|
ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
196
ность различных путей, и воля выбирает среди них. Разум может выбрать состояние из всех систем, которые он наблюдает. Это включает нейротрансмиссию в мозг, которая ассоциируется с разумом. Все нейронные состояния координируются разумом, когда он продуцирует мысль. Это аргументируется свойством квантовой когеренцни в мозге, эффектами нелокальности для всех частиц мозга, что ограничивает это единство в пределах уникального квантового состояния.
Согласно продвигаемой в настоящее время квантовой версии, человеческая воля управляет телом посредством преспнаптическнх мембран и микротубул в нейронах. Синаптические соединения управляются разумом, и система нейронов контролируется синоптическими соединениями (Пенроуз, Хорган11, Розу12). Пресинаптическая мембрана в окончаниях аксонов управляет (триггериым образом) нейротранс-миттерами; эти мембраны имеют толщину в две молекулы и функцию управляющего компьютера. Небольшой размер системы делает важными квантовые эффекты, и следовательно, индетерминизм представлен в мембране, так же как и в нейротрансмиттерах. Дж. Экклс13 и др. создали теорию микротубул. Протеиновые молекулы в дендритах и аксонах представляют собой агрегаты частиц, которые имеют два различных состояния, зависящие только от положения одного электрона. Микротубулы принимают участие в управлении синапсом, и поэтому состояние мозга зависит от состояния этих молекул. Пресинаптиче-ские мембраны или микротубулы играют роль, подобную декартовской точке связи между разумом и телом.
У Поппера и Экклса" мы находим гипотезу разума, взаимодействующего с телом в особом регионе левого полушария мозга, вместо всех нейронов мозга. В любом случае, характеристики квантовых субъективностей Декарта или Поппера и Экклса похожи: они являются активными дуалистами. Некоторые авторы, в т.ч. Вигиер, являются сторонниками свободной воли на основе квантовой механики и отрицают существование «дуализма». Таким образом, имеются два мнения: детерминизм и индетерминизм. Классическая физика является детерминистской моделью мира. В случае детерминизма атомы нашего тела строго следуют физическим законам, и нет возможности для «внешней интервенции»; мы не можем генерировать первую причину для движе-!ия атомов в нашем теле, мы замкнуты механизмом лапласиана, который не оставляет места для свободной воли.
Однако ортодоксальная интерпретация квантовой механики допускает индетерминизм в наблюдениях и измерениях. Имеются другие интерпретации, которые не нуждаются в индетерминизме в формули-
197
ровке, такие, как та, что приведена Д. Бомом15, но наиболее распространённая интерпретация квантовой механики допускает онтологический индетерминизм. Этот индетерминизм присутствует во всех микроскопических системах, где присутствуют квантовые эффекты.
Что можно сказать в отношении свободной воли? Мы можем говорить о непредсказуемости, но не о фундаментальном индетерминизме в законах природы. Индетерминизм есть не отсутствие причинности, но присутствие недетерминированных причинных процессов. Причинность, в более общем смысле, как довод, объяснение, основание... пли, наконец, резон (в русском переводе слово «reason» имеет несколько иное звучание и смысл) означает следование закону, а присутствие законов есть отсутствие свободной воли. Квантовая механика является педешермшшетскоп, ио не беспричинной. Всегда имеется что-то впереди: суть или причина для любого явления. Например, когда от столкновения два электрона разлетаются в разные стороны, их позиции и скорости являются недетерминированными. Причина разлёта состоит в том, что мы столкнули два электрона. Электроны не свободны в выборе своего движения. Когда действие, к примеру, электрона может быть объяснено в выражениях физических законов (даже вероятностных законов), тогда мы включаем это действие или частицу как природное явление. Нет действия, не зависящего от природы, пет свободной воли.
Не всё ясно с редукцией волновой функции. Математическая абстракция волновой функции бездоказательно стыкуется с тем, что мы называем разумом. Да, человек присутствует в конечной стадии измерения, когда сверяются результаты. Тем не менее трудно представить, что разум является агентом коллапса волновой функции, что человек продуцирует коллапс. Человеческий наблюдатель не является необходимым в измерении. Его функции с успехом может выполнить и компьютер. Где и что продуцирует коллапс в этом случае? Мы можем говорить о коллапсе, не делая заявлении, касающихся интервенции сознания (Стенгер10). Позиция материалиста и редукциониста в этом вопросе является полностью последовательной с наблюдаемыми фактами и квантовой теорией.
Предпочтительнее выглядит интерпретация Бома, которая состоит в том, что центральным элементом в измерении есть не сознание, а различие между измеряемой системой и измерительной аппаратурой. Эту мысль поддерживает большинство сегодняшних специалистов по квантовой физике. 198
Нам следует избегать путаницы между когеренцией в квантовом состоянии, в которой различные части не локальны и взаимно зависимы до того, как продуцируется коллапс, с идеей «дирижёра», который управляет системой, как в случае дирижёра оркестра. Единство разума продуцируется «нейрологическими соединениями», а не свойством квантовой когеренции. Ни классическая, ни квантовая физика не могут ничего сказать о гипотетическом дирижёре (разуме), управляющем мозгом. Мы должны заключить, что современная физика не добилась успеха в продвижении знания автономного сознания, которое свободно управляет телом. Физики пока не могут ничего сказать о разуме. Все факты указывают на то, что нет автономии в мозгу, нет «это», отдающего приказы телу, а значит, и нет свободной воли. Надежда на нейрологов; они принимают материалистическую философию и надеются объяснить разум в терминах неврологических процессов (Ф. Крик17).
Ни эволюция, ни клеточное размножение не могут объяснить появление автономного разума, способного, как полагают многие, кол-лапсировать материю, развившуюся из ДНК; в то время как сама ДНК является только следствием строительства протеинов в различных тканях. Как может возникнуть нечто, отличное от материи, из самой материи?
Примечания к гл. 15:
/. Feynman, R.P., Leighton, R.B., Sands, М, 1965. The Fcynman Lectures on Physics. Quantum Mechanics. Vol. 3, Addison-Wesley, Massachusetts. (Рус. пер.: P. Фепнман, Р. Лейтон, М, Сэндс. Фейнмановскис лекции по физике. Квантовая механика. -М.; Мир, 1976. Т. 8-9.)
Hobbes, Т., 1654. Of Liberty and Necessity.
Schopenhauer, A., 1841. Die beiden Grundprobleme der Ethik.
Compton, AM., 1935. The Freedom of Man. Yale University Press, New Ha ven; 1981, «Reinventing the Philosophy of Nature», Review of Metaphysics, p. 3.
Neumann, J. von, 1932. Mathcmatische Grundlagen der Quantenmcchanik. Springer-Verlag, Berlin.
Wigner, E.P., 1961. Remarks on the Mind-Body Question. In: The Scientist Speculates, I.J. Good, ed., W. Heinsmann, London. Symmetries and Reflections. Indiana University Press, Bloomington, pp. 284—302. 1967.
Stapp, H.P., 1991. Quantum Properties and the Brain-Mind Connection, Foundation of Physics, Vol. 21, 12, h.1451; 1993, Mind, Matter and Quantum Me chanics. Springer-Veriag, New York; 1995, Why Classical Mechanics Cannot Natu rally Accommodate Consciousness but Quantum Mechanics Can? Psyche, May 1995,2(5).
199
S. Heiller, И'., 1963. Man and Science. Basic Books, New York. 9.Marcer. P.J., 1992. The Conscious Machine and the Quantum Revolution in Information Technology. Cybernetics, 21 (I) pp. 18-22.10.Penrose, R, 1994. Shadows of the Mind. Oxford University Press, Oxford. ;;. Morgan,./., 1994. Scientific American, 271(1), 72.12. Roil/, H.C., 1997. Essay on Mesoscopic and Quantum Brain. Metaphysical "IJftcte 1С 1973 The Understanding of the Brain. McGraw Hill, New York; 1975. Facing Reality. Springer-Verlag, New York-Heidelberg; 1994, How Ihe SelfControls Its Brain. Springer-Verlag, Berlin. 14. Popper, KM., Eccks, J.C. The Self and Its Brain. Spnnger-Verlag, New York-Hcidelbcrg./5 Bohm, D., 1952. A Suggested Interpretation of the Quantum theory in Terms of Hidden Variables I and II. Physical Review, 85, 166; Bohm D., Hiley, B.J.. 1993. The Undcvided Universe; An Ontological Interpretation of Quantum Mechan ics. Routledge. . ; ^16 Slenger, V. J., 1997. Quantum Quackery, Skeptical Inquirer, 21 (1), 37. 17. Crick. F., 1994. The Astonishing Hypothesis; The Scientific Search for the Soul. Simon and Schuster, London.Часть VФ ОРМУЛА ЖИЗНИ
200
Отпечаток марсианской жизни.
Бактерии на метеорите, залетевшем к нам с Марса
Глава 16
Э волюция биологической мысли
«Я потратил сорок лет а своих скитаниях... ища философский камень под названием Правда. Я советовался со всеми адептами древности, Эпикуром и Августином, Платоном и Малъбраншем и остаюсь в неведении... Всё, что я смог получить от сравнения и ком-пипации систем Платона, учителя Александра, Пифагора и систем Востока: Случай - лпо слово, не имеющее смысла. Мир создан но законам математики»,
Вольтер, Франсуа Мари Apy-j (1694-1778)
^ля чего-то Господь Бог наделил человека любознательностью? Отсюда все его беды и все радости. Вглядываясь в звёздное небо, глядя на пламя костра и волны океана, в тёмных пещерах и возвышенных храмах, лабораториях и обсерваториях, годы и тысячелетня корпели «человеки» в надежде понять суть мироздания, а вопросов, увы, становится больше. Где проходит граница между живым и неживым? И есть ли она вообще? Каким образом из одной-единствепноП клетки (яйца) формируется с феноменальной точностью организм? Каким образом искалеченный организм регенерирует точно такую же структуру, какая была прежде? Что представляют собой эти таинственные управляющие системы? И наконец, непонятным остаётся главное - что является целью эволюции?
С одной стороны, мы действительно имеем Божественный мир -мир красоты и гармонии, целостности и целесообразности, феномен такой сложности и универсальности, который необъясним иначе как творением Бога - Высшего Разума. С другой - свойственная нашему миру всепоглощающая жестокость, возведенная в ранг основного принципа существования живой материи, - не находит разумного объяснения и понимания.
«Многообразие органического мира и постоянство видов - результат творения мира Богом» - такова концепция сторонников креацгю-
203
idya.
ное pah.
низлш. Согласно современным преде .
витис особи (онтогенез) определяется согласованной реализацией наследственной информации за счёт работы управляющих систем особи. В процессе онтогенеза происходят рост, дифференциация и интеграция частей развивающегося организма. В клетке, с которой начинается онтогенез, заложена определённая программа дальнейшего развития организма в виде кода наследственной информации. В ходе онтогенеза эта программа реализуется в процессах взаимодействия между ядром и цитоплазмой в каждой клетке зародыша, между разными его клетками и между клеточными комплексами. Наследственный аппарат, кодируя синтез специфических белков молекул, определяет лишь общее направление морфогенетическнх процессов, конкретное осуществление которых в большей или меньшей степени зависит от воздействия внешних условий.
Таким образом, современные представления базируются на концепции в эволюционном учении, утверждающей, что развитие живой природы обусловлено внутренними факторами, направляющими ход эволюции по определённому пути (ортогенез). Факторы либо материальные, либо нематериальные, изначально заложенные в генетическом коде или в общих физико-химических особенностях, направляют процесс развёртывания предсуществующих задатков, носящих целенаправленный характер (автогенез, ортоптюркизм).
Эволюционную концепцию о внутренней запрограммированности исторического развития живой природы (номогенез) подтверждают (по Бергу):
стереохимические свойства белков протоплазмы;
преформизм - наличие в половых клетках организмов матери альных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма;
процессы онтогенеза и филогенеза (развитие видов, семейств, родов), осуществляющиеся по одним и тем же законам;
закономерный и направленный характер наследственной из менчивости, которая одновременно проявляется у множества особен под действием факторов географической среды;
• скачкообразный (резкие однократные скачки - «пароксизмы))) характер процессов видообразования (сольватации).
вергенции - иезавнеимог 204
В качестве доказательства служат явления параллелизма - независимое развитие сходных признаков в эволюции близкородственных групп организмов (например, сходство органов у разных видов); кот
" -»™ « nnin.iv rnvnn
■о развития сходных признаков у разных групп
организмов в сходных условиях внешней среды. (В сходных местообитаниях, разобщённых во времени и пространстве, могут конверте нтно развиваться целые биоценозы, включающие ряды конвергентных видов).
Наличие в организме особой «нематериальной жизненной силы» утверждают сторонники витализма. У Платона - это бессмертная душа (психе), у Аристотели - «энтелехия», управляющая явлениями живой природы. Учение об «археях» - духовных началах, регулирующих деятельность органов тела, - принадлежит Я.Б. ван Гельмгонту (XVII в.). Жизнью организмов управляет душа - утверждал в XVIII в. Г. Шталь...
Внутреннее стремление к самосовершенствованию живой материи направляет сила роста - так считают сторонники батмогенеза, в то время как сторонники аристогенеза объясняют это стремление накоплением в организме особых «генов улучшения». Саморазвитие организмов осуществляется в ответ на изменения условий, передаваемое по наследству - так считают сторонники автогенеза, механолсшаркизма.
Биология имеет ряд концепций и фактов, не проявляющихся явно в неодушевлённом мире. Из них наиболее важными являются:
Свойства живой системы - более чем просто сумма свойств компонентов. Другими словами, невозможно предсказать весь набор свойств комплексной биологической системы, даже зная все свойства её компонентов.
Свойства и функции компонентов системы зависят от состоя ния всей системы, Иначе, одни и те же компоненты, включённые в раз личные системы, могут иметь различные свойства.
Имеет место эволюция - процесс создания новых сущностей, форм и функций на основе существующих компонентов.
Убеждение в том, что в любой сложной системе поведение целого может быть полностью понято на основе свойств его частей, было центральным в так называемой картезианской парадигме. Концептуальная модель, созданная Галилеем и Декартом, - мир как совершенная машина, управляемая строгими математическими законами, - была триумфально завершена Исааком Ньютоном, чья великая система, ньютоновская механика, явилась венцом достижений науки семнадцатого столетия. Триумфальное шествие биологии девятнадцатого столетия -теория клетки, эмбриология и микробиология - возвело механистическую концепцию жизни в ранг непоколебимой догмы в кругу биологов. Знаменитый декартовский метод аналитического мышления определил ход научной мысли на длительный период. В то время как клеточная оиология достигла большого прогресса в понимании структур и функ-
|
|
|