Модуль 2. Модуль техника графики
Скачать 68.9 Kb.
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы: для студентов очной формы обучения - практических занятий – 36 часов; самостоятельная работа – 36 часов; 2 зачетных единиц; для студентов очно-заочной формы обучения: практических занятий – 16; самостоятельных занятий- 56 часов; 2 зачетных единиц; Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются: для студентов очной формы обучения - зачет с оценкой в -7 семестре; для студентов очно-заочной формы обучения - зачет с оценкой в -7 семестре. Содержание дисциплины. Раздел I. Введение в тему: понятие и содержание учебной дисциплины «Техника графики». Теоретические и методологические особенности учебно-творческой деятельности в современных условиях на факультете ИЗО и НР МГОУ. Графическая композиция как составная часть учебной дисциплины «Техника графики». Композиция как диалектическое единство всех элементов формы и содержания произведения графики. Композиционно-пластическая структура произведения графики. Специфические особенности содержания понятия «композиция». Тема 1. Учебная дисциплина «Техника графики» как основа искусства графики. Основные исторические, теоретические и практические положения художественной и печатной графики. Общие сведения о видах и техниках печати, содержание и задачи учебно-творческого процесса в области художественной и печатной графики в современных условиях. Значение и возможности искусства графики в специальной подготовке художников-дизайнеров. Графика каквид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия «графика». Основные сведения о видах и техниках графики как «искусстве черного и белого», «искусстве линии». Выразительные графические средства изображения и материалы техники художественной и печатной графики. Тема 2. Техника графики как вид изобразительного искусства. Краткая история и характеристика понятия «графика». Основные сведения о видах и техниках графики как «искусства черного и белого», «искусства линии». Выразительные графические средства изображения и материалы техники художественной и печатной графики. Специфические особенности содержания понятия языка графики. Методические основы понятия «графичность как художественное качество». Основные методологические принципы линейно-конструктивного, перспективного построения различных по форме бытовых предметов в пространстве в малом формате, с применением выразительных графических средств изображения-линии, штриха, пятна и.т.д. Тема 3. Граттография - как метод осмысления графического языка, как способ имитации техники «офорта» (процарапывание), материалы художественной и печатной графики и выразительные свойства графики. Специфические особенности содержания понятия языка техники графики. Методические основы понятия «графичность как художественноекачество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Практическое осмысление языка графики, стилевое решение, использование черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике «граттография» – процарапывание. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного выполнения графического изображения. Раздел 2. Краткая история эстампа, история возникновения и развития печатной графики, его связь с переломными моментами в истории человечества, с подъемом демократического движения в изобразительном искусстве. Техника графики - эстамп – как вид графики, виды его печати. Содержание понятия терминов «эстамп», «гравюра». Краткая история эстампа, история возникновения и развития печатной графики, его связь с переломными моментами в истории человечества, с подъемом демократического движения.Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Значение и возможности искусства графики в специальной подготовке художников-дизайнеров. Монотипия – вид графического приема. Манеры и техники монотипии. Простой прием получения оттиска монотипии как манера для изучения основ вида плоской печати – монотипии. Специфические особенности получения эстампа путем оттиска с доски акварельными или масляными красками. Тема 4. Содержание понятия терминов «эстамп», «гравюра», выразительные средства художественной и печатной графики, основные свойства графичности и причины ее возникновения. Закономерности светотени в граттографии. Изучение методических основ понятия «графичность как художественное качество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Граттография - как метод осмысления графического языка, как способ имитации техники.Особенности практического осмысления языка графики, стилевое решение, использование черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике «граттография» – процарапывание. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного выполнения графического изображения. Тема 5. Монотипия как вид графического приема, как простой прием получения оттиска, как манера для изучения основ одного их видов плоской печати, специфические особенности получения эстампа путем оттиска с доски акварельными или масляными красками. Материалом для перевода в манеру монотипии могут служить заранее подготовленные студентами рисунки, наброски и зарисовки с натуры и по памяти и представлению, практические работы по пленеру и т.д. Специфика практического осмысления языка техники «монотипия». Особенности стилевого решения выполнения графической композиции в технике монотипии. Линейный рисунок как основа черного и белого, как графическое средство решения объемно-пространственных и пластических художественно-образных задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике простой монотипии. Выполнение быстрых подвижных творчески эмоциональных графических рисунков. Тема 6. Инструменты, оборудование и приспособления техники печатной графики и их назначение: ручной офортный станок, печатный станок для линогравюры, офортный станок, печатный станок «Краузер» для выполнения эстампа в технике литография, назначение штихелей, гравировальной иглы, резаков, резцов, катков для печати и т.д. Вопросы практической учебно-творческой деятельности студентов, методическая последовательность подготовки к печати доски с изображением, способ воплощения композиционного замысла в материал и получения оттиска с гравированной доски. Копирование работ мастеров графики в разных техниках и материалах как метод осмысления учебно-творческих композиционных приемов и задач. Гравюра – сухая игла как вид глубокой печати и его особенности. Линогравюра - как вид высокой печати. Задания на тему: «Копирование образцов работ мастеров графики». «Натюрморт», «Городской пейзаж», «Сельский пейзаж», «Интерьер» (по выбору студента). Поиск и выбор наиболее подходящего рисунка из работ мастеров графики, с целью выполнения копий рисунка в технике линогравюры - сухая игла. Специфические особенности линейного и стилевого решения выполнения копий известных мастеров графики. Изучения композиционных и технических приемов гравирования изображения на линолеуме и на органическом стекле. Линия, штрих и пятно как основные выразительные графические средства в технике печатной графики. Приобретение практических навыков выполнения графической композиции. Раздел 3. Особенности графического языка глубокой печати, характеристика истории основных видов и подвидов глубокой печати, краткое описание технологических и художественных принципов техники глубокой печати в учебно-творческом процессе. Вопросы практической учебно-творческой деятельности студентов в процессе создания графической композиции на заданную тему с использованием техники глубокой печати – «гравюра- сухая игла».Постановка и объяснение задания, определение задач при печати изображения с подготовленной к печати доски. Методическая последовательность подготовки и получения эстампа – оттиска с гравированной доски. Различные способы гравирования – (выбирание, вырезание ненужных, не подлежащих печати мест на поверхности доски), содержание понятия «рисование» штрихом. Общий инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами печатной графики-эстампа. Техника безопасности при печати на ручном офортном станке в мастерской графики. Тема 7. Гравюра – сухая игла как вид глубокой печати и особенности метода копирования работ мастеров графики, как способ осмысления учебно-творческих композиционных задач, приемов осмысления художественно-графического образа. Инструменты, оборудование и приспособления техники печатной графики и их назначение: ручной офортный станок, печатный станок для линогравюры, офортный станок, печатный станок «Краузер» для выполнения эстампа в технике литографии, назначение штихелей, гравировальной иглы, резаков, резцов, катков для печати и т.д. Высокая печать как вид графики. Особенности высокой печати. Роль контрастов в технике линогравюры. Особенности видения мира художником-гравером: значение теней при рисовании обычными материалами, значение света ввысокой гравюре – «рисование светом». Правильные приемы гравирования. Практическое осмысление высокой печати, языка линогравюры, стилевое и пластическое решение рисунка в линогравюре, использование черного и белого как графического средства решения объемно-пространственных и пластических задач. Приобретение практических навыков выполнения графического изображения в технике линогравюры. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного перевода и выполнения графического изображения в технике линогравюры. Эстетический и вкусовой аспект, а также композиционное содержание рисунка выбранной работы для копирования. Методические аспекты практической работы, стилевое осмысление языка линогравюры, гравюры – сухая игла. Тема 8. Специфика выполнения композиции в технике гравюры - сухая игла, офорта, экспериментально-поисковая работа, пробная печать в технике глубокой печати, способы перевода рисунка, свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности, свойства других художественных материалов для гравирования. Способы перевода рисунка в материал, два варианта компоновки композиции: 1).«Композиция в раму» («Композиция окно в мир»), воображаемое развития изображения за краями произведения; 2). Компоновка со свободными выходами» в поля, «превращение» белой бумаги в пространство, «в воздух». Пробное гравирование рисунка на поверхности органического стекла, очистка доски от стружек, обрезка внешних лишних плоскостей, заключение изображение композиции «в раму», «в кадр». Изучение свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности, свойства других художественных материалов, используемых в печатной графике, в частности, в линогравюре и гравюре «сухая игла». Индивидуальная работа со студентами по разработке и подготовке эскизов будущей композиции в технике гравюры - сухая игла и офорт. Перевод рисунка на плоскость доски Тема 9. Специфика выполнения композиции в технике гравюры - сухая игла, офорта, экспериментально-поисковая работа, пробная печать в технике глубокой печати, способы перевода рисунка, свойства офсетной типографской краски и ее специфические особенности, свойства других художественных материалов для гравирования. Гравюра - сухая игла как техника живого и эмоционального, живописного графического языка печатной графики. Техника офорта – травленый штрих как профессиональный и трудоемкий вид эстампа. Техника безопасности в учебно-творческом процессе при выполнении офорта. Краткий общий инструктаж по технике безопасности в мастерской графики. Выполнение эскиза «Пейзажа из окна института» в технике офорта (травленый штрих). Выдающиеся зарубежные мастера и отечественные мастера техники глубокой печати: А Полойло, А. Мантенья, М. Шонгауэр, А. Дюрер, Рембрандт, С Ушаков, А.Зубов, М. Махаев, Нивинский, Г. Захаров и др. Приобретение практических умений и навыков по выполнению эскизов пейзажа в размер офортной доски. Осмысление гравюры как творческой работы. Анализ структурно-композиционного содержания эскизов, композиционно-пластическая структура, тональная нагрузка и система контрастов, «темп», характер штриха и т.д. Выполнение графической композиции в технике офорта или гравюры - сухая игла, с соблюдением полного цикла поэтапной работы получения оттиска с подготовленной доски. Раздел 4. Высокая и плоская печать как вид печати в графике, особенности выполнения гравюры в технике литографии и шелкографии, роль печатных станков для высокой и плоской печати, выразительные средства - линия, штрих, пятно и контрасты в плоской печати. Стилевое, композиционное и пластическое решение рисунка, графического эскиза в технике литография и шелкография, методологические особенности использования черного и белого как выразительных средств печатной графики, методы графического решения объемно-пространственных и пластических задач. Приобретение практических умений и навыков выполнения графического изображения в технике литография и шелкография. Соблюдение принципа последовательного и поэтапного перевода эскиза композиционного замысла в материал печатной графики-эстампа. Специфические возможности и выразительные графические средства техники литография и шелкография, как вида плоской печати. Тема 10. Линогравюра - как форма осмысления окружающего нас мира, как графический язык, способствующий развитию творческих способностей студентов, экспериментально-поисковая работа по разработке эскизов будущей композиции, пробная печать в технике высокой печати, способы перевода рисунка. Выразительные средства художественной и печатной графики в технике линогравюры и закономерности светотени в линогравюре. Изучение методических основ понятия «графичность как художественное качество». Основные свойства графичности и причины ее возникновения. Обсуждение представленных пленэрных работ, рисунков с натуры и по памяти для дальнейшей переработки в эскиз графической композиции. Сравнение их между собой. Практическая работа и наглядный показ, и объяснение основных технологических принципов печати на специальном станке. Подготовка бумаги для печати, определение нужного давления и пробная печать. Анализ и корректировка полученных оттисков. Тема 11. Ксилография как гравюра высокой печати, как профессиональный и трудоемкий вид эстампа, отличительные особенности от техники линогравюры, краткий общий инструктаж по технике безопасности в мастерской графики. Гравирование как творческий процесс. Гравюра - сухая игла как техника живого и эмоционального, живописного графического языка печатной графики. Ее особенности - непринужденность, тонкость деталировки, «серебристость», небольшая тиражность. Основные компоненты и особенности подготовки и обработки доски из органического стекла, способы гравирования рисунка и необходимые материалы и инструменты. Оснащение процесса гравирования: гравировальные иглы, зеркало, масляная типографская краска, офортный печатный станок, емкость для размачивания бумаги - фотованна, бумага для печати. Получение оттиска доски. Вспомогательные технические и бытовые материалы. Изучение вопросов практического осмысления языка гравюры – сухая игла. Специфические особенности линейного и стилевого решения выполнения копий известных мастеров графики, графической композиции в технике гравюры – сухая игла. Изучения композиционных и технических приемов гравирования изображения на органическом стекле. Линия и штрих как основные выразительные графические средства рисунка в технике «сухая игла». Тема 12. Литография и шелкография - как виды плоской печати, специфика учебно-творческого процесса в печатной графике, отличительные черты и особенности выполнения графической композиции с использованием плоской печати. Плоскаяпечать как вид печатной графики и особенности выполнения гравюры с применением плоской печати, роль печатного станка «Краузер». Выразительные графические средства, значение и роль линии, штрихов, пятен и контрастов в технике плоской печати.Краткое описание технологических и художественных принципов получения оттиска-эстампа, художественные и графические материалы техники глубокой плоской печати. Практическое осмысление цикла печатной графики, приобретение практических умений и навыков работы с печатным станком. Изучение технических приемов корректировки полученного оттиска гравюры, пути и формы исправления ошибок, подготовка доски и печатного станка для продолжения печати тиража. Раздел 5. Общие вопросы из истории создания книги, художественного оформления и дизайна книги, роль книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства печатной графики. Специфика художественного оформления и иллюстрирования книги, книги для детей, специфика подготовки иллюстрации для газетно-журнальной и печатной продукции.Общие вопросы художественного оформления книги. Краткая история искусства книги. Значение книги в мировой культуре как средства передачи и сохранения информации и как вида искусства графики. Роль техники печатной графики в становлении и развитии книги и книжной полиграфии. Учебно-творческая работа по изучению структуры книги. Основные функции авантитула, контртитула, назначение титульного листа и шмуцтитула, рекомендации по их построению. Фронтиспис и его значение в раскрытии содержания книги. Ритмическая роль заставок концовок. Спусковая полоса. Полоса набора. Типы иллюстрации по занимаемому ими месту в развороте. Колонтитул, линейка, колонцифра, буквица. Тема 13. Художественное оформление и иллюстрирование книги, книга для детей, специфика подготовки иллюстрации для газетно-журнальной и печатной продукции. Содержание учебно-творческого процесса по изучению краткой истории искусства шрифта, связанной с художественным оформлением книги для детей.Методологические принципы построения обложки книги, титульного листа, роль художественного шрифта в детской книге. Различные типы титульного листа разворотов и основные формы и методы их построения. Рекомендации по построению шрифтовой композиции титульного листа (по Я. Чихольду – в форме бокала). Краткая история основных видов шрифтов: старой и новой антиквы, бруска, рукописных шрифтов. Основные принципы подбора художественного шрифта, графики в становлении и развития книги и книжной полиграфии. Изучение основных принципов иллюстрирования книги для детей - графическое изображение элементов оформления, событий, сцен и действий. Выполнение набросков и зарисовок по выявлению главных действующих лиц, образов и сцен. Разработка графических эскизов основных планируемых элементов, сцен и действий, взаимодействие образов, которые следует изобразить в процессе оформления книги. |