нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
Скачать 1.24 Mb.
|
1 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. 1. Особенности философского знания. Генезис философии 1.1. Место философии в системе духовной культуры 1.1.1. Философия как теоретическое ядро мировоззрения 1.1.2. Философия и мифология 1.1.3. Философия и религия 1.1.4. Философия и наука 1.2. Предмет, метод и функции философии 1.2.1. Особенности философских проблем 1.2.2. Особенности метода в философии 1.2.3. Основные функции философии 1.3. Структура философского знания 1.3.1. Онтология как философское учение о бытии 1.3.2. Гносеология как философское учение о познании 1.3.3. Аксиология как философское учение о ценностях 1.3.4. Основные проблемы этики и эстетики 1.3.5. Логика 1.3.6. Социальная философия 1.4. Типология философских учений 1.4.1. Историческая типология, типология по национальному признаку 1.4.2. Онтологические принципы типологизации 1.4.3. Гносеологические принципы типологизации 1.5. Истоки философии 1.5.1. Основные положения мифогенной концепции 1.5.2. Основные положения гносеогенной концепции 1.6. Философия Древней Индии 1.6.1. Особенности 1.6.2. Основные этапы развития 1.6.3. Ведические школы 1.6.4. Чарвака (локаята). Джайнизм. Буддизм 1.7. Философия Древнего Китая 1.7.1. Особенности 1.7.2. Истоки мысли и основные школы 1.7.3. Основные понятия философии 1.7.4. Конфуцианство. Даосизм. 1.8. Условия возникновения античной философии 1.8.1. Предфилософия 1.8.2. Идея «осевого время» К.Ясперса 1.8.3. Социально-экономические и политические детерминанты 1.9. Ранняя греческая философия 1.9.1. Милетская школа 1.9.2. Философия Гераклита 1.9.3. Атомизм Левкиппа и Демокрита 1.9.4. Элейская школа 2 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. 1.9.5. Пифагорейский союз 1.10. Философия софистов и Сократа 1.10.1. Деятельность софистов 1.10.2. Преподавание риторики 1.10.3. Релятивизм и скептицизм 1.10.4. Деятельность Сократа 1. Особенности философского знания. Генезис философии Рис.1 Что такое философия 1.1. Место философии в системе духовной культуры Чтобы понять, какое место занимает философия в духовной культуре, обратим внимание на само понятие культуры. Культура есть феномен присущий исключительно человеку. Ее можно рассмотреть как совокупность социальных программ, предписывающих человеку стандарты жизнедеятельности. Понятно, почему культуры нет у животных, у них регуляция поведения происходит на основе биологических программ, так называемых инстинктов. В процессе эволюции человека инстинкты были подавлены, и его биологическая природа уступила место социальной. Процесс интериоризации (перенесения внутрь сознания) человеком общественного опыта в тех или иных формах или, иначе - процесс восприятия им обширного культурного наследия получил название социализации. Говоря о культурных объектах, ученые имеют в виду класс идеальных и материальных предметов, формируемый человечеством в процессе освоения природы. Многообразие материальных предметов относят к материальной 3 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. культуре, множество идеальных предметов – к духовной культуре. Материальной культурой, прежде всего, называют область материальной деятельности человека - производимые и произведенные им жилища, одежду, орудия труда и т.п. Духовная культура, в свою очередь, состоит из совокупности результатов и продуктов духовной деятельности и непосредственно из самой духовной деятельности (наука, искусство, право, религия, мифология). Рис.2 Место философии в системе духовной культуры Очевидно, что деление культуры на материальную и духовную условно, поскольку знания и идеи человека преобразуются в предметы материальной культуры, в то время как последние могут инспирировать формирование новых идей и образов. Для выявления соотношения различных элементов духовной культуры с философией, выделим ее (культуры) фундаментальные основания. В основе культуры, главным образом, находятся знания и ценности. Знания, как правило, оформлены в понятиях и зафиксированы в различных знаковых системах, например – в языке. Ценности же определяют интересы людей, удовлетворяя их потребности. Философия выступает в одно и то же время и знанием, и ценностью, часто ее называют рефлексией над основаниями культуры, явлением самосознания исторической эпохи. Специфика философского знания заключается в том, что оно, описывая постоянно меняющуюся реальность, генерирует общезначимые и непреходящие смыслы, передавая их в рацио- нальной форме будущим поколениям. Специфика философских ценностей заключается в их предельном характере. Это так называемые 4 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. экзистенциальные (иначе – смысложизненные) ценности: бытие, истина, благо, красота, свобода и т.п. Внутри философии рассматриваются и другие проблемы, однако ее структура принципиально выстраивается группой экзистенциальных ценностей, определяющих мировоззренческую природу философского знания. 1.1.1. Философия как теоретическое ядро мировоззрения Перед человеком, познающим мир, накапливающим знания о нем, с необходимостью поднимаются, так называемые, мировоззренческие вопросы. Это вопросы об источнике и основаниях мироздания, о судьбе человека и человечества, о смысле жизни и смерти и другие. Так формируется еще не четкое, но вполне последовательное понимание тех проблем, с которыми имели дело многие поколения философов. К «вечным», непреходящим вопросам такого рода сегодня прибавляются новые. К примеру - каковы общая ситуация и основные тенденции развития современного общества, современной России? Как оценить в целом современную эпоху, духовные, социальные, экологические перспективы нашей планеты? Как предотвратить проблемы, угрожающие человечеству? Как сохранить и защитить великие гуманистические идеалы человечества? Философия призвана осмыслить и выразить в виде целостной понятийной системы понимание жизни во всей ее сложности и многообразии. Цель философского знания заключается в разработке комплексного и всестороннего, рационально выраженного представления о мире и человеке в нем. Такого рода представления, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Истоки мировоззрения в социальной природе человека, требующей ознакомления со всей совокупностью опыта, накопленного обществом. Отсюда и первая, и наиболее устойчивая, стихийно складывающаяся форма мировоззрения, которая получила название «жизненной или житейской философией». Ее характерная черта – опора на здравый смысл и жизненный опыт, на сложившиеся в течение веков, если не тысячелетий профессиональные навыки, на традиции. Входят сюда и многочисленные проявления магических практик, особенно сильных на ранних этапах развития общества, но оставшиеся и в настоящее время в виде предрассудков. Новый, более высокий мировоззренческий уровень, появившийся исторически позже, связан с критической работой ума, сравнивающего и оценивающего разные формы жизненного опыта. Освоение этого уровня требует дисциплины ума, глубокое знание своего предмета, позволяющее ухватывать сущность происходящих явлений и процессов. Теоретический уровень обнаруживается во всех видах деятельности – в религии, искусстве, политике, науке и других. В своем пределе этот уровень выходит на 5 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. философское знание. Таким образом, к зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания причастна, в качестве их основания, философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде трех концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, опирающееся на повседневный жизненный опыт, второй – критическое мировоззрение, характерное для высшего уровня каждого вида знания, а входящий в него меньший, сконцентрированный на наиболее общих понятиях и универсальных ценностях - философия. Можно сказать, что философия является теоретическим ядром такого сложного феномена культуры как мировоззрение. 1.1.2. Философия и мифология Миф считается исторически первой формой мировоззрения, в котором концентрируется опыт поколений. Он продукт примитивных, малочисленных и изолированных друг от друга племен. Поэтому неудивительно, что мир, раскрываемый первобытным мифом, чрезвычайно мал и прост, он фактически ограничен местом пребывания племени, а организация мира и контроль над ним принадлежат предкам. Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой знания, первым типом комментария к повседневной деятельности человека, который объяснял людям устройство и смысл мира, и их место в этом мире. В мифе не разграничивается сколько-нибудь отчетливо мир и человек. Идеальное и материальное, объективное и субъективное, реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное в мифе не расчленены, но слиты или переплетены в причудливые конструкции. Миф это целостное миропредставление, в котором различные образы увязаны в единую картину мира. Фундаментальный признак мифа - социоантропоморфизм, утверждение тождества законов мира с законами человеческого общежития. В широком поле мифотворчества исследователи выделяют особую область – область космогонических мифов - мифов о творении мира, о происхождении космоса (то есть, организованного мирового порядка). Именно их «рационализация», как считают некоторые исследователи, приводит к возникновению философии. Под рационализацией понимается переосмысление мифа на основе логики, критическое отношение к нему. Философия подвергает критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключает из картины мира все, что противоречит разуму. Философию с мифом сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Если мифология – это миропредставление, то философия - это миропонимание. Философию 6 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. определяют как «теоретически сформулированное мировоззрение», то есть теоретическое, выраженное с помощью специального понятийного аппарата учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру. Возникновение философии не приводит к уничтожению мифа, тому свидетельства - жизнеспособность современных мифов. Мифологическое сознание атрибутивно культуре, имея свои корни в социальной природе человека. Процесс социализации, требующий постоянного общения с другими людьми в ходе жизнедеятельности, выводит на первый план смысловой образ мира и возможность его разных интерпретаций. В какой-то мере возникает зависимость между такого рода интерпретациями и объективной реальностью. Отсюда проявление в современном коллективном массовом сознании, а также в индивидуальном обыденном - фундаментальных черт первобытного мифа, очеловечивающих окружающую действительность, переносящих на законы природы законы человеческого общества. Миф не просто вернулся вместе с ХХ в., он продолжал существовать на протяжении всей истории человечества в религии, искусстве, политике. Но если мифологический способ познания относится к эмоционально- образному, то философский - к логико-рассудочному, понятийному; если мифология - это миропредставление, то философия – это миропонимание. 1.1.3. Философия и религия Синкретизм первобытной культуры отражен в длительном совместном генезисе философии и религии. И та и другая область культурного знания развиваются из мифа, отвечая на мировоззренческие вопросы: источник и структура мира, история, природа и сущность человека, оценка его места в мире. Однако между философией и религией существует принципиальное различие в способах осмысления и оценки своего предмета. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. В религии акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Последние, безусловно, присутствуют, но их задача подтвердить полученные чудесным, сверхъестественным образом идеи. Религиозное знание уходит своими корнями в божественное откровение, выраженное тем или иным способом и подается как последняя абсолютно истинная реальность, не требующая обоснования человеком в силу его несовершенства. Результаты религиозного размышления зачастую переводятся в конкретные, наглядно-чувственные образы. Таким образом, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, тогда как в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Священнослужитель транслирует абсолютные истины, так как за ним стоит совершенное существо - божество. Философия же никогда не дает 7 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. гарантий, что очередной ответ является окончательным. Философ говорит от самого себя, признавая свое несовершенство и относительную истинность высказываемых суждений. Философия вообще не дает никаких гарантий, освобождая человека даже от иллюзии их возможности. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями - обрядами и ритуалами - ибо главная цель религии связь с иным миром и спасение после смерти человека. В философии выход с теоретического размышления на конкретные практические действия связан с объективным, чувственным миром и живущими в нем существами, то есть философия, не предполагает никаких ритуальных действий. Еще один вопрос, который требует обсуждения в связи с темой соотношения философии и религии, - это вопрос о вере. Познание в науке и философии невозможно без веры. Так, любая научная или философская теория базируется на некоторых предпосылках, которые принимаются без доказательств, т.е. на веру. В науке эти положения формулируются явно, в философии, как говорилось выше, они могут некоторое время оставаться неявными. Однако, если религиозные положения принимают вид вечных истин, неких неизменных догматов, то в философии это, скорее, аксиомы, принимаемые на конвенциональной основе теми или иными философскими школами и не имеющими абсолютный характер. Помимо мировоззренческого характера, философию и религию роднит еще одна черта. Несмотря на апелляцию к эмоционально-чувственной стороне человеческой природы, любая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Религия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренческие вопросы, представляет собственную версию картины мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания - удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное, - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное, - вторично. Современная религиозная картина мира пытается ассимилировать последние данные науки о строении Вселенной, сущности жизни, возможностях человеческой психики. Однако религиозный ответ на мировоззренческие вопросы предполагает принципиальную неспособность человека переступить черту, разделяющую сакральное и профанное. 1.1.4. Философия и наука Связи между наукой и философией отражают сложный и противоречивый процесс развития культуры. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». 8 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. Однако между ними есть, по меньшей мере, два серьезных различия. Рассмотрим их внимательно. Современная наука – эмпирическая. Она имеет дело с фиксированной предметной областью мира и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Современная наука предельно конкретна и опирается на свой эмпирический, проверяемый на опыте фундамент. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. Если же мы будем говорить о философии, то ее характерным свойством является универсализм. Философия рассматривает предельно общие законы и свойства мира и выносит по ним универсальные суждения. Философские понятия указывают на признаки, позволяющие охватывать предельно широкие классы предметов: материальность, системность, временность и т.п. Есть еще одна характерная черта, разделяющая науку и философию. Современная наука абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Внесение в процесс научного исследования моральных оценок, по мнению ученых, влияет на объективность исследования, вносит искажающий момент субъективизма. Наука ищет объективную истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то нравственный смысл. Что касается философии то она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, но также на утверждение ценностей. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и, сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы изменяем в соответствии с ними в лучшую сторону материальную действительность. В традиционной трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две крайности, обозначенные как сциентистский и анти-сциентистский подходы. Примером первого может стать особое направление в философии – позитивизм. Позитивизм призывает философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Философия в данном случае становиться своеобразной «служанкой» науки, ее методологической обслугой, помогающей вписать научную теорию в общую научную картину мира. Представителем второго направления может послужить такое философское течение как экзистенциализм. По мнению его представителей, научное знание должно уйти на второй план, так как не решает важнейшие субъективные смысложизненные проблемы человека, а касается второстепенных проблем объективной реальности. Наука занимается классами предметов, а личность уникальна и не может быть описана, так как не ухватывается в понятии (не имеет общих признаков). 9 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. Если же отойти от дискуссионных моментов, то следует отметить, что в настоящее время происходит плодотворный диалог между философским и научным знанием. Результатами такого диалога становятся внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях. |