Главная страница

Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. Монография Москва стэнси 2003 удк 343. 148 81 ббк 67. 5 Г17


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеМонография Москва стэнси 2003 удк 343. 148 81 ббк 67. 5 Г17
АнкорГаляшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc
Дата18.12.2017
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГаляшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc
ТипМонография
#11953
страница15 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

IEE-1394 (он жеFirewire) — интерфейс, обеспечивающий вы­сокоскоростной обмен между различными устройствами ком­пьютера.

ISO (International Standards Organization) — международная

некоммерческая организация, разрабатывающая и распростра­няющая научные и технологические стандарты. Работает под эгидой ООН.

Jack — коаксиальный разъем или просто разъем.

LED (Light Emitting Diode) — светодиод.

Loudness — тонкомпенсация; фиксированный или регулируе­мый подъем низких и высоких частот при низких уровнях гром­кости для компенсации падения чувствительности слуха чело­века на этих частотах при пониженной громкости.

MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — спецификация, включающая стандарт на программную и аппаратную части. Предназначен для организации локальной сети электронных инструментов.

Mini DIN разъем — круглый 6-контактный разъем. Использу­ется, например, в PS/2-клавиатурах и PS/2-мышах. Тоньше, чем DIN-разъем.

MASH (Multi Stage Noise Shaping) — способ кодирования циф­рового звукового сигнала с преобразованием спектра шума дис­кретизации. Разработан фирмой Matsushita.

MD (Minidisc) — «минидиск», система магнитооптической записи звука.

Mixer — микшер, смеситель, микшерный пульт.

MP3 (MPEG-1 Layer 3) — способ компрессии звуковой ин­формации и отличающийся высокой степенью сжатия. Осно­ван на исключении из звука «лишней» (избыточной) информа­ции, не различимой человеческим ухом.

MPC — стандарт на 4-контактный коннектор. Плоская ште­керная пластинка вставляется в гнездо. На ней есть защелка. Вставляться должна так, чтобы красный провод шел на правый канал, белый — на левый. Используется, например, для внут­ренних аналоговых и цифровых разъемов звуковых карт.

MPEG (Moving Pictures Expert Group — группа экспертов в об­ласти движущихся изображений) — набор стандартов на коди­рование и компрессию аудио и видеоинформации в цифровом виде.

MPX (Multiplex) — обозначение фильтра, подавляющего на входе магнитофона частоту пилот-тона (19 кГц) при записи с тюнера стереопередач о системе с пилот-тоном.

Noise Filter — фильтр подавления помех.

Obstruction — обструкция.

204

189


ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Off-Line — режим работы «офлайн», автономный, независи­мый, «вне линии».

On-Line — режим работы «онлайн», в реальном времени.

PCM (Pulse Code Modulation) — импульсно-кодовая модуля­ция (ИКМ). Наиболее простой и общий метод сигналов и ис­пользует запись абсолютных значений амплитуд. Минусом яв­ляются большие шумы оцифровки для малых значений сигнала.

Pitch (высота тона) — высота тона ноты.

Pitch shift — сдвиг тона на несколько октав.

Pitch shifter — устройство, предназначенное для сдвига высо­ты тона.

RealAudio, RealVideo — формат, разработанный и используе­мый при передаче аудио и видеоинформации в реальном време­ни.

RCA (Radio Corporation of America) — двухконтактный коакси­альный разъем, использующийся для передачи аудио и ви­деосигналов. Центральный контакт (около 3 мм диаметром) длиннее внешнего (около 9 мм диаметром). Разновидность RCA, когда внешний контакт имеет вырезы, называют тюльпа­ном. Если 2 RCA разъема используются для передачи стереозву­ка, то белого цвета передает левый канал, а красный — правый.

RDS (Radio Data System) — система передачи данных одно­временно со звуковым сигналом, по кодам которой радиопри­емное устройство, имеющее соответствующий декодер, может управляться (например, отображение воспроизводимой про­граммы, прием «бегущей строки» на дисплее).

RMF (Rich Music Format) — формат музыкальных файлов для интерактивных приложений. Файл имеет расширение RMF и содержит информацию 3 типов: сжатые сэмплы, управление проигрышем, как в MIDI, инструкции по интерактивности (не имеет аналогов). Формат межплатформенный. Может содер­жать и MIDI файлы.

Sample rate — частота дискретизации.

S/N (Signal/Noise) — отношение сигнал/шум.

SPDIF (Sony/Philips DigitalInterFace) — цифровой интерфейс, разработанный фирмами Сони и Филипс для бытовой аппара­туры. Является упрощенным вариантом интерфейса AES/EBU. Этот формат позволяет без потерь качества передавать цифро­вые аудиосигналы по коаксиальным или специальным оптиче­ским кабелям. Использует небалансное соединение.

SRC (Sampling Rate Converter) — конвертор частоты оцифров­ки. Составная часть многих аудиоконтроллеров. Обычно вы­ходной порт SPDIF допускает передачу только файлов, оциф­рованных на 48 кГц. SRC «готовит" для него такие потоки. Также необходимость в SRC появляется, когда внутренние тракты контроллера работают только на частоте 48 кГц. Неко­торые SRC производят передискретизацию с подмешиванием псевдо-шумов (теряя при этом в динамическом диапазоне).

Stereo mini-phone jack (кратко мини-джек) — гнездо для ште­керного разъема stereo mini-phone plug.

Stereo mini-phone plug — штекерный стерео/аудиоразъем диа­метром 1/8 дюйма (3,5 мм). Штырь разделен изолирующими прокладками на 3 части. Ближний к основанию контакт — об­щий (земля), средний — левый канал, дальний — правый канал.

Stereo phone jack — гнездо штекерного разъема stereo phone plug.

Stereo phone plug — штекерный стерео/аудиоразъем диамет­ром 1/4 дюйма. По устройству аналогичен stereo mini-phone plug. Характерен для качественных наушников, микрофонов и другой аппаратуры. Для устройств класса Hi-Fi выполняется позолоченным.

Subwoofer — акустическая система, предназначенная для вос­произведения низких (до 200 Гц) частот. В системе домашнего кинотеатра воспроизводит шумовые эффекты.

Surround sound — окружающий звук.

Timbre (тембр) — MIDI голос.

TTL (Transistor-Transistor Logic) — один из двух типов цифро­вых логических устройств (наряду с CMOS).

Unbalanced output — несимметричный (несбалансированный) выход.

USB-колонки — акустические колонки с USB интерфейсом и встроенным ЦАП. Позволяют проигрывать звуковые файлы без звуковой карты и, теоретически, уменьшать наводки.

Variable bitrate — переменная скорость передачи битов.

Volume — громкость, объем.

VST — формат подключаемых модулей, разработанный ком­панией Steinberg.

WAV (сокращение от Waveform) — метаформат звуковых фай­лов для ОС Windows, закодированных посредством Waveform методов. Примененный метод записывается в заголовке файла,

206

189


ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

вместе со своими параметрами (частота, разрядность). Именно поэтому WAV является не форматом, а метаформатом, так как допускает использование любого кодека. Применяется с пер­вых версий ОС Windows.

Waveform (форма волны, сигнала) - класс методов кодирова­ния аналогового сигнала, в которых не используются никакие дополнительные сведения о характере сигнала. Поэтому отли­чаются простотой реализации и универсальностью. К этому классу относятся PCM, DPCM, ADPCM.

Wave shape (форма волны) - форма волны элементарного сигнал, воспроизводимого генератором. Самые известные фор­мы волн: sawtooth (пилообразная), pulse (пульсирующая), square (квадратная), triangle (треугольная), sine (синусоидальная), noise/random (шум/случайная).

WMA (Windows Media Audio) - технология кодирования (сжатия) звука для компьютерных программ.

Woofer - большой динамик в акустической системе, предназ­наченный для воспроизведения низких частот.

Wow and Flutter - детонация (воспроизводимого) звука, обус­ловленная медленными (Wow) и быстрыми (Flutter) колебания­ми скорости в аппаратах записи и воспроизведения.

XLR - обозначение трехконтактного разъема, обычно ис­пользуемого в профессиональной видеоаппаратуре. Часто на­зывают разъемом Canon.

XRCD (Extended Resolution CD) - формат аудио на CD от компании JVC, аналогичный HDCD.

Приложение 2

Глоссарий по лингвистической обработке речи

Акустическая составляющая звука (от греч.akustikos слухо­вой) - воспринимаемые на слух физические параметры звуко­вой волны. Акустически звук речи представляет собой колеба­тельные движения, передаваемые воздушной средой. Физические параметры звуковой волны могут быть измерены. Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами зву­ка. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т. д.

Акустические параметры (от греч.akustikos - слуховой) - фи­зические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи.

Акустический (от греч.akustikos слуховой) - относящийся к слуховому восприятию.

Аллофон (от греч.alios - иной, другой и phone звук) - звук, ко­торый в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.

Аллюзия — намек на известный исторический, легендарный или бытовой факт, который создает обобщенный подтекст, от­сылка в тексте к другим событиям, как правило, известным всем носителям из опыта — из так называемых фоновых знаний.

Анафорические связи в тексте — отношения между частями тек­ста (между словами, высказываниями), при которых в смысл од­ного слова, высказывания входит отсылка к другому слову, вы­сказыванию (экспертиза 13).

Анафорическое употребление местоимений — употребление мес­тоимений (например, он, она, оно, они, этот и др.), смысл кото­рых понятен только в определенном контексте.

Артикуляторный фокус звука - основное место образования звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженно­сти в артикуляторном тракте при производстве звука). Является одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно компактных по артикуляторным движениям.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука - характерис­тики, обусловленные работой органов речи. Для русских глас­ных - это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

Артикуляция (от лат.articulatio, articulare членораздельно выго­варивать) - движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков. Речь - непрерывная смена артикуляций. Одна ре­чевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ и т. п.

Аутентификация - процедура проверки правильности введен­ной пользователем регистрационной информации (например, для входа в систему).

Аутентичность — тождество одного (текста) другому.

Аффриката (от лат.Affricata притертая) - согласные звуки, которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуля-

208

189


ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

торную природу: при их производстве единый комплекс артику- ляторных движений объединяет фазы смычки, размыкания смычки и щель, характерную для щелевых согласных. Поэтому аффрикаты иногда называют также смычно-фрикативными со­гласными.

Боковой (латеральный) звук — один из типов согласных по спо­собу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука передняя часть языка плотно прижа­та к небу, но воздушная струя не преодолевает преграду, а сво­бодно выходит через опущенные боковые края языка.

Бранные слова, брань — грубые, оскорбительные слова, ругань.

Буквальныйточно соответствующий чему-нибудь, дослов­ный, например: буквальное воспроизведение; о значении, смысле слова: прямой, непереносный.

Вариант произношения — (или произносительный, фонетичес­кий вариант) — различия в звучании слов и словосочетаний, ко­торые определяются разным произнесением звуков, разным звуковым составом, изменением места ударения или комбина­цией этих типов различий.

Веляризация (велярный согласный) (от лат.Velum завеса) — вид дополнительной артикуляции, когда задняя часть спинки языка сближается с мягким небом. Эта конфигурация артику- ляторного тракта характерна для заднеязычных согласных, по­этому их иногда называют велярными согласными. В результа­те веляризации согласные (не заднеязычные) приобретают специфическую тембральную окраску.

Вербальная (словесная) форма сведений — такая форма, в кото­рой сведения даны в виде цепочки взаимосвязанных высказы­ваний; скрытая вербальная форма — сведения выражены сло­весно, непрямо, не непосредственно, подразумеваются.

Взрыв — воспринимаемый человеком толчок воздуха, кото­рый образуется при очень быстром, практически мгновенном раскрытии смычки. Характерен для произнесения смычно- взрывных согласных звуков.

Высказывание — единица речи, сообщение, обладающее смысловой целостностью. Иногда этот термин употребляют вместо термина «предложение». Но предложение как единица языка имеет формальную сторону, а как единица речи — содер­жательную сторону. Высказыванием считают только содержа­тельную сторону предложения.

Высота звука — воспринимаемая человеком высота звуков за­висит от частоты колебаний голосовых связок, что в свою оче­редь зависит от степени их натяжения. В русском языке благо­даря повышению и понижению голоса (т. е. изменению тона) меняется интонация.

Глайд — (от англ.glide скольжение) — в русской фонетике звучание, возникающее на промежуточном участке перехода от согласного звука к гласному.

Голос — воспринимаемые ухом акустические колебания, ко­торые образуются в артикуляторном тракте.

Голосовые связки — эластичные образования, расположенные с правой и с левой стороны гортани и натянутые спереди назад. Пространство между голосовыми связками называется голосо­вой щелью. Голос (тон) возникает в результате периодических колебаний голосовых связок под давлением выходящего из лег­ких воздуха, при этом голосовые связки сближаются и натяги­ваются.

Грамматическая оформленность слова — совокупность грамма­тических признаков, позволяющих отнести слово к определен­ной части речи.

Губная артикуляция — один из типов артикуляции согласных. При образовании губного звука преграда на пути воздушной струи создается при помощи губ.

Дефиниция — определение, толкование понятия, слова.

Диалект (говор) (от греч.dialektos — говор, наречие) — разно­видность общенародного языка, употребляемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональ­ной (профессиональный диалект) общностью.

Дистрибуция (от лат.distributus — распределенный) — описа­ние возможностей и ограничений в сочетаемости фонетических единиц разного уровня друг с другом.

Дифференциальный признак — такой артикуляторный или аку­стический признак фонемы, который позволяет отличить про­тивопоставленные фонемы друг от друга.

Долгий (двойной) согласный — для всех согласных, кроме взрывных, это более длительное, чем обычно, произнесение звука. Взрывные звуки воспринимаются как долгие (двойные), когда произносятся с большим напряжением, чем обычно, а также с большей длительностью смычки (затвора).

211 189

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Долгота, длительность звучания звука (количественная характе­ристика) — время звучания звука.

Дрожащий звук (вибрант) — один из типов согласных по спосо­бу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука воздушная струя встречает препятст­вие-вибратор в виде дрожащего кончика языка, один или не­сколько раз слегка прикасающегося к небу.

Закрытые гласные — гласные звуки верхнего подъема, т. е. та­кие звуки, при артикуляции которых спинка языка занимает в полости рта самое высокое положение.

Звук речи — минимальная, неделимая единица звучащей ре­чи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыс- лоразличительной сторон.

Звучание — воспринимаемое слуховой системой человека ко­лебание воздуха.

Звучащая речь (слитная речь) — конкретное говорение, проте­кающее во времени и облеченное в звуковую форму. В звучащей речи выделяются интонационно-неделимые единицы (синтаг­мы), ритмические единицы (фонетические слова), произноси­тельные единицы (слоги) и минимальные единицы (звуки).

Знак, символ — соединение определенного смысла и опреде­ленного способа его выражения, которые называются в семи­отике означаемым и означающим. Языковой знак — это едини­ца языка или комбинация единиц языка, которые заменяют или указывают на какую-либо внеязыковую сущность — предмет, свойство, отношение, событие, положение дел и т. п.

Значение — содержание языкового знака для всех членов дан­ного языкового сообщества на время действия договоренности об использовании этого знака в качестве средства передачи ин­формации.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта