (индивидуумы), а виды и роды – вторичные сущности, производные от первичных.

    ГНОСЕОЛОГИЯ

    Поскольку бытием обладают индивидуумы, то благодаря изучению единичных чувственных вещей и осуществляется познание общего (ведь общее есть результат обобщения единичного: идея «лошадности» есть обобщение множества единичных лошадей). То есть источник познания – чувственный опыт.

    Ощущения человека – отражение предметов внешнего мира. В разуме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях. Лишь только высшие аксиомы науки и мышления являются умозрительными, не выводимыми из чувственного опыта.

    ЧЕЛОВЕК

    Человек – природное существо. Он есть общественное животное, наделённое разумом.

    В душе человека 3 уровня:

    1) растительная душа (она ведает питанием, ростом и размножением);

    2) животная душа (она ощущает и желает, стремится к приятному и избегает неприятного);

    3) разумная (наделена способностью рассуждения и мышления).

    Счастье – высшее благо. Необходимые условия счастья:

    - полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели);

    - полнота жизни (счастливый человек создает все условия, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям);

    - деятельность (счастливый человек счастлив своими поступками).

    Как достигнуть золотой середины добродетели? Осознанно держаться подальше от ее противоположностей.
    СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

    Правильные государства – те, которые имеют в виду общую пользу. Это монархия, аристократия и полития. Именно полития – наилучшее государство. Это государство, состоящее из качественно и количественно преобладающего среднего сословия, - свободных, дружелюбных, не посягающих на чужую собственность, обладающих досугом для справедливого управления государством.

    В каждом государстве – 3 сословия: очень состоятельные, крайне неимущие и среднее сословие. Государством должны управлять люди среднего достатка. В политии действует регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда закон не дает однозначного толкования.


    1. Особенности философии Средневековья.

    Средневековье – примерно V-XIV вв. Но смысл понятия «средневековая философия» определяется не только хронологией. Своеобразие способа философствования в то время – ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С РЕЛИГИЕЙ, а точнее – с христианством. В 324 г. христианство признано государственной религией. Философия сознательно ставит себя на службу религии.

    Теоцентризм (реальность, определяющая всё сущее, - Бог) средневекового мышления опирается на 6 принципов:

    1. Супранатурализм (от supra «сверх» и natura «природа») – христианские догматы даны Божественным откровением, их не надо доказывать логически.

    2. Ревеляционизм (от revelatio «откровение») -человек познает непостижимую сущность Бога через Божественное откровение.

    3. Креационизм (от creatio «творение»)Бог сотворил мир из ничего.

    4. Сотериологизм (от soter «спаситель») – цель жизни человека – спасение души; Христос – спаситель человечества от первородного греха.

    5. Эсхатологизм (Эсхатон – царство Божие) – человечество целенаправленно развивается к Царству Божию.

    6. Провиденциализм – человечество развивается в соответствии с Божественным предопределением, так, как изначально предначертано Богом.



    2 этапа в становлении и развитии средневековой философии: патристика (ранняя патристика, или апологетика; зрелая патристика; поздняя патристика) и схоластика.


    1. Патристика. Философские воззрения Августина Блаженного.



    Вообще термин «ПАТРИСТИКА» происходит от латинского «patris» - отцы. Это совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин так называемых «отцов церкви».

    В центре патристики – проблема бытия.

    В центре онтологии – идея креационизма (творения мира Богом из ничего). Бог вечен, неизменен. Мир изменчив, преходящ, а совершенен только потому, что создан Богом.

    Бытие и благо обратимы (т.е. Бог есть высшее бытие и благо, следовательно, всё сотворённое им тоже хорошо и совершенно). А зло в мире – небытие.

    Поскольку Бог – высшая реальность, его нельзя познать обычным путём. Только с помощью Веры, особой способности человеческой души. Бог открывает себя людям посредством ОТКРОВЕНИЯ, которое зафиксировано в Библии. Задача философа – раскрыть тайны библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.
    В IV веке АВГУСТИН Блаженный (354 – 430 гг.) выдвинул идею о тождестве веры и знания (но всё-таки первая роль – у веры, а у разума – подчинённая). «Верю, чтобы понимать». Его основные сочинения: «Исповедь», «О граде Божьем».

    АВГУСТИН считал, что существует 2 источника зла: греховность самого человека, свободная воля которого преступила Божественный закон, и стремление государства стать выше Церкви. История человечества есть история борьбы царства света (божественное, духовное царство) с царством тьмы (государство). Царство тьмы основано на любви к самому себе и ненависти к другому (падение Рима – закономерный результат распада империи дьявола). История окончится полным торжеством христианства, после второго пришествия и Страшного суда наступит вечное блаженство для части грешников (не для всех, разумеется). То есть Августин высказывает идею о прогрессивном, поступательном характере человеческой истории.


    1. Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья. Фома Аквинский и его учение.

    Появление схоластики (от греческого «shole» - школа) связано с развитием городов, а в городах – школ (монастырских и светских – юридических, математических, медицинских). Появился значительный слой интеллектуалов.

    Одна из тем схоластики - СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ (спор реалистов и номиналистов):

    «Универсалии» - общие понятия. Спор об универсалиях – это обсуждение философской проблемы соотношения единичного и общего, воли и разума, сущности и существования.

    Реализм исходил из того, что универсалии существуют реально, независимо от человеческого сознания. Наиболее известный реалист - Фома Аквинский (1225-1274).

    Номиналисты (Росцеллин, Пьер Абеляр (1079-1142), Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1349) утверждали, что общее существует лишь после вещей. Они тем самым подчеркивали приоритет воли над разумом.

    ФОМА АКВИНСКИЙ – самый выдающийся философ европейского средневековья.

    «Теология может взять нечто от философских дисциплин ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои они заимствует непосредственно от Бога через Откровение. Она не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, а прибегает к ним, как к подчинённым ей служанкам» (Фома Аквинский «Сумма теологии»).

    Он как реалист полагал, что мы можем понимать что-либо, иметь понятие, но ничего не знать о его существовании в реальности. С необходимостью совпадение сущности и существования происходит лишь в Боге.

    Фома рационально обосновывает бытие Бога (5 способами):

    1. Всё, что движется, движимо чем-то другим. Значит, существует первый неподвижный двигатель – Бог.

    2. Каждое явление имеет свою причину. Цепь причин и следствий начинается Богом. Бог – верховная причина, первопричина.

    3. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

    4. Всё сущее имеет разные степени совершенства , истинности и благородства. Чтобы определить эту степень, необходим критерий – предельная, высшая степень совершенства – Бог.

    5. Всё в природе устроено целесообразно. Следовательно, есть разумное существо, которое предусматривает цели для всего того, что происходит в мире. Это разумное существо – Бог.



    1. Основные черты и представители философии эпохи Возрождения.


    Основные черты: антропоцентризм, гуманизм и пантеизм.
    Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) – это эпоха зарождения капиталистических отношений в Европе, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Социально-экономические изменения, естественно, сопровождались изменениями в умонастроениях.

    АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ключевая проблема эпохи Возрождения – проблема человека. Человек имеет свободную волю, данную ему Богом, он творит самого себя, он господин природы.

    Человек не просто удовлетворяет свои потребности, он творит самого себя, он творит красоту. Художник и инженер не просто подражают творениям Божьим, они уподобляются Богу в своем творчестве.

    Индивидуальность человека, его личные достоинства и доблести важнее происхождения.

    ГУМАНИЗМ – стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. В средние века человек рассматривался как полностью зависимое от Бога существо. Свободная воля вредна человеку, ведет его к греху, тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам, душа выше тела. Чем больше удается игнорировать запросы тела, тем лучше (пост, целибат, монашество и проч.). В эпоху Возрождения человек во всех его проявлениях (и в духовных, и в телесных) прекрасен. Человек должен идти по пути гармонии.

    Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор критиковали средневековое мышление, погрязшее в теологических и логических увертках. Они провозгласили возрождение человека из духа античности.

    Данте Алигьери и Франческо Петрарка, поэты и философы, одним фактом такого сочетания показывают путь гармонии для каждого человека. Они провозглашают идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии.

    Джордано Бруно, Кампанелла, Помпонацци, Патрицци и др. возвращаются к идеям Платона и Аристотеля. Они рассматривают человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты, и вожделения (3 типа души у Платона и Аристотеля).

    ПАНТЕИЗМ – идея о совпадении Бога и мира («пан» - всё, «теос» - Бог). Представители: Николай Кузанский, Джордано Бруно.


    1. Натурфилософия Возрождения. Философские взгляды Н.Кузанского, Д.Бруно.

    Натурфилософия – это философия природы. Она не опиралась на опыт и эксперимент, а носила умозрительный характер. Поэтому и такое название.

    Наиболее последовательный и глубокий мыслитель эпохи Возрождения – НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464). Именно с его именем связывают переход к новому, ренессансному стилю мышления.

    Его основное произведение – «Об учёном незнании». Познание – это сведение неизвестного к известному. Но точное сведение природы Бога к тому, что известно человеку, невозможно. Поэтому о Боге мы можем иметь только УЧЕНОЕ НЕЗНАНИЕ (то есть обоснованное понимание неодолимой сложности природы Бога).

    Николай Кузанский разрабатывает важнейший методологический принцип диалектики: совпадение противоположностей в едином предмете.

    Бог у Кузанского не является творцом, как в религии. Бог есть ЕДИНОЕ. Бог есть абсолютный максимум (то, больше чего ничего не может быть).

    Бог есть абсолютный минимум (так как ему ничто не противоположно).

    Все конечные вещи расположены между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом (Бог во всех вещах, как и все они в нём).

    Эту позицию принято называть ПАНТЕИЗМОМ («пан» - всё, «теос» - бог).

    Николай КОПЕРНИК, великий польский астроном предложил принципиально новую модель мироздания, которая оказалась в противоречии не только с текстом Священного Писания. Гелиоцентризм Коперника привёл к десакрализации Космоса. Рушилась иерархическая структура мироздания. Мир, как оказалось, сферичен, неизмерим. Все небесные тела движутся по круговым траекториям. Земля вращается вокруг своей оси. Она вместе с другими планетами и звездами образует Вселенную. Законы движения планет и Земли едины. То есть Земля не занимает исключительного положения в мироздании!

    Джордано БРУНО развил философский аспект теории Коперника. Он отказался от гелиоцентризма. Центра Вселенной, по мнению Бруно, вообще нет. Любое космическое тело может быть истолковано наблюдателем, находящимся на нём, как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетной системы. Вселенная безгранична, число миров в ней бесконечно. ВСЕЛЕННАЯ РАВНА БОГУ. Бог не является творцом, внешним по отношению к материальному миру. Бог заключён в самом материальном мире. Он его деятельное внутреннее начало. Это ПАНТЕИЗМ. Церковь не могла ему такого простить. 17 февраля 1600 года Бруно был сожжён живьём на площади Цветов в Риме.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта