Главная страница
Навигация по странице:

  • "Абсолютное сознание","Абсолютная идея"

  • "Хитрость мирового разума"

  • Иррационализм философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона.

  • Основные идеи философии марксизма.

  • Основные этапы развития русской философии.

  • Характерные и отличительные черты русской философии.

  • Русская философия XVIII века. М.В.Ломоносов. А.Н.Радищев. В XVIII веке зарождается материалистическая традиция , получившая наибольшее развитие в трудах М.В. Ломоносова

  • Славянофилы и западники в русской философской мысли (от П.Я Чаадаева до Н.Я.Данилевского).

  • Русская религиозная философия. Ее представители: Федоров, Соловьев, Булгаков, Бердяев. В.С. Соловьев

  • Богочеловеческим.

  • Богочеловечество

  • 2 направления: философское и естественнонаучное

  • Ответы Философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 436.5 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    Дата08.06.2018
    Размер436.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы Философия.doc
    ТипДокументы
    #46441
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Итак,

    "Абсолют" - первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию.

    "Абсолютное сознание","Абсолютная идея"- идея, выражающая всю полноту сущего. Проходит 3 стадии саморазвития: логику, природу, дух. В мире нет ничего, кроме бесконечно развивающейся и превращающейся в разные формы абсолютной идеи.

    "Хитрость мирового разума" Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом, случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».

    "Диалектика"это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Это учение о развитии и всеобщей взаимосвязи.


    1. Иррационализм философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона.

    Шопенгауэр, Ницше, Бергсон – представители ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ.

    Жизнь всеми этими философами рассматривается в онтологическом смысле. Это мировоззрение, опирающееся не на абстрактное познание мира, а на философствование, вытекающее из полноты переживания жизни. В основу мироздания положен не разум , а воля!

    Артур ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) – основоположник «философии жизни». Основное произведение – «Мир как воля и представление».

    Мир объективен, его бытие бесспорно. Но все свойства мира (пространство, время, причинность и т.д.) – формы нашего представления.

    Первооснова, обусловливающая структурное единство мира и человека, - наличие ВОЛИ (бесконечного стремления мира и человека к активности и изменению). Воля – единственное свойство мироздания.

    Главное свойство воли – борьба.

    В мире животных воля – это «воля к жизни» (одни пожирают других, а их пожирают более сильные особи), а человек рассматривает природу как продукт для своего потребления, а другого человека – как соперника.

    Итак, мир и человек неразумны, за всеми явления мира и поступками человека стоит слепая воля, бессознательное желание жить, неистовое и инстинктивное стремление существовать во что бы то ни стало, пусть даже за счёт лишения и страданий себе подобных.
    Фридрих НИЦШЕ (1844-1900).

    Самые известные его произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».

    Ницше признаёт существование мировой воли, но не воли к жизни, а «воли к власти». Ницше против христианской морали: эта мораль, как и мораль социалистическая, воспитывает людей слабых, которые даже гордятся своей слабостью и ничтожеством. Эту мораль Ницше считает АМОРАЛИЗМОМ (стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить как все).

    Идеал Ницше – «сверхчеловек». Это сильный человек, «добродетель, свободная от морали». Именно в нем полностью реализуется «воля к власти».

    У людей слабых «воля к власти» проявляется как воля к свободе, у более сильных – как воля к большей власти, а если не получится – воля к справедливости, у самых сильных (сверхлюдей) – как любовь к человечеству.
    Анри БЕРГСОН (1859-1941)

    ЖИЗНЬ - подлинная и первоначальная реальность. Материя и дух являются продуктами распада жизни. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом, т.к. интеллект способен лишь создавать «отвлечённые» и «общие» понятия. Воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь ИНТУИЦИИ, она есть непосредственное переживание предмета.


    1. Основные идеи философии марксизма.

    Карл Генрих Маркс (1818-1883) являлся учеником Гегеля, младогегельянцем. Обратил внимание на противоречие между философским методом Гегеля (диалектикой) и его завершенной системой. Эволюционировал от идеализма к материализму. Считал, что у Гегеля диалектика стоит на голове, а он, Маркс, перевернул её на ноги.

    • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. Маркс и Энгельс обратили внимание, что диалектические зависимости и отношения присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической деятельности.

    • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ. Реальную основу, базис общества Маркс увидел не в сознании людей и не в государственно-политических учреждениях, а в материальной жизни общества, складывающихся между людьми независимо от их воли и сознания.

    1. Материальное производство определяет основные структуры больших групп людей, находящихся в различном отношении к предметам, средствам и результатам труда, - классы.

    2. Тип собственности создаёт структуру отношений между различными группами людей – «гражданское общество».

    3. Эта структура упорядочивается и управляется внешней, отчуждённой от неё силой – государством.

    4. Порядок жизни отображается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, моральных, философских представлениях.

    • ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. Общество в своём развитии проходит несколько ступеней, отличающихся друг от друга способом производства (соотношением производительных сил и производственных отношений): азиатский, античный, феодальный, буржуазный, общество будущего. (Общественно-экономическая формация – конкретный тип общества на определенной ступени развития, опирающаяся на экономический базис и имеющий политико-идеологическую надстройку).

    • БОРЬБА КЛАССОВ И РЕВОЛЮЦИИ – движущие силы истории. Законы истории объективны. «Ни одна ОЭФ не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах старого общества». Переход от ОЭФ к ОЭФ – революция.



    1. Основные этапы развития русской философии.

    Предфилософское мировоззрение славян в дохристианскую эпоху наложило отпечаток на философию Древней Руси. Но начало русской философии связано с христианизацией Руси (X в.), возникновением русской письменной культуры. Становление философии проходило медленно вследствие специфических социально-политических условий русской жизни. Период «философского ученичества», предшествующий появлению зрелых философских традиций, вполне естественен и не отличает нашу философию от других.
    Периодизация истории русской философии:

        1. период формирования (XI- ХVII вв.),

        2. период секуляризации, т.е. освобождения от зависимости церкви, возникновение светской философской традиции (XVIII в.),

        3. период зрелости, когда возникают оригинальные системы и школы (XIX-XX вв.).



    1. Характерные и отличительные черты русской философии.

    1) Антропологизм – особый интерес к человеку, его судьбе, месту в мире, свободе и ответственности, творчеству, повышенное внимание к нравственной проблематике.

    2) Отсюда практическая направленность русской философии, ее цель подняться над абстрактным теоретизированием, дать человеку высшие ценности для созидания жизни.

    3) Характерная ее черта – плюрализм.

    4) «Русская философия... резко и безоговорочно онтологична» (Н. Бердяев), ее сквозные темы – бытие, его строение, творение, взаимоотношения бытия и Бога.

    5) Стремление к целостности, к синтезу, ключевые ее понятия – «соборность», «всеединство», «цельное знание», «целостность», «всеведение» и т. п.

    6) Космизм – подход к человеку как к существу, неразрывно связанному с космосом.

    7) Значительные и оригинальные достижения в области историософии.


    1. Русская философия XVIII века. М.В.Ломоносов. А.Н.Радищев.

    В XVIII веке зарождается материалистическая традиция, получившая наибольшее развитие в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765). М.В. Ломоносов придерживался деистических взглядов и теории двойственной истины, что открывало возможности для разработки материалистического мировоззрения. Наука изучает природу, а Священное писание – принадлежность религии. Мир знания и мир веры не противоречат друг другу. «Правда и вера суть две сестры родные».

    Материя вечна, неуничтожима и делится на два вида – «собственную», из которой состоят тела, и «постороннюю», которая заполняет промежутки, «поры» тела. В мире существуют только эти два вида материи, абсолютному пространству в нем нет места. Движение, которое М.В. Ломоносов трактует как перемещение тел в пространстве, существует в трех формах: 1) поступательное, 2) вращательное, 3) колебательное. Остальные виды движения сводятся к трем основным.

    А.Н. Радищев (1749-1802) - основателем традиции русской философской антропологии. Этой теме мыслитель посвятил трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Человек и его душа подчиняются тем же законам, что и все существующее. А так как в природе все образуется из стихий, т.е. имеет предыдущее существование, то и человеческой жизни предшествует «предрождественное состояние». А.Н. Радищев рассмотрел и подверг критике материалистические доводы в пользу смертности души, показал, что душа человека отличается от его телесности, она проста, неделима, непротяженна и бессмертна. После смерти тело разрушается, и все его начала отходят к «стихиям», а душа продолжает совершенствоваться.


    1. Славянофилы и западники в русской философской мысли (от П.Я Чаадаева до Н.Я.Данилевского).

    Самобытная русская философия начинает формироваться в 20-е гг. XIX в. На этом этапе русская мысль обращается к историософским проблемам, одна из них – проблема судьбы России.

    П.Я. Чаадаев (1794-1856). В 1836 году было опубликовано его первое «Философическое письмо», которое произвело впечатление «выстрела, раздавшегося в темную ночь» (Герцен), благодаря содержащимся в нем резким оценкам России. П.Я. Чаадаев с болью писал о ее культурной пустоте, называя «пробелом в нравственном миропорядке», отрицая за Россией будущее. Причина всех пороков России - в ее отрыве от цивилизации Запада. Западная католическая церковь, по мнению Чаадаева, играет «цивилизаторски-объединительную роль», поскольку обращается ко всему человечеству. А православие, будучи религией личного спасения, обращенное к отдельным индивидам, разрушает единство. Поэтому, считает П.Я. Чаадаев, православная Россия выпадает из сферы воздействия Провидения, в чем и заключаются причины ее изъянов. Отрицательные оценки П.Я. Чаадаевым России буквально всколыхнули общественную мысль.
    Западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др.), как и П.Я. Чаадаев, считали Запад самой совершенной формой мировой цивилизации и утверждали, что отсталая Россия должна освоить передовую европейскую культуру, а потом уже думать о выполнении своей всемирно-исторической миссии. Она должна повторить те этапы развития, которые прошла Европа, догнать ее, и только тогда она займет свое место в мировой истории. Западники превозносили деятельность Петра I, подчеркивая, что он направил Россию в русло всемирной истории, внедрил в русскую среду элементы европейской жизни, «искореняя то, что внесли в нее татары временного и азиатского» (Белинский).

    Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и другие) подчеркивали самобытность России, считая, что она должна следовать собственным историческим путем и вернуть все человечество к подлинно христианской культуре, утраченной Западом. Убежденность славянофилов в исторической миссии России основывалась на признании ими решающей роли религиозной веры в истории. Они считали, в отличие от Чаадаева, что единственной истинной верой, не изменившей святоотеческим традициям, является православие. Западное христианство, нарушив эти традиции, привело к господству рационализма, который разобщил людей, разрушил духовность, подавил нравственное начало, перенес «механизм банкирского дела» даже в отношения между Богом и человеком (А.С. Хомяков). Православие и русская община станут основой создания новой, более высокой культуры, чем рационалистическая западная культура. Славянофилы создали оригинальное учение о соборности. СОБОРНОСТЬ – это внутреннее единство, общность людей, которые добровольно и свободно объединяются на основе православной веры и любви к одним и тем же христианским ценностям.


    1. Русская религиозная философия.

    Ее представители: Федоров, Соловьев, Булгаков, Бердяев.

    В.С. Соловьев (1853-1900), выдающийся русский философ. Он использовал при создании своей системы всеединства учение славянофилов о соборности. В понимании всеединства Соловьев исходит из христианского представления о святой Троице как неслиянном и нераздельном единстве трех ипостасей Бога. Идея Всеединства состоит в том, что Бог включает в себя всё. Мир, созданный Богом, противоположен Богу, необходимо преодолеть в ходе развития мира, достичь Всеединства – конечной цели творения. Для этого мир должен постепенно проникнуться божественным началом. София - источник непрерывных изменений, происходящих в сотворенном Богом мире. София наделена особой энергией, которую она передает всему существующему, получив от Бога идею Всеединства, определяющую основное направление ее деятельности.

    Человек содержит в себе божественную идею Всеединства и, обладая сознанием, может воспринять ее, и, воплотив в жизнь, преодолеть стихийную множественность бытия. Будучи существом мира Абсолюта, мира истинного и совершенного, человек живет в низшем мире, мире материального существования. Но осознав свою двойственную природу, человек может преодолеть ее, восходя от природного состояния к духовному, к Богочеловеку. Задача соединения человека с Богом может быть выполнена только церковью, которая внесет в умы человечества христианское начало. Но христианская церковь расколота, она сама нуждается в объединении. Сначала Соловьев возлагает надежды на объединительную роль православия, на религиозное призвание России. Затем приходит к выводу, что на христианизацию общества более способна католическая церковь, поскольку она стоит выше государства. Она и станет центром будущей всемирной церкви, которую укрепит православная русская монархия.

    С.Н. Булгаков (1871-1944), выдающийся философ, экономист, богослов, видный политический и церковный деятель, считал себя учеником В.С. Соловьева. Особый интерес этого мыслителя вызвало учение о Софии (софиология), которое он разрабатывал всю жизнь. Центральной задачей его софиологии стал анализ связи Бога и мира. Решая эту проблему, философ использует образ Софии, рассматривая ее в духе христианской традиции, как «мир в Боге», т.е. предвечно существующие в Боге первообразы, идеи всего сущего. Каждое тварное (сотворённое) существо имеет свою идею, свой «божественный замысел», а София выступает как органическое единство идей всех тварей, «идеальная основа мира». Но София, как считает Булгаков, воплощается в мире лишь отчасти, поскольку всякая тварь связана еще и с низшим, материальным миром. Поэтому мир софиен лишь потенциально, что предопределяет болезнь бытия, его «падшесть». В учении Булгакова показывается, как мир от акта творения приходит в состояние падшести, а затем все более наполняется софийностью, соединяясь со своим Божественным первообразом, т.е. становится Богочеловеческим.
    Н.А. Бердяев (1874-1948), великий русский философ, имя которого пользуется мировой известностью, тоже испытал влияние идей славянофилов и В.С. Соловьева. Центральная идея, основа всей философии Н.А. Бердяева – идея свободы. Он исходит из того, что свобода предшествует бытию и Богу. Бог всесилен по отношению к миру, но он бессилен перед темной бездной свободы, которую он не создавал. Свобода обусловливает возможность существования в мире как добра, так и зла. И Бог оказывается бессильным перед злом, исходящим от свободы. Свобода человека, по мысли Бердяева, необходима для творчества, проявляется и реализуется в нем. Бердяев убежден, что выход человека из мира зла может осуществиться только через творчество. На этом пути произойдет обожение человека и очеловечивание Бога, возникнет Богочеловечество.



    1. Русский космизм: направления и их основные представители.

    Идея единства, объединения, преодоления раздробленности во всех сферах человеческой жизни и жизни всего космоса лежит в основе философии русского космизма. В этом направлении, сложившимся в конце XIX – начале XX вв., сливались две ветви, представленные, с одной стороны, философами – Федоровым, Соловьевым, Флоренским, Бердяевым и Булгаковым, а с другой – учеными Циолковским, Вернадским, Чижевским и др. Итак, 2 направления: философское и естественнонаучное.

    В центре внимания - вопросы о перспективах развития земной цивилизации, о направлении развития человечества. Человечество сможет продлить свое существование только в том случае, если установит гармонические отношения со всем космосом. Необходимым условием этого является достижение единства, всеобщего братства всех людей планеты. В будущем возобладает активная эволюция – это такой этап, когда человечество будет направлять развитие мира в соответствии с требованиями разума и нравственности. Представители этого направления верили в неограниченные возможности человека, в безграничный прогресс человеческой цивилизации.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта