ппп. мироздание фурса. Мысли мудрецов востока
Скачать 3.29 Mb.
|
7. Heisenberg, №. The Representation of Nature in Contemporary Physics. Daedalus. 87. P. 95-108. 1958. См.: Bohm, D. A Suggested Interpretation orthe Quantum Theory in Terms of Hidden Variables 1 and 2. Phys. Rev. 85. 166: Rohm, D., fllhy, B.J. The Undevidcd Universe. An Ontological Interpretation of Quantum Mechanics. Routiedge. 1993. Mwidejui, Ф. Сила безмолвия. - M.: Изд-ио Трапсперссншльпого Инсти тута, ACT, 2003; Wolf, F. 1990. Parallel Universe: The Search for Other Worlds. New York: Touchstone. 177 Глава 13 Ф изическая теория, включающая феномен сознания Теория Джона фон Неймана JDonee 70 лет существует традиция, идущая от Дж. фон Неймана, в рамках которой «феномен сознания» пытаются включить в основания квантовой механики. В 1932 году Нейман преобразовал квантовую теорию в теорию расширяющейся объективной вселенной, взаимодействующей с человеческим сознанием1. Эта традиция поддерживается сегодня такими серьёзными учёными, как Ю. Внгнер, Р. Пенроуз, М. Менский и др. «Мы всегда должны делить мир на две части - наблюдаемую систему и наблюдателя, - утверждал Нейман. - То. что такую границу можно поместить сколь угодно далеко внутрь организма действительного наблюдателя, и составляет содержание модели современной физики. Однако эта граница должна быть где-нибудь проведена... Ибо опыт может приводить только к утверждениям этого типа — наблюдатель испытал определённое (субъективное) восприятие, но никогда не к утверждениям таким, как: некоторая физическая величина имеет определённое значение». Это утверждение сочетает мировоззрение в духе Лапласа: «...поскольку всё, включал человека, состоит из атомов, а атомы описываются механикой, то всё, включая действие и мысли человека, можно описать с помощью механических законов»; инструментализма и очень популярного в 1930—40 гг. неопозитивизма. С уходом последнего со сцены в 1960-70 гг. роль наблюдателя как средства разрешения проблемы измерения («редукция волновой функции))) была отведена сознанию. «Сознание» призвано обрывать эту «психофизическую» бесконечность. Джон фон Нейман был наиболее ярким математиком и логиком прошлого столетия. С точки зрения математики, в квантовой теории нет смысла объявлять измерительный прибор как что-то отличное от собрания атомных объектов, из которых он сделан. Прибор является 178 только другой частью физической вселенной. Более того, мысли наблюдателя должны быть причинно связаны прямо и непосредственно с тем, что происходит в мозгу, а не с тем, что происходит вне его, на некоем измерительном приборе. Математические правила квантовой теории определяют ясно, как измерительные приборы должны быть включены в квантовомеханически описываемый физический мир. Фон Нейман первым тщательно сформулировал математические правила квантовой теории и затем проследил, куда эта математика ведёт. Она привела сначала к инкорпорации измерительных приборов в квантовомеханически описываемую физическую вселенную и окончательно - к включению всего, состоящего из атомов и их образований. Наше тело, мозг и о конечном счёте сознание, таким образом, становятся у Неймана частями кваншовомехапического описания физической Вселенной. Представление целостной физической Вселенной таким образом лает концептуально простой и логически согласованный теоретический фундамент, который устраняет разрыв физического мира, введённый Копенгагенским подходом. Постулировано, что каждое эксперимен-■|ипьное событие связано определённым образом с соответствующим событием в мозгу каждого наблюдателя. Динамические правила, которые связывают разум и мозг, очень ограничены, и это ведёт к теории разума-мозга со значительной объяснительной мощью. Фон Нейман показал, что все предсказания Копенгагенской квантовой теории содержатся в его версии квантовой механики. Однако квантовая теория Неймана даёт много больше, чем Копенгагенская квантовая теория. Теория Неймана являет собой квантовую схему космологической и биологической эволюции, а включая мозг, знание и динамические законы, которые их связывают, теория даёт рационально согласованную динамическую схему для понимания соотношения между мозгом и разумом. Связь между человеческим знанием и физическим миром никогда не может быть понята классической физикой. Семнадцать столетни разделения разума и материи сделали своё дело. Согласно классической теории, материальный мир построен из микроскопических «строительных блоков», единиц, чьё поведение ограничено взаимодействием с ближайшим окружением. Тот факт, что квантовая теория является имманентно теорией взаимодействия разума-мозга, знали В. Паули, Дж. фон Ненман, IO. Внгнер - три выдающихся учёных того времени. Но ситуация ни в философии, ни в естественнонаучном плане не была готова к объяснению физики взаимодействия разума и материн, хотя вопрос о том, как наши мысли управляют 179 нашими действиями, висел в воздухе. Сегодня мы, однако, вступили в третье тысячелетие, имеется серьёзный интерес среди философов, психологов и нейроспециалистов в выяснении этого важного аспекта природы. Теория фон Неймана является теорией взаимодействия субъективных реальностей с эволюционирующей объективной физической Вселенной. Фон Нейман делает ясным тот факт, что он пытается связать вместе субъективно воспринимаемый и объективный физический аспекты природы: «...внутренне присуще и совершенно корректно, что измерения или родственный процесс объективного восприятия являются новой сущностью, родственной физическому окружению и не сводящейся к последней. На самом деле субъективное восприятие ведёт к интеллектуальной внутренней жизни индивидуума... Опыт только делает заявления следующего типа: наблюдатель произвёл определённое (субъективное) наблюдение; и ничего подобного этому: физическое качество имеет определённое значение». В финальной части своего анализа Нейман делит мир на три части, где 1-я часть - всё вплоть до сетчатки глаза наблюдателя; 2-я часть - сетчатка глаза, нервный тракт и мозг; 3-я часть - его абстрактное «эго». Понятно, «абстрактное эго» включает сознание. Квантовая теория фон Неймана развивает динамику взаимодействия между этими тремя частями. Эволюция физической вселенной включает три процесса. Первый -детерминистская эволюция состояния физической вселенной. Она контролируется уравнением Шрёдингера релятивистской квантовой теории поля. Этот процесс является локальным и динамическим, со всеми причинными связями, возникающими исключительно от взаимодействий между соседними локализованными микроскопическими элементами. Процесс поддерживается только в течение интервалов между квантовыми состояниями. Каждое из этих квантовых событий включает два других процесса. Первый - выбор «да-нет» системой разум-мозг. Этому выбору есть аналог в теории свободного выбора, предоставленного экспериментатору Копенгагенской теорией, в части того, какой аспект природы подлежит испытанию. Выбор того, какой аспект природы подлежит испытанию, т.е. какой специфический вопрос экспериментатор собирается задать природе, является существенным элементом квантовой теории: квантовые статистические правила могут быть применены до тех пор, пока не будет отобран этот специфический вопрос. Второй из этих двух процессов - выбор природой ответа «да» или «нет» на поставленный вопрос. Этот выбор является частично сво- 180 бодным: это случайный выбор, подчинённый статистическим правилам квантовой теории. В Копенгагенской квантовой теории экспериментатор и выбор, который им делается, находятся вне системы, управляемой квантовыми правилами. Эта черта упомянутой теории не изменяется при переходе к теории Неймана: выбор того, какой вопрос задать природе, не контролируется никакими правилами, какие известны современным физикам. Этот выбор ассоциируется с системой «разум-мозг-тело» и является в этом смысле свободным выбором: он не управляется физическими законами современной физики, т.е. квантовой теорией. Эта свобода образует логический «зазор» в динамических правилах современной физической теории. Только вопросы «да-нет» допускаются, все другие возможности могут быть сведены к ним. Таким образом, этот ответ, «да» или «нет», инжектирует I бит информации в квантовую вселенную. Эгп биты информации запасаются в развёртывающемся объективном квантовом состоянии вселенной, которое является краткой записью всех битов информации. Но это происходит в соответствии с законами атомной физики. Таким образом, квантовое состояние имеет онтологический характер, поскольку оно выражено в терминах переменных атомной физики и развивается в периодах между событиями под контролем законов атомной физики. Однако каждое событие инжектирует информацию, связанную с субъективным восприятием некой наблюдаемой системой, в объективное состояние вселенной. Квинтовое состояние вселенной укоренилось таким образом в атомные свойства, является информационной структурой, которая взаимодействует и несёт в будущее информационное содержание каждого мысленного события. Это состояние имеет причинную силу, потому что контролирует через статистические законы склонности к появлению последующих событий. Теория фон Неймана является теорией взаимодействия между эволюционирующим объективным состоянием физической вселенной и последовательностью ментальных событий, каждый из которых связан с локализованной индивидуальной системой. Теория определяет общую форму взаимодействия между субъективным знанием, связанным с индивидуальной физической системой, и физическим состоянием этой системы. Математическая структура автоматически гарантирует, что, когда состояние индивидуальной физической системы, связанное с ментальным событием, выравнивается (стыкуется) с содержанием этого ментального события, вся Вселенная одновременно выравнивается (стыку- 181 ется) с этим ментальным содержанием- Никакого особого устройства не требуется, чтобы получить этот ключевой результат: это является неизбежным следствием квантовой запутанности (entanglement), которая заложена в математической структуре. Существенной чертой квантовой динамики мозга является сильное воздействие окружения на мозг. Парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена (ЭПР)2 В соответствии со стандартной моделью квантовой механики ни одна из двух частиц, вылетевших из одного источника и летящих в разных направлениях, не имеет определённой позиции (координаты) или движущей силы (импульса, момента количества движения) перед тем, как её измерят; но, измеряя движущую силу одной частицы, физик мгновенно заставляет другую частицу занять фиксированное положение, -даже если она находится на другой стороне Галактики. Осмеивал этот эффект как «похожее па фантом действие на расстоянии», Эйнштейн доказывал, что такое действие нарушает здравый смысл и основное положение теории относительности, которая исключает распространение эффектов быстрее скорости света, - поэтому квантовая механика и является незаконченной теорией. Именно благодаря этой неудовлетворённости и появилась в физике квантовая «нелокаль-ностъ». Здесь мы обнаруживаем ещё один глубокий след, оставленный Эйнштейном в современной физике. В 1935 году Альберт Эйнштейн привлёк к леяокаяышсти внимание коллег. Вместе с Борисом Подольским и Натаном Розеном Эйнштейн в знаменитой статье «Может ли квантовомеханическре описание физической реальности рассматриваться полным (завершённым)?»'1 предложил эксперимент, известный сейчас как парадокс ЭПР. Спорный вопрос состоял в том, может ли теория, которая определена, главным образом, как система правил о связях между человеческими опытами, рассматриваться как завершенное описание физической реальности? Вместе с тем авторы предложили, как можно обойти проблему «действия на расстоянии», дали разумное определение физической реальности, а также доказали прямо из основных правил самой квантовой теории, что ответ на этот вопрос должен быть «нет». С мнением авторов согласились далеко не все. Главным оппонентом стал Ннльс Бор. Эксперименты, имеющие отношение к неловальности, приобретали важное значение. Если природа нелокальна, тогда открывается путь для развития непротиворечивой теории природы, которая 182 интегрирует субъективные знания, введённые Копенгагенской квантовой теорией, в объективно существующую и эволюционирующую физическую реальность. Положения, выдвинутые в теории Неймана в 1932 году, долгое время не находили понимания. Нынешний всплеск интереса к интерпретации квантовой механики возник после того, как молодой французский оптик Ален Аспек п его сотрудники задумали и осуществили физический эксперимент. иНело-каяыюсть становится более реальной». Таким броским заголовком озаглавлена статья в Physics Today (декабрь 1998 г.). В ней анализируются три эксперимента. Все подтверждают с высокой точностью предсказания квантовой теории в экспериментах, которые предполагают проявление мгновенного действия на большом расстоянии. Из пары фотонов, продуцированных в лаборатории Женевы, один фотон отправляется по оптическому волокну в населённый пункт, расположенный в 10 км от Женевы, а другой - в противоположном направлении на такое же расстояние. Регистрация прибывающих на конечные пункты фотонов осуществлялась строго в одно и то же время. Было обнаружено, что наблюдаемые корреляции между состоянием частиц в точках приёма не поддаются объяснению с точки зрения обычных идеи и наблюдений, относящихся к природе физического мира, в масштабе непосредственно наблюдаемых вещей. Хотя оба фотона были разделены большими расстояниями и никак не могли обмениваться информацией, каждый из них каким-то образом «узнавал» о том, что происходит с другим фотоном. На первый взгляд такое сверхсветовое взаимодействие противоречит теории относительности и возвращает нас в дорелятивнстскую эпоху к ньютоновской идее мгновенного дальнодействия. Заключение, которое делает журнал: «Квантовая теория - нелокальна!». Эффекты быстрее света Исаак Ньютон создал теорию гравитации, базирующуюся на идее мгновенного действия на расстоянии. Согласно его теории, если человек поднял и бросил камень в каком-то направлении, каждая частица целой вселенной мгновенно начнёт чувствовать влияние этого события. Таким образом, в теории Ньютона каждая часть вселенной мгновенно оказывается связанной причинно с каждой другой частью её. Но даже мысль о таком мгновенном действии в масштабах вселенной требует времени. Поэтому сама идея, что человек своим действием на физическую реальность в одном месте может мгновенно повлиять на неё в другом, не укладывалась в сознании и была изгнана из классической |