|
Н. А. Агафонова искусство кино Этапы, стили, мастера Пособие для студентов вузов
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы отчетливо различаем последний мощный всплеск европейского киноискусства — 1960-е годы, когда
«второе дыхание» обрели традиционно признанные киношко лы (французская, шведская, итальянская, германская, совет ская) и сформировался ряд новых (венгерская, чешская, польская). В киноведении распространилась точка зрения, согласно которой основным импульсом развития киноискус ства во второй половине XX в. стала «новая французская волна» и прежде всего, адаптация начинающими режиссерами радикальной эстетики Ж.-Л. Годара. При этом «веер» худо жественных влияний повторял формулу, выведенную самим режиссером в картине «История(и) кино» (1995) — Годар как единый «центр», от которого расходятся «лучи» в направле нии, например, Бертолуччи, Альмодовара или Вонг Кар-Вая. Другие (например, режиссеры А. Кончаловский, К. Шахназа ров) определяли в качестве «отцов-основателей» Ф. Фелли ни, И. Бергмана, Л. Бунюэля, А. Куросаву.
Однако этот перечень был бы не полноценен без имен М. Антониони и Л. Висконти. Опираясь на различные фило софские концепции (экзистенциализм, декаданс, юнгианство), все эти мастера по сути исследовали единую проблему смысла человеческого существования, но в различных тональ ностях. М. Антониони, И. Бергман, Ж.-Л. Годар — в драмати ческой, Л. Висконти и А. Куросава придали теме трагический пафос, Ф. Феллини и Л. Бунюэль перевели извечный «про клятый вопрос» на язык гротеска. Каждый из них выработал собственную авторскую стилистику, аудиовизуальный рису нок образов и характерный ритм экранного повествования. Впоследствии режиссеры, дебютировавшие в 1980-е — начале 1990-х годов (Д. Джармуш, П. Гринуэй, Э. Кустурица, П. Аль- модовар, Л. фон Триер, Вонг Кар-Вай и др.), так или иначе были втянуты в орбиту художественных открытий 1960-х. Поэтому неизбежно в этом «поименном» движении улавлива ется трансформация общих философских концепций и сти листических приемов, пульсация сходного мироощущения и эстетики.
История искусства, по большому счету, строится на варь ировании нескольких мегатем и поиске «золотого сечения» в архитектонике взаимоотношения человека с миром (объек тивным и ирреальным). Теоцентрическая и антропоцентри ческая модели как базовые концепты развития культуры и цивилизации сменяли друг друга на протяжении столетий, трансформируя художественную философию и образный язык той или иной эпохи. XX в. сформировал систему но вых — экранных искусств, но по-прежнему оставил неразре шенным главный вопрос о смысле' человеческой жизни. Лю бовь и предательство, власть и смерть, вера и познание, смирение и борьба по сей день остаются координатами худо жественного творчества. В том числе и в кино. Лидеры совре менной режиссуры, вплетая новые нити в орнаментику кино искусства, на новом витке возвращаются к исходному принципу, когда кинопроизведение «проверяется, испытыва- ется литературой, живописью, классической музыкальной формой» (А. Сокуров).
ЛИТЕРАТУРА
Антониони об Антониони. М., 1986.
Бергман И. Латерна магика. М., 1989.
Бергман о Бергмане. М., 1986.
Бондарава Е.Л. Кшематограф i л!таратура: творы беларусюх шсьменшкау на экране. Мн., 1993.
Бондарева Е Л. От сердца — к сердцу: Страницы жизни и творчества кинорежиссера В. Турова. Мн., 2001.
Бунюэль о Бунюэле. М., 1989.
Висконти Л. Статьи. Свидетельства. Высказывания / Сост., ред. и авт. коммент. Л.К. Козлова. М., 1986.
Висконти о Висконти: Пер. с итал. / Предисл. В. Божовича. М., 1990.
Власов М.П. Советское киноискусство 50—60-х гг. М., 1993.
Все белорусские фильмы: В 2 т. Т. 1. Игровое кино (1926-1970). Мн., 1996. Т. 2. Игровое кино (1971-1983). Мн., 2000.
Гене И.Ю. Бросившие вызов: Японские кинорежиссеры 60-70-х гг. М., 1988.
Псторыя кшамастацтва Беларуси У 4 т. Т. 1. 1924—1959 гг. / А.В. KpaciHCKi. Мн. 2001.
Псторыя кшамастацтва Беларуси У 4 т. Т. 2. 1960—1985 гг. / Г.В. Ратшкау, А.А. Каршлава, А.В. KpaciHCKi. Мн., 2001.
Долгов К.К., Долгов К.М. Федерико Феллини. Ингмар Бергман: Фильмы. Философия творчества. М, 1995.
Жанкола Ж.П. Кино Франции (1958-78 гг.). М., 1984.
Зайцева Л.А. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х гг. М., 1991.
Заславский Б.Г., Заславский О.Б. Карнавальные обличья то талитарной психики (К анализу «Амаркорда» Феллини) // Киновед ческие записки. 1995. № 27. С. 43-51.
Заславский О. Отпечатки невидимого // Там же. № 26. С. 120-132.
Ивасаки А. История японского кино. М, 1966.
Ингмар Бергман: Приношение к 70-летию: Сборник. М., 1991.
Кинематограф оттепели. М., 1996.
Кино Великобритании: Сб. ст. М., 1970.
Кино Италии: Неореализм: Пер. с итал. / Сост., вступ. ст. и коммент. Г.Д. Богемского. М, 1989.
Киноведческие записки. М., 1991. № 10.
Киноведческие записки. М., 1992. № 14.
Киноведческие записки. М., 1994. № 24.
Киноведческие записки. М., 1996. № 29.
Киноведческие записки. М., 1997. № 34.
Киноведческие записки. М., 1998. № 38.
Киноэнциклопедический словарь. М., 1987.
Козлов Л. Лукино Висконти и его кинематограф. М., 1987.
Комаров СВ. История зарубежного кино. Т. 1. М, 1965.
Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М, 1980.
Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М, 1977.
Красинский А. Юрий Тарич. Мн., 1971.
Красинский А. В. Кино: игровое плюс документальное. Мн., 1987.
Краснова Г.В. Кино ФРГ. М., 1987.
Мир и фильмы Андрея Тарковского: Размышления, исследо вания, воспоминания, письма. М., 1991.
Михалек В. Заметки о польском кино. М., 1964.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М., 1989.
41.Ниси С. Форма времени и образ времени: О двух фильмах Акиры Куросавы // Киноведческие записки. 1996. № 31. С. 199—213.
Пави П. Словарь театра. М., 1991.
Плахов А. Катрин Денев. М., 1989.
Рошаль Г. Дзига Вертов. «Жизнь в искусстве». М., 1982.
Садуль Ж. История киноискусства: от его зарождения до на ших дней. М, 1957.
Садуль Ж. Чарли Чаплин. «Жизнь в искусстве». М., 1981.
Сато Т. Кино Японии. М., 1988.
Словарь французского кино. Мн., 1998.
Современное белорусское кино. Мн., 1985.
Теплиц Е. История киноискусства: В 4 т. Т. I. М., 1968. Т. III. М., 1971. Т. IV. М., 1973.
Трауберг Л., Дэвид У. Гриффит. «Жизнь в искусстве». М., 1981.
Трошин А.С. Венгерское кино: 70-80-е гг. М., 1986.
Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. Статьи. Интервью. Сценарии. М., 1987.
Туровская М. 7 и '/2 , или Фильмы А. Тарковского. М., 1991.
Феллини о Феллини. М., 1988.
Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984.
Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966.
Шкловский В. Эйзенштейн. «Жизнь в искусстве». М., 1976.
Эйзенштейн СМ. Неравнодушная природа // Избранные произведения: В 6 т. Т. 3. М., 1964.
190
Arrowsmith W. The Poet of Images. N.Y., 1995.
Franklin G. New German Cinema: From Oberhausen to Hamburg. Boston, 1983.
Kinder M., Houston B. Close-up. A critical perspective on film. N.Y.; Chicago; San-Franc; Atlanta, 1972.
Krolikowska E. Sladami Bunuela: kino hiszpanskie. Warszawa, 1988.
Miczka T. W Cinecitta i okolicach. Krakow, 1993.
Greenaway P. Wybor i redakcja E. Mazierska. Warszawa, 1992.
Plazewski J. Historia filmu. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1995.
Rohmer E. The taste for Beauty. N.Y., Melbourne; Sydney, 1989..
Werner A. Dekada filmu. Warszawa, 1997.
•
Учебное издание
Агафонова Наталья Анатольевна •
ИСКУССТВО кино
ЭТАПЫ, СТИЛИ, МАСТЕРА
Пособие для студентов вузов
Главный редактор Е.К. КукушкинРедактор ЕЛ.МельниковаКорректор Е.Б.РафалюкХудожник СВ.Локтионова
Технический редактор В.В.Кузьмина
Компьютерная верстка А.В.Снытко Подписано в печать 20.11.2004. Формат 60x84 '/i6- Бумага офсетная. Гарнитура Петербург. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,16. Уч.-изд. л. 10,58. Тираж 700 экз. Заказ 201.
Издательство «Тесей» ООО. ЛИ № 02330/0056993 от 01.04.2004. 220002, Минск, ул. В. Хоружей, 31а, комн. 510, тел. 237-72-08, 284-88-63, e-mail: tesey@belsonet.net.
Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика на УП «ДИЖАН-2000» ЛП № 02330/0056662 от 29.03.04. 220123, Минск, ул. В. Хоружей, 29-24. |
|
|