нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
Скачать 1.24 Mb.
|
1.7.3. Основные понятия философии Изучение древнекитайской философии требует адекватного понимания целого ряда понятий. Среди них первичными являются понятие «неба», «путь» («дао»), «закон», «добродетель» («дэ») и ряд других. Эти понятия формируются в рамках мифологического сознания и первоначально функционируют не как философские абстракции, но как мифологемы. К примеру, категория Неба. Небо для китайского сознания - это не просто физический объект в виде голубого или звездного полушария над головами. Это метафизическая первооснова мира, воплощающая мужское, отцовское положительное и творческое начало. Оно предельно насыщено смыслами и дает санкцию на осмысленность остального мира, на действие существ, начиная с императора, получающего своеобразный «мандат» на правление. Социальный порядок, включавший иерархичность отношений, регламентацию функций и обязанностей, сложнейший церемониал, власть, сакрализуется Небом. В соответствии с китайской традицией функция Неба заключалась в утверждении порядка и, следовательно, в наказании и награждении каждого человека в соответствии с его моральным обликом. Таким образом, понятие Неба сочетается с понятием добродетели (дэ). Небо в древней китайской философии естественным образом сочетается со своей противоположностью – с Землей, что определяет другой важный принцип китайского мировоззрения – принцип дуализма. Двойственное начало мира выражено парными понятиями «Ян» и «Инь», а символически представлено в виде круга, разделенного на две равные части кривой. Сам графический символ говорит о дуализме мира, в котором сочетаются, противостоят и взаимно переходят Небо и Земля, мужское и женское начала, свет и тень, начало и конец, добро и зло, движение и покой и т.п. Таким образом, китайский дуализм имел диалектический характер и включал первоначально на мифологическом уровне, тождество противоположностей. Подобным образом в мифологическом сознании формируются и другие важные понятия китайского мировоззрения. Связь между ними достаточно прочная. Весьма близким к понятию Неба оказывается «закон»; взаимодействие «Ян» и «Инь» образует «дао», или «путь». Они выражают 36 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. закономерный характер динамики бытия. Важное место в древнекитайском мировоззрении принадлежит понятию «ци», обозначающему материальный первоэлемент мира (нечто близкое античному атому) а также первичным стихиям, образуемым взаимодействием частиц ци: земле, воде, дереву, огню, металлу. 1.7.4. Конфуцианство. Даосизм. 1. Конфуцианство – древнейшая философская система Китая. Возникла на рубеже VI - V вв. до н.э. Основоположник - первый китайский философ - Конфуций («Учитель Кун»). Его взгляды нашли выражение в составленном в IV в. до н.э. сборнике диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Сборник содержит высказывания как самого Конфуция, так и его учеников. Конфуций считал, что миром управляет божественно- натуралистическое «безмоловное» Небо , которое посылает «предопределение» человеку, способному его постичь. Только при условии познания ниспосланного Небом человек способен стать «благородным мужем» («цзюнь цзы») - личностью. Конфуций не называл себя реформатором, более того, он, как правило, говорил и писал о себе как о хранителе древней мудрости. Вот лишь некоторые его высказывания: «Я лишь разъясняю, но не создаю. Я верю в древность и люблю ее» или «Мое учение - это не что иное, как знание, которому учили и которое оставили в древности; я ничего не добавляю к нему и ничего не отнимаю от него». Конфуций сформулировал задачу возрождения потерянного социального «рая», и для этого ему понадобились идеи и концепции, воплощающие такую цель. Главнейшими среди них выступили категории «жэнь» и «ли». Первое переводится, как правило, как «гуманность» и вмещает в себе целую совокупность добродетелей: сдержанность, скромность, справедливость, благородство, бескорыстие. Как и любой другой идеал, жэнь наличествовал в прошлом. Тогда все было лучше: и правители мудры, и чиновники бескорыстны, и народ жил счастливо. Жэнь, или гуманность, обретает свое выражение в категории «ли». Ли - это долг, понимаемый в самом широком смысле этого слова. Он содержит и уважение к прошлому, и стремление к знаниям, и необходимость усваивать мудрость, и многие другие элементы общественного регламента, охватывающего все аспекты человеческой жизни. В основе долга лежат знания и высоки моральные принципы. Конфуций демонстрирует их своими глубокими афоризмами и сентенциями, например: «Благородный человек думает о морали, низкий - о пользе». Исходя из разумно выработанного идеала личности, Конфуций создал и определенный идеал социального устройства. Желание реализовать этот идеал получило название «исправления имен». Согласно этому идеалу каждый человек обязан неуклонно выполнять свою общественную задачу: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». 37 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. Это означает, что в нашем мире беспорядка и смуты, каждый человек обязан занять свое место, обязан делать то, что ему предназначено. «Исправление имен» может состояться только в результате образования («сюз»), постижения знаний («чжи») и воспитания. Этому Конфуций уделял исключительно большое внимание. Если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом». Необходимо отметить, что Конфуций не разграничивал слово и дело, а брал их в единстве. Можно привести его известное высказывание: «слушаю слова людей и смотрю на их действия». Исходя из характера овладения знаниями. Конфуций выделил четыре категории людей: обладающие знаниями от рождения, приобретающие их в учении, обучающиеся с трудностями и не способные к обучению. Рис.13 Основные категории конфуцианской этики Кроме того, нормой общественной жизни, по Конфуцию, может стать служение младших старшим как в семье, так и в государстве. Один из основных тезисов философа заключается в том, что семья - это малое государство, а государство - это большая семья. Еще одна норма такого порядка - культ предков и его оборотная сторона - сыновняя почтительность. Так, традиционный китайский патернализм был рационально обоснован и освящен авторитетом Конфуция. 2. Даосизм - одно из основных направлений китайской философии. Основоположником считается Лао-цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао-цзы»). А.А.Маслов в своей работе «Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала» следующим образом характеризует это направление мысли: 38 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. «Даосизм - явление причудливое, разное, как лоскутное одеяло. Это не религия, не учение, не философия, не даже конгломерат школ. Скорее, особый настрой сознания, присущий китайскому этносу. Если конфуцианство - это то, как о себе думают сами носители этой традиции, то даосизм - это то, что они есть на самом деле, причем эти части «я» - «я» реальное и «я» идеальное - нерасторжимы и обязаны жить вместе…. Даосизм оставил после себя немалое количество символов, которые связаны с самыми древними, наиболее архаическими представлениями о духах, «этажах» Неба, путешествиях в загробный мир и общении с предками… Даосизм начинает складываться в период самых ранних архаических культов и завершает свое формирование в ХII-ХII вв., когда становится «вполне» государственным культом…» Центральным понятием является «Дао»: «Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках вполне обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического и внутреннего, человеческого. Все, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери, человек живет, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Все по-настоящему «великое» связано с запредельным, с Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках и в этом смысле является вполне «посюсторонним». Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь- Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он (то есть путь-Дао) одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю». Даосизм отстаивает исходную естественность, природность и простоту бытия. Простота может выражаться не столько в самой форме жизни, сколько в специальном взгляде на мир. Так как путь-Дао главенствует над миром объективно и независимо от человеческого вожделений, единственный путь «правильной» жизни - пребывать, как говорили сами китайцы, в «согласии с Дао» или «следовать Дао». В центре даосского мировидения стоит невидимое, неосязаемое и абсолютно пустотное Дао. Даосские авторы сами подчеркивали, что «дао» - не более чем слово для обозначения того, что бесконечно превосходит наше понимание. (В «Дао дэ цзине»: «Дао - лишь слово выходящее изо рта»; «Не знаю, как обозначить его, на словах же поименую Дао».) Конечной точкой устремлений является абсолютная пустота - «гулкая пустота пещеры», которая есть одновременно и конечное, и начальное состояние мира. 39 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. 1.8. Условия возникновения античной философии 1.8.1. Предфилософия Предфилософия - это такой период в формировании человеческого мышления, когда уже определены все последующие объекты мысли, но нет отстранения человека от практической деятельностной связи с этими объектами. Отстранение же не наступает именно потому, что человек еще не отдален от самого себя, иными словами от своего соматического опыта и своих сиюминутных потребностей, временное подавление которых требуется для отвлеченной мысли. Человек действует целесообразно и верит в то, что его действие приведет его к конкретному, личному благу. Усилие его воли и памяти преобладает над интеллектуальным усилием. Сначала сделать, потом осмыслить. Осмысление возникает не в виде повествования, а в форме символического действа, сопряженного со словесной его трактовкой. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», а также ряд гомеровских и орфических гимнов, самые ранние из которых относятся к VIII - VII векам до н. э. и выражают мифологическую традицию того времени. Таким образом, античная предфилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. Для иллюстрации представлений того времени, остановимся на первой. «Мировоззрение Гомера и Гесиода, пишет А.Н.Чанышев в своем «Курсе лекций по древней философии», - было в основном мифологическим и уходило своими корнями в представления людей первобытного общества - в стихийный антропоморфизм, удваивавший мир, видевший в каждом естественном явлении его сверхъестественного двойника. И самые начала мироздания выступали для первобытного сознания в таких же антропоморфных образах. Однако начатки философии мы находим уже у Гомера и особенно у Гесиода. Если для мифологического мировоззрения как такового сливались естественное явление и его сверхъестественный двойник, то у Гомера они начинают различаться (Океан - и бог, и пресноводная река, омывающая Землю со всех сторон), так что порой Гомер даже забывает о сверхъестественной ипостаси естественного явления. В «Теогонии» Хаос, пожалуй, уже полностью демифологизирован, в некоторой степени - и следующее за Хаосом поколение богов, но этого нельзя сказать о третьем поколении - о титанах и титанидах - детях Земли (Геи) и Неба (Урана)». Остановимся подробнее на гомеровском эпосе. Гомеровский эпос, считает Чанышев, это прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором религиозный, мифологический и художественный элементы еще слиты воедино. Вопрос источника мироздания во времени - один из важнейших вопросов мифологии. Для мифологии проблема начала - это вопрос о вселенском родоначальнике или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, символизирующей те или иные выглядевшие 40 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. изначальными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге Океане и в богине Тефиде. Океан - «предок богов», именно от него «все происходит». Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован. В эпосе больше говорится о его естественной, чем о сверхъестественном проявлении. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное царство. Мир состоит из трех частей: неба, земли и подземелья. Небо и подземелье равноудалены от земли: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же отстоит от расположенного под землей Аида, насколько вершина неба - от поверхности земли. Земля изображается Гомером в виде неподвижной плоскости. Небосвод медный. Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант. Солнце - это бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную «ипостась». Сверхестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями, раздор - Эридой и т. п. Все эти существа антропоморфны. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. Боги не творцы мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественпых процессов и явлений. О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются в противопоставлении богам, Жизнь людей кратка и несчастна. Они зависят от произвола богов. Обязанность людей - приносить богам жертвы, умилостивляя их и умоляя их о помощи. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них - псюхе. Это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. «Псюхе» - начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа - «тюмос». Это аффективно-волевая часть духа. Третий вид - «нус». Это ум. «Псюхе» разлита по всему телу, «тюмос» находится в груди, «нус» - в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным же - только два пеpвых. Судьба. Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами «мойра», «морос», «ананке» и «айса». Образ судьбы 41 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. в значительной степени деантропоморфнзирован. Судьба не поддается никакому «умилостивлению». Она могуществепнее богов. В эпосе преобладает представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов. Элементы философии в гомеровском эпос можно усмотреть в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной cудьбе, в богоборческих мотивах и в прославлении разумности. Это одно из высших человеческих качеств. 1.8.2. Идея «осевое время» К.Ясперса Карл Теодор Ясперс - немецкий философ XX века. Ясперс ввел в научный и философский оборот понятие «осевое время» для маркировки момента в истории человечества, в котором на смену мифологическому мировоззрению наступает разумное, философское, создавшее тот тип человека, который сохранился и поныне. Ясперс относит осевое время к 800-200 годам до нашей эры. Он считает, что все идеи осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отмечаются рационализмом и тягой человека к переосмыслению бытовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не сумели адаптироваться к историческим переменам и прекратили своё существование. Главная черта «осевой эпохи»,- это разрушение мифологического мировоззрения, лежащего в интеллектуальной основе «доосевых культур». Человек начинает «пробуждается» к чистому, глубокому мышлению, зарождается рефлексия, сомнение в частном опыте и эмпирических знаниях - почва, на которой начинает произрастать философское мышление. «Осевая эпоха», как полагает Ясперс, прерывает непосредственное отношение человека к миру и к самому себе. Он осмысливает свои рамки, свою беспомощность перед «последними вопросами бытия» - перед смертностью, финальностью, эфемерностью своего бытия, перед трагическим смыслом, который становится лейтмотивом и греческих трагиков, и древнееврейских пророков. «Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением». Впервые появляются философы. Человек как отдельный индивид рискнул пойти на то, чтобы искать поддержку в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля схожи по своей сути, как бы они ни разлчались друг с другом по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек способен отныне внутренне противополагать себя всему миру. Человек открыл в себе источники и ресурсы, предоставляющие ему возможность превознестись над миром и самим собой. (Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития). «В это время происходит много необычайного, - пишет философ, - В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской 42 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя,Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия». «Осевая эпоха» - время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на место мифологического сознания. |