ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
Скачать 3.29 Mb.
|
Квантовые миры Эверетта — Уиллера — Менского Многомировая интерпретация квантовой механики (many-worlds interpretation) предложена в 1957 году Эвереттом, поддержана и доработана Унллером и Де Виттом и в наши дни М.Б. Меяским . В интерпретации Эверетта в квантовом мире сосуществуют различные (классически несовместимые) картины мира, и лишь в сознании наблюдателя проявляется единственная классическая картина мира. Для наглядности говорят даже о том, что существуют различные классические миры (эвереттовские параллельные миры), из которых сознание индивидуального наблюдателя воспринимает лишь одни. Интерпретация Эверетта исходит из того, что при любых взаимодействиях квантовой системы с её окружением (в том числе с измерительными приборами и через них - с наблюдателем) система и окружение остаются в состоянии суперпозиции, включающей все возможные альтернативные результаты измерения в качестве слагаемых (компонент суперпозиции). Но селекция одной альтернативы, или редукция, то есть отбрасывание всех слагаемых, кроме одного, не может произойти, поскольку все сис- 27 6 темы эволюционируют по законам квантовой механики. А вот в сознании каждого индивидуума (наблюдателя) всегда имеется лишь одно из этих слагаемых, т.е. селекция происходит в сознании. И происходит это следующим образом. Мозг как квантовая система тоже находится в состоянии суперпозиции, различные слагаемые которой соответствуют тому, что наблюдатель видит различные альтернативные результаты измерения, различные классические миры. Селекция, происходящая в сознании, состоит не в отбрасывании всех классических картин, кроме одной, а в их разделении, в изоляции друг от друга. Возникает «квантовое расщепление» сознания. При этом любой индивидуальный наблюдатель в каждый момент времени видит лишь одну классическую картину из всех картин, содержащихся в суперпозиции. Можно для наглядности даже считать, что каждый наблюдатель «расщепляется» на множество наблюдателей, по одному для каждого из эвереттовекпх миров. Каждый из них видит ту картину, которая имеется в том мире, в котором он оказался. Сознание непрерывно и последовательно прокладывает, выбирает один-единственный путь, направляемое, как полагают, вероятностным механизмом квантовой механики. На самом деле никаких «многих классических миров» нет. Есть только один мир, этот мир — квантовый, и он находится в состоянии суперпозиции. Лишь каждый из компонентов суперпозиции по отдельности соответствует тому, что паше сознание воспринимает её как картину классического мира, и разным членам суперпозиции соответствуют разные картины. Каждый классический мир представляет собой лишь одну «классическую проекцию» квантового мира. Эти различные проекции создаются сознанием наблюдателя, тогда как сам квантовый мир существует независимо от какого бы то ни было наблюдателя. Картина многих «классических миров» (правильнее говорить: «различных компонентов суперпозиции») создаёт иллюзию, что в момент измерения один классический мир превращается в несколько (или даже бесконечное количество) миров. На самом деле ничего подобного, разумеется, нет в интерпретации Эверетта. И до измерения, и после него существует один-единственный вектор состояния, описывающий состояние квантового мира. Просто в момент измерения (а точнее, в период взаимодействия измеряемой системы с прибором) происходят специфические изменения в этом состоянии и в описывающем его векторе: запутывание (декогеренцня) между измеряемой системой и измерительным прибором. Таким образом, в концепции Эверетта имеются два различных аспекта сознания: сознание в целом разделяется между альтернативами, а «компонент» сознания живёт в одной классической альтернативе. И следует заключение, что способность человека (и любого живого сущест- 277 на), называемая сознанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерения называется редукцией состояния или селекцией альтернативы, а в концепции Эверетта фигурирует пак разделение единого квантового мира на классические альтернативы. Разделение альтернатив следует отождествлять с самым глубоким (или с самым примитивным) пластом сознания. Этот пласт сознания лежит как бы «на границе сознания» и тесно связан с понятием осозна-вания. Речь идёт не о всём многообразии явлений, которое обычно охватывается термином «сознание», а лишь о том неуловимом, что отличает состояние, в котором субъект осознаёт происходящее, от состояния, в котором он его не осознаёт. Сознание оказывается общей частью квантовой физики и психологии. Если раньше считалось, что две сферы - квантовая механика и психология - не имеют никаких общих элементов (хотя между ними и существовала некая функциональная связь), то теперь у них есть общий элемент- сознание. Каждый из множества эвереттовскпх миров характеризуется некоторой вероятностью (или, в случае непрерывного множества, плотностью вероятности). Распределение вероятностей рассчитывается по обычным квантовомеханическим правилам. Часто вероятность данной альтернативы интерпретируется как доля тех эвереттовских миров, в которых реализуется эта альтернатива, и отождествляется с вероятностью для индивидуального сознания оказаться именно в таком мире, т.е. наблюдать именно эту альтернативу. В рамках концепции Эверетга разделение на альтернативы производится сознанием или, более определённо, разделение на альтернативы - это и есть сознание! Что в таком случае означает распределение вероятностен альтернатив? Каким законам оно подчиняется? Классический характер альтернатив в ранках концепции Эверетга выглядит не как закон природы, а как необходимое условие для существования живых существ. Вполне естественно предположить, что сознание может влиять не только на характер альтернатив, но и на их вероятности, точнее - на вероятности того, какую альтернативу оно будет наблюдать. Согласно такому предположению сознание может увеличить вероятность попадания в те из эвереттовских миров, которые по каким-то причинам представляются для него предпочтительнее. Так, как мы имеем дело с бесконечным множеством эвереттовских миров, вполне допустимо бесконечное множество вероятностных распределений и поэтому вполне допустимо (не является внутренне противоречивым) предположение о влиянии сознания на распределение вероятностей. В концепции Эверегга сознание в целом (в отличие от его отдельных компонентов) охватывает весь квантовый мир, т.е. все его «классические проекции». В свете этого представляется вполне возможным, что инди- 278 видуальное, субъективное сознание, которое живёт в некотором эверет-товском мире (в некоторой классической реальности), при определённых условиях может выходить тем не менее в квантовый мир в целом, «заглядывать» в другие альтернативы, в другие реальности. Если мы допускаем редукцию (как обычно делают в квантовой теории измерений) и все альтернативы, кроме одной, исчезают, заглядывать в этом случае просто некуда. Но если все альтернативы одинаково реальны, а сознание просто «разделяет» для себя их восприятие, то в принципе существует возможность заглянуть в любую альтернативу, осознать её. М.6. Менскнй сделал следующий шаг в развитии идеи Эверетта. Селекция, полагает он, не просто связана с сознанием, она отождествляется с актом осознавания, момента перехода от состояния, когда результат измерения ещё не осознан наблюдателем, к состоянию, в котором результат измерения осознан. Таким образом, осознаванне (элементарный акт сознания, его «начало») отождествляется с тем, что в квантовой физике описывается как редукция - фиксация альтернативы, «коллапс» состояния суперпозиции. Здесь редукция не просто физика или не только физика, а нечто качественно новое. При таком подходе феномен сознания описывается как бы с двух сторон - со стороны психологии и со стороны квантовой физики. Сознание оказывается связующим звеном между физикой и психологией, имеющим прямое отношение к обеим этим сферам. Описание сознания лишь в рамках одной из сфер является неполным. Сознание лежит на границе между материализмом и идеализмом и связывает эти два философских направления, вопреки общепринятому убеждению об их несовместимости. Материя первична, а сознание вторично в том смысле, что объективно существует квантовый мир, а сознание воспринимает лишь одну из возможных его «проекций», которая интерпретируется сознанием как классическая реальность. Сознание первично, а материя вторична-в том смысле, что классическая реальность (которую принять считать единственной реальностью) возникает лишь в сознании и в результате его деятельности, а в квантовом мире существует лишь как одна из огромного множества компонентов (проекций), которые характеризуют этот гораздо более богатый мир. Между параллельными мирами Эверетта не может быть никакого контакта, каждый наблюдатель видит лишь один из них, и нет никакой возможности доказать или опровергнуть существование других. Вероятность оказаться в данном мире (то есть получить данный результат измерения) рассчитывается по обычным квантовомеханическим правилам. Но если отождествлять селекцию альтернатив с работой сознания (как говорилось выше), то следует предположить, что вероятности альтернатив определяются уже не только законами физики, но в какой-то 279 мере зависят и от работы сознания. При этом достаточно правдоподобной представляется гипотеза о том, что сознание человека при некоторых условиях не просто пассивно фиксирует одну из альтернатив, но, во-первых, может сравнивать альтернативы, то есть воспринимать одновременно разные миры, а во-вторых, способно влиять на вероятность каждой из альтернатив, т.е. на то, какую из альтернатив увидит данный индивидуальный наблюдатель (в каком из миров он окажется). Активное состояние сознания, в котором оно может анализировать различные альтернативы, а значит, и различные эвереттовские лтры, влиять на выбор альтернатив, можно охарактеризовать как состояние «сверхсознания», близкое к тому, о чём говорится в эзотерических канонах. В интерпретации Эверетта все альтернативы одинаково реальны. Пытаясь оставаться в рамках обычных физических концепций, мы всегда имеем дело со всей совокупностью альтернатив, но. описывая происходящее с точки зрения сознания конкретного наблюдателя, мы всегда имеем дело лишь с одной из них. Функция сознания, по Менскому, как раз и состоит в том, чтобы выбрать один из альтернативных результатов квантового измерения, один из альтернативных эвереттовспих миров. Менский отождествляет сознание с квантовой селекцией. Лишь после того, как выбор сделан, возникает определенная картина происходящего, описываемая языком классической физики (например, лишь после этого стрелка прибора оказывается в определённом положении). Пока же выбор не произошёл, есть лишь квантовая картина с присущим ей множеством альтернатив. Можно сказать так: лишь выбор альтернативы определяет, что же происходит в реальности. Но ведь это именно то, что принято понимать под осознанием: только осознание отвечает на вопрос, что же происходит в реальности. Таким образом, гипотеза об отождествлении сознания с квантовой селекцией вполне соответствует нашей интуиции. Сознание - это окно, открывающееся в мир. Оно не позволяет видеть весь квантовый мир, но лишь один его фрагмент (соответствующий одному из альтернативных результатов квантового измерения или одному из эвереттовскнх миров). Это та картина мира, которая возникает в сознании живого существа. Поэтому набор альтернатив с точки зрения живых существ будет специфичным (выделенным среди всех возможных наборов) с точки зрения выработки оптимальной стратегии выживания в этом мире. Эйнштейн говорил: «Я не верю, что Бог играет в кости». В данном случае «в кости играет» сознание наблюдателя, и эта игра подчинена, надо полагать, инстинкту самосохранения. Рассматриваемая квантовая теория ведёт к пониманию сознания как фундаментального физического свойства, которым тем не менее обладает 280 лишь живая материя. Отсюда следует потрясающий вывод: каждое индивидуальное сознание всех без исключения особей принимает участие (по квантовой крупице) в формировании мировой линии, эволюции... Классичность эвереттовских миров оказывается необходимой для самого существования сознающих живых существ - сознающих (ощущающих) хотя бы на примитивном уровне. В рамках расширенной концепции Эверетта квантовая механика проливает свет на само понятие жизни, живой материи. Живое существо, в отличие от неживой материи, обладает способностью особым образом воспринимать квантовый мир. Этот мир, с его характерной квантовой нелокальностыо, живое существо воспринимает не в целом, а в виде отдельных классических проекций. Каждая из таких проекции является «локально предсказуемой». В каждой из них живое существо осуществляет сценарий, называемый жизнью, тогда как без этого расслоения само понятие жизни представляется невозможным. Явление разделения альтернатив, отождествляемое с сознанием, есть на самом деле не закон природы (как явно или неявно предполагалось обычно при работе над «проблемой измерения»), а способность, которую живые существа выработали в себе в процессе эволюции. А точнее, эта способность должна была появиться в процессе возникновения жизни, ибо только после появления этой способности возникло качество, необходимое для выживания, т.е. собственно возникли живые существа. Можно сказать, что сознание как разделение альтернатив есть не что иное, как определение того, что такое жизнь в самом общем понимании этого слова. Если принять данную концепцию, то можно сказать, что классического мира вообще объективно не существует, а иллюзия классического мира возникает в сознании живого существа. К такому странному, с точки зрения физики, выводу приводит сама квантовая теория, правда, без использования в высшей степени противоречивого постулата редукции. Далее, мы говорим, что в рамках данной концепции сознание (психика) может обладать некоторыми чертами, которые в «классической» психологии ему не приписываются: такими, как возможность выходить из классической альтернативы в квантовый мир, заглядывать в другие, альтернативные реальности, или даже влиять на выбор «своей» реальности. Правда, заглянуть в другие альтернативы удастся лишь в том случае, если перегородки между альтернативами исчезают пли становятся проницаемыми. Согласно рассматриваемой концепции появление перегородок (разделение альтернатив) - это не что иное, как осознава-ние, т.е. появление сознания, его «начало». Но тогда и наоборот, перегородки исчезают (или становятся проницаемыми) «на границе сознания», когда сознание почти исчезает. 281 Отдельные положения восточных философий прямо призывают человека работать с собственным сознанием. Наиболее интересными в этом плане представляются дзеп-буддизм и близкие к нему направления. «Дзеи» - это особое состояние или ощущение, которое невозможно томно передать словами, но приблизительно можно охарактеризовать как «корень сознания», «начало сознания» или «предсознание». Это то трудноуловимое состояние, которое предшествует появлению сознания. Методика медитации вырабатывает умение выключать свое" сознание, но главное — «быть между сознанием и отсутствием сознания». Нетрудно видеть, что понятие «дзеи» очень похоже на тот наиболее глубокий или наиболее примитивный пласт сознания, который в концепции Эверетта можно отождествлять с разделением альтернатив. Примечания к гл. 22: /. Ricciurdi, /,., Umeznwa, M. Kibernetik 4, (1967). Frohlich, П. J. Quantum Chemistry 2. 641 (1968). In: //. Frohlich (lid) Bio logical Coherence and Response to External Stimuli, p. 1, Springer-Verlag, Berlin. 1988. См.: Del Giudice, £., Doglia, S., Milani, M, Vitelh, G. Nucl. Phys. B251 / FS 13/375 (1985); and Nucl. Phys B275 (FS 17), 185. (1986); Dei Giudice, EL, Pre- parata, G., Viielh, G. Rev. Lett. 61, 1085, (1988). Vmeiava, H. Advanced Field Theory: Micro, Macro and Thermal Concepts. American Institute of Physics, N.Y., 1993. Pribram, K. Languages of the Brain. Englewood Cliffs, New Jersey, 1971; Pribram, K. Brain and Perception. Lawrence Erbraum, New Jersey, 1991. Smart, C.U, Takahashi, Y., Umezawa, H.i. Theor. Biol., 71, 605, (1978). Viielh, G. Int. J. Mod. Phys., 9, 973, (1995). Pessa.E., Vitello, G. Bioeiectrochemistry and Bioenergetics 48, 339, (1999). Нашего])', S. Consciousness, the Brain, and Spacetime Geometry. Ann. N.Y. Acad. Sci. 2001: 929: 74-104. 10.Penrose, R. 1989. The Emperor's New Mind: Concerning Computers, Minds, and the Laws ol'Physics. New York: Oxford University Press. П. См.: Goertzel, B. 1992. Quantum Theory and Consciousness. Journal of Mind and Behavior 13: 29-36; Goswami, A. 1990. Consciousness in Quantum Physics and the Mind-Body Problem. Journal oi'Mind and Behavior 11: 75-96. Penrose, R. Shadows of the Mind. Oxford: Oxford University Press, 1994. О мпкротубулах. Повреждённые волокна зрительного нерва у саламандр, золотой рыбки и других организмов способны [юсстанашшватьеи, «прорастают» к своему истинному месту. Огромное число волокон, каждое из которых по-своему отличается от соседних, подчиняясь неким, как полагают, химическим командам, безошибочно наход!гг своё истинное место среди многочисленных связен в моз ге. Просто поразительно! Это одно из величайших открЕ.ггий, сделанных биолога ми в последнее время, и оно, несомненно, связано со многими старыми нерешен ными проблемами роста, организации и развития организмов. 282 Клетка — универсальная ячейка жизни. Клеточные структуры вездесущи, они охватывают мир бактерии, растений, животных, человека, подчёркивая их общность, их органическое единство в огромном царстве живой природы. В клетке скопцептрироианы все важнейшие атрибуты живого и прежде всего их способность к росту и размножению. Все клетки, составляющие животные и растительные царства, построены по единому плану. Пели клетку дробить, как это делаю]' исследователи, то отдельные клеточные системы ещё сохраняют свои функции, порой сложные и многообразные, но то, что присуще жизни как явлению, безвозвратно теряется. Из одной-сдипственной клетки состоят простейшие организмы, например амёбы. У низших беспозвоночных характер организации сам но себе начинает меняться - от колонии полуавтопомпых клеток до многоклеточных организмов. У рыб, насекомых, моллюсков, червей но мере повышения уровня организация усложняется, обнаруживаются мышечные или нервные клетки. Наши ближайшие сородичи, другие млсесопитающие, по строению и организации похожи па нас, имеют такие же типы клеток. В организме человека насчитывается несколько сотен типов клеток, каждый из которых представлен триллионами индивидуумов. Клетки определённых типов группируются в органы или системы органов, выполняющие специфические функции. Типы связей клеток достигают вершины сложности в центральной нервной системе, состоящей из десятков миллиардов клеток, каждая из которых связана с десятком тысяч таких же клеток. Подобные связи устанавливаются между клетками, которые каким-то образом выявляют и распознают друг друга, а затем объединяются вместе. Клетки постоянно замещают свои составные части на аналогичные новые. Возьмем, к примеру, клетки мозга пожилого человека. Эти клетки работали в течение десятилетий, однако большая часть их митохондрий, рибосом, мембран и других органелл не старше одномесячного возраста. Однако «печная молодость» не наблюдается. Процесс деления, как оказалось, жёстко ограничен конечным числом актов деления — что-то около 50. Это мистический предел Хейфлик-а. Клетка - совершенная биоэнергетическая машина, информационная система, с которой не могут состязаться самые современные рукотворные электронные вычислительные комплексы. Она работает по единой, согласованной программе, где все процессы взаимосвязаны, взаимозависимы. Главные банки данных сосредоточены в клеточном ядре. Ёмкость информационных клеточных систем, использующих биохимический принцип записи информации, колоссальна и не имеет аналогий в тех средствах информационной техники, которые сегодня использует человек. Генетический сигнал, заложенный в структуре пептида, определяет не только структурные п функциональные свойства рождающихся элементов и систем, но и всю цепь событий, относящихся к созданию и модификации молекул, их перемещению внутри и вне клеток, включению в различные часш клетки и соединении с другими молекулами, иных превращениях... Всё представляется таким образом, что гены определяют всю пространственно-временную судьбу белковых молекул. Особый «микромир» в клетке, который сохраняется почти неизменным при любых изменениях окружающей среды, обеспечивают мембранные системы. Клетки живут в воде, даже если организм обитает па суше. 283 Цитоплазма клетки состоит из бесформенного геля — питозоля, поддерживаемого цптоскслетом и содержащего большое число погруженных а пего органелд. Элек-фонный микроскоп позволяет разглядеть дне тончайшие цитоскелетные системы: акнит-мштшовую и тубушт-дешшповуш и их составные элементы в иидс плотных ничей - филамешпов и полых микротрубочек (мнкротубул). Строительным материалом для первой системы служат дна белка - актин п мишин; актиноаые фшюмеиты (нити) образуют так называемые «цитоко-сти», а толстые мнозшюаые фшшмешпы — .«цитомышш.]». Актпновыс фила-менты группируются в тонкие пучки, которые тянутся через всю цитоплазму подобно проводим (волокна напряжения), либо переплетаются а пиде тросов, паутины, укрепляющих плазматическую мембрану. Образуются они из маленьких белковых шариков (глобул). Эти субъедишщы актиновых филаментои называют глобулярным или G-актипом; продукт их полимеризации - фиброзный, или F-актин. Взанмонревращасмость этих двух форм позволяет живым клеткам демонтировать отдельные части своего скелета и собирать их снова, но уже по-другому. Эти взаимопревращения контролируются сложной регуля-торной системой, до сих пор во многом нерасшифрованной. Как появилась такая необычная конструкция, пока неизвестно. Но. возникнув, она практически не изменилась в ходе эволюции: и структуре актина, or амёбы до кролика, практически не произошло никаких изменении. Неисчислимое многообразие движений, производимых живыми клетками, осуществляется координированной работой сотен крошечных миозиновых цитомышц, активно перемещающих актиповые цитокости в различных направлениях. Так работает аипшп-миозиповап система. В клетках имеется вторая цитоскелстпая система, образованная микротрубочками (микротубуламн) и второй тип цитомышц, дииеин, связанный с этой системой. Это так называемая тубутш-динеиповпя система. Свыше миллиарда лет назад живой организм «открыл» для себя преимущества строительства опорных элементов из трубчатых «деталей». Тубулип, составная часть микро-тубул, представляет собой небольшой глобулярный белок диаметром около 4 им. имеющий комплементарную ось «замок-ключ», что позволяет осуществлять безграничное линейное объединение молекул. Микротубулы непостоянны и изменчивы, так как являются продуктами динамического равновесия между двумя противоположными процессами, которые продолжаются более или менее постоянно. Это равновесие легко нарушается. Гак, распаду микротубул благоприятствует охлаждение, высокое давление, ионы кальция и некоторые лекарственные препараты, в то время как нагревание и обработка тяжелой водой благоприятствует их сборке. Мпкротубулам как элементам цитоскелета отведена явная структурная роль. Но благодаря изменчивости формы они способны выполнять и морфологическую роль при сборке и демонтаже. И наконец, они создают пути и поддерживающие структуры для направленного перемещения внутриклеточных объектов и веществ. Микротубулы формируют основу всевозможных подвижных ресничек и жгутиков. Во многих случаях наблюдается их удивительная способность к организации: например, после отсечения реснички или жгутика они отрастают 284 снова. Самыми необыкновенными отростками, укреплёнными микротубулами. следует считать аксоны - нитевидные отростки, по которым нервные клетки (нейроны) посылают сноп сигналы. Связи между телом клетки и окончанием аксона осуществляется так называемыми аксональпымн токами. Но и это еще' не всё. Исследователи, изучающие клетки при помощи самых точных из ныне существующих инструментов и методой, обнаружили еще одну, тончайшую волокнистую сеть, нежнейшую паутину, пронизывающую весь цитозоль и прикреплённую многочисленными точками ко всем имеющимся цитоплазматическим структурным компонентам. Элементы этой сети иолу-чили название «микротрабекул» — сверхминиатюрные лучи. На самом деле микротрабскулы не столь миниатюрны: их толщина сравнима по толщине с другими фпламентамн (актиповыми и миозииовыми). Однако причина, по которой они не были обнаружены ранее, заключается в их малой длине и случайной ориентации в ячеистой сети, Возникло даже сомнение относительно реальности микротрабекулярпой сети: ведь она делает клетку почти «сверхорганизованной»! а химически до сих пор не идентифицирована, что весьма удивительно с учётом её распространённости. Проблема, возможно, состоит в том. что учёные исследуют только ме'ртвые, а не живые клетки. Обусловлена ли трабекулярпая ячеистая сеть артефактом фиксации или каким-либо другим посмертным изменением - предстоит выяснить. Но тот факт, что различные части клетки передвигаются согласованно, подтверждает точку зрения о существовании между ними связующей сети. Ы. Penrose, R. Shadows of the Mind Oxford University Press, N.Y., 1994; Penrose, R., Hamcroff, S. J. Consciousness Studies, 2, 98, (1995). /5. Tegmark, M, Phys. Rev. E 61, 4194, (2000). 16. Hagan, 5., Hameroff, S.R., Tuszynski, J.A. Quantum Comutation in Brain Micro tubules. Dccohcrence and Biological Feasibility, arXiv: quant-ph/0005025 4 May 2000. n.Jibu, M., Hagan, S., Hameroff, S., Pribram. K., Yasul, K. (1994). Quantum Optical Coherence in Cytoskeleta! Microtubules / Implications for Brain Function. Biosystems,32, 195-209. Ceorgiev, D. 2002, Quantum Computation in the Nenronal microLnbules / Quantum Gates. Ordered Water and Snperradiadience. hup // arXiv. Org /abs/quant- ph/0211080. См.: Ecctes. J. 1986. Do Mental Events Cause "Neural Events Analogously to (he Probability Fields of Quantum Mechanics? Proceeding of the Royal Society of London B227: 411-428; Eccles, J. 1990. A Unitary Hypothesis of Mind-Brain Inter action in the Cerebral Cortex. Proceeding of the Royal Society of London B240: 433-451. См.: Мепскж М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. УФМ. 170 (6) 631 (2000); Отклики на статью, УФН. 171 (4) 437 (2001); Шискип, М.Б. Концепция созна ния в контексте квантовой механики УФН. 175 (4) 413 (2005). 285 Глава 23 О рганизационные принципы материи, жизни, ума... «Организационные принципы ума и физической вселенной в конечном счёте тождественны». Карл Густав Юнг, швейцарский философ (1875-1961) |