Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. Монография Москва стэнси 2003 удк 343. 148 81 ббк 67. 5 Г17
Скачать 2.7 Mb.
|
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — вычислительная система, предназначенная для автоматизации профессиональной деятельности. Основу АРМ составляет ПЭВМ, снабженная системой ввода/вывода информации и специализированным программным обеспечением. Адаптивная система — система, автоматически настраивающаяся на условия применения. Адаптивность — способность устройств или программ изменять свои параметры в связи с изменениями в них самих или в зависимости от условий применения в целях повышения эффективности. Активная акустическая система — акустическая система, динамики которой получают энергию от встроенного усилителя. Активное окно — окно компьютерной программы, с которым в настоящий момент работает или может работать пользователь. Активный фильтр — устройство, в котором применяются усилительные элементы (лампы, транзисторы, микросхемы и т. п.), использующие дополнительное питание и обладающие частотно-избирательными свойствами, то есть определенной АЧХ и ФЧХ. Позволяют получать требуемые характеристики проще, чем пассивные. Акустическая система (АС) — акустическая аппаратура, предназначенная для воспроизведения аналогового звукового сигнала. Алгоритм — содержание и последовательность операций, точно определяющих решение задачи путем вычислительного процесса, преобразующего исходные данные в конечный результат. Амплитуда — наибольшее значение синусоидально изменяющейся величины. Амплитудная модуляция — способ модуляции сигналом амплитуды высокочастотного колебания постоянной частоты. Модуляция, при которой незатухающие колебания изменяются по амплитуде в соответствии с модулирующими его колебаниями более низкой частоты. При модуляции в центре спектра сигнала располагается несущая частота, справа и слева — боковые полосы частот. 188 189 ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — частотная зависимость амплитуды синусоидально изменяющейся величины на выходе устройства от амплитуды возбуждения на входе. Аналоговое устройство — устройство, в котором информация представляется в виде непрерывно изменяющихся в некотором диапазоне физических величин (например, электрический ток). Аналоговый сигнал — сигнал, описываемый только непрерывными функциями. Аналого-цифровое преобразование — представление аналогового звукового или видеосигнала в цифровом виде или в виде кодовых импульсов. Архивирование — сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архивном файле. Аттенюатор — устройство или программа для плавного или дискретного ослабления уровня проходящего через него сигнала. АЦП (ADC) — аналогово-цифровой преобразователь. Устройство, предназначенное для автоматического преобразования аналогового сигнала в цифровой сигнал. Бинауральный эффект — способность человека определять направление на источник звука. Битрейт(bitrate — битовая скорость) — количество бит, отведенное для хранения единицы звукозаписи, интенсивность потока бит при проигрывании мультимедийного файла. Обычно измеряется в килобитах в секунду — Kbps или Kb/s. Буфер(buffer) — в общем случае — «смягчитель». Электронная схема или устройство, помещенное между двумя другими устройствами для согласования различий в их рабочих характеристиках. Взвешенная характеристика — особая форма амплитудно-частотной характеристики измерительного прибора, применяемая для более реалистичного измерения субъективных эффектов, чем измерение прибором с плоской (невзвешенной) характеристикой. Высокочастотное подмагничивание — наиболее часто встречаемый способ линеаризации кривой намагничивания носителя магнитной записи. Гармоника — простейшая периодическая функция, характеризующая гармоническое колебание, которая является состав ляющей сложного колебания, с частотой, кратной основной частоте (первой гармонике). Гарнитура — комплекс из наушников и микрофона на дужке около рта, удобен для голосового диалога через компьютерную сеть. Громкость звука — характеристика слухового ощущения звука; сложным образом зависит от звукового давления, частоты и формы звуковых колебаний. Громкоговоритель — электроакустический преобразователь, преобразующий с помощью подвижного диффузора электрический ток или напряжение звуковых частот в звуковые колебания воздуха. Движок, слайдер — регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра, например, громкость. Двоичный код — в цифровой технике способ представления данных в виде комбинации двух знаков, которые можно обозначить как 0 и 1. Знаки или единицы называют битами. Декодер(decoder) — устройство или программа для преобразования закодированных данных в их первоначальный вид. Декодирование — операция обратная кодированию. Представляет собой преобразование сигнала из одной формы в другую. Результат декодирования может отличаться от оригинала, если кодирование было необратимым. Демодуляция — процесс, обратный модуляции. Состоит в выделении низкочастотного модулирующего сигнала из модулированных высокочастотных колебаний. Последние могут быть модулированы по амплитуде, фазе или частоте. Детонация звука — нарушение тональности звука в аппаратуре записи и воспроизведения вследствие нестабильности относительной скорости носителя информации. При медленных изменениях скорости возникает плавание звука, а при быстрых — вибрация звука. Децибел (дБ) — десятая часть Бела, относительная логарифмическая единица измерения и сравнения различных величин. Величина амплитуды сигнала в децибелах X (dB) = 20 Log(X/U), где U — линейная единица измерения. В общем случае логарифмическая шкала удобна, когда линейное значение лежит в большом диапазоне. В этом случае производится сжатие диапазона. Для звуковых сигналов логарифмическая шкала естественна в силу особенностей слухового восприятия. 190 189 ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Децифровка - процесс, обратный оцифровке, т. е. преобразование сигнала из цифровой формы в аналоговую. В данном случае этот термин более точный, чем декодирование. Джиттер(jitter) - временная нестабильность тактовых импульсов, синхронизирующих работу отдельных элементов цифровой аудиосистемы, дрожание фазы сигнала при синхронной передаче, т. е. рассогласование фронтов бит и синхросигналов. Измеряется в пикосекундах. Может вызываться нестабильностью задающих генераторов, а также передачей данных и синхросигналов по одному каналу (за счет проникновения данных в синхронизирующий сигнал и обратно). Джиттер ухудшает качество цифровой фонограммы. Дизеринг(dithering - дрожание) - компромиссный способ обработки звука для уменьшения искажения при оцифровке тихих сигналов (для фонограмм с большим разбросом гром- костей). Для этого в сигнал подмешивается высокочастотные колебания небольшой амплитуды. В результате амплитуда тихих сигналов возрастает, и они воспринимаются полнее. При этом увеличивается высокочастотный шума, который для слуха не так заметен. Высокочастотный шум может добавляться и в аналоговый сигнал (при записи), и в цифровой (при обработке звука в аудиоконтроллере или при обработке звуковых файлов с помощью специальных музыкальных редакторов). Динамический диапазон (аппаратуры звукопередачи) - разница между минимальным и максимальным уровнями передаваемого сигнала. Минимальный уровень сигнала ограничивается уровнем шума аппаратуры и носителя информации (зависит от характера и условий измерения шума). Максимальный уровень обычно ограничивается нелинейными искажениями (при превышении определенного уровня резко возрастают). Дифракция (иногда обструкция) - огибание звуком (или другой волной) препятствия. Звук, приходящий, например, из-за колонны, будет звучать несколько по-другому, чем в ее отсутствии. Долби(Dolby) - система шумопонижения. Названа в честь английского инженера, создателя ряда таких систем. Существуют системы: Dolby-A, Dolby-B, Dolby-C, Dolby HX Pro и др. Драйвер(driver) - управляющая мини программа, обеспечивающая совместную работу прикладных программ с отдельным (периферийным) устройством. Дуплекс - двусторонняя связь между двумя устройствами, при которой в каждом из них прием и передача сообщений могут вестись одновременно. Звуковая плата (звуковая карта) - электронная плата, позволяющая вводить (выводить) звуковые сигналы в (из) компью- тер(а). Звуковое давление - дополнительное давление, возникающее в среде (воздухе) при прохождении через нее звуковых волн. Звуковой диапазон - диапазон 20-20 000 Гц - тот, который способен услышать человек. Звукоизоляция - уменьшение воздействия звука благодаря установке отражающей (поглощающей) стенки между источником звука и местом воздействия. Звукопоглощение - потеря звуковой энергии при падении звуковых волн и их распространении в материальной среде. Импульсно-кодовая модуляция (ИКМ) - способ импульсной модуляции, при котором информация передается различной группировкой импульсов одинаковой формы. Интермодуляционные искажения - одна из форм нелинейных искажений, возникающих при передаче аналогового сигнала по каналу с нелинейной передаточной характеристикой. Коэффициент интермодуляционных искажений выражает появление в выходном сигнале искажений, связанных с взаимодействием двух входных гармоник. Коэффициент измеряется в процентах. Интерполяция - отыскание промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям, восстановление сигнала между отсчетами. Интерфейс - совокупность правил взаимодействия устройств и программ между собой или с пользователем и средств, реализующих это взаимодействие. Интерференция - явление усиления колебаний в одних точках пространства и ослабление колебаний в других точках в результате наложения двух или нескольких волн, приходящих в эти точки. Интерференция возможна, если волны когерентны, то есть разность фаз волн постоянна во времени. Искажения звука - характеризуется различием между оригинальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом записи. Канальность кодека - число выходных каналов декодера кодека. В настоящее время используются кодеки канальности 2, 4, 6, 8. 192 189 ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Канал(channel, data link) — путь, по которому осуществляется передача сигнала (данных) из одного устройства в другое. Канальность звукового адаптера — число выходных аналоговых каналов. Возможные значения: 2, 4, 6, 7. Каналы аудиоконтроллера — цифровые аудиоканалы для обмена с памятью. Квантование — операция в процессе аналого-цифрового преобразования, в которой истинные значения дискретных отсчетов сигналов заменяются ближайшими к их величине разрешенными (квантованными) значениями. Коаксиальный кабель — наименование кабеля с одножильным или многожильным центральным проводом, покрытый пластмассовым диэлектриком и окруженный плетеным проводящим (медным) экраном, играющим роль земли. Снаружи кабель защищен пластмассовой оболочкой. Кодер/Декодер(coder/encoder) — программа для кодирования/раскодирования файла из одного звукового формата в другой, например, из формата WAV в формат MP3. Кодирование — преобразование сигналов из одной формы в другую, более удобную для дальнейшей обработки (хранения, передачи и др.). Различают обратимое кодирование (без потерь) и необратимое (с потерями) по отношению к восстановлению исходной формы. Компадер (Компрессор) — устройство или программа, предназначенная для сжатия (компрессии) динамического диапазона сигнала. Часто это необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Компандерные методы кодирования — (акроним отcompacting/expanding, т. е. сужающие/расширяющие). Методы кодирования, имеющие более высокую точность для малых амплитуд по сравнению с методом PCM. Для малых амплитуд используется более мелкая сетка. Коэффициент звукопоглощения материала — отношение поглощенной энергии к падающей энергии звука. Характеристика способности материала поглощать звуковые волны, измеряется от 0 до 1 (иногда измеряется в процентах — от 0 до 100%). При нулевом коэффициенте звукопоглощения вся звуковая энергия отражена поверхностью материала. 1 — означает, что вся звуковая энергия поглощена материалом. Кроссовер — электронная цепь, служащая для разделения сигнала в АС на различные частотные полосы (разделение сигнала на полосу высоких, средних и низких частот для трехполосной акустической системы). Линейные элементы — элементы, которые не изменяют форму синусоидального сигнала. Линейные элементы образуют линейные электрические цепи. Монозвук — звук, представляемый одним каналом. При выводе на одну колонку моно звук можно назвать точечным (0D) (если точку отождествить с акустической колонкой). Микшер(mixer — смеситель) — устройство или программа, предназначенная для сведения (микширования) нескольких входных каналов в один выходной, а также для регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах. В программном микшере всю работу производит процессор компьютера, в аппаратном — аудиоконтроллер. Модуляция — изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой-либо регулярный физический процесс. Нелинейные искажения — искажения, проявляющиеся как возникновение в передаваемом сигнале частотных составляющих, которых не было в оригинальном сигнале. Это обусловлено нелинейностью передаточной характеристики звеньев канала записи-воспроизведения. В качестве меры нелинейных искажений принимают коэффициент гармоник (выражается в процентах), который представляет собой процентное отношение геометрической суммы амплитуд высокочастотных гармонических составляющих сигнала, возникающих из-за нелинейности, к амплитуде первой гармоники. В аудиозаписи в качестве меры нелинейных искажений принимают коэффициент третьей гармоники, называемый коэффициентом нелинейных искажений. Нойз шейпинг(Noise shaping) — буквальный перевод — изменение формы шума. Метод виртуального уменьшения шума оцифрованной фонограммы. Шум оцифровки обрабатывается таким образом, что его мощность не изменяется, но спектр изменяется от равномерного до обратного по отношению к кривой чувствительности слуха, т. е. становится меньше в области чувствительности (1—5 кГц) и больше вне этой области. Реализуется в звуковых редакторах типа CoolEdit. Оверсэмплинг(oversampling) — передискретизация с более высокой частотой. 194 189 ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Окклюзии(occlusions — препятствия) — звуки, проходящие через проницаемые препятствия. Примером является звук, проходящий к слушателю через стену. Окружающий звук(Surround Sound) — звук, приходящий по многим горизонтальным направлениям (2D звук). Реализуется обычно акустическими колонками, окружающими слушателя. Октава — единица частотного интервала, интервал между двумя частотами акустического или электрического сигнала, отношение которых равно 2:1. Октава равна интервалу между двумя частотамиf1 иf2, логарифм отношения которых равен единице(log(f2/f1) = 1), что соответствует различию частотf1 и f2 в два раза. Октавная полоса — диапазон частот, при котором наивысшая частота вдвое больше самой низкой частоты. Октавный спектр — уровень звука, определяемый и отображаемый в полосах шириной в октаву. Рекомендуемые средние частоты октав: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Опорная частота — нормированная частота сигнала, с которым сравнивается другой сигнал. Отношение сигнал/шум (S/N) — показывает (в дБ), насколько полезный сигнал превышает шум (помеху). Отсчет — численное значение амплитуды сигнала в определенный момент времени. Панорамирование(panning) звукового канала (ов) — управление уровнем сигнала в каналах для создания эффекта позиционирования. Это простейшее позиционирование, без какого-либо преобразования фазы и частоты сигнала. Примером является создание эффекта проходящего поезда. Пассивная акустическая система — акустическая система, динамики которой получают энергию для своей работы от выходного каскада звукового или телевизионного усилителя. Пассивный фильтр — фильтр из пассивных линейных элементов — индуктивностей, емкостей, резисторов и не имеющий дополнительного питания своих элементов. Передискретизация — способ ослабления шума квантования, основанный на оцифровке сигнала с повышенной частотой дискретизации. Пересэмплирование — преобразование цифрового звука с из менением и частоты, и разрядности. |