Младший символизм
Скачать 128.88 Kb.
|
03.03.22. МЛАДШИЙ СИМВОЛИЗМ (20-е годы) Отличие младших символистов от символистов-декадентов: У декадентов нет согласия, среди них есть одиночки (Мережковский, Брюсов). Позицизя Брюсова самая показательная. Несмотря на дань традициям символизма, он никогда не открывается от жизни. Это процесс, который надо вести и им как-то руководить. Символизм подобен школе, а это упражнения, тренировки и мастерство. Для Брюсова это важно, он мастер формы и педантичен в этом плане по отношению к другим. Первое поколение диффузно, собрать его воедино невозможно. Младшие символисты – это уже пример объединения на теоретических и эстетических основаниях. Это не только творчество, но и принцип сходной жизни. Теургический символизм (втрое название немецкого филолога). Теург не только пишет о другом мире, но и проникает в него. В зарубежной литре тоже есть примеры: Блейк (дает индивидуальную модель потустороннего). В протестантизме это принято – лишний контакт с Богом, после чего появляется человек, который несет идеи Всевышнего, появляются последователи. «Символизм шире искусства» - это четкий раздел, который позволяет понять разницу между декадансом и символизмом. Декаданс – это верх эстетизма. Вторая волна символистов – волна панастетизма Символизм – миропонимание. Можно увидеть жизнь, религию, науку. Есть религия, наука, символизм. Он придумали новый принцип понимания и постижения мира. Форма посвящена теургии. Задача символиста не только показать другую реальность, но и сблизится с ним. По их идеи должна наступить новая эра, где все будет основано на душевных основаниях. Строят утопическое будущее. Они пишут стихи, чтобы менять историю. Из-за этого возникает в творчестве символистов вечный страх энтропии, ибо старая эра должна уйти для наступления новой. Символисты очень серьезны в своей иронии (относительность, неоднозначность). Которая работает только в контексте. Романтики – первопроходцы в философической иронии. Несмотря на философическую теорию, символисты были довольно серьезны. Они считали, что искусство – довольно сильная вещь, которая имеет влияние на весь мир. Принцип романтической иронии заключается в том, что границы смысла размываются. Слово – это некий вектор, которое можно пронести в реальный мир. Но для младосимволистов это существует. Один из первых младосимволистов – Соловьевы (братья). Символизм – второе молодежное течение в литературе после романтиков. Поэты символисты имеют своего лирического двойника (кто стоит под именем автора в стихах). «Искусство рассчитывает на само себя». Вершину этого видим в авангарде.Младший символизм – это вершина русского символизма, но и его тупик: Теургия не подчинена коллективизму (в коллектив может принят только тот, кто прикоснулся к «таинству»). Символисты противопоставляют себя индивидуализму декаданства. Символизм требует соборности. Символизм старается противопоставить себя упадку, пессимизму декаданства. Он держится на оптимизме (в начале), вытекающего из грез о светлом будущем. Андрей Белый (Борис Бугаев). Пример писателя, которому не везет в литературе. Гениальный человек, но в его гениальности, но гениальности мистической. Он был членом любого существовавшего на то время кружка мистиков. Младосимволист-мистик. Создал карту жизни. Хвалился тем, что помнит себя с первых секунд жизни (идеология Штайгера). Первое настоящее выступление Белого – «Симфония». Мечтает об универсальном искусстве, для него каждый вид важен. Посадил оркестр в яму, первым начал выключать свет в театре. Это проза Белого (хотя, в первую очередь, известен как лирик). У Белого нет «частного». Он всегда очень концептуален. Определяет понятие симфонии перед началом представления. У Белого на сатиру наложен мистицизм. Апеллирует к текстам. Которые имеют сакральную базу (это выражено в форме). Белый пишет прозу стихами (анапест или амфибрахий). Первая книга «Золото в лазуре». Значимые цвета для символистов, означают приближение к светлому, святому. Вторая и третья «Пепел» и «Урна» - здесь уходит к дианисийзму («празднику» смерти) Брюсов – противоположность Белому, антагонисты. У них случилась мистическая дуэль. В Блоке слилось все, чтобы понять ранний модернизм. Блок больше напоминает раннего поэта (когда человек перескакивает с темы на тему). Жуковский, Фет – учителя Блока. Творчества становится более фрагментарным только со временем. Блок на радость литературоведов, очень устойчивый автор (пару текстов в неделю) и только стихотворения. Сначала пишет подражательные стихи. До того, как прочитал Бальмонта и Брюсова, Блок не знал, как писать стихи. Не матерство, которое закладывается годами, а сразу понимают, как надо писать. Блок именно старательный человек. Недостаточность дионисийства. «Ты твердишь, что я холоден, замкнут…». Первые стихотворения – «конспект» Жуковского. Очень скучные, монотонные произведения. Берет макет жанра, клишированные фразы, метафоры и проч. Тропы. Пока нет символисткой иронии. 10.03 Александр Блок Поэт, драматург. Блок не теоретик. Блок имеет ряд статей и выступлений, но в данном направлении он не шел. Для современников он поэт. Блок не лирик. Доступнее нам, говоря о внешних контекстуальных связях, внешняя тема любовная располагает. Про чтение современников Их структура чтения отличается от той, что была раньше. (Новую литру взахлеб не читают. Читают то, что продвигается. Пример высказываний, которые имеют отношения не к нам, а к производству и маркетингу.) Современность предлагает выгодные форматы. Чтение — доступ к информации. Современность не современна. В 1908 году читают поэтов-предшественников. Из прозы: читают не модернистов, не Достоевского и Толстого — беллетристику (популярную литру, например, Чарскую). Это вкрапление классики, исторические фамилии. Рецептивный горизонт преодолел Северянин. Он стал поэтом-современником: его книжки покупают (он хорошо продавался). Ех. журнал “Весы” — книжные объявления, новинки: Брюсов, Бальмонт, Белый. Тогдашний читатель не знал о модернистах. Привычка к “мусорной информация”. Процент результативности восприятия выше: в Москве и Петербурге, потому что знали о живущих там символистах. В НН знали о современниках человек 40, потому что книги приходилось бы заказывать. Блок как раз известен в столице, его читают. Блок мотался по злачным и порочным местам. Выпивает. Доволен тем, что его стихи читали проститутки. Его радовало, что не только символисты, но и те, кто не причастен ни к каким поэтическим сферам. Гимназистская популярность: модно было читать символистов, Блока. Из-за книги “Стихи о Прекрасной Даме” — книга, которую купили. Двигатель модернистского процесса и самая популярная книга русского символизма. Не главная проза Блока 10х годов. “Стихи о Прекрасной Даме” вышли тогда, когда нужно. Веха. Блок сумел наиболее точно основные младосимволистские контексты выразить (но символизм неточен!). Блок — надпсихологический символист. Понять стихи только как о любви, как о даме, невозможно. Не средневековье главное, а своеобразный мистический тренинг. Куртуазная поэзия строго функциональная, вассальная поэзия. Функция такого поэта: писать о любви к замужней даме. Поэзия трубадуров — ритуал, этикет, рыцарские феодальные отношения, которые нельзя сравнить с романтической поэзии. “Я вас любил” — другое, универсальное. Читаем трубадуров — система, упражнения в чувстве, которые подводят нас к любви божественной. Смысл: восхождение любви к женщине к Богородице. Не эмансипация. За чудным мгновением трансцендентные смыслы. Средневековое восхождение от одних неполноценных истин к высшим истинам. Блок это использует. Символисты щеголяют своей европейской культурностью, традициями. Блок очень тонко проходит по границе лирического и сверхлирического. Прекрасная Дама — Любовь Дмитриевна Менделеева, его жена. Вся история с молодости, свадьба, дальнейшая судьба — обставлено младосимволистами мистическим. Мистические смыслы, жизнь Блока и жены — не быт, а сверхсвязь. У них не было отношений, которые должны быть между Блоком и Менделеевой. Высшие отношения. Блок мучался, потом стал жить как все. Из этого прожекта универсального толка ничего не получилось. Отголоски ВОСХОЖДЕНИЯ, ПАДЕНИЯ по-разному реализуются в стихах. Но это история семейной, частной жизни. Стихи “с ключом” — узнать историю, разблокировать стихотворение. Жизнетворчество редуцирует к главному. Мистическое начало жизни себя по-настоящему проявляет. Мистификация статуса любви — культурная традиция европейская о возвышенности. Образ любви у Блока на первом плане в этой книге. Взаимодействие контекстов, мотивов с поклонением, служением (// со средневековьем). Символистский текст работает как недостаточный, мы к нему прибавляем. Блок пишет хронологически. Вся первая книга хронологическая. Она развивается “онлайн”. Ему не нужно усилие, чтобы переделывать, иначе располагая тексты по отношению друг к другу, чтобы добиться смыслов. Полная синхронизация жизни и творчества = жизнетворчество. Жизнь как хронология, линейное время. Творчество как некий беспорядок, который можно переосмыслить, но время переосмыслить невозможно. Творчество с временем может и не взаимодействовать. Искусство и линейное время не согласовано. Конкретные случаи. Через несколько лет Блок прибавляет тексты. Редакция последняя больше, чем изначальная. Показывает кризис младосимволистов. “Вступление” (“Отдых напрасен…”) Книга начинается текстом, лишенным немецкого сурового духа (средневековья). Начало с живописной поэзии. Весь текст построен на символах (слово-знак). Каждый образ имеет два плана. Есть уровень “реальности”, “опозноваемости”. Заглавные буквы — метазнак. Тотальная значимость, которая надстраивается над словарем. Возникает семиотика символистская. “1.Отдых напрасен. 2.Дорога крута. Вечер прекрасен. 4.Стучу в ворота.” 1. Мотив странствия. Внешнее, враждебное движение: = “Качает черт качели”. Мотив движения. Путешествие духа, души. Главное путешествие сентименталистов — путешествие в сознании. Совершенно меняется принцип путешествия. Путешествие — метафора. Без аллегоричности. Как духовное движение — лейтмотив. Лирический герой блока идет не туда, куда герой Лермонтов. Не символ жизненного пути. Это особенное путешествие. 2. Движение вверх, доходит до границы 4. Другой неземной мир, который надо преодолеть. Расположен вверху по отношению к земному. Путник проходит духовное восхождение. Образный план: Красочность: терема, царевна, конек на узорной резьбе (Древнерусское начало). Насколько аутентично? Нет. Похоже не на древнерусскую архитектуру, а на сказку. Сказочная древность. Блок обращается к традициям, которые рядом, а не внутри. “Колокольные звоны” — религиозный контекст стихотворения, церковь. “Царевна” — восхождение к сакральному образу Богоматери. Волшебный контекст без волшебной функции. Текст не становится сказочным, иллюстрирующим сказку. Текст не становится сакральным, подтверждая религиозный контекст. Это не по отдельности, а все вместе -> пласт не становится единственным. Согласован с тем, что мы не выяснили. *модернизм — горизонталь, все рядом. Не как у Пушкина, поэзия не идет сверху вниз. Идя вверх, лг видит небо. Все образы вычурны, метафоричны. “Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга” Не выстроить иерархию образов. Смысл в их взаимодействии с тем временем. Уникальность. “Ветер принес издалека” (1901) Иллюстрация. Природа — всегда о Даме, вечная женственность. “Ветер принес издалёка Песни весенней намек,” — не весна, а промежуточное состояние. Не устойчивость, а пограничность во времени и времени года. “В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны” — и расцвет и закат. Метафоричность. “Плакали зимние бури,” — отсылка к Пушкину. “Реяли звездные сны.” — необъяснимо. Пример символистского образа, который нам психологически недоступен. Относительность, туманность. В стихотворении много воздуха, чувствительности. Слова не владеют ситуацией. Блок прибегает к помощи слов, но они не помогают, как в ранней поэзии. Пушкинский текст — достаточность слов, которые можно объяснить, конкретизировать, дополнить, нет разрывов в смыслах. Формула сама в себе завершена. Блок — разрывы, провалы, недосказанность, ускользания смыслов. “Там в улице стоял” (1902) Биографично. Стихи пишутся, когда Блок ухаживает за Менделеевой. Она хотела быть актрисой. Шла из своего дома на курсы. У Блока про это стихотворение. Блок за ней всегда следует, как тень: провожает по Васильевскому острову. Античная элегия — ожидание возлюбленной перед дверью. (= Ромео и Джульетта) Граница непреодолимая. 2 мира: мир лирического героя и недоступного мира (“свет выбегал, и снова тьма бродила”) Контраст внесветовой, графический. Граница не является границей полностью непроницаемой. Из того мира инфа просачивается (“Там наверху окно смотрело вниз,Завешанное неподвижной шторой,”) “Стихи о Прекрасной Даме” — лейтмотивность. В динамике все это развивается. Хронологично и цельно. Читал плохо (отстраненно, блекло, депрессивно), не любил читать. Читала Менделеева с актерским образованием. Всю жизнь читает ранние тексты. Для него это было ценно. Мистическое совпадение. Не просто стихотворный материал. Период, когда все сошлось — священный период для текста. Внутренняя ситуация — символ в понимании символистов. 2. Книга “Распутья” Нет пути или перекресток. Расщепление символистского мира в гротеск. Гротеск распадается в стихах. Блок не ушел в прозу. Самоопределение себя как поэт важно. Книга говорит о “страшном мире”, мир современности, буржуазности пошлой, развенчание идеала и разочарование в нем. Кризис, который показывает турбулентность в его биографии. Вставляет Распутья в первом томе. Процесс поступательный. Внутренние сомнения и страх распада, распад системы предвидится. Трилогия выражена по гегельянскому типу: тезис — антитезис — тезис. Трилогия “Вочеловечения” — богословское понятие, объясняющее нам, что такое богочеловек. Христос — богочеловек. Здесь вочеловечение — метафора, как лирический сюжет, биографичность. Традиционный образ земных мук, крестного пути. Он переосмысляется. Внутренний сюжет Блока: из высших миров в человеческий. Выход из антитезы (3 том) “По городу бегал черный человек” (1903) Крушение тайны. Ночной мир — мир, на который надеты покровы, в котором остается недосказанность. Наступление утра — разрушение мифа. Максимальная связь поэтического слова с невозможностью выразить словом. Слово указывает знаковость, но семантические слово не работает. Важно не слово, а слова, “снежный ком” слов. “Балаганчик” (1905) Торжество гротеска. Прежний символистский мир — грубость декораций. Узнаваемые образы, мистический внутренний сюжет: разоблачение мечты. Арлекин — демонический образ: разрывает небо, Луну (виртуальный мир, призрак мира). Мистерия, высшая трагедия. Грубая декоративность, в которую поверят только дети. Сила впечатления символистского. Мальчик: появление вечной женственности Девочка: ее оборотная сторона Но ничего нет, потому что это только “Балаганчик”. К концу проза — грубая реальность (“картонный шлем, деревянный меч”) Отказ от символа, который тотально нам объясняет образность. Начинается суровая действительность. “Поэт” (“Сидят у окошка с папой..”) Ритмы: постсиллабо-тонический стих, дольник. Мотивы первой книги. Прекрасная Дама “за морем”. Низвержение идеала, гротеск “она на пароходе не ездит”. Любовь за морем. Продолжения романа быть не может. Поэт — пошлый человек. Жизнь объясняется творчеством. Второй мир нисхождения. Образы первого тома саркастически подаются во втором томе. Пародия. Психологическое обоснование важно. У Блока много масок. Разговор с самим с собой. Автопсихологизм. “Девушка пела в церковном хоре” Безжалостный текст. Искусство — ложь, прелесть. Искусство обманывает, забирает и не отдает. Страшная сила искусства. Прелесть, потому что красиво — обольщение красотой (всем казалось, что радость будет). Церковь выступает как иллюзия. Дело не в том, о чем поет девушка (не важно). Нам важно, что это красиво. Не о чем, а как. (Девушка в белом платье, на нее падает свет). Блок делает четкое отличие эстетического и реального. Искусство — ложь. Реальность надежду отменяет (ребенок плакал). Антихристианский смысл. Христос знает, что все обречено. У Блока нет желания оставить нам надежду — безнадежно. Искусство не спасет. Блок в этом уверен. Искусство дает индивидуальный миф, в который хочется поверить, но в него невозможно поверить. “Незнакомка” — ключевое стихотворение 2 тома. Мнение возникает как о ключевом, когда он читается. “Башня” Вячеслава Иванова. Там читалась “Незнакомка” Блока. Здесь поэты удостоверили, что это текст эпохи. Ощущение некого события литературной жизни. При этом Блок читал стихи плохо. Текст строится на оксюморонности художественной системы. Есть пласт лексики, которая восходит к первому тому. “По вечерам (время встречи с ПД) над ресторанами (страшный мир) Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. (оксюморонность). Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится 9цвет высшего мира жестко привязан к материальности) крендель булочной, И раздается детский плач. (страшный мир — это не музыка, хаотическая система, фоническая) И каждый вечер, за шлагбаумами (материальность), Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами (легкие) Испытанные остряки. Оптика меняется, с горизонтали земной обращается к небу, но там бессмысленная луна. мир-декорация Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бессмысленно кривится диск. |