Главная страница
Навигация по странице:

  • Кэрол Драйср

  • Ицхак Бентов

  • Брайан Джозефсон, физик

  • Это законы структуры, орга­низации и масштаба

  • Сознание

  • (неким образом) энергия

  • В.И. Ленину

  • ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока


    Скачать 3.29 Mb.
    НазваниеМысли мудрецов востока
    Дата09.08.2022
    Размер3.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламироздание фурса.doc
    ТипРеферат
    #642817
    страница28 из 45
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   45

    Пол Дэвис, физик: «Сознание - это продукт материи, или, выра­жаясь точнее, сознание находит своё выражение посредством материи (мозга). Урок, который мы извлекаем из квантовой механики, заключа­ется в том, что материя может достичь конкретного, точно определён­ного существования только в соединении с сознанием. Ясно: если соз­нание — скорее паттерн, чем вещество, тогда оно способно прини­мать различные формы».

    Сознание же не только более тонкая, но и более фундаментальная форма материи: в индуистской космогонии именно материя появляется из сознания, а не наоборот. И как сказано в «Ведах», физический мир появляется одновременно как «завуалированное» и «спроецированное» свойство сознания. Новая физика допускает, что сознание - активный фактор, своего рода агент, посредством которого проявляются элемен­тарные частицы, такие как электрон.

    Кэрол Драйср уверена, что органы тела обладают присущей им формой ментальное™. Нейроимму пологи говорят то же самое о клет­ках нашей иммунной системы.

    Дэвид Б ом и др. физики полагают, что даже элементарные части­цы обладают такими свойствами... Сознание - это более тонкая форма материи, а основа для его взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке... Сознание и материя - просто различные аспекты одной и той же универсальной основы мироздания.

    Ицхак Бентов: «Физическое тело - лишь конечный продукт тон­ких информационных полей, формирующих наше тело, а заодно и всю физическую материю».

    Брайан Джозефсон, физик, лауреат Нобелевской премии: «Созна­ние пронизывает материю».

    Джеймс Глейк: «Хаос несовместим с редукционизмом. Эта новая наука предъявляет жёсткие требования к устройству мира, а именно когда дело доходит до самых интересных вопросов: о порядке и беспо­рядке, распаде и созидании, образовании структуры и самой жизни, -во всех этих случаях целое не может быть объяснено через свои со­ставные части.

    Существуют сложные законы, управляющие поведением сложных систем, но они не похожи на обычные. Это законы структуры, орга­низации и масштаба, и они просто исчезают, когда мы фиксируем внимание на отдельных составляющих сложной системы...».

    Вывод, который мы собираемся сделать, состоит в следующем.

    292

    Совершенно очевидно, что термин «сознание», которым мы поль­зуемся в повседневной жизни, ограниченный главным образом поняти­ем осознания или самосознания, не отражает всей полноты картины сознательных проявлений на различных уровнях организации живой материи. Категория сознания, присущего всему спектру живых су­ществ, видов, сообществ... и миру в целом, должна означать понятие более широкое, более общее и фундаментальное, объяснять соотноше­ние сознания и материи, сознания и разума, мысли, интуиции.., осозна­ваемых и неосознаваемых функций и т.д. и поэтому, как мы полагаем, должна рассматриваться как некий паттерн организации, полностью предопределяющий и индивидуальность особи, и её способность к су­ществованию в данных пространственно-временных координатах.

    Сознание - это «протоматерия», эволюционирующий паттерн организации жизненного цикла (от зарождения до смерти), отве­чающий данному пространственно-временному физическому во­площению наследуемого плана - программы и обретённого опыта.

    Паттерн организации, в нашем понимании, - это наследуемая, развивающаяся и самосовершенствующаяся система, представ­ляющая собой единство программы, структуры и процесса, имма­нентно присущая всем живым организмам (животным, растени­ям, видам, стаям, сообществам...), обеспечивающая адекватную реакцию организма на все факторы окружающей его действитель­ности, с целью создания и сохранения динамического равновесия организма как открытой нелинейной термодинамической системы над хаосом, путём регулирования, адаптации и защиты парамет­ров жизнеобеспечения в пределах, совместимых с жизнью.

    Иными словами, сознание - это система, определяющая разви­тие организма в соответствии с наследуемой программой, и обес­печивающая широкомасштабную корреляцию параметров термо­динамически обособленной материн с целостным миром, т.е. регу-ляторную функцию живого.

    Статус феномена сознания - жизненная (или психическая), ор­ганизованная (неким образом) энергия, абстрактная в нашем пред­ставлении, как и любой вид физической энергии, недоступный прямо­му измерению. Это главный признак биологической сущности всех объектов растительного и животного миров. Функции сознания много­гранны в своих проявлениях.

    Сознание - это и опыт поколений, и способность к анализу и пред­видению, здесь и прошлое, и будущее. «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Эта фраза, как ни странно, при­надлежит В.И. Ленину, и почти то же, как Вы помните, утверждается в теории Сантьяго. Правда, «вождь» имел в виду то обстоятельство, что

    293

    знания, проистекающие из сознания, переделывают природу, а также социальный аспект, в то время как современный взгляд имеет в виду неделимость, связность мира - холизм.

    У нас нет достаточных научных знании, а посему и оснований кор­ректно делить сознание на некие условные категории; мы не можем указать, где проходит граница между устоявшимися понятиями, и нет сколько-нибудь существенных признаков, по которым можно было бы сделать это. Кибернетики в разные годы пытались ответить на вопрос, что такое мышление, и всякий раз оказывалось, что данное определе­ние неполно и искать истину надо глубже. Философские категории -это лишь априорные формы упорядочения человеческого опыта.

    Поставим вопрос следующим образом: что может быть общего у философских категорий, относящихся к духовной сфере, откуда они проистекают, и что их связывает? Насколько это сложно, достаточно сказать, что необъятные по своей сути понятия «души» и «психики» имеют прямое отношение к рассматриваемому вопросу.

    Вспомним, что нечто похожее наблюдалось в прошлом а сфере матери­ального. Физическая паука все многочисленные ниды взаимодействий, наблюдаемых в природе, в конце концов свела к четырём и признала их ответ-ствеиш.ши за шло динамику но Вселенной. Трудно было представить, что и эти четыре взаимодействия, столь различные по величине энергии, жёстко связаны некой могучей первопричиной. Потребовалось много времени, усилия великих умов для того, чтобы установить то, что их объединяет, свести эти взаимодей­ствия воедино и, таким образом, подойти к истоку мирового процесса. Этот триумф человеческой мысли получил название теории Великого объединения.

    Приведённое выше определение сознания не делает его смысл ме­нее абстрактным; оно остаётся таким же неясным и неуловимым. Одна­ко, подобно категории энергии в физике, признание сознания как наи­более общего понятия, как паттерн организации, связывающего воедино все категории в духовной сфере, позволяет рассматривать с единой точ­ки зрения все ментальные и подсознательные процессы и явления.

    Поэтому будем считать, что ощущения, восприятие, познание, чувства, память, интеллект, мышление, понимание, осознание... и наконец самосознание - это всё элементы, ступени формирования сознания, его составные части.

    По мнению Марсела4, сознание представляет собой самостоя­тельную когнитивную систему, которая синтезирует, организует и направляет в основном бессознательные процессы в последова­тельности моментов «образного единства». Бессознательные ког­нитивные процессы можно считать аспектами протосознания, развёр­тывающегося в явное осознание.

    294

    С идеей примата сознания как организующего принципа ума в

    пользу когнитивного бессознательного согласуются некоторые наиболее поразительные экспериментальные данные. Хэбер и Хершенсон5 обна­ружили, что многократное тах истое ко пи чес кое предъявление слов и букв на уровне экспозиции заведомо ниже сознания... приводило к пол­ному и ясному осознанию стимула. Простое повторение бессознатель­ной переработки в конце концов проявляется как фокальное осознание.

    Судя по всему, «когнитивное бессознательное» можно понимать только как систему, которая по своей природе движется к становлению сознательной, если только ей прямо не предшествует (препятствует). Тогда «бессознательное» становится функционально важным следст­вием автоматизации процессов, которые первоначально отражались в осознании6.

    Роджер Пенроуз: «Проведение различий между бессознательным и осознающим себя умом - это действительно сложная и тонкая тема... Я считаю слово «сознание» в сущности синонимичным слову «осоз­нание» (хотя, возможно, «осознание» немного пассивнее, чем то, что я понимаю под «сознанием»), в то время как «ум» и «душа» имеют дополнительные оттенки смысла, которые в значительной мере менее отчётливо определимы в настоящее время. У нас будет много хлопот с пониманием того, что такое «сознание» само по себе».

    Сознание и когнитивное бессознательное представляются двумя сторонами общего процесса становления сознательного. Они представ­ляют собой стадии в процессе выражения. Не может быть никакой бес­сознательной когнитивной способности, которая не ведёт к сознанию, и никакого сознания, которое не возникает из предыдущих стадий, обычно недоступных полному самоотносительному осознанию. Ког­нитивная паука рассматривает сознание как один из своих фунда­ментальных принципов, а «когнитивное бессознательное»

    как его автоматизированное проявление.

    Часто можно прочитать, даже в научной литературе, что эволюци­онный процесс на определённом этапе определило стремление бакте­рий или иных микроорганизмов выжить, избежать опасности. А поче­му им этого хотелось? Откуда такое желание и какова его природа? Бактерии и ряд других микроорганизмов, не имея нервной системы и мозга, чувствуют градиент температуры, концентрации химических элементов, рН, инфракрасное излучение, поляризацию света, магнит­ные поля и т.п. и действуют адекватно. Практически все растения раз­личают день и ночь, температуру; одни поворачиваются к солнцу, дру­гие к луне... Мир устроен таким образом, что организация самой ма­ленькой бактерии несоизмеримо ближе к человеку, чем набор амино-

    2!)5

    кислот - к бактерии. Во всех подобных случаях уже можно говорить о сознании. Они разумны - эти организационно замкнутые, но от­крытые потоку энергии и материи, паттерны.

    Что же руководит организмами, лишенными управляющей нерв­ной системы? Биология не даёт ответа на этот вопрос, ограничиваясь констатациями, подобными утверждению, что «чувствительность есть свойство, характерное для живого». В поисках ответа высказывались предположения, что существует некая субстанция - «флюид coma-нип», иначе - психическая энергия, самый малый квант которой, до­бавленный к частице вещества, делает из неживого живое, одухотво­рённое, нацеленное на выполнение некой определённой малой задачи и пути её осуществления, т.е. на некую рабочую прогрсишу. Это предпо­ложение именуют «гипотезой диффузного сознания». Сливаясь при усложнении организма, кванты сознании образуют то, что управляет организмом, его шишу (лат. - душу), или процессор - в современном представлении.

    Подобные взгляды развивал немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919); в теологической модификации - Г. Лейбниц и Б. Спиноза. Идея состоит в том, что любой органоид имеет свой процессор, управляющий его действиями в зависимости от влияния окружающей среды. При объ­единении органоидов в клетку, а затем клеток в многоклеточный орга­низм их процессоры объединяются в более сложную систему и в итоге образуют процессор организма. Ещё в XIX в. профессор Фурнье де Альб определённо говорил о том, что каждая клетка имеет свой процес­сор и что сумма 25-1012 этих управляющих систем образует процессор человека. Рассуждая подобным образом, учёные склоняются к тому, что разница между живым и неживым, думающим и не думающим - диф-фузна, проходит где-то на уровне микроскопических объектов, возмож­но даже отдельных клеток. Такие свойства разума, как способность к анализу и качественному синтезу в зародышевой форме, присутствуют уже в рефлекторном акте живого организма. Это предположение под­тверждается фактом усложнения поведения организмов, ещё не имею­щих нервной системы, с возрастанием сложности их строения. Оно также даёт объяснение основного свойства всего живого - раздражимо­сти (реакции), а также её производных - тро/шзмов, рефлексов и слож­ных наследуемых рефлекторных комплексов - инстинктов.

    По мере развития органов чувств и нервной системы их роль в управлении организмом становится доминирующей. Установленное психологией расслоение интеллекта человека на сознание и подсозна­ние само по себе склоняет чашу весов в пользу существования подоб­ного процессора. Подсознание, как оно сейчас представляется, с его

    296

    таинственными складами информации и подспудным течением интуи­тивных мыслительных процессов, хорошо подходит на роль процессо­ра. Чувство опасности, беспокойство, ожидание, любопытство... и в конечном счёте знание - важнейшее свойство сознания - призваны обеспечить самосохранение. Знание позволяет лучше видеть опас­ность, расширяет зону защиты. Большая разница в том, что когда-то наш пращур с целью самозащиты заваливал на ночь вход в пещеру камнем, и в том, что современный человек осмысливает, как защитить­ся (избежать гибели) от возможного столкновения планеты Земля с кометой или астероидом...

    И даже стремление человека к гармонии, совершенству - этот высший элемент организации, если разобраться, также берёт начало из инстинкта самосохранения. Чувствовать прекрасное в полной мере может лишь тот, у кого собственная организация, сознание в высшей степени соответствует гармонии законов природы. Красота, как пола­гают английские учёные, - это врождённое чувство, существующее у ребёнка с самого рождения, а может быть, и раньше. Уродство - физи­ческое или духовное— неразумно. Вспоминаю мудрые слова: «Молено стоять перед выдающимся произведением искусства и не видеть прекрасного, когда темнота а нас самих».

    Давайте согласимся с тем, что сознание, как мы его сейчас понима­ем, - это скорее самосознание. А сознательные (осознанные) проявле­ния и поступки, включая рефлексы и инстинкты, функции, переведён­ные в подсознание и работающие либо в автономном режиме - систе­мы гомеостаза, -либо проявляющиеся во сне или в состоянии гипноза, -всё это как раз и есть проявление того, что мы называем сознанием (или психикой). И если все эти соображения изложить в эволюцион­ной последовательности, поставив вначале рефлексы, а в конец само­сознание, всё станет на своп места, и всё это можно будет с полным основанием назвать одним словом - сознанием либо психикой, - как удобнее. Важное преимущество такого подхода состоит в том, что от­падает необходимость в условных, размытых границах, а также необ­ходимость делить, без должных на то оснований, по уровню сознания на высших и низших. Рефлексы, инстинкты, восприятие, понима­ние, мышление... и наконец, самосознание следует понимать как ступени развития либо функции единого по своей сути явления; назовём это сознанием, а соответствующие ему проявления и по­ступки (от растений до человека) - сознательными. Осознанные проявления - это их высший уровень.

    «Все философские теории, - говорит австралийский философ Дэ­вид Чал мерс7, - описывают только функции - такие как память, вни-

    297



    тносящпеся к специфическому про-


    анпе, намерение, самоанализ, отн

    та, вытекает из опыта, формируется опытом. Эти понятия нельзя раз делять. Недоразумения начинаются с ответа на вопрос, что мы понима­ем под словом «сознание», какой смысл мы в него вкладываем и, глав­ное, где его границы?

    А вот мнение философа Томаса Нагеля. «Субъективный опыт, -считает он, - это фундаментальным атрибут людей и многих высоко­развитых животных. Он, несомненно, имеет место в бесчисленных формах, которые мы даже не можем себе представить, на других пла­нетах и в других солнечных системах во Вселенной. Но независимо от того, как может варьироваться форма, тот факт, что организм вообще имеет сознательный опыт, означает, что в нём есть нечто, что делает его организмом». А это как раз и означает то, что понятие сознания неотделимо от понятия «организм»; понятия сознательного и живого - неразделимы. Помните, у Гегеля: «всё действительное -разумно, всё разумное - действительно».

    Н а уровне мельчайших микроорганизмов функциями организован­ной сознательной деятельности, вероятно, следует считать элементар­ные замкнутые метаболические циклы, работающие в связке с сенсо­рами-датчиками разного уровня; на более высоком уровне приобрета­ются рефлексы, инстинкты, иные формы организации, сознательные функции. Складывается впечатление, что сознательная жизнь берёт начало с момента запуска одной-единственной локально обособленной устойчивой петли обратной связи в термодинамически открытой среде, и сохраняющейся в состоянии динамического равновесия за счёт при-

    ствс-времени системе, способной делать выбор, молено с полным

    связи в терм

    стве-времепи системе, спосоонои оелать иыиор, милаш с полным

    основанием назвать элементом сознательного проявления, поведе-

    ния - будь то растение или животное.

    В таких системах, по всей видимости, паттерн организации меня-
    темы регулирования. На определённом этапе развития, очевидно, в более сложном образовании: клетках, нервных узлах, в обособленном мозгу или некоем диффузном мозгу, объединяющем миллионы кле­точных процессоров, в результате многократного восприятия повто-

    238

    ряющихся событий, возникает и формируется образное восприятие, вырабатываются единичные, узконаправленные, абстрактные и логи­ческие операции (отрицания, сравнения и т.д.) с образами, и наконец формируется своеобразный код - язык. Ментальный процессор как система также эволюционирует, меняет свою собственную организа­цию и, вероятно, также скачкообразно, от аттрактора к аттрактору. В результате возникают устойчивые замкнутые циклы логического мыш­ления и наконец проблески самосознания, которые формируются впо­следствии в качественно иную организацию ментальных функции -рождается «Я» с постепенным осознанием (самосознанием) своего собственного бытия и всего прочего вокруг. Сознание как бы раздваи­вается: одна часть «остаётся» с телом, обеспечивая морфофизиологн-ческое существование, где главным центром является подсознание (психика), а другая часть (духовная) развивается, отрывается и функ­ционирует над первой, во взаимосвязи и в конкуренции с ней. Рассу­дочная деятельность напоминает волны, захватывающие лишь поверх­ностные слои великого и глубокого океана бессознательного.

    Выход на осознанные функции можно образно сравнить с генерацией электромагнитных ноли током, циркулирующим ь контуре; полны, излучённые антенной, свободно распространяются п простраистпе, «жшзут сшей жизнью», в то время как ток, их создавши*!, замкнут и «цепях» контура (рис. 9). Это сравнение не покажется Вам слишком упрощённым после того, как Вы озна­комитесь с соображениями, изложенными и гл. 29.

    Проявляются проблески самосознания лишь у человеческого детё­ныша или у детёныша животного (и даже растения) - нельзя сказать определённо. Но и отрицать это нет достаточных оснований. Органи­зация определяет уровень сознания — из этого и следует исходить. Про­блески самосознания, надо думать, появляются и у животных - ника­ких морфофизиологичеекмх запретов на это нет. Эти проблески внача­ле кратковременны, пока они не закреплены в виде устойчивых гипер­циклов ментальной деятельности. В дальнейшем сознание получает многократно ускоренное развитие, выделяется в самостоятельный фе­номен, который принято величать разумом, рассудком, интеллектом или как-то иначе, и продолжает самосовершенствоваться в противо­борстве со своим собственным подсознанием и превратностями мира обитания.

    Развивая положения теории Сантьяго, можно утверждать, что функция языка как средства общения - далеко не самое главное. Его роль в эволюции неизмеримо важнее. Становление языка, а затем и образного (абстрактного) мышления позволили многократно повысить эффективность процесса восприятия физической реальности путём

    своеобразного кодирования информации о предметах, явлениях и про­цессах окружающего мира, а затем перейти к ментальным операциям над этими кодами. Освоение языка кодов в виде образов, абстрактных представлений, слов, формул значительно уплотнили емкость «опера­тивной и долговременной» памяти мыслящего существа, увеличили скорость процессинга, что позволило ему уйти далеко вперёд в своём развитии, от примитивного различения «да-нет» у простейших тварей до космического мышления у наших современников, охватить мен­тальным взором всю Вселенную.

    С развитием языка, образного восприятия, а затем и абстрактного и логического мышления, сознание изменилось качественно. И не только изменилось, но и выделилось (обособилось); появилась возможность взглянуть на себя со стороны - сформировалось само(сознание). Абст­рагировавшись от тела, оставив морфофизиологические функции под­сознанию в режиме «автопилота», самосознание «закрутилось-завертелось» в кругу «собственных проблем», получило простор для саморазвития и самообучения. А поскольку всё это происходит в сфере «нематериальной», без видимых причинно-следственных физических взаимодействий, то и покрыто оно таинственностью. Но суть его изме­ниться не могла. Оно осталось сознанием в своём изначальном смысле, заложенном природой, - формировать, поддерживать, сохранить и воспроизводить жизнь вида (в соответствии с данным выше опреде­лением); неизмеримо возросли его возможности, его мощь.

    Высшему уровню сознания, отвечающему за разумное, как приня­то считать, поведение человека (животного), соответствует в организме иной уровень организации материи (в отличие, скажем, от процесса реализации некоторых подсознательных функции, которым соответст­вует электрохимический уровень) - электромагнитное поле, создавае­мое когерентным движением спинов, сложная интерференционная или голографическая картина, вплетённая удивительным образом в паути­ну пространства-времени. Процесс не имеет жёсткой (химической) локализации в структуре мозга, так как операции процессинга и дина­мической памяти осуществляются на квантовом уровне, в то время как долговременная память закреплена на химическом уровне. Вот почему травмы, инсульты «отключают» те или иные функции управления от­дельными органами животного (в зависимости от локализации места повреждения), но не отключают высшие функции. Последние отклю­чаются иным способом - внешним воздействием на спиновую динами­ку протонов и электронов, например электромагнитным полем, огра­ничением поступления кислорода, являющегося посредником в спино­вых процессах, под воздействием наркотика и др. (к этому вопросу мы вернёмся в гл. 29).

    300

    Животный мир находится практически всецело во власти природы. А вот человеческое сознание вышло на такую ступень своего развития, что вывело человека из согласия (гармонии) как с внешним миром, так И с внутренним. И там и здесь последствия плачевные. В первом слу­чае - экологические катастрофы, во втором — системные нарушения (сдвиги) - условия для возникновения всех известных болезней. Эта относительная самостоятельность ведёт к потере единства с природой; рассогласовываются некие каналы связи, частоты резонанса. Выде­лившееся и относительно бесконтрольно со стороны природы разви­вающееся самосознание, на фоне термодинамической склонности при­роды к равновесию - это выглядит «ненормально». Должны быть не­кие силы, которые как пружина стремятся возвратить систему «к рав­новесию». И вот уже понадобилась целая система йоги, которая при­звана хоть на миг устранить это препятствие и приобщить человека к некоему весьма многозначительному и желанному состоянию единст­ва, а на самом деле «временного переживания свободы от человеческо­го», высвободить его от «человеческой обособленности в то полусон­ное состояние, которое свойственно миру животной природы. Эта па­радоксальная формулировка подчёркивает, что лишь целенаправленно преобразованное состояние способно контактировать с такими «слоя­ми» психической материи, которые гораздо ближе к целостному, пер­вобытному животному состоянию, а может, таковыми и являются»8. Йога, как следует из определения, - это сознательно вводимая в обы­денную жизнь периодическая флуктуация (в данном контексте - от­клонение от обычного хода событий) особого рода. Будучи связанной с полем событий повседневности, она стимулирует самодвижение сис­темы к порядку более высокого уровня устойчивости, в процессе воз­никновения которого только и может осуществляться спонтанная ком­муникация бессознательного с осознанным, - что и является конечной целью йогической практики.

    Почему не удаётся обнаружить какую-либо физическую связь ме­жду мозгом и сознанием? Эксперименты с хирургическим лечением нейропсихических заболеваний, в частности эпилепсии, выявили много неожиданного. Высшие функции сознания, такие как мышление, по­нимание, самосознание и др., нельзя разделить скальпелем, как нельзя разделить полюса магнита на северный и южный, как нельзя уничто­жить полное изображение на голограмме, сколько бы мы ни делили её на части. Части мозга в этом отношении сохраняют функции целого. Эксперименты физиолога Б. Котляра и его коллег из МГУ им. М.В. Ломоносова подтверждают, что мозг работает как единое целое и нет нейронов, которые бы не реагировали на события в других частях

    мозга. В нём постоянно формируются так называемые функциональ­ные состояния - сети или ансамбли нейронов, замкнутых между собой особым, каждый раз новым образом. Это можно понять, если предпо­ложить следующее.

    Сознание - это процесс, организация, имеющая на вооружении и фантастический по своим возможностям компьютер, и непостижимое программное обеспечение (системное и рабочее). Сознание неотдели­мо от самого элементарного изменения в состоянии и структуре орга­низма, его органа или клетки в результате контакта пли взаимодейст­вия, обмена энергией или информацией, даже если результатом такого взаимодействия стало изменение направления хотя бы одного спина ядра (или электрона). Сознательный опыт берёт начало с первого акта различения и выбора. Каждый акт выбора —элемент сознания.

    Через различение и выбор возможных состояний рождается живая материя, а сам процесс закрепляется в виде сознательного опыта как конфигурация упорядоченных отношений. Непрерывный выбор в тисках действующих законов, предыстории и случайно­стей ведёт к формированию материи - квазиустойчивых состоя­ний в границах данного пространственно-временного континуума. Выбор «да-иет» это движение от вероятностного мира к реаль­ному.

    «Да-нет» - значение этого выбора столь велико, что возникает крамольная мысль: не то ли это «Слово», о котором говорится в Свя­щенном Писании. «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Таким словом мог быть выбор «да-пет» - начало возникно­вения реальности из вероятности, воплощение. «И Слово стало пло-тшо и обитало с нами, полное благодати и истины» - сказано далее в Писании. «О или - «Первое слово», с которого начинается естест­венный «машинный код» природы, кодирующий и структуру материи, и в целом паттерн организации. Возможность осмысленного выбора, неразрывно связанного с возникновением в природе owueou материи, явилось мощной движущей силой, ускорителем эволюции.

    С точки зрения Каббалы, все природные процессы имеют волновой характер, и только свойство наблюдателя делает их дискретными. Ина­че говоря, реальность формируется в информационном поле вокруг наблюдателя в соответствии с его внутренними свойствами. С этой позиции становятся объяснимыми многие явления окружающего нас мира, включая самые странные, такие как НЛО, призраки и полтер­гейст...

    Каббала утверждает, что прошлое (вопреки теории Хыо Эверетта) неизменно. Прошлое всегда одновариантно, это застывший паттерн

    302

    организации, лишённый возможности выбора, в то время как будущее многовариантно и динамично. Оскар Уайльд, английский писатель, подметил эту фундаментальную закономерность мироздания и выразил её весьма вразумительно: «Никаких богатств не хватит для того, чтобы изменить своё прошлое». Будущее же полностью зависит от самого человека, но только в том случае, если он находится в контакте с высшим информационным слоем, А нам, как давно подметили фило­софы, суждено находиться в «вечном настоящем».

    Обратимся к квантовой механике. Стратегия частицы - её волновая функция. Она определяет сознание частицы и является результатом связи с известной информацией о мире. В этом смысле вся материя обладает сознанием. Атом, бактерия, камень, цветок, мотылёк... как воплощение определённой сути - «построены» на сознании. Мы знаем, что в этих предметах нет ничего застывшего: всё есть движение, рост, развитие, - но движение не хаотичное, а подчинённое некой единой идее, плану и программе, несущее и сохраняющее в определённых пространственно-временных координатах свой паттерн организации, однозначно определяющий его макроскопические свойства и его место в окружающем мире.

    На языке квантовой механики только декогеренцпя (коллапс) вол­новой функции утверждает реальность, ведбт к проявлению (рожде­нию) классического мира из квантового.

    Далее мы утверждаем, что нет никакой отдельной субстанции или феномена разума, интеллекта...

    Разум есть качество сознания, его мощность

    Гилберт Райл - английский философ (автор термина «призрак в машине» - шутки в адрес дуализма): «Разум - это свойство материи, и только прослеживая замысловатые преломления материи в моз­гу, можно объяснить сознание»'3.

    Кендес Перт: «Я больше не могу проводить чёткое разграничение между мозгом и телом».

    «В вызывающем много споров вопросе о соотношении сознания и разума я свожу последний к первому» - таково мнение профессора психологии университета Брока в Онтарио Гарри Ханта10.

    Роджер Пенроуз: «Интеллект является вторичным по отноше­нию к вопросу о феномене сознания. Едва ли я поверю в то, что на­стоящий интеллект мог бы действительно существовать, когда бы его не сопровождало сознание».

    В соответствии с нашим представлением о сознании как паттерне организации разум мы рассматриваем как категорию, характерц-

    303

    зующую качество сознания, его мощность. Термин «мощность» здесь следует понимать не в узком, количественном смысле, как ско­рость превращения энергии в работу, а, скорее, как меру способности источника энергии (или системы в целом) совершать работу - простую и сложную; меру способности данного сознания (организации) реали­зовать свои возможности. Здесь можно условно выделить статиче­скую (потенциальную) составляющую - как ((возможность» разума и динамическую (кинетическую) составляющую - как «способность» разума. В первом случае мы имеем в виду некий уровень физического и духовного развития (совершенства) - то, что обычно принято назы­вать культурой и что определяет возможности, заложенные в органи­зации индивидуума. Во втором - имеет смысл термин «способность» вкупе с интенсивностью, т.е. скорость изменения параметров, что оп­ределяет различную скорость осуществления сознательных функций, реализации возможности и получения результата при прочих равных условиях (возможностях).

    При таком подходе выявляется активная роль категории «культу­ра». Вот почему Бальтасар Грасиан, классик испанской литературы, почти 500 лет назад разделил человеческую сущность на «натуру» и «культуру». Наш жизненный опыт подсказывает, что мы сильно недо­оцениваем значение культуры в жизни людей, общества и всей приро­ды. О культуре можно говорить много, но это не является темой нашего повествования. Скажем только, что недостаток физической и духов­ной культуры катастрофически влияет на эволюционный процесс.

    Термин am а разума имеет смысл как причина, которая приводит в действие инстинкты, рефлексы, порождает интуицию и наконец стрем­ление к знанию, а возможно, и телепатические, экстрасенсорные и иные проявления.

    Мысль - это продукт (результат) работы сознания. Мысль, по­следовательно продуцируемая сознанием, на выходе человеческого «мозга-компьютера» - всегда одна, какой бы мощью он ни обладал. Мысли следуют одна за другой; здесь мы имеем дело с некой одномер­ностью, с последовательным интерфейсом, хотя решение по каждому вопросу, формируемое в виде возникающей мысли, принимает слож­ная логическая схема-процессор, опрашивающая огромные массивы логических элементов - квантовых триггеров. Наши мысли (их красота пли грязь) в полной мере соответствуют уровню нашего сознания.

    Самосознание -это также продукт работы сознания, однако это скорее особое состояние «сознания», качественно иной (возможно, высший) его уровень. Его формирование весьма таинственно и дале­ко от понимания, но нет оснований отделять этот процесс от матери­альной сути.

    304

    Интуиция (предвидение, озарение...) - это результат работы сознания в экстремальной ситуации, характерной для высшего на­пряжения жизненных и ментальных интересов индивидуума, когда независимо от его желания эффективно активизируются различные подсознательные функции сознания, подготовленного предшествую­щими событиями для решения данной задачи.

    Сны -это проявление тех же процессов, с той лишь разницей, что во время сна сознание переводится в другой режим работы, организм по многим параметрам отключён от внешнего мира.

    Однако основным продуктом работы сознания являются сигналы автоматического регулирования: команды исполнительным систе­мам, определяющие работу и поведение всех систем и органов орга­низма в целом.

    Сделаем одно замечание. Работа сознания включает и себя многие функ­ции, выполняемые рукотворным компьютером, но ни п коем случае не сводит­ся лишь к компьютерной модели. В настоящее иремя пришло убеждение, что компьютер — это нсегда машина, и она никогда не сможет побрать и себя чело­веческий менталитет. Компьютерная эйфория прошла, несмотря па то, что мощности и возможности компьютерной техники постоянно растут, и уже ма­кетируются отдельные узлы квантового компьютера. Если это так, верно будет и обратное утверждение, что никакими компьютерными (машинными) моде­лями нельзя описать этот сугубо «человеческий» феномен - сознание, а значит, и разум. Почти неё можно отобразить и виде единиц и нулей руленой «азбуки», но нельзя передать чувства и эмоции, впечатления, красоту и гармонию, вдох­новение... Может быть, поэтому существует убеждение, что как бы мы mi опускались иглуб(> материи (вплоть до квантовых эффектов и шкшковекпх размеров), мы будем только усовершенствовать «машину» и ничего не доба­вим к пониманию сознания.

    Другое дело, что многие образы и целые паттерны в сознании че­ловека посредством подключения неких, не обнаруженных до сих пор «резонаторов» приобретают эмоциональную окраску. Здесь речь может идти и об электрохимическом уровне, синхронном возбуждении и ре­зонансных явлениях в структуре клеток, мембран, спиновой динами­ке... (к этому вопросу мы вернёмся в заключительных главах книги). Чувствам свойственны резонансные качества. Спектр таких аккордов настолько сложен и индивидуален, что воспроизвести его как-то ис­кусственно вряд ли возможно. Учёные ищут некие органические ме­диаторы, функции которых как раз и заключаются в коммутации по­добных эффектов. Возможно, скоро, считает Понтер Стент, мы смо­жем «направлять определённые электрические входные сигналь!» в мозг и получать синтетические ощущения, чувства, эмоции... Смерт-

    305

    ные люди смогут жить как боги, без печали в сердце и вдали от горя, пока их центры удовольствий правильно подключены.

    Имеются любопытные сведения о том, что обнаружены особые молекулы - пептиды (их свыше 70), которые неким образом связывают воедино нервную, эндокринную и иммунную системы. Пептиды, как полагают, и оказываются биологическим проявлением эмоции, играют важную роль в координирующей роли иммунной системы; они связы­вают и объединяют ментальную, эмоциональную и биологическую деятельность. Указывается, что иммунная система сопряжена с окру­жающей средой. Если это так, тогда становится понятным, почему страх - большой грех, а путь к сердцу лежит через желудок (шутка).

    Универсальной ячейкой жизни (элементарной основой жизни) явля­ется /слетка. В клетке особый «микромир», он сохраняется почти неиз­менным при любых изменениях окружающей среды. Если клетку дро­бить, как это делают исследователи, то отдельные клеточные системы ещё будут сохранять свои функции, порой сложные и многообразные, но то, что присуще жизни как явлению, безвозвратно теряется. Клетка -мощная информационная система, с которой вряд ли могут состязаться современные электронно-вычислительные комплексы. Она работает по единой, согласованной программе, где все процессы взаимосвязанны, взаимозависимы, строго фиксированы в пространстве и времени. Непре­рывное движение, бесконечные потоки веществ - причем «без аварий и дорожных происшествий» - это и есть основа тех процессов жизнедея­тельности, которые не перестают поражать наше воображение.

    Роль клетки в формировании организмов и её уникальные свойства наводят на мысль о необходимости рассмотрения и выделении некого характерного уровня - клеточного сознания, характерного для расте­ний и игравшего главную роль на начальных стадиях формирования жизни. История с динозаврами и их сородичами представляется иногда как «тупиковый» путь развития цивилизации. Я бы сказал так: тела много, а мозгов мало, т.е. «ехали» на одном клеточном сознании. Дальше эволюция пошла по пути цефализации - развития мозга и ЦНС. Рудимент клеточного сознания в разной степени присутствует у всех современных организмов. Иногда мы говорим, что опасность чув­ствуем спиной.

    Общепризнанный подход к пониманшо формирования организма состоит в том, что из одной внешне недифференцированной клетки (зи­готы) в результате упорядоченной последовательности изменений обра­зуется многоклеточный организм, способный к самостоятельному суще­ствованию. Зародышевое развитие в целом определяется наследствен­ным аппаратом клеток. Отдельные гены кодируют строение белков, ко-

    306

    торые, в свою очередь, определяют возникновение всех признаков орга­низма и весь процесс зародышевого развития. В процессе матричного синтеза генетических программ неизбежно возникают ошибки копиро­вания (мутации). Часть мутаций корректируется путём репликаций, ос­тальные - дают материал для естественного отбора, так как ведут либо к усложнению, усовершенствованию организмов, либо к регрессу, упро­щению их организации. Таким образом, сама сущность жизни как само­воспроизводящегося процесса является предпосылкой эволюции.

    Клетки зародыша получают при делении полный набор генов, но в каждой ткани функционирует только часть из них, определяющая син­тез специфических для данной ткани белков. Функция генов осуществ­ляется ещё в предзародышевом развитии, она определяет возникнове­ние структур яйца, а также синтез белка на ранней стадии. Роль многих генов и механизмы, определяющие активацию конкретных генов в раз­витии, пока неизвестны.

    Дифференциация клеток, формирование органов, а затем и авто­номных систем регуляции и контроля происходят в соответствии с не­ким планом. Не похоже, чтобы был один дирижёр, как в оркестре. Здесь, скорее, действует некое коллективное сознание. И так до тех пор, пока не организуются специализированные связи, нервная систе­ма, гипофиз, гипоталамус и наконец целиком мозг... Постепенно функ­ции управления отдельными системами автоматизируются и переходят в подчинение центральной нервной системе и мозгу.

    Жизнеутверждающий, одухотворяющий принцип, заложенный в растениях и животных, микроорганизмах, наделяющий их сознатель­ным избирательным ответом на внешнее воздействие, а у высших жи­вотных - чувствами, эмоциями и наконец интеллектом, тем самым под­нимающий живое над хаосом неживой, бесчувственной природы, берёт начало не с генома (как считалось до недавнего времени), а с более глу­бокого, более утончённого уровня организации материн. В различные периоды истории он получал названия: душа, дух, абсолютная идея, тонкие поля, электрический аттрактор, морфогенетическпе поля, био­поле, аура и т.п. Геном - наследственный аппарат клетки (ДНК!) - не есть первопричина сознательных проявлений, паттерн организации, в точности соответствующий данному уровню воплощения наследуемого опыта в особи данного вида, — по сути своей это лишь специализиро­ванный контроллер сложного устройства, выполняющий строго опре­делённые биохимические функции по команде (программе) с более вы­сокого уровня организации, следы которого современные учёные ищут в клеточных сетях, морфогенетическпх и иных «тонких» полях...

    Приведённая ниже схема наглядно обобщает суть нашего разговора.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   45


    написать администратору сайта