ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
Скачать 3.29 Mb.
|
действительной структуры. Сознание, как река, является ощутимо непрерывным, не образуя дважды в точности того же течения; вода принимает любую форму, но не теряет своей индивидуальности. Сознание, которому свойственно ссылаться на самоё себя, диалогическое во всех своих проявлениях («беседа с умным человеком»), непрерывно меняется, перестраивается в результате самоанализа. И в эволюции, и в онтогенетическом развитии нервной системы зарождающиеся функции, судя по всему, присутствуют ещё до появления специализированных нервных и сенсорных областей, в которых они будут локализованы. Когнитивные психологи и непропси-хологи (Марсел, Хэмфри, Шектер)" понимают сознание пак формальную систему или способность, связанную с управлением, выбором и синтезом неосознаваемых процессов.и граничных условий и т.д. Иначе вы долго будете искать «чёрную кошку в тёмной комнате» и по известной причине не найдёте. это питое з/се необходимое249 Среди тех психологов, которые считают сознание самостоятельной причинно-следственной системой, существует общее согласие в отношении того, что его косвенные характеристики представляют собой некое «эмерджентное» (самоорганизующееся, неожиданно возникающее, системное...) проявление лежащих в его основе нервных процессов. Невролог Роджер Сперри'" изображает сознание как эмерджентное свойство, которое возникает на основе целостных свойств нервной системы и, в свою очередь, осуществляет нисходящее управление её функционированием. Сознание пока ещё не выясненным образом связано с нервными системами либо вообще с активностью подвижных организмов. Роджер Сперри считает, что сознание - это следствие эмерджент-ных, или системных свойств «организационных процессов более высокого порядка», протекающих в мозге, во многом так же, как и молекулы со своими химическими свойствами представляют собой новое или «эмерджеитное» качество, возникающее на основе субатомной реальности, но непосредственно не сводимое к ней. Сознание обладает своими собственными холистическими (целостными) свойствами и функциями, которые не только не сводятся к любой нервной подструктуре, но в действительности причинно управляют своими нервными составляющими более низкого порядка. Р. Сперри не постулирует ка- 254 кое-либо дуалистическое взаимодействие отдельных «субстанций». Сознание - это не что иное, как динамическое свойство определённых паттернов нервной организации более высокого порядка. Эти свойства просто являются сознанием и, в свою очередь, оказывают на более специфические нервные функции то же влияние, которое волна оказывает на образующие её молекулы воды. По мнению Сперри, возникновение сознания из нервных процессов представляет собой межу-ровневый феномен, подобный возникновению элементарных частиц из квантовых полей. На основе нервных сетей могут возникнуть сложные формы сознания, поскольку более простая форма чувствительности уже присутствует в качестве субъективной стороны способности организмов к движению. Существует ли такая чувствительность уже у одноклеточных организмов, вовсе не имеющих нейронов? В действительности, чувствительность (sentience) или «осведомлённость» (awareness) более первична и потому может быть приписана всем организмам, выживание которых зависит от способности ориентироваться в окружающей среде. Дуглас Хофштадтер13, представитель традиции искусственного интеллекта, считает, что если разум, по аналогии с программным обеспечением, не зависит от аппаратной среды, по отношению к которой он эмерджентен, то он является «переносимым» - что, по его терминологии, означает, что он может быть реализован не только в нервной системе... Ум не может спонтанно возникать из системы, неспособной чувствовать, - независимо от её рекурсивной сложности. Подходы, описывающие неспецнфические организационные и син-тезирующне свойства нервных сетей, известны под различными названиями: коннекцпонизм11; параллельный распределительный про-цессинг15; самоорганизующиеся (аутопоэзные) системы16 и др. Современный коннекционизм пытается моделировать такую систему, как мозг, с точки зрения её взаимосвязанностп и параллельной обработки. По мнению Глобаса, коннекционизм приближает нас к тем действующим в нервных сетях организационным принципам более высокого порядка, на основе которых, согласно концепции Сперри, возникает сознание. Чрезвычайно развитая система анатомических связей коры головного мозга, соединяющая между собой 55 миллионов нейронов, каждый из которых имеет десятки тысяч дендритных контактов с другими нейронами, проводящая электрические импульсы с частотой в среднем 40 импульсов в секунду; а также способность одновременной активации далеко отстоящих друг от друга областей коры и подкорки, привели Доналда Хебба17 к модели «клеточных ансамблей», описывающей 255 распределённую параллельную обработку данных и непрерывную реорганизацию нервных связей при восприятии и обучении. Коннекцио-низм18 добавил к этому математический аппарат, основанный на вероятностном исчислении, позволяющем представлять жидкостные процессы термодинамики в терминах множественных аттракторов, репеллеров и т.п. В отличие от операций последовательных вычислений традиционных теорий искусственного интеллекта, вычисления в параллельных системах основываются на волнах возбуждения и торможения, движущихся через нейроноподобные ячейки, которые соперничают и сотрудничают, усиливая и подавляя отдельные паттерны связности19. Подобная сеть, основанная на статистических свойствах динамики жидкости, способна «приходить» в кратковременное состояние максимальной «гармонии» с точки зрения «вынуждающих» или направляющих её задач. Согласно Глобасу, эти сети являются и-мерными, а их возможные «состояния» представляют собой совокупные паттерны взапмосвязности, которые они могут «самоорганизовывать». Система является спонтанно самоорганизующейся, а не следующей правилам, и всегда действует как единое целое. Её последовательные синтезы распространяются через всю сеть, которая всегда доступна во всей полноте в любой ситуации. Параллельные сети коннекционизма можно было бы считать основой когнитивного бессознательного, а сознание - его избирательным последовательным выражением, - такого мнения придерживается Гарднер211. Именно так: мысль за мыслью, в одну очередь... Холономные принципы. Сознание как «скрытый порядок» Есть теории, которые отказываются связывать сознание с конкретными областями мозга и нервными процессами и изображают его как нечто более обшее и фундаментальное. Карл Прибрам21 использовал явление голографии в качестве модели того, каким образом нервные сети могли бы интегрировать широкие области одновременной нервной активности в эмпирически переживаемое целое. Незадолго до этого Дэвид Бом22 построил на основе этого феномена модель физической реальности и центральной нервной системы. В обоих моделях отдельные события одновременно «свертываются» в совокупный «скрытый порядок», любая часть которого может быть «развёрнута» на основе организующих принципов целого (об этом подробнее в гл. 12). 25G Прпбрам использовал такие холономные принципы для того, чтобы показать, как нервные сети могли бы свёртывать множественные формы информации, которые одновременно накладываются друг на друга в различных областях коры мозга и, в свою очередь, могут развёртываться как сознание. При этом имелось в виду, что перевод сенсорных сигналов в двумерные составляющие синусоидальные волны (пространственные частоты) осуществляется по закону преобразования Фурье. Этот процесс свёртывания распространяется по коре, подобно волнам на воде от брошенных в воду камней, порождая множественные и широко распространённые узлы взаимного усиления и ослабления. Обратное преобразование развёртывает эти паттерны из любой части коры, делая нервные сети чем-то вроде гармонических резонаторов музыкальных инструментов. В пользу такой холономной организации, по мнению Прибрама, говорит тот факт, что утрата долговременной памяти, судя по всему, зависит от общего объёма повреждённой коры, а не от повреждения каких-либо отдельных областей. Гордон Глобас23 расширил этот подход на саму структуру восприятия, предположив, что у каждого биологического вида все возможные перцептуальные конфигурации окружающей среды и даже каждой ситуации, с которой сталкиваются представители данного вида, в латентной форме содержатся в нервной системе. Как доказательство того, что нервная система действительно работает по холономному принципу, были обнаружены синхронные частоты электрической активности коры длительностью в несколько сотен миллисекунд в далеко отстоящих друг от друга колонках нейронов. Прибрам предположил, что это могут быть объединяющие волны непосредственной осведомлённости или избирательного внимания2'1. Хотя холономня, вполне возможно, указывает на согласованность между физической системой (мозгом) и способностью к широкому синтезу в текущем сознании, по-прежнему совершенно непонятно: каким образом такой физический процесс вообще мог породить качественную природу непосредственного перцептуального осознания, если только, что кажется весьма вероятным, её существование уже не было тайком введено с самого начала? Мы снова видим причинный «процесс», который собирает, организует и реорганизует «нечто», всё равно остающееся вне любой количественной концептуальной сети. Конечно, любая демонстрация изоморфизма мозга, мира и сознания чрезвычайно важна, поскольку помогает нам преодолевать разнообразные субъект-объектные дихотомии, которые так долго вводили нас в заблуждение. ЮЗак. 3066 257 Появление нелинейной динамики в математике, физике флуктуирующих систем, термодинамике, эмбриологии и др. подготовило революцию в вопросах сознания. В рамках определённых фиксированных временных промежутков нелинейные системы, неживые и живые, самоорганизуются противоположно и вопреки энтропийному рассеянию энергии. В химических циклах, наподобие реакции Белоусова - Жабо-тинского, осциллирующих от видимого хаоса до эмерджентных спиралей, в конфигурациях и «времени жизни» ураганов и погодных систем, обнаруживаются феноменальная чувствительность к начальным условиям и глубокие обратные связи, придающие неорганическим системам уникальность и неповторимость, которые обычно ассоциируются с поведением организмов. Учёные давно обратили внимание на то, как определённые константы формы, обнаруживающиеся на всех уровнях естественного мира - от галактик до водоворотов и морских раковин, -самоорганизуются из, казалось бы, хаотичной или турбулентной среды. Такая турбулентность, образованная пересечением движения множества потоков, создающих сложные интерференционные паттерны, считалась случайной - в традиционном или буквальном смысле «хаотичной». Однако теперь турбулентные системы можно описывать математически с помощью относительно простых уравнений, основанных на многократных итерациях и обратной связи (об этом мы подробно говорили в гл. 18). Мы подошли к тому, что нелинейная динамика предлагает математику для самоорганизующихся систем, которые возникают на границе между живыми организмами и неживой средой, то есть язык дли общения с живой материей. Хотя турбулентные системы способны стабилизироваться в спиральные и ветвящиеся структуры, обнаруживающиеся повсюду в природе, они обладают собственной организацией, основанной на кажущихся случайными, но на самом деле детерминистских паттернах, называемых «странными аттракторами». Хаос можно представлять уравнениями, которые отражают чувствительную зависимость от начальных условий, постоянную обратную связь и отношения взаимного сдерживания и принуждения. Именно Роджер Пенроуз, следуя, вероятно, философии Бергсона, предположил, что сознание, по крайней мере в некотором смысле, движется против Второго закона термодинамики в направлении уровня с более низкой энтропией и более высокой степенью организации, чем порождающие его процессы. А Гюнтер предпринял попытку выяснить, в какой мере идеи Хайдеггера и буддизма доступны пониманию па языке нелинейной динамики - моделей хаоса. 258 Если многократные повторения очень простых процессов могут самоорганизовываться в столь сложные структуры, каковые, судя по всему, действительно обнаруживаются на всех уровнях реальности, то нелинейная динамика имеет существенное значение для понимания потенциальных связанностей нервных сетей, которые основаны на бесчисленных пересечениях нервных волокон (как потоках) и их электрохимических активностях. Заслуживает внимания тот экспериментальный факт, что спонтанная импульсная электрическая активность одиночного, экспериментально изолированного аксона кальмара, образует паттерн «фазового пространства», основанный на хаотических пли странных аттракторах21". Фримен27 обнаружил паттерны хаотического аттрактора п электрической активности обонятельных долей мозга кроликов в состоянии покоя; эта активность сменяется более регулярными циклами, когда животному предъявляют различные запахи. Подобным образом, на уровне электрической активности новой коры при символической познавательной деятельности оказывается, что альфа-тета-ртм на энцефалограмме также организован в терминах хаотического аттрактора. Видимая турбулентность ЭЭГ имеет свой собственный динамический паттерн, пли «фазовое пространство»23. Глобас и Фримен исследовали потенциальную связь между непрерывной реорганизацией перцептуального и символического осознания и принципами кониекциомизма, интерпретируя последний с точки зрения нелинейной динамики. Убедительные представления фрактальных свойств в ветвлении дендритов не позволяют, однако, перейти от этих «странных» геометрии к динамическому потоку качественного осознания. Разумеется, если одни и те же повторяющиеся организации возникают на всех уровнях природы, мы действительно имеем отношение сложного отражения или изоморфизма между внешне несопоставимыми категориями. В последующих главах, в продолжение начатого разговора, мы расскажем о наиболее интересных и перспективных па наш взгляд подходах в понимании разумности и организованности жизни: теории Грегори Бентсона и теории Сантьяго (Матураны — Варелы), подробно остановимся на квантовой модели разума. В заключительной, 23-Й, главе данного раздела, опираясь на приобретённый опыт и здравый смысл, попытаемся выделить и сформулировать основные положения и определения, отвечающие нашему пониманию проблемы жизни - сознания - разума. 259 Примечания к гл. 20: /. НШтап, Я, Ventura, М. 1992. We've Had a Hundred Years of Psychotherapy - and the World s Getting Worse. San Francisco: Harper, Chalmers, D. The Counscious Mind. Oxford: Oxford University Press, 1996. Принцип экономии Ллойда Моргана (1894) требует выбирать простей ший вид ума для объяснения данной поведенческой способности. Griffin, D. 1984. Animal Thinking. Cambridge: Harvard University Press. Naiioh, V., Eckert, R. 1969. Ionic Mechanisms Controlling Behavioral Re sponses of Paramccium to Mechanical Stimulation. Science 169: 963-965; Naitoh, Y., Eckert, R.. 1969. Ciliary Orientation: Controlled by Cell Membrane or by Intra- cellular Fibrills? Science 166: 1633-1635; Anderson, O.R. 1988. Comparative Pro tozoology: Ecology, Physiology, Life History. Berlin: Springer-Verlag. Eckert, R., Randall, 11, Augustine, G. 1988. Animal Physiology: Mechanisms and Adaptions. New York: Freeman. 7.Дж. Гибыш. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. Chary, Т., ed. 1980. Timeless Spring: A Soto Zen Antology. San Francisco: Wheelwright Press. Onians, R.B. 1951. The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul, the World, Time, and Fate. Cambridge: Cambridge University Press. James, W. Essays in Radical Empiricism and a Pluralistic Universe. New York: E.P. Dutton, 1971; У.Джеймс. Психология. -М.: Педагогика. 1991. Marcel, A. 1983. Conscious and Unconscious Perception: Experiments on Visual Masking and World Recognition. Cognitive Psychology 15 197—237; Hum phrey, N. 1983. Consciousness regained. Oxford: Oxford University Press//Baars, B. 1988; A Cognitive Theory of Consciousness. Cambridge: Cambridge University Press. Schacter, D. 1989. On the Relation between Memory and Consciousness: Dissociable Interactions and Conscious Experience. In: /-/. Roediger and F. Craik, eds. Varieties of Memory and Consciousness: Essays in Honour of Enciel Tulving. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, pp. 355-389. Sperry, RAV. 1987. Structure and Significance of the Consciousness Revolu tion. Journal of Mind and Behavior 8: 37-66; Sperry, R.W. 1991. In Defense of Mentalism and Emergent Interaction. Journal of Mind and Behavior 12: 221-246. Hofsiadter, D. 1979. Godel, Escher Bach: An Eternal Golden Braid. New York: Basic Books; Hofsiadter, D. 1981. Metamagical Thcmas: Strange Attractors: Mathematical Patterns Delicately Poised between Order and Chaos. Scientific American 245: 22-43. Smolensky, P. 1988. On the Proper Treatment of Conneclionism. Behavioral and Brain Sciences II:1-74. Rumelhart, 11, Smolensk? P., McClelland, J., Hinton, G. 1986. Schemata and Sequential Thought Processes in Parallel Distributed Processing Models. In: J. McClelland and D. Rumelhart, eds.: Parallel Distributed Processing: Explorations in the Microstmcture of Cognition, vol. 2. Cambridge: MIT Press. Maiurana, /■/., Varela, F. 1987. The Tree of Knowledge: The Biological Roots of Human Understanding. Boston: Shambhala; Varela, F., Thompson £., 260 Rosch, E. 1991. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge: MIT Press. Hehb, O.O. 1949. Organization of Behavior. New York: John Wiley. Abraham, R. Shaw, С 1985. Dinamics: The Geometry of Behavior. Part 3: Global behavior. Santa Cruz: Aerial Press. Globus, G. 1992. Toward a Noncomputational Cognitive Neuroscience, Journal of Cognitive Neuroscience 4: 319-330. Gardner, H. 1985. The Mind's New Science: A History of the Cognitive Revolution. New York: Basic Books. Pribram, K. 1985. Mind and Brain, Phsychology and Neuroscience, the Eternal Verities. In: S. Koch and D. Leary, eels.: A Century of Psychology as a Sci ence. New York: McGraw-Hill, pp. 7ОО-72П. Bohm, D. 1980. Wholeness and the Implicate Order. London: Routledge and Kegan Paul. Globus, G. 1992. Perceptual Meaning and the Holoword. In: M. Stamenov. ed.. Current Advances in Semantic Theory. Amsterdam: John Benjamins, pp. 75-85. Pribram, A.'. 1991. Brain and Perception: Holonomy and Structure in Figured Processing. Hillsdale, N. J.: Erlbaum. Guenther, H, 1989. From Rcductionism to Creativity: Dzogchcn and the New Sciences of Mind. Boston: Shambhala; Guenther, H. 1984. Matrix ofMystery: Scientific and Humanistic Aspects of rDzogs-chen Thought. Boulder: Shambhala. Aihara, K.. Matsumoto, G. 1986. Chaotic Oscillations and Bifurcations in Squid Giant Axons. In: A.V. Holden, ed., Chaos. Manchester: Manchester University Press, pp. 257-269; Rapp, P.T. 1986. Oscillations and Chaos in Cellular Metabolism and Physiological Systems. In: A.V. Holden, ed., Chaos. Manchester: Manchester University Press, pp. 179-208. Skarda, C, Freeman, IV. 1987. How Brains Make Chaos in order to Make Sense of the World. Behavioral and Brain Sciences 10: 161-195; Freeman, W. 1991. The Physiology of Perception. Scientific American 264: 78-85. Friedrich, it, Fuchs, /(., Haken, H. 1991. Synergetic Analysis of Spatial- Temporal EEG Patterns. !n: Holden, A.V., Markus, M., Othmer, И, eds.; Nonlinear Wave Processes in Excitable Media. New York: Plenum, pp. 23-37. Freeman, IV. 1991. The Physiology of Perception. Scientific American. 264: 78-85; Globus, G. 1992. Toward a Noncomputational Cognitive "Neuroscicnce. Journal of Cognitive Neuroscience 4: 319-330; Skarda, C., Freeman, IV 1987. How Brains Make Chaos in Order to Make Sense of the World. Behavioral and Brain Sciences 10: 161-195. 261 Глава 21 Р азум и сознание в теории Сантьяго л5 теориях живых систем Грегори Бэйтсона |