Модуль 2. Модуль техника графики
Скачать 68.9 Kb.
|
Методические рекомендации по осуществлению текущего, самостоятельного и итогового контроля. Практический контроль осуществляется в ходе систематического изучения материала, предусмотренного учебной программой. Основной формой проверки является собеседования, зачётные практические работы, выполненные в технике графики, защита рефератов, выполнение и презентация видеороликов на выбранную студентом тему. Итоговый контроль осуществляется на зачете в соответствии с требованиями, сформулированными в данной рабочей программе дисциплины. Контроль на очно-заочном отделении осуществляется на зачете, так как курс в основном лекционный и немного семинарских занятий. На зачете представляют и отчитываются результатами выполненных заданий самостоятельной работы, куда входят рефераты, презентации слайд-шоу, видеоролики по обозначенной теме¸ также по выполненным практическим работам, по результатам представленных теоретических и практических работ получают зачет. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Целью самостоятельной работы студентов является овладение теоретическими знаниями и практическим опытом творческой и исследовательской работы, необходимой художнику-дизайнеру. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению учебно-творческих проблем профессионального и специального уровня. В работе используются как традиционные, так и современные формы самостоятельной работы: - поиск в сети интернет материалов по разделам обучения изобразительному искусству, дизайну, виртуальных галерей и сайтов художников дизайнеров, с записью их на компакт-диск с последующим использованием на аудиторных занятиях; - посещение лекций и семинаров в библиотеках, подбор материалов для написания рефератов, подготовка и презентация видеоролика, слайд шоу, сбор изобразительных аналогов по темам учебно-творческих теоретических и практических заданий; - посещение художественных выставок в выставочных залах, музеях, галереях, выставочных павильонах; анализ тенденций развития современного изобразительного и дизайнерского искусства; - участие в студенческих выставках, научных конференциях, публикация статей в сборниках научных трудов факультета. Дополнительные материалы (методические рекомендации по организации изучения дисциплины, образцы практических заданий из методического фонда кафедры графического дизайна и т.п.) Практические работы (на выбор студентов) Практика 1. Создание серии графических работ на тему «Копирование известных мастеров-классиков печатной графики». Практика 2. Создание серии графических листов на тему «Пейзажи Подмосковья». Практика 3. Выполнение серии графических работ на тему «Натюрморт» Практика 4. Создание полиграфической продукции - настенный или настольный календарь на следующий наступающий год с выполненными в технике графике программные практические задания (студенческие творческие работы на выбранную тему). Терминологический минимум: 1. А.Дюрер. 2. Арт-деко. 3. Ар-нуво. 4. Абстракционизм Кандинского. 5. Антиква. 6. Брусковой шрифт. 7. Буквица. 8. Глаголица. 9. Готический. 10. Гростеск шрифт. 11. Динамика. 12. Инициал. 13. Каллиграфия. 14. Канон. 15. Кириллица. 16. Книжная пропорция Чихольда. 17. Конструктивизм 18. Модерн. 19. 30. Обратная перспектива 20. Орнамент. 21. Оформительские шрифты. 22. Плакаты Мухи. 23. Полиграфия У.Морриса. 24. Пропорциональность. 25. Прямая перспектива. 7. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Разработанные учебно-методические пособия, монографии, каталоги: 1. Барциц Р.Ч. Альбом-каталог персональной художественной выставки авторской печатной графики – эстамп «РауфБарциц». [Текст] с.илл.; Каталог выставки . Союз Художников России. Московский Союз Художников. Москва.1993. 60 стр.; 2.Барциц Р.Ч. «Художественная графика. Введение в методику преподавания». [Текст] с.илл.; Монография. «Прометей». МПГУ. Москва. 1999.207 стр. с илл. ISBN 5-7042-0945-9; 3. Барциц Р.Ч. «Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). [Текст] с.илл.;Учебное пособие. «Прометей». МПГУ. Москва. 1999. 103 стр. с илл. ISBN 5-7042-0945-9; 4. Барциц Р.Ч. «Специальная и профессиональная подготовка художников-педагогов средствами печатной графики-эстампа». [Текст] Монография. «Прометей». МПГУ. Москва. 2003. ISBN 5-7042-1255-7; 5. Барциц Р.Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников- дизайнеров в современных условиях. Вопросы теории и практики. [Текст] Монография. МОСА. Москва. 2011.-262 с.:илл. ISBN 978-5-89774-182-2; 6. Барциц Р.Ч. «Графическая композиции. Техника печатной графики». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва.2013. 280 стр.; 210х297 см; 7. Барциц Р.Ч. «Техника графики». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва.2013. 218 стр.;210х297 см; 8. Барциц Р.Ч. «Композиция в эстампе. Линогравюра». (Теория и практика). [Текст] с.илл.; Учебное пособие. Факультет ИЗО и НР МГОУ. Москва. 2013. 112 стр.; 25 х18см; 9. Барциц Р.Ч. «Персональная художественная выставка». [Текст] с.илл.; Каталог выставки . Союз Художников России. Московский Союз Художников. Москва.2013. 50 стр.; 70х100см. Список рекомендуемой литературы. Основная литература: 1. Барциц Р.Ч. Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах. (Теория и практика). МПГУ. Москва. «Прометей». 1999-203 с.; 85с. с ил. ISSBN-5-7042-0945-9. 2. Барциц Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. МПГУ. Москва. «Прометей». 1999-207 с. ;180 с.ил. ISSBN 5-7042-0945-9. 3. Барциц Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников – педагогов средствами художественной и печатной графики-эстампа. Теория и практика. МПГУ. Москва. «Прометей». 2003-318 с. ISSBN 5-7042-1255-7. 4. Барциц Р.Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников-дизайнеров в современных условиях. Вопросы теории и практики. МОСА. Москва. 2011-362 с. ISSBN 978-5-89774-183-2. 5. Барциц Р. Ч. Альбом – каталог произведений художественной и печатной графики. Союз Художников России. Москва. 2013-52 с.;52 с.ил. 6. Бесчастнов Н.П. Портретная графика. Учебное пособие для студентов–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007-367 с.; 32 с. ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01533-5. 7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. Учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008-301с.; 32 с. с. ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01431-4. 8.Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. Учебное пособие для студентов–М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010-335 с.; 32 с. илл: ил.- (Изобразительное искусство). ISSBN 978-5-691-01702-5. 9. Гапиталл А. Л. Работа пером и тушью. Минск Попурри. 2001-256 с.:ил. ISSBN 985-438-682-1. 10. Иорди Катафал и Клара Олива. Гравюра. Техники и приемы высокой печати. Серия «искусство и ремесло». Москва. Художественно - педагогическое издательство. 2010-245 с. с ил. 11. Магия М.К.Эшера. Введение Лошер Ж.Л. Ташкент. Арт -Родник. 2000-196 с. с ил.www. taschent.com. ISSBN 978-5-9794-0025-9. 12. Леман И И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. Москва. Центрполиграф. 2004- 220 с. с ил. 13.Якушев М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. Учебное пособие. МГХПУ им. С.Г. Строганова.- М.:МГХПУ им С.Г. Строганова, 2009 -240с.: илл. ISSBN 978-5-87627-059-7. 14.Пахомова А.В., Брызгов Н.В. Колористика. Цветовая композиция. Практикум. Учебно-методическое пособие. МГХПУ им. С.Г. Строганова.- М.:МГХПУ им С.Г. Строганова, М.:Издательство В.Шевчук. 2011-229 с. с ил. ISSBN 978-5-942232-088-1. Дополнительная литература: 1. Живая типографика [Текст] / Александра Королькова. - Изд. 4-е, испр. - Москва :IndexMarket, 2012. - 219, [4] с. : ил., цв. ил.; 23 см + [1] отд. л. цв. ил., сложенный в 8 стр. ISBN 978-5-9901107-8-6; 2. Курушин В. Д, Графический дизайн и реклама, ДМК Пресс-2012, 271 стр., ISBN: 978-5-94074-722-2; 3. Ландер, Анна Александровна. Самоучитель AdobeInDesign CS5 [Текст] / Анна Ландер. - Санкт-Петербург : БВХ-Петербург, 2011. - 384 с. : ил., табл.; 24 см + 1 CD-ROM. ISBN 978-5-9775-0611-3 : 1200; 4. Лесняк В., Графический дизайн (основы профессии), Индекс-Маркет-2011, 416 стр., ISBN: 978-5-9901107-4-8; 5. Типографика [Текст] : методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 070902.65 - "Графика" / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. ун-т печати ; [сост. Д. В. Пономарев]. - Москва : МГУП, 2010. - 31, [3] с. : ил., цв. ил.; 20 см.; Интернет-ресурсы: Образовательные порталы: - Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru; - Все образование в Интернете http://all.edu.ru/; -Сервер Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования Информика http://www.informika.ru/; - Федерация Интернет образования (ФИО) – http://www.fio.ru. Виртуальные учебные курсы и сайты дистанционного образования: - Дистанционное образование в Интернете http://www.lessons.ru/; - Центр дистанционного образования http://www.eidos.ru/. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://rosdesign.com/Дизайн как стиль жизни (история, теория, практика) http://design-theory.ru/Теория дизайна. Статьи. http://www.libfor.ru/readiuaapo.html Теория дизайна. Искусство графики. Терминологический словарь. Авантитул (от фр. avant – перед и титул) – страница книги, предшествующая титульному листу, обычно на нем помещают название издательства и т.п. Автолитография (от гр. аutos – сам, lithos – камень, grapho – пишу, рисую) – способ исполнения художественной литографии непосредственно самим художником на литографском камне, включая его травление и процесс печатания либо до травления. В этом случае обработка камня и пробная печать производятся мастером-полиграфистом (в отличие от литографии, в которой всю техническую работу выполняет мастер). Автография (от гр. аutos – сам, grapho – пишу, рисую) – вид автолитографии, но художник рисует не на камне, а на предварительно подготовленной переводной бумаге, с которой затем изображение механически переводится на камень для печати. Альграфия – вид плоской печати, близкая к литографии техника, при которой изображение наносится на цинковую или алюминиевую пластинку. Гравюра (от франц. gravure - вырезать) – 1/печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2/ вид печатной графики Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в этой технике, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру Грифонаж(франц. griffonnage, букв. - маранье, каракули) - ряд беглых набросков, наиболее распространен в рисунках пером, а также в офорте. Грифонаж встречаются нередко на полях рукописных книг и рукописей писателей и учёных Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и т.п. Иллюстрация (от лат. illustrare - прояснять) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), Инициал (от лат. initialis - начальный) в искусстве книги - укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициалы (так называемые буквицы) богато расцвечивались сложными орнаментами, украшались изображениями человеческих фигур и животных, даже жанровыми сценками. Оттенок - градация тона, нюанс. Разнообразие оттенков обогащает светотеневую моделировку в графике Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло выполненный. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению. Набросок задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу. Резерваж (франц. reservage) - вид гравюры на металле. Рисунок, нанесённый специальными чернилами на «доску», покрывают кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и приподнимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления. Рисунок напоминает набросок пером или кистью. Светотень - одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения, градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объёмной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. «Техника трех карандашей» - рисунок сангиной, итальянским карандашом и белым мелом. Фотомонтаж - метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов, а также изображение, полученное этим методом и представляющее собой композицию (иногда с рисованными элементами) из нескольких фотографий или их фрагментов. Широко применяется при создании плакатов, рекламы, политических карикатур и т. д. Шарж (франц. charge) - разновидность карикатуры, сатирическое или добродушно-юмористическое (т. н. дружеский шарж) изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчёркнуты и выделены наиболее характерные черты модели. Штрих (нем. Strich) - одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики - черта, линия, выполняемая одним движением руки. Штриховка - способ нанесения штриха, при котором линии в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно. Штриховка позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объёмности формы. Экслибрис (от лат. exlibris- из книг) - книжный знак, указывающий на принадлежность книги владельцу, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта. Экслибрисы бывают гербовые (воспроизводящие герб владельца), вензелевые (орнаментально разработанные инициалы владельца), сюжетные (изображения пейзажей, архитектурных и прочих мотивов, эмблемы и т.п.). Эстамп (франц. estampe, от итал. stampa - печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы), являющийся станковым произведением художественной графики. Шабер (нем. Schaber, от schaben-скоблить) - металлорежущий инструмент в виде металлического стержня с режущими кромками на конце. В графике употребляется для выравнивания зернистой металлической доски при гравировании в технике меццо-тинто, удаления заусениц ("барб"), образующихся при гравировании, и др. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по направлению 072500.62 – Дизайн, профиль подготовки графический дизайн, квалификация выпускника - Бакалавр, для студентов очной и заочной формы обучения обеспечивается наличием специализированного учебного помещения, мастерской печатной графики, с обязательным наличием офортного станка для техники графики, учебно-методического фонда, включающего в себя: - комплект учебно-методической документации (учебный план, программы дисциплин, учебно-методические пособия); - библиотечный фонд и базу данных, по содержанию соответствующих перечню дисциплин основной образовательной программы; - мультимедийные средства (проекторы, ноутбуки); - наборы слайдов или кинофильмов; - наглядные аудио - видео - и мультимедийные материалы, используемые в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов; - телевизор с жидкокристаллическим экраном диаметром 110 см. Для проведения полноценных лекционных и практических занятий по данным дисциплинам необходима мастерская печатной графики, с обязательным наличием офортного станка, а также аудитория в котором установлены следующие технические средства: Компьютеры: системный блок Core i3 2100/P8H61/4 GB/500 Gb/ATX 400W/CR/Win 7ST; монитор Asus VW248TLB. Internet. Графические планшеты Wacom Cintiq 12WX – 12 шт. Черно-белый принтер. Цифровой фотоаппарат. Цифровая видеокамера. Колонки. Микрофон. Экран для демонстрации слайдов (Слайд-шоу). Для обеспечения учебной дисциплины «Техника графики», учебного процесса и функционирования мастерской графики на факультете ИЗО и НР МГОУ необходимы обеспечить следующими материалами и инструментами: 1.Масляная офсетная краска для типографской печати. Черный цвет железных банках по 3 кг. – 5 банок. 2.Художественные масляные краски в тюбиках разных цветов. (темно-коричневый, темно-зеленый, темно-красный, желтый - по 20 тюбиков). 3. Художественные акварельные краски «Нева» - 10 упаковок. 4. Кисти разных размеров от №1 до №12 – 20 штук. 5. Художественные гуашевые краски 12 цветов -10 коробок. 6. Линолеум для линогравюры – 10 метров. 7. Резцы в наборе для линогравюры в коробках – 10 упаковок. 8. Медные листы в рулоне для офорта, сухой иглы и эмали - 10 листов. 9. Органическое стекло – 5 листов. 10. Гравировальные инструменты, иглы – 10 штук. 11. Фотовалики разных размеров для линогравюры – 3 штуки. 12.Льняное масло – 20 флаконов. 13. Растворитель, пиниен – 20 флаконов. 14. Керосин – 3 литра. 15. Бумага ватман - 100 листов. 16. Бумага для печатной графики (эстампная) – 100 листов. 17. Клей ПВА – 10 штук. 18. Бумага «Альбом для черчения», формат А-3. – 20 пачек. 19. Бумага «Альбом для черчения», формат А-4.- 20 пачек. 20. Мелованная бумага для графики – 10 пачек. 21. Канцелярские товары (карандаши разной твердой и мягкости, шариковые ручки, ластики, тушь, перья, стержни для перьев и т. д.) 22. Ножницы для железа -2 экз. 23. Битумный лак – 3 литра. 24. Картон простой для печатной графики – 20 листов. 25. Пластмассовые папки для хранения работ методического фонда, форматом А-2 – 10 папок. 26. Тонированная бумага 50х70. (разные цвета и тона, пастельные тона, серые, бежевые тона), 100 листов. 27. Скотч – 10 штук. 28. Скотч малярный – 10 штук. 29. Вафельное полотенце – 20 шт. 30. Перчатки разовые 300 штук. 31. Перчатки резиновые – 50 штук. 32. Мыло хозяйственное- 20 штук. 33. Мыло туалетное – 20 штук. 34. Рабочие халаты разных размеров – 15 штук. 35. Пинцеты для работы с кислотой – 2 экз. 36. Угольные карандаши – 30 штук. 37. Соус – 5 коробок. 38. Пастель для работы с эскизами – 10 упаковок. 39. Черная тушь – 10 флак. 40. Карандаши – уголь, сепия – 20 штук. 41. Уголь прессованный – 10 коробок. 42. Кисти: Белка №11 – 10 штук. 43. Кисти Белка круглая №7 - 10 штук. 44. Кисти Щетина – 10 штук. 45. Тряпочный материал – 50 метров. 46. Напильники – малые и большие - 5 шт. 47. Ножовка – 2 шт. 48. Картон – 20 листов. 49. Бумага для графических работ – 10 папок. 50. Кисти, перья, тушь для графических работ. 51. Фотованны большие и малые форматом А-4, А-3- 5 экз. 52. Сапожные ножи, резаки – 5 шт. 53. Деревянные рамки форматом А-2, А-3 – 30 шт. |