Главная страница
Навигация по странице:

  • *i\Mieti

  • ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока


    Скачать 3.29 Mb.
    НазваниеМысли мудрецов востока
    Дата09.08.2022
    Размер3.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламироздание фурса.doc
    ТипРеферат
    #642817
    страница27 из 45
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   45
    В

    эволюции и онтологическом развитии функции, как правило, появляются раньше устойчивых структур. Они (функции) призваны обеспечить дальнейшую структурную специшшзацпю и их комплекс­ное развитие. Если на основе этого принципа считать, что в эволюции функция присутствует раньше, чем структура, которая её локализует, то отсюда следует, что нервные сети участвуют в сборке и диффе­ренциации сознания, но не обязательно в его создании.

    Сознание может быть более сложным, чем его нервный суб­страт, именно потому, что, как показывает Либет', для его формиро­вания требуется больше времени, чем для «запускающих» его корти­кальных проявлений. Сознание отражает резонанс с «объемлющим экологическим строем» (определение, введённое Джеймсом Гибсо-ном), который буквально имеет более сложный уровень, чем «дис-синатшшая» электрохимия нервных сетей.

    И вот где-то здесь обрывается в вашем знании «пить Ариадны». «Самоорганизующиеся коннекционистские сети должны реализо­ваться и вводиться в действие посредством перцептуальио управ­ляемых действий, которые не имеют «объяснения» на физиологи­ческом уровне анализа», -так утверждают Варела, Томпсон и Рош". Что всё же ведёт, когда мы подходим к сознанию с нелинейной дина­микой взаимосвязанное™ и странными аттракторами? Удастся ли объ­яснить динамику, открытый поток сознания в количественных физиче­ских терминах? Используя терминологию Пригожнна, можно сказать, что чувствительность отражает результат самоорганизующейся «дис-сипативной» системы, поскольку она разрушает и разлагает другие структуры, чтобы поддержать своё собственное эмерджентное порож-

    286

    дение паттерна. Или иначе, нейронная активность представляет собой феномен с более высокой энтропией (более низкой организацией), чем возникающие из неё структуры чувствительности.

    Можно с уверенностью говорить лишь о том, что изоморфизм ме­жду сознанием и физикой действует всецело на уровне принципа ор­ганизации - и для сознания, и для квантовой реальности характерна ди­намика низкой энтропии и высокой организации, но на разных уровнях физической реальности. Такая точка зрения согласуется с традицией, идущей от древних цивилизаций, которая утверждает, что между «мик­рокосмом» - человеком - и «макрокосмом» существует только взаимное отражение, поскольку каждую из этих сфер организуют одни и те же паттерны. Изоморфизмы между сознанием и динамикой окружающе­го физического мира делают пашу жизнь, как говорил Мартин Хапдег-гер, в полном смысле слева быпшем-в-мире, а не где-то вне его.

    Сознание - это не «механизм», который следует объяснять с точки зрения когнитивной психологии или нейрофизиологии, а первичная ка­тегория - «протоматерия», определяющая уровень анализа, соответст­вующей психологии. Его существование может стать фундаментальной проблемой для холистической (целостной), теоретико-полевой биологии, но для наук о человеке оно является контекстом нашего бытия.

    Вот к каким выводам мы пришли. А сейчас сделаем ещё одно обобщение, попытаемся очертить границы исследования, сформулиро­вать те самые начальные условия, о которых мы говорили вначале.

    Любая упорядоченность материи, возникшая в пространстве дей­ствующих физических законов, определена структурной организацией атомов, имеет свой характерный паттерн организации. Это относится как к живой, так и К неживой материи, будь то атом, молекула, клетка, организм или мозг... Объекты реального мира лишь условно можно назвать структурой. Всё, что мы воспринимаем вокруг как структуру -устойчивое, осязаемое состояние материи, - есть сугубо динамичная картина, индивидуальная в структурном и организационном отноше­нии, результат сложных взаимодействий волновых процессов, проте­кающих во времени, стоячих волн, переплетённых многочисленными обратными связями в бесконечно широкой полосе частот и т.п. Однако если структуру мы можем описать на языке физики и химии, то об ор­ганизации такого сложного процесса, имеющего и наследственную предысторию, и программу развития событий, у нас представление лишь абстрактное. Такой характеристикой, по мнению некоторых учё­ных, может служить термин организации - паттерн организации -термин, отвечающий многообразию форм упорядочения материи в мироздании и отражающий их индивидуальность: и в структуре, и

    287

    в динамике, потенциальные возможности в материальной и духов­ной сфере, и определённую миссию в конкретных пространственно-временных координатах, и, как следствие, направление эволюции.

    Конечно, когда мы говорим о живой материи, мы имеем дело с качест­венно иным уровнем организации, иной степенью упорядоченности. Именно организация определяет неповторимую индивидуальность особи. Более того, индивидуальность свойственна только живой мате­рии: живой организм нельзя повторить, подделать простои заменой атомов и молекул. На страже индивидуальности стоит инстинкт само­сохранения - исполнительный механизм сознания. Верхом совершен­ства такой системы контроля и управления (как результат эволюцион­ного движения) является иммунная система живого организма (на уровне неосознанного) и интеллект (на уровне осознанного).

    В неживой природе. Атомы и молекулы находятся в непрерывном движении, во взаимосвязи с окружающим миром, имеют свой паттерн организации (отличаясь уровнем) в границах, определяемых физиче­скими законами: законами электродинамики, теории поля, принципом неопределённости, принципом запрета и т.д. Процесс управляется по­током тепла, энергии, следует ему. Любое приращение энергии на дан­ном уровне (например, молекулярном) изменяет уровень организации молекулы (скорость вращения или энергетические состояния) в ту или иную сторону, во взаимосвязи с соседними уровнями организации (атомным, ядерным...). Это может происходить и непрерывно, и дис­кретно, в различных направлениях; природа слепо следует Законам, и при этом не наблюдаются устойчивые циклы обратных связей, осно­ванные на сравнении и выборе, о чём говорил Гегель.

    В живых системах. Обмен энергией и материей со средой проис­ходит постоянно, но при этом поддерживается квазистационарное, термодинамическое состояние, далёкое от теплового равновесия, и ка­чественного изменения паттерна организации в определённом диапа­зоне воздействий не происходит. Живые организмы поглощают энер­гию и преобразуют её в двух направлениях: I) негэнтропийном высво­бождении энергии, связанном с поддержанием обмена веществ, и 2) эволюционном структурировании и усложнении. Системы характе­ризуются наличием устойчивых замкнутых циклов обратной связи. Такое состояние самоограничено в пространстве и времени (жизнен­ный цикл), самовоспроизводпмо (наследство, репарации) и самосохра­няемо (системы адаптации, гомеостаз, метаболизм, мозг, ЦНС...).

    Мы исходим из того, что биофизическая концепция организации живой материи, удовлетворяющая фундаментальным физическим за­конам, в том числе и второму закону термодинамики, обоснована тео-

    238

    рдей днссниатпвных структур И. Пригожшш и состоит в том, что за­рождение и поддержание жизни возможны лить в пространственно локализованных «островках» материи, существующих вдали от тепло­вого равновесия за счёт постоянного обмена энергией и материей с резервуаром хаоса.

    Общий закон биологии (у Э. Бауэра) сформулирован так: «Живые системы никогда не находятся в равновесии и функционируют за счёт своей свободной энергии, постоянно совершая работу прошив навязываемого внешними условиями равновесия».

    Ссылаясь на работы Пригожина, а также Казютпнского и Морозова, академик В.П. Казначеев определил, что «живое существо возникло постепенно при негэнтроппйном усложнении дисиммстричных взаимо­действий макромолекулярных косных соединений... Живое существо не может изначально, сразу появиться из каких-то там сингулярных или несингулярных, пульсирующих или непульсирующих миров. Прежде оно существует с косным, перерабатывает потоки энергии, постепенно превращаясь в негэнтропийные организации. Вот такую гипотезу, я считаю, можно выдвигать для последующей проверки».

    Шри Ауробиндо Гхош: «...По-видимому, нет никакой причины, вследствие которой Жизнь должна эволюционировать лишь из матери­альных объектов, а Разум - только из живых форм, если не допустить, что Жизнь уже заключена в материи, а Разум - в Жизни, потому что материя, в сущности, представляет собой форму завуалированной Жиз­ни, а Жизнь - это форма завуалированного Сознания.... Само мен­тальное Сознание может быть только формой, некоей внешней частью более высоких состояний, лежащих за пределами Разума».

    С учётом вышеизложенного феномен жизни следует сформулиро­вать следующим образом.

    Жизнь - непрерывный и эволюционирующий физнко-хнмн-чсскнй процесс, протекающий но законам данного пространствен­но-временного континуума в термодинамически выделенной (вда­ли от теплового равновесия) системе, организованной в соответст­вии с наследуемым п имманентно присущим динамичным паттер­ном, именуемым сознанием, за счёт постоянного обмена энергией, материей и информацией с окружающей средой.

    (Не существует общепринятого определении, аналогичного данному. Это определение и поеледующие определения феномена сознания, разума... принад­лежат аашору.)

    Именно существующие и природе законы, в данных пространст­венно-временных условиях, воплощают данную, конкретную форму (паттерн) организации материн, и никакую другую. Структура системы

    И Зак. ШЬ289

    представляет собой физическое воплощение её организации. Однако, как любая математическая задача может иметь несколько решении, так и данная (заданная) организация может быть воплощена в струк­туру множеством разных типов компонентов. Вот почему так по­хожи и так непохожи и динозавр, и мамонт, и крокодил, и павлин... Процесс эволюционирует. Изменение условий готовит почву к измене­нию уровня организации материи. Изменения накапливаются и при достижении некоего порогового значения подталкивают систему к ка­чественным изменениям, что характерно для всех уровней организа­ции. Сформированные и закреплённые уровни (паттерны) организации могут существовать и в изменённых условиях, через ассоциации, диф­ференциацию пли симбиоз... Это вполне соответствует теории «преры­вистого равновесия» Стивена Джен Гоулда и Нильса Элдреджа.

    В организации неживой материи (образование сложных молекул, рост кристаллов, гиперциклы...) участвуют все четыре известных взаи­модействия, два принципа (Гейзенберга и Паули) и пр. Организация живой материи характеризуется наличием границ, устойчивых петель обратной связи... и трёх «само»: самоограничения, самопорождения, самосохранения (и, я бы добавил, самосовершенствования).

    Организация - это не статическая схема (или чертёж), а динамич­ный паттерн, система непрерывного (в течение жизненного цикла) автоматического многоуровневого регулирования, включающая все функции управления и контроля, которые призваны обеспечить со­стояние устойчивого динамического равновесия в пределах, совмести­мых с жизнью. Всё это определяет не что иное, как сознание живой системы. Уровень организации это и есть уровень сознания.

    С точки зрения термодинамической концепции, живые клетки -это завершённые элементы (островки) жизни, выделенные из среды с помощью мембран и снабжённые средствами коммуникации. Каждая клетка организма имеет статус термодинамического анклава (каждая в отдельности) и автономию в рамках органа (системы, организма), к которому они принадлежат. Развязку обеспечивает двойной липидный слой мембран - весьма сложная конструкция, выполняющая многочис­ленные функции, в т.ч., как мы полагаем, и функции связи. Отсюда вывод.

    Клетка (в своих границах) образует первый термодинамический уровень и, следовательно, свой уровень организации, включающий свою систему регулирования и адаптации, а значит, и свой уровень сознания.

    Орган (в своих границах) образует второй термодинамический уровень, свой уровень организации и свой уровень сознания.

    290

    Организм (в своих границах) образует третий термодинамический уровень, свой уровень организации и свой уровень сознания.

    Далее можно рассматривать организацию популяций, сообществ, планет)' в целом (см. Гея)... Является ли такая классификация полной? Вероятно, нет. Например, органеллы, входящие в состав клеток, также представляют собой термодинамически выделенные объекты. Или как рассматривать многочисленных паразитов в клетках, органах? Каков их вклад в термодинамический баланс?

    Живой организм, с точки зрения современной науки, рассматрива­ется как' термодинамически открытии система, пронизываемая потоком материи и энергии и находящаяся в состоянии динамиче­ского равновесия, чем фиксируется некий адекватный паттерн организации; а в целом живой организм — многоуровневая термоди­намическая система с различными уровнями организации.

    Такое «подвешенное» состояние, можно предполагать, наилучшим образом отвечает сложности и определённой стабильности на данном этаже порядка и допускает присущее природе стремление if новому порядку и возникновению новой сложности. Понятно, что такое шат­кое положение высокоупорядоченной системы в мире хаоса требует, выражаясь техническим языком, весьма непростой системы регулиро­вания по целому набору параметров, зависящих от внешнего и внут­реннего мира. Для поддержания чрезвычайно тонкого равновесия При­роде пришлось думать о создании мощной многоуровневой системы регулирования и защиты через многочисленные цепи обратной связи.

    При этом ме следует забывать, что «Божье творение» - Человек был «брошен» в мир, где правит естественный отбор и где основной принцип и поныне: не съешь ты - съедят тебя; главный вопрос всех участников эволюции, как выжить, как защититься? Такого же мнения придерживается и Гюнтер Стент3: «Человеческий мозг создан для выживания». «Наши мозги, - как считает Фрэнсис Крик, - возникли, чтобы иметь дело с каждодневными делами, когда мы были охотника­ми и собирателями, а перед этим мы были обезьянами».

    Сознание — организационный аспект психофизических проявлений

    Строгий научный подход в исследовании таких феноменов, как сознание и разум требует наконец-то, спустя тысячелетия абстрактных разговоров, дать чёткое определение предмету исследования для того, чтобы можно было его отличить, выделить, изучить. Только после это­го мы будем думать, где его искать, причины и следствия их проявле­ний. Такой же подход должен иметь место и к другим устоявшимся

    291

    *i'\Miet'i . ♦' '■ 4 •

    категориям, таким как восприятие, понимание, самосознание и т.п. По­тому что, как сказал Сенека, «если корабль не знает, в какую гавань ему плыть, то ни один ветер не будет ему попутным».

    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   45


    написать администратору сайта