Главная страница

Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. Монография Москва стэнси 2003 удк 343. 148 81 ббк 67. 5 Г17


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеМонография Москва стэнси 2003 удк 343. 148 81 ббк 67. 5 Г17
АнкорГаляшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc
Дата18.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГаляшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc
ТипМонография
#11953
страница14 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Плагин(plug-in) — встраиваемый модуль. Программа, рас­ширяющая возможности какого-нибудь программного пакета. Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредст­венно из программы, для которой предназначен. Применитель­но к обработке музыкальных сигналов плагин — это небольшая программа, работающая совместно с основной программой и служащая для решения частных задач по обработке звука, на­пример, для реализации звуковых эффектов. В основном поль­зуются плагины стандартов DirectX и VST. Существуют пакеты программ с собственным форматом плагинов.

Полный дуплекс(full duplex) — способность устройства одно­временно принимать / передавать сигналы (в частном случае за­писывать и читать). Все современные аудиокодеки являются полнодуплексными.

Полосовой фильтрустройство или программа, пропускаю­щие или не пропускающие сигнал в установленной частотной полосе и удаляющие остальные сигналы, частота которых выше определенной FB, но ниже определенной F^ Может интерпре­тироваться как совокупность ФНЧ и ФВЧ.

Порог слышимости — минимальный эффективный уровень звукового давления звукового сигнала, возбуждающий слуховое ощущение в заданных условиях прослушивания, то есть мини­мальная интенсивность звука, с которой слуховой аппарат че­ловека начинает воспринимать звуковой сигнал.

Психоакустика — наука о влиянии звука на психику человека.

Психоакустические методы сжатия PCM файлов — используют несовершенство слуха, выбрасывая «несущественные» для слу­ха данные. Позволяют значительно (в 10 и более раз) сжимать PCM файлы с приемлемым качеством.

Разделение стереоканалов — характеризует (в дБ) величину пе­рекрестной помехи как отношение сигнала в контролируемом канале к проникающему сигналу соседнего канала.

Реверберация(Reverberation) — «послезвучание» или «эхо», постепенное замирание звука в помещении после прекращения действия источника звука. В цифровой звукозаписи — эффект, основанный на многократном наложении задержанного на до­ли секунд сигнала. При использовании алгоритмов ревербера­ции можно хорошо эмулировать свойства реальных помеще­ний — концертных залов, холлов и т. п.

197 189

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Режекторный фильтр - устройство или программа, удаляю­щие звуковой сигнал только в установленной частотной полосе и пропускающие остальное.

Розовый шум(pink noise, Rosa-Rauschen) - шум, который об­ладает постоянной энергией в октавной полосе, т. е. каждая ок- тавная полоса содержит количество звуковой энергии обратно пропорциональное частоте.

Сигнал - носитель информации в виде изменяющейся физи­ческой величины, используемый для передачи данных.

Сигнал звуковой - звук в аналоговой или цифровой форме.

Симметричный - способ передачи электрического сигнала с использованием двух проводов, по одному из которых сигнал передается в противофазе.

Собственная резонансная частота - число колебаний в секунду механо-акустической системы, характеристика виброакустиче­ских свойств механической или акустической (воздушный объ­ем) конструкции; частота, при которой амплитуда колебаний резко и многократно возрастает.

Собственная частота(allowedfreguency) - частота собственного колебания данной колебательной системы.

Способность к звукоизоляции - акустическая характеристика материала или конструкции, определяемая как отношение зву­ковой энергии, падающей на структуру, к прошедшей через нее (структуру); измеряется в децибелах (R = M^W^/W^).

Стереозвук - звук, выводимый по двум аудиоканалам на две колонки или стереонаушники. Каждый канал выводится на свою колонку. Дает возможность слушателю с некоторым при­ближением воссоздать пространственную картину звучания ис­точников оригинального звука.

Тембр - звуковая окраска голоса. Так как периодическую функцию можно разложить на гармонику той же частоты и до­полнительный ряд гармоник высшего порядка (обертонов), то тембр определяется набором обертонов.

Третьоктавный спектр - спектр сигнала, в котором уровень звука определяется и отображается в полосах шириной в треть октавы. При этом ширина полосы, как и ширина полосы октав- ного спектра, отнесенная к средней частоте, постоянна.

Тыловые колонки - акустические колонки, располагаемые позади слушателя (обычно симметрично).

Фаза (для синусоидального сигнала) - аргумент, то есть то,

что стоит под знаком синуса. Разность фаз двух сигналов - раз­ность аргументов. Понятие фазы наиболее строго может быть введено только для синусоидальных сигналов.

Фантомное питание - маломощное питание, необходимое для работы конденсаторных микрофонов.

Фильтр - устройство или программа, обладающие зависимо­стью каких-либо физических параметров от частоты, причем эта зависимость может быть обнаружена через внешние прояв­ления. Фильтр электрический - устройство, осуществляющее фильтрацию сигнала, то есть выделения (или подавления) сиг­нала в заданной полосе частот. По конструкции фильтры могут быть пассивные - не требующие источников дополнительного питания, активные - требующие источников питания, цифро­вые - основанные на цифровой технике.

Фильтр нижних частот (ФНЧ) - фильтр, который пропускает синусоидальные сигналы до определенной частоты, а затем на­чинает пропускать их с ослаблением, называемым вносимым фильтром затуханием. Фильтр верхних частот (ФВЧ) выполня­ет ту же работу, только наоборот.

Фильтрация - преобразование сигнала, в результате которого происходит усиление или ослабление отдельных частотных об­ластей.

Фонограмма (греч. дословно - звукозапись) - сигналограм- ма, полученная в результате звукозаписи.

Фронтальные колонки - акустические колонки, располагае­мые впереди слушателя (обычно симметрично).

ЦАП (DAC) - цифро-аналоговый преобразователь, предназ­начен для автоматического преобразования цифрового сигнала в аналоговый.

Частота дискретизации - при аналогово-цифровом преобразо­вании сигналов частота, равная числу отсчетов в секунду.

Частотная модуляция (ЧМ) - вид модуляции, при которой ча­стоту несущего высокочастотного колебания изменяют по за­кону передаваемого модулирующего сигнала.

Частотные искажения - искажения, возникающие в результа­те неодинаковой передачи по каналу связи амплитуд различных частотных составляющих водного сигнала. Частотные искажения также называют амплитудными или линейными искажениями.

Шум - шумовой сигнал, появляющийся на выходе усили­теля при отсутствии входного сигнала. Обуславливаются

199 189

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

внутренними процессами в тракте, например тепловыми шумами.

Шум взвешенный — шум, измеренный в диапазоне звуковых частот прибором с селективной (неравномерной) амплитудно- частотной характеристикой.

Шум оцифровки — шум квантования (quantization noise). Функция-разность между исходным аналоговым сигналом и его аппроксимирующей функцией, построенной по результа­там оцифровки. То есть шум, появляющийся при квантовании в результате округления амплитуды сигнала до ближайшего уровня.

Шумопонижение — улучшение качества звуко или видеозапи­си путем снижения шумов и помех.

Эквалайзер (EQ, equalizer — выравниватель, корректор) — ус­тройство или программа, позволяющая проводить коррекцию частот сигнала, т. е. независимо регулировать коэффициенты усиления различных участков частотного диапазона сигналов. Эквалайзеры подразделяются на графические и параметричес­кие.

Эффект-процессор — аппаратный модуль или специализиро­ванная программа, построенная на использовании сигнального процессора (см. DSP) и предназначенная для наложения на сигнал различных звуковых эффектов.

Эхо(echo) — отраженная с задержкой во времени волна.

AAC (Advanced Audio Coding) — технология кодирования (сжа­тия) звуковых сигналов.

A-weighting — частотный фильтр, накладываемый при усред­нении сигнала (обычно методом RMS), при котором в качестве весовой функции берется функция слышимости среднего чело­веческого уха. Эта функция учитывает, что наиболее слышимы частоты 1—10 кГц. Поэтому функция близка к 0 дБ на этом уча­стке и спадает по краям звукового диапазона.

AC-3 (Acoustic Coding 3) — система акустической компрессии звука.

AEC (Acoustic Echo Cancellation) — подавление акустического эха. Возможность микрофона (в том числе в составе телефона). Реализуется процессором эхоподавления (echo cancellation processor), который распознает эхо и вычитает его из сигнала. Обычно применяется адаптивный подавитель, который обуча­ется распознаванию. Обучение производится довольно быстро,

примерно за 50 мс, и этот интервал называется временем кон­вергенции (convergence time).

AEC/EBU — формат двухканального студийного цифрового интерфейса, также известный как AES3. Рекомендован в 1992 г. для передачи аудиосигналов. Используется балансная линия передачи, разъем XLR.

ADPCM (Adaptive Differential Pulse Code Modulation) — адап­тивная разностная импульсно-кодовая модуляция. Способ ци­фрового кодирования и сжатия аналогового сигнала, когда от­счеты записываются не в абсолютной форме, а в виде относительных изменений амплитуды сигнала (запись прира­щения значений амплитуды). Запоминается (округленная) раз­ность между текущим значением и значением, предсказанным на основе экстраполяции. Для квантования используется обыч­но 4 бита. Указанная операция позволяет уменьшить общий размер оцифрованного сигнала, однако не позволяет точно представить сигналы с быстро меняющейся амплитудой. Ши­роко применяется для сжатия речи, обычно для PCM файла.

ANSI (American National Standards Institute) — Американский национальный институт стандартов, разрабатывает промыш­ленные стандарты.

Anti-skin/Anti-shock — система противоударной защиты («анти- шок») от сбоев воспроизведения CD и MD, использующая в том числе электронный буфер памяти (до 20 Мб). Обычно указыва­ется время, в течение которого данные поступают из буфера (до 100 сек).

API (Application Programming Interface) — прикладной про­граммный интерфейс. Набор подпрограмм или функций, по­средством вызова которых программа или приложение прика­зывает операционной системе выполнить определенную работу.

ASIO (Audio Stream Input Output) — система ввода и вывода ау­диопотока. Технология (интерфейс) быстрого обмена между памятью компьютера и цифровым звуковым устройством, раз­работанная фирмой Steinberg. Используется для оптимизации аппаратных средств при использовании музыкального про­граммного обеспечения.

ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding) — алгоритм, пред­ложенный фирмой Sony для адаптированного кодирования при записи звука в сжатой форме на мини-диск.

201

189


ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Attenuation — ослабление сигнала при приеме или записи слишком сильных сигналов.

Bi-amping (Bi-amplify) — схема подключения АС, при которой ее каждая полоса (или динамик) управляется отдельным кана­лом усилителя; то есть для пары двухполосных акустических си­стем требуются два стереофонических усилителя и два ком­плекта проводов для каждой акустической системы.

Bias — высокочастотный сигнал, используемый в аналоговой магнитной звукозаписи для повышения точности записи аудиосигнала, генерируется bias-осцилятором.

Bi-wiring — схема подключения АС, в которой каждая ее по­лоса подключается отдельным кабелем к одному усилителю. Нужно иметь АС с двумя комплектами входов и разделяющим кроссовером.

BNC (Bayonet Neil-Concelman, bayonet — штык;Neil и Concelman — фамилии разработчиков) — байонетный (т. е. фик­сирующийся небольшим поворотом) металлический разъем для коаксиальных кабелей.

BPM (Beats per Minute) — количество ударов в минуту. Рас­пространенный и удобный способ измерения темпа.

CCIR (Commission Consultativ International de Radiodiffusion) — международная комиссия по стандартизации для радиовеща­ния и телевидения.

CD (Compact Disc) — компакт диск.

CD-DA (CD Digital Audio, он же Audio CD) — стандарт на фор­мат цифрового аудио на CD. PCM звук имеет параметры 16 бит и 44,1 кГц. Стандарт относится к 1980 г. и разработан компани­ями Sony и Philips.

Codec (Compression/Decompression algorithm) — аппаратный модуль или программный блок, предназначенный для кодиро­вания/декодирования (или компрессии/декомпрессии) дан­ных.

Cross-talk cancelation (перекрестное подавление) — техноло­гия, при которой звук, приходящий, например, с левого канала, слышен только левым ухом. Легко реализуется на наушниках, но сложно на колонках.

DAC (Digital to Analog Converter) — ЦАП, цифро-аналоговый преобразователь.

DAT (Digital Audio Tape) — система цифровой магнитной за­писи звука на магнитную ленту.

202

DIN-5 разъем — круглый 5-контактный разъем. Использует­ся, например, для MIDI-аппаратуры и AT-клавиатуры. miniDIN — разъем, используемый для PS/2-клавиатуры.

Dithering — искусственное подмешивание к звуковому сигна­лу псевдослучайного белого шума, в результате чего шум кван­тования рассеивается по спектру сигнала.

Dolby Digital (DD) — стандарт записи звука для систем домаш­него кинотеатра, технология цифрового кодирования звука, разработанная фирмой Dolby Laboratories. Является дальней­шей разработкой системы Dolby Surround Pro Logic и включает в себя 6 каналов для записи звука. Многоканальный звук запи­сывается цифровым способом.

Dolby HX Pro — система динамической регулировки тока под- магничивания при магнитной звукозаписи, обеспечивающая лучшую запись высоких частот.

Dolby NR Systemсистема шумопонижения(Noise Reducing) Долби (компадерный шумоподавитель). Имеет модификации B, C и S, которые обеспечивают увеличение отношения сиг­нал/шум на 10, 15 и более 20 дБ соответственно.

DSP (Digital Signal Processor) — цифровой сигнальный про­цессор. Специализированный процессор, предназначенный для высокоскоростной обработки сигналов (аудио, видео, ком­муникационных).

DTS (Digital Theatre Sound) — формат звука, использующийся при записи кинофильмов и создающий новые звуковые эффек­ты (шестиканальный звук).

DVD (Digital Versatile Disc) — цифровой многофункциональ­ный диск.

DVD-ROM — формат данных, базирующийся на стандарте DVD, использует UDF-формат файла и вмещает до 4,7 Гб дан­ных на каждом диске.

Dubbing — перезапись с одного аппарата на другой звуковых (Audio Dubbing) или видео(Video Dubbing) файлов.

Duration — длительность звучания ноты в MIDI.

Dynamic Range — динамический диапазон.

EBU (European Broadcasting Union) — Европейский союз ве­щания; занимается всеми вопросами радиовещания в Европе, включая стандартизацию.

EIA (Electronic Industries Association) — Электронная промыш­ленная ассоциация США, разрабатывает стандарты на элек­

189


ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

тронную аппаратуру.

ECC (Error Correction Code) — код коррекции ошибок.

FAQ (Frequently Asked Questions) — список часто задаваемых вопросов по какой-то определенной теме. Составляется либо отдельным человеком, либо группой людей, как правило, спе­циалистами в данной области. Русский вариант — ЧаВо (Часто задаваемые Вопросы и ответы на них).

Freeware — способ распространения программного обеспече­ния, при котором любой пользователь может свободно скопи­ровать и использовать программу.

Frequency Range — диапазон пропускания частот.

Full duplex — полный дуплекс.

G9 — 9-контактный DIN-разъем.

HDR-2 — двухигольчатый разъем цифрового выхода на кор­пусе CD-ROM.

HDCD (High Definition Compatible Digital) — формат CD аудио (от компании Pacific Microsonic) более высокой разрядности (от 20 бит), чем у CD-DA. Используется формат CD-DA и служеб­ные сектора для записи инструкций по обработке данных в зву­ковых секторах. Должен применяться специальный аппарат­ный плейер. При недостаточной мощности процессора плейер не успевает иногда правильно обрабатывать аудиопоток.

HF-Modulator — ВЧ-модулятор.

HF-Signal — ВЧ-сигнал.

Hi-End — аудио или видеоаппаратура высшего класса.

Hi-Fi (High Fidelity) — высокое качество. В аудио и видеотех­нике понятие, относимое к качеству записи и воспроизведения звука, верхний класс аппаратуры бытового уровня.

IA-SIG (Interactive Audio Special Interest Group — группа по спе­циальным областями интерактивного аудио) открытая органи­зация ведущих производителей компьютерного и, вообще, ин­терактивного аудио.

IEC (International Electrotechnical Commission) — Международ­ная электротехническая комиссия. Организация, разрабатыва­ющая рекомендации в области записи и воспроизведения ин­формации.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта