Главная страница
Навигация по странице:

  • Антиэстетизм — намеренно плохое искусство

  • Мёртвое небо”

  • А. Крученых “Дыр бул щыл

  • Важен эффект фонетики: шипящие

  • Фрот фрон ыт”

  • 21.04 Модернистская проза

  • Подход к прозе декадентский. Популярны мелкие пьесы

  • Герой модернизма

  • Мережковский “Христос-Антихрист”

  • Ф.Сологуб

  • В толпе

  • Младший символизм


    Скачать 128.88 Kb.
    НазваниеМладший символизм
    Дата11.11.2022
    Размер128.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла03.docx
    ТипДокументы
    #782119
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Футуризм связан с движением, не чувствуется дискретность пространства. Железная дорожная тоска нового вида. Железная тоска космополитична. Движение в транспорте нового типа. Авангард легко приживается на любой почве. Это прекраснейший экспорт и импорт. Чтобы быть символистом, надо стараться и вникать в сверхконтексты. 

    Валентность авангарда — валентность высшего толка. Авангард как эпидемия. Гастроли футуристов приводили к зарождению футуристов во многих городах. Футуристы устраивают интерактив, шоу, ведут зрелищные мероприятия. Бурлюк показывает фотографию — парадный фотопортрет пары. — Картина Микеланджело. Поэтические вечера не только обращаются к слову, но и к искусству. Многие авангардисты — художники. Авангард + медийность. Они оседлали информацию, выходят в топосы, в которые символисты войти не могли. Важна ситуация художественного скандала, организованного. Создание такой ситуации, которая предполагает поляризацию мнений. Футуристам важно расколоть зал. Ф — мощная боевая единица. Каждый выполняет свою задачу (стихи, живопись, манифесты).  Футуристы отходят от образа как средства художественного мышления.

    • Распространение принципа искусства от профессионала к кому угодно. Необходимая для радикального искусства инклюзивность. Не нужно профессионального — искусного, хорошо сделанного. Трудность художника: сделать то, чего он сам не может и не понимает. 

    • за пределами стиля и стилизации

    • классика не несет открытия

    • пропаганда — авангард. Язык авангарда = язык политического плаката.

    • авангард не связан рамками. он только искусство. инклюзивность. 

    • авангардЫ. “Распихать локтями конкурентов”. 

    • авангард — деятельность, ценность ее. Профессионал тот, кто занимается деятельностью.

    • “Все всё смогут, главное догадаться”.

    • контекст инсталлирования

    • ценили фольклор, народное искусство. смотрели вышивки, орнамента.

    • обнуление практики искусства. новое видение. 

    • проблематика языка искусства. искусство может быть без языка. 

    • рацио vs. интуиция. Персональные интуиции, которые превозмогают стиль и манеру. Ех Пикассо. 

    Бурлюк — вольный перевод А.Рембо

    Звуки на А” У Рембо серьезный текст о том, что такое звук и как он семантизируется. Типичная протосимволисткая теория ( что такое звук, какого они цвета). Ранний язык авангарда — примитивный. Примитив в переводе Рембо. =Детский каталог. Травестия эстетическая. Не смеется над Рембо. Авангард выходит из символизма. Не искажение идей Рембо, а перевод на современную манеру. Пример инсталляции в актуальный контекст.

    Антиэстетизм — намеренно плохое искусство. Оно противостоит хорошо сделанному искусству буржуазному. Дадаизм — плохое искусство, которое будоражит и раздражает мещанство, приличные художественные вкусы. 

    Мёртвое небо” — автореференция. Грамматическое затемнение. Телеграфный стиль (выбросили служебные части речи). Небо как огромное гниющее тело. 

    Плодоносящие” текст сам не дает объяснить себя как цельность. Как Пикассо. Ищет выход, но он не может быть найден. Текст сам себя переделывает. Построен на веере (шимпанзе). Лейтмотивность: беременность. Противостоит статуарному Пушкину комичный толстяк. Травестия “Бросить Пушкина с парохода современности”. Рядом с красотой представить жалкое и ничтожное. Нет снижения высокой культурной ситуации. Есть монтажность. Памятник — идея большого времени, вмонтирован в подтекст культуры. Беременный мужчина в контексте. Далее образ плодоношения развивается: беременная башня, образ войны. Земля как порождающее лоно. Образы смонтированы (принцип веера — есть исходная точка лейтмотивная, а от нее расходятся образы). Текст сам себе не равен. Лейтмотивность собирает несхожие образы. Такой образ как возможность, который можно преодолеть. Смысла тут нет. Парадигма плодоношения. 
    А. Крученых

    Дыр бул щыл” (1913) — подбор звуков, редукция к фонетике. Супрематизм к цвету. Сокращается до буковок. Буквы не принадлежат одному шрифту. Авангардисты за рукописный принцип (искусство). Вызов тиражности. Могут быть ассоциации. Крученых пользуется слогом слова, но это не слово. Важен эффект фонетики: шипящие (язык варварский, антиязык). Неблагозвучие. Щ и Ч. Жестовое начало. Текст существует в мотивации пластической. Перформанс. Внешняя репрезентация. У, Ы. Нет А. Вместо И — Ы. Самый нечастый звук У (во всех строчках). Ы — резкий звук. Ы — звук авангарда. Разрушенная фреска, радикальный принцип романтического фрагмента.

    Фрот фрон ыт”. Довербальные звуки, а не слова (шаман)

    “Та са мае..” шпарит на “китайском” несуществующем языке. Ощущение финской речи. 

    Отличие авангарда от модернизма

    чтение символизма: свои поймут и разберутся. Нет экспрессии. 

    “Зима” — фонетический образ зимы. Фабула: кто-то затерялся и умер в метели. Авангардистская баллада как не баллада. Есть кольцевые и ключевые контексты. Типично-символистское: роевое (метель). Акустическое в плане освоения пространства. Пластический перформанс. Читал так, словно в воздухе висел. 

    Хлебников — не видел ценности текста. Не умел читать. Были большие коммуникативные проблемы. Шизофренический тип. Был человеком мира, космополитом. Человек-кочевник, безбытный, идеальный поэт. Связан сразу с космосом. Жил на нескольких реках — не называет города. Реки как коммуникация и средство передвижения. Творческая биография Хлебникова (не по-пушкински). Не вмонтирован в социум почти никак. Его присутствие в обществе — старание его друзей. Шкловский видит в Хлебникове создателя искусства. Вызывает недоумение. Типичный пример постклассического текста. План выражения поэта-читателя: граница между текстом и мыслью не существует. Микрополиметрия — стихотворный размер скомкан и сбит. Мышление не словом, а буквой, не звучанием слова, а звуком. Из отдельных кусочков составлено. Манера разнообразная. Нет форманта текста. У текста Хлебникова нет границ. Пишет науку в стихах. Здесь не найти определенного принципа дискурса. У Хлебникова все всегда скомбинировано. Новый опыт чтения и письма выражен. Считал, что открыл законы времени: математикой обуздал историю. История всегда повторяет себя. Хлебников идеальный дилетант во всем. Не специализируется на одной возможности, а распространяется на всю Вселенную. Текст представляет собой не как горизонтальную структуру: внутренняя мутация (как у Бурлюка). Мышление Х множественное. Нет типичной структуры: завязку — развязку, драматургии текста. Автор вмонтирован в свое произведение. Принцип затрудненности.

    Истоки Хлебникова символистские. Пишет с первого десятилетия до 12 года. 

    Времыши Камыши” (1908). Время и камень. Связывают шум времени. Время идет как поезд. Мы слышим время. Двоемирие: универсальный образ мира. Конспект — за пределами художественных форм. 

    Раннего Х интересует архаика. Поэзия сакральна — слово направлено к Богу, другому миру. 

    Заклятие смехом”. За основу берется корень смех. Получаются неологизмы. У раннего Х больше текста: можно проследить его динамику. Смехач — солярный Бог, который смеется. Заклятие смеха — солярная магия. 

    Дальше Х станет по текстам неопределенным. Ранний Х не тот, что он есть. Ищет корни языка, минует очевидное. Антрополог. Ранние достижения его не волнуют. Смесь архаики и ультрасовременности. 

    “Боба обе пелись губы” (1808-1809г). 

    Бобэоби пелись губы,

    Вээоми пелись взоры,

    Пиээо пелись брови,

    Лиэээй — пелся облик,

    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

    Так на холсте каких-то соответствий

    Вне протяжения жило Лицо.

    Текст представляет собой 2 ряда. Не просто акустически-визуальный. Слева единоначатие, концептуальная анафора — не повтор самих звуков, повтор фонетических конструкций. Справа детали. Пелись — символистское. Связано не с семантикой, а с интенцией. Техники не символисткие. Не глагол связка, который опускается. У Х все художественно и концептуально важно. Б — губной звук, пелись (метонимия — губы поют), В — метафора, метонимия (лучистый взор, поэтический взор — признаки пения и музыкальности). В — аллитерация. Предшествующие строки (артикуляция б-п), в взоры — графическая. Кажется, возвращение к первой строчки П — пелись : происходит сдвиг. Существует зазор, слово не может все высказать — символистские оттенки. Л — проходит через 3 слова, поворот темы. Х бесконечен в этом плане. Г — цепи — намек на образ Прекрасной Дамы. Принцип соответствий — икона. Лицо = Лик. Ощущение Богоматери? Веер возможностей. 

    Слоны бились бивнями

    Противопоставление и смещение противоположностей. Схватка двух животных реальна? Художник первобытный. Обращение к архаике.  Поединок противоположностей. Брачный сезон — антагонисты, которые бьются за право продолжить род. Орнаментальность. 

    Василиск Гнедов

    цикл поэм — “Смерть искусству” (15 поэм).

    Стих или проза? Ошметки искусства. эквивалент супрематизма. 

    Отсутствие текста как текст. В природе нет пустоты и в искусстве. Потенциал любой. Слово влечет за собой семантику. Интерпретируем то, что называем рамкой. “Поэма конца” — последняя поэма. 
    Василиск Гнедов

    Цикл поэм «Смерть искусству»: 15 текстов. Один из первых добрался до минимализма. Классический минимализм – за пределами поэтического языка.

    15 (пятнадцать) поэм. Мы приходим к ситуации смерти искусства: оглядываясь – видим руины. Вид классический – название и текст. Принцип редукции. Непонятно, стих или проза. Поэма конца – эквивалент супрематизма, потенциальная возможность всего. Минус прием: отсутствие текста как текст. Природа и искусство не терпят красоты. Главное – нет слова, которое влечет за собой семантику. Интерпретируем только рамку. Белый лист начинает работать своей плоскостью.

    Гнедов – основатель русского минимализма (визуальность присутствует изощренно), минимализму важно показать двусмысленность искусства.

     

    Маяковский Владимир

    Переход к авангарду – переход к системе, в которой приходится устанавливать особую процедуру чтения. Возникает вопрос о современном чувстве – экспрессионизм (но Маяковский не экспрессионист, это общая ситуация в искусстве, которая связана с отношением автора к тексту). Специфический подход к созданию текста. Начало – Бодлер (изменение сознания – часть личного творческого метода). Экспрессионизм – это не только законы художественного произведения (экспрессивность – не просто синоним «страстности», это принцип искажения и деформации). Экспрессионизм современен, связан со слововосприятием. Проявляет в себе тенденциозность. В импрессионизме нет зазора между реальностью и образом, а в экспрессионизме – есть. Деформация не в самом образе, а в человеке, который нам дает этот образ. Нужно пребывать в стрессовом состоянии, чтобы воспринять экспрессионизм. Экспрессионизм – деформация образа и деформация авторского сознания (зачастую не с помощью определенных средств, а больше удар по психическому состоянию).

    «Ночь» (1912): перед нами картина (+ живописное название). Связь с живописью в футуризме. Перед нами версия живописи в слове (багровый, белый, желтый, синий) – мышление цветом важнее, чем образ, т.к. образ нужен только для традиции. Отчуждение с помощью метонимии. Маяковскому нужна ночь города, когда люди не спят. Ночью происходит страшное движение, бесконечный круговорот всего и вся. Город, которого не существует. Маяковский говорит об идеальном современном городе, где жизнь кипит ночью. Стих-е заканчивается эффектом крупного плана. Непонятны границы интерьера и экстерьера. Космополитический мегаполис. Маяковский видит то, чего нет (т.к. в Москве 100 лет назад не было бурной ночной жизни) – футуристическая фантазия.

    Багровый (закат) и белый (день) отброшен и скомкан, (цвета определенного периода времени – наступила ночь)

    в зеленый бросали горстями дукаты,

    а черным ладоням сбежавшихся окон

    раздали горящие желтые карты.

    Бульварам и площади было не странно

    увидеть на зданиях синие тоги.

    И раньше бегущим, как желтые раны,

    огни обручали браслетами ноги.

    Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —

    плыла, изгибаясь, дверями влекома;

    каждый хотел протащить хоть немножко

    громаду из смеха отлитого кома.

    Я, чувствуя платья зовущие лапы,

    в глаза им улыбку протиснул, пугая

    ударами в жесть, хохотали арапы,

    над лбом расцветивши крыло попугая.

     

    «Утро»: принцип редукции к синтаксису. Строчка = рифме. Принцип лесенки: вертикальная. Начало аналитизма футуризма.

    Угрюмый дождь скосил глаза.

    А за (минимальный элемент синтаксиса, входит в фонетически предшествующее слово)

    решеткой

    четкой

    железной мысли проводов —

    перина.

    И на

    нее

    встающих звезд

    легко оперлись ноги.

    Но ги — (обман внутри слова: слово разорвано, каламбурный эффект)

    бель фонарей,

    царей

    в короне газа,

    для глаза

    сделала больней

    враждующий букет бульварных проституток.

    И жуток

    шуток

    клюющий смех —

    из желтых

    ядовитых роз

    возрос

    зигзагом.

    За гам (слоговая перестановка)

    и жуть

    взглянуть

    отрадно глазу:

    раба

    крестов

    страдающе-спокойно-безразличных,

    гроба

    домов

    публичных

    восток бросал в одну пылающую вазу.

    «Из улицы в улицу…»: в начале – принцип внутрисловного обмана. Слоговой палиндром (рез – через и т.д.). Комбинаторная поэзия. Маяковскому важен визуальный эффект.

     

     

    Северянин Игорь

    Эгофутуризм (авторский волюнтаризм). «Я» звучит у Маяковского бесконечно. У Северянина была слава при жизни, его книги стали бестселлерами, стали знаком времени. Это редкий случай, когда книги начинают скупать. Это тексты, рассчитанные на толпу, для широкого восприятия. Очень простые стихи, поэтому понятные.

    «Я гений, Игорь Северянин…»: ситуация самозванства («Только мы – лицо нашего времени»). Самообъявление = саморазоблачение. Категория гения в эстетике авангарда – он один такой, напоминает соревнования в спорте. Эффект кино («повсеградно поэкранен»). Гений как медийная звезда – чувствительность 20 века. Риторический жест и ирония без снижения, т.к. выбирает двусмысленную ситуацию (сам себя славит, но делает это слишком громко, словно говорит про другого человека).

    Северянин крайне плоский, тут нет философии. Северянин умеет превращать слова в аналог мелкому буржуазному потреблению.

    «Пульс вечеров» - яркий, визуальный образ. Эпитеты разные, создается ощущение радостного, бездумного потребления. Красота мира, который забыл про философию и ушел в удовольствия.

    «Из Москвы – в Нагасаки»: ощущение быстрого перемещения современности. Находится в другом пространстве (пришел в кафе – оказался в другом пространстве).

    «Ананасы в шампанском» - колониальная оптика. Ситуация русского модернизма – ситуация внутреннего колониализма (ходили в народ за «тайной» культуры).

     

    21.04

    Модернистская проза

    Модернистская проза нужна по ряду поводов. Модернисты обращаются к прозе и искусству, концепция сложная. Перед нами пример вольного обращения с тем, что можно считать внешним запросом.

    У реалистов текст на злобу дня, текст мобильный. Выход романа в свет — серьезное событие. Принцип дискуссии где угодно: они осуществляются идейно. Писатель может спровоцировать общественную дискуссию. 

    МТ — тексты резонирующие. 

    Подход к прозе декадентский. Популярны мелкие пьесы (“Христос-Антихрист”). Узкая конвенциональность, предполагающая вовлеченность в суть дискуссий, которая между модернистами происходите, не дает возможность мелкой форме иметь успех. Рассказ и повесть получают скандальный статус, потому что это мобильная форма. Писатели мало следовали установкам прежнего искусства, которое опиралось на тенденциозность, имело идею. Тенденциозность модернистов неуловима. Психоаналитический подход, закрома черной и тайной части человека. Напрямую связано  с личным авторским мифом искусства, самого автора (тексты с ключом: Огненный ангел, Серебряный голубь). 

    Расставание с прежним психологическим нарративом. Проза нужна для существенного раскрытия личности. Это не определяется внешней амплитудой пикарески. Ситуация случая, совпадение факторов, внезапного вмешательства судьбы, стихии. Роман некого движения. Проза становится странной. Предполагает в случае бытовой очевидности другой уровень толкования. 

    Герой модернизма

    Ближе к романтизму. “Чудища” с непонятными взглядами, идеями жизни. Это авторские проекции. Раньше искусство искалj прототип внешнего. Сейчас автор сам проецирует свое внешнее. Элементы авторского мышления о бытии. Проекция дискуссий и диспутов, которые автору близки. Роман как приложение к теории (Христос Антихрист выводит из чаяний авторских религиозно-мистических). Модернизм космополитичен. Русская действительно необязательный повод. Прошлое России — будущее России — повод 19 века. Деконструкция привычных стратегий реалистического романа. Деформация соотношения фабулы и сюжета. 

    Хорошая история связана последовательно. Пространственно-временные установки не нужны. 

    Мережковский “Христос-Антихрист”

    Интересна концепция. В основе религия 3 завета. Концепция сближения христианского и языческого (разработана М, Гиппиус). Мифология, претендующая на универсальность. Пишет о тупике цивилизации, которая противопоставляет вечно язычество и христианство. Цель: прийти к синтезу — нужна небесная земля и земное небо. Плохо в христианстве: абсолютное духовное начало, отрицание плоти, земное и плотское — греховное, омрачающее человека, отправляющее в лапы Дьяволу. Перед транскрипцией христианства это тотальная аскеза. Небесное начало понимает материальность совершенно догматично, как зло. Язычество очень земное, радиастична, телесность — принцип раскрытия человечества. Не хватает духовного. Нужен 3 завет: христианство+язычество=религия культуры. Должна быть культурная земля будущего, где согласно всяким концепциям получен новый человек. Для модернистов — перспектива развития здесь и сейчас. Выбирает личностей: 

    1. Юлиан-отступник” 

    Римский император, который хотел вернуться к язычеству. Христианская религия имела гос характер. Отступник — пример очевидного зла, враг Христа. Для М — чел культуры. Юлиан пытается вернуться не просто обратно, а подвергает заново ревизии язычества и находит в нем важные стороны. Это успеха не имеет. Юлиан терпит политическое поражение. М пытается Ю-О оправдать. Он здесь близко подошел к чаяниям модернистов. Юлиан не богоборец, а тот, кто интуитивно чувствует синтеза неба и земли. 

    Роман имел успех. 

    1. Новая тема. Образ Леонардо. Возрождение реабилитирует мир античной культуры. Европейская цивилизация могла пойти по направлению к синтезу

    1. 3 роман о Петре Великом. Антихрист. Угрожающий вторжением хаоса образ. Переосмысление принципа антихриста. Антихрист у М — человеко-бог. Персона языческая, безоценочная. Не враг Христа. Земное впереди небесного. Эсхатологические черты. Петр Первый за штурвалом корабля = герой Мелвилла, который ведет корабль к разрушению. 

    Сам по себе текст не является событием. Это проекции теорий на то, что мы понимаем как историю. У автора есть возможность эту историю трактовать. Приводит к конспирологии. Альтернативная история на базе источников. Трилогия не целостная, концепция пострадала. 

    Принцип авторского цикла, концептуального. Метажанра. Теория предшествует тексту. Историчность героя не важна. Важна авторские взгляды
    Ф.Сологуб 

    стихи=проза

    Принцип онтологической неуверенности (живу-не живу)

    Рассказ “Тени

    Баранчик

    принцип жертвы

    В толпе” — реакция на Ходынку. 

    Тяжелые сны” — чеховский сюжет. Логин существует в своих фантазмах. Анаирический статус фантазмов непонятен. Пример ослабления нарратива. Пытается приобщить к мутному сознанию героя, не рассказывает. Пример, как фабула и сюжет плохо взаимодействуют друг с другом. Суть не в том, что с героем происходит, а в том, что у него есть тяжелое повествование. Типичное декадентское сознание, неуверенное в мире, центр тяжести, главный объект внимания. 

    Личные впечатления от Сологуба. Многие полагают, что написал про себя. 

    Мелкий бес” — академический. Чехов, Достоевский — тут узнаваемы. Спиридонов — подлый, ограниченный, мелочный человек. Перед нами человек, который сходит с ума из-за узости своих мыслей. Мелкий Бес психоаналитичен, психопатологичен. Натурализм, где физиологически-патологически не менее важно, чем ментально-психологическое. Показывает нам, что есть скудное сознание. Полно извращений, девиаций. Оно может все уничтожить, потому что ему что-то не нравится. Мир страшных своей банальностью людей. Существует в фантазии. Онтологическое зло. “Недотыкомка” материализуется, злом пропитано все. Синтез духовного и телесного. Декадентский миф красоты в образе андрогина. 

    Персонажи не глупые, не с плохим интеллектом. Карикатуры. Гротеск. 

    Сологуб дает проекцию модернистского хаоса. 
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта