Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.5.2. Основные положения гносеогенной концепции

  • 1.6. Философия Древней Индии 1.6.1. Особенности

  • 1.6.2. Основные этапы развития

  • 1.6.3. Ведические школы

  • 1.6.4. Чарвака (локаята). Джайнизм. Буддизм.

  • 1.7. Философия Древнего Китая 1.7.1. Особенности

  • 1.7.2. Истоки мысли и основные школы

  • нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеН., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
    Анкорнгнег
    Дата05.12.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Теория (раздел1).pdf
    ТипДокументы
    #292375
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.5.1. Основные положения мифогенной концепции
    Большинство исследователей, как правило, подчеркивают генетическую связь новых мировоззренческих форм с древним мифом. Отсюда популярность так называемой мифогенной концепции возникновения философии.

    26
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Интересно отметить, что эта концепция озвучивалась еще в Античности, когда процесс демифологизации философии не был завершен. Так, Аристотель в качестве своих далеких предшественников называет неких теологов,
    «писавших о богах». В отечественной истории философии мифогенная концепция поддержана авторитетом А.Ф. Лосева. Он много внимания уделял проблеме связи форм мировоззрения и был уверен, что «мифология потеряла свой антропоморфизм и превратилась в натурфилософию». В настоящее время в отечественной научной среде бытует представление, что «первоисточником греческой (а также, по-видимому, всякой другой) философии была мифология... главным образом, космогонические мифы, создававшиеся на определенной стадии культурного развития». Именно их рационализация (прояснение, осмысление) приводит к возникновению философии. Сторонники этой концепции утверждают, что и философия, и космогонический миф отвечают на мировоззренческие вопросы (о смысле жизни, о первооснове сущего), от которых наука далека.
    Рис.9 От мифа к логосу…
    1.5.2. Основные положения гносеогенной концепции
    Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается источник вдохновения первых философов: как мифологическое знание или как эмпирический материал. С точки зрения представителей гносеогенной концепции, философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания. Это знание имеет свойство накапливаться сначала в рамках мифа, затем входит с ним в противоречие, и, в конце концов, в противовес мифу становится философией, тем самым побеждает миф как более примитивную форму познания мира. Философия возникает тогда, когда натурфилософы начинают объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность божественных персон.

    27
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Гносеогенная концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научностью вообще. Как концепция возникновения философии, она была оформлена позитивистами, а потому сводила первую философию к к теории естественных наук.
    1.6. Философия Древней Индии
    1.6.1. Особенности
    Сущностной особенностью философии Древней Индии является ее тесная связь с религией. Отсюда и проистекает ее мистицизм, интуитивизм и практицизм.
    В Индии философия, как и практически любой вид системного мышления, существовала в виде религиозной традиции. Под традицией понимается способ трансляции культурно значимого содержания, который приводит к формированию личности ее приверженца (адепта). Исторически жизнеспособными были только те учения, которые обладали опорой в обществе в форме той или иной традиции, сторонники которой из поколения в поколение передавали свое учение, отстаивая его в непрерывной полемике с оппонирующими традициями. Без подобного общественного покровительства философские источники бесследно пропадали, в таких случаях не оставалось возможности для сохранения рукописей.
    То обстоятельство, что философия в Индии сохранялась главным образом в форме традиций, наложило соответствующий отпечаток на характер трансляции и усвоения сформировавшихся философских учений. А точнее, передача учения осуществлялась по принципу усвоение - осмысливание - окультуривание себя: первое является примитивным усвоением категориального аппарата учения (это напоминает заучивание наизусть основного текста, как правило, сутр), второе - употребление языка для характеристики мира и установление взаимосвязей между всеми понятиями и категориями. Третья же составляющая представляет собой интеграцию в описываемый мир. На данном этапе освоения учения, по сути, осуществляется трансформация типа личности согласно канонам. Ее адепт осваивает новый тип мышления, присущий данной традиции.
    Каждая традиция декларировала собственной целью - достижения некоего предела в понимании собственного предмета, помимо этого, это постижение ассоциировалось с воплощением главной религиозной ценности - разрыв цепи земных перерождений и уход в блаженный божественный мир.
    Само «освобождение» (спасение) и способы его достижения выступали важнейшим интересом традиций. Необходимо, в то же время, добавить, что традиция являлась лишь наиболее распространенной формой существования философии , но не единственной. Некоторые философы не следовали ни одной традиции, и их взгляды практически ничем не ограничивалась, однако, к сожалению, данных о них до нас дошло крайне мало, как раз в силу их независимости от традиций.

    28
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    1.6.2. Основные этапы развития
    Как правило, под философской традицией Индии имеют в виду религиозно-философские системы эпохи древности и средневековья. Или же индийскую классическую философию в противовес индийской философии
    XVIII-XX вв. В рамках данной эпохи выделяется три этапа развития индийской философии, соответствующих центральным моментам социально- экономической истории древней и средневековой Индии:
    Ведический - I половина I тыс. до н.э. (время разложения пер- вобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ)
    Эпический - II половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме кастового деления общества)
    Классический - с I тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).
    Литературными памятниками ведического периода выступают объемные и разноплановые тексты Вед - священных религиозных источников, обладающих по преданиям божественным происхождением. В связи с тем, что ведическая литература формировалась в течение практически тысячелетия, ей удается имплицитно зафиксировать различные этапы трансформации мировоззрения древнеиндийского социума. Таким образом, Веды являлись священными текстами - шрути, выступавшими в свою очередь результатом откровения мудрецов - риши и отражали идеи брахманизма и в дальнейшем - индуизма. Ведический комплекс составляют:
    1. Веды (или самхиты) - сборники гимнов в честь богов (Ригведа и
    Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);
    2. Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам
    3. Араньяки, или «Лесные книги» - поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания», непосредственно примыкавшие к Брахманам
    4. Упанишады
    - тексты эзотерического знания, можно сказать, философского знания
    5. Составной частью вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения
    (шрути), а «запоминания» (смрити).
    «Мыслительный материал Вед, еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии, - пишет в своей статье для Новой философской энциклопедии В.К.Шохин, - тем не менее содержит «среду» генерации самих этих проблем и понятий, которые стали в будущем предметом работы индийских философов… В Атхарваведе рассматриваются структура

    29
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. микрокосма, идея космической опоры (прана), желание как космическое начало и «семя мысли» (кама), время как движущее начало сущего (кала) и Священное
    Слово (Брахман)… В Брахманах… начало знаменитой идентификации микрокосма с мировым первоначалом – Атмана = Брахмана… Наконец, в
    «добуддийских» Упанишадах… в многообразных контекстах рассматриваются
    Атман, Брахман и Пуруша как жизнеобразующие начала мира и индивила… В
    Упанишадах впервые формулируется т.н. закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем, а также учение о сансаре - круге перевоплощений индивида в результате действия «закона кармы»… и об освобождении знающего (мокша). «Послебуддийские» Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги и буддизма, позднее «ведантийские» - веданты».
    1.6.3. Ведические школы
    В соответствии с классическим принципом типологизации школы и системы индийской философии выделяют на две основных теоретических линии - астику и настику.
    Рис.10 Основные философские школы Древней Индии
    К первой линии относятся такие религиозно-философские учения, как
    миманса, санкхья, веданта, йога, вайшешика, ньяя. Они называются ортодоксальными, поскольку придерживаются вед.
    1. Веданта - наиболее значительное учение, составило философскую базу индуизма.
    Брахман провозглашается высшей духовной основой мира. Единичные души
    (атманы) добиваются спасения, сливаясь с богом. Преодоление круговорота

    30
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. рождений (сансары) и лежит через восприятие всего сущего в контексте высшей истины; в познании истины, по которой весь внешний мир, окружающий человека воспринимается как иллюзорный, а настоящей незыблемой действительностью обладает лишь брахман, с которым воссоединяется атман. Основной путь к достижению этого истинного знания - следование нравственным правилам и медитация, представляющая собой глубокое размышление над священным текстом.
    2. Миманса. Ее важнейшая задача - изучение дхармы - системы ритуальных обязанностей.
    Последователи данной традиции полагали, что лишь в Ведах находится истинное знание о дхарме. Веды выступают абсолютным доказательством дхармы благодаря своему божественному происхождению.
    3. Санкхья. Источником данной традиции, в отличие от веданты и мимансы, выступают не Веды, а собственный опыт и рассуждение.
    Сторонники данной традиции полагают, что первоосновой мира выступает материя, природа (пракрити). Помимо природы констатируется и бытие абсолютной души (пуруши). Только благодаря ее присутствию во всех вещах обладают бытием и сами эти вещи. При слиянии пракрити и пуруши формируются основные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Подобным образом санкхья оформляется как дуалистическое направление в философии индуизма.
    4. Йога. Концептуальной основой данной традиции выступили идеи санкхьи, но в то же время в йоге допускается существование и личного бога.
    Важное место в этом учении выделяется раскрытию принципов душевного совершенствования, основными этапами которого выступают: контроль дыхания в тех или иных положениях тела, самонаблюдение, защита чувств от внешних влияний, медитация, сосредоточенность мысли, состояние отчуждения. На заключительном этапе происходит освобождение души от материальной основы, возникает разрыв оков сансары. Нравственные нормы йоги необходимы для роста и развития гармоничной личности.
    5. Вайшешика. По этой традиции все вещи непрерывно подвергаются изменению, однако в них обнаруживаются и неизменные элементы - шаровидные атомы. Атомы вечны, несотворимы и многомерны
    (выделяют 17 свойств атомов). Мир, хотя и построен из атомов, но движущей силой его бытия выступает бог, который существует по законом кармы.
    6. Ньяя. Проблемы логики и теории познания являются основными для этой традиции.
    Освобождение как финальная цель человеческого бытия невоплотимо. Ньяя констатирует, что последней целью человеческой жизни выступает избавление от жизни. Сторонники этой школы считают, что условия и методы подлинного познания как инструменты избавления могут быть достигнуты за счет законов

    31
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. логики. Само же избавление отождествляется с прекращением влияния страдания.
    1.6.4. Чарвака (локаята). Джайнизм. Буддизм.
    И буддизм, и джайнизм, и чарвака относятся к неортодоксальным школам индийской философии, то есть тем, для представителей которых Веды не являлись авторитетом.
    1. Чарвака – это, возможно, материалистическая система индийской философии, во многом реконструированная современными исследователями.
    Чарвака отвергает ключевые понятия религиозной философии Древней
    Индии - сансары, кармы, брахмана и атмана. Началом всего сущего в данном учении является материя, состоящая из четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И бытие, и душа воспринимаются как следствия этих материальных первоэлементов. Материя способна к мысли. Смерть завершает все.
    Теории познания Чарваки абсолютизирует роль сенсуалистического взгляда на мир. Верно только то, что постигается с помощью чувств. Посему для бытия других миров, не обнаруживаемых чувствами, нет никаких причин.
    2. Джайнизм.
    Безусловно, одна из самых значительных религий современной Индии (до 3 млн. адептов). Название свое получила от воина Джины Махавиры. Имя Джина означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений).
    Джайнизм появляется как община адептов Джины. Сущность джайнизма состоит из «трех сокровищ»: верных воззрений, верного познания и верного поведения. Верные воззрения «предполагают взгляд на мир как реальную
    (джайнам не свойствен иллюзионизм) множественность динамических и активных духовных субстанций (дживы), - пишет В.К.Шохин в статье для Новой философской энциклопедии, - которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притоку тонкой кармической материи (асравы), обусловливающей ее «закабаление» (бандха)».
    Конфликт с кармами методом специальной тренировки, умозрительной практики и жесткого аскетизма формирует сотериологию джайнизма, являющего собой классический пример религии самоспасения.
    3. Буддизм. Одна из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом. Восходит к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного
    Буддой («пробужденный», «просветленный»). Будда сформировал свое учение исключительно на личном опыте прозрения истины. Согласно преданию, открыв дхарму («учение», «закон») в акте прозрения («бодхи»), Будда решил ее донести до всех людей без исключения.
    Основу учения Будды составляют:
    1) Учение о срединном пути (между крайностями гедонизма и самоумерщвления)

    32
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    2) Учение о четырех благородных истинах (о страдании, причине страдания, об устранении причины страдания и о восмеричном пути)
    Буддизм, как и другие религии, обещает избавления от самых мучительных сторон человеческого существования - страданий, страстей, страха смерти.
    Высшей религиозной целью адепта буддизма является прекращение бесконечного потока существования - успокоение, затухание («нирвана»)
    «волнения» дхарм.
    Рис.11 «Благородные истины» буддизма
    1.7. Философия Древнего Китая
    1.7.1. Особенности
    Особенность древнекитайской философской традиции объясняется спецификой общего развития древнего Китая.
    1. В Китае философия неизменно выступает своеобразной мудростью жизни.
    Философ помогает людям обрести гармонию с универсумом и самими собой, быть добродетельными и благополучными, но не пытаться логически раскрывать основания собственных рассуждений. Доказательство достигается иным путем, через ссылки к авторитету наследия, на волю Неба и деятельность предков.
    2. Для китайской философии свойственно придерживаться традиций.
    Собранная в прежние эпохи мудрость ложится в основу, а индивидуальные новации обретают смысл и ценность только лишь в случаях, если они претендуют на более четкую и глубокую интерпретацию традиции. В течение

    33
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. более чем двухтысячелетней истории китайская философия находилась в одном и том же пространстве идей и категорий.
    3. Философия плотно сплетается с религией. Но религиозность китайцев необычна. Эта религиозность имеет мало общего с верой в Бога - абсолюта, трансцендентногосоздателя мира (христианский Бог).
    Китайцы поклонялись Небу как высшей инстанции, мировой необходимости, судьбе. Вместо веры в высшее начало мироздания, и основанном на ней преклонении перед божеством, древние китайцы поклонялись олицетворяемому Небом порядку и тщательно сохраняли ритуалы и традиции.
    4. Философская мысль нацелена на установление норм и правил обыденного существования, моральное возвышение людей, улучшение общественных законов, политической и хозяйственной жизни, создание надежных методов управления государством. Таким образом, духовная жизнь китайцев тесно сплетена с трудностями земного, повседневного бытия человека, с нахождением природной гармонии Неба и
    Поднебесной, человека и мира.
    5. Философское мышление прежде всего нацелено на раскрытие политико- правовых и этических основ индивидуальной и социальной жизни. В связи с этим в философской традиции Китая преобладала нравственно- воспитательная и социально-политическая тематика.
    1.7.2. Истоки мысли и основные школы
    Древнекитайская мысль сохранена во множестве философских текстов и трактатов, которые и выступают главным письменным источником философии.
    Традиционно оно называется Пятикнижием и включает в себя:
    1) «Шу цзин» («Книга истории», или «Канон (документальных) писаний») - одни из самых ранних памятников китайской письменной культуры
    2) «Ши цзин» («Книга песен», или «Канон стихов»)
    3) «Чжоу И» («Чжоуские перемены», известные также под названием «И
    цзин» - «Книга перемен»)
    4) «Ли цзин» («Канон благопристойности», или «Книга ритуалов»)
    5) летопись «Люй ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя»).
    Данные тексты оформились примерно в первой половине 1-го тыс. до н. э и несли информацию об исторических событиях, литературных монументах, социальном устройстве, обычаях и традициях, разных преданиях и легендах, а также философских и социально-политических теориях Китая.
    Возникновение Пятикнижия покрыто тайной. Разработку части его текстов традиция Конфуцию («Книга истории» и «Книга песен»). Исторический анализ данных книг указывает на то, что они создавались на протяжении 1 тысячелетия до н.э. и многократно корректировались, до тех пор пока не получили канонический вид.
    В «Пятикнижии» присутствовали темы и категории, которые в дальнейшем выступили предметом философской рефлексии китайских философов и

    34
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. наставников. Так, «Книга перемен» считается важным носителем философской мысли Древнего Китая. Ее тексты разрабатывались в разные эпохи (с XII по VI вв. до н.э.). В этом источнике можно обнаружить постепенный переход от мифологического взгляда на окружающий мир к философскому его осмыслению. Текст содержит древние мифы Китая о двух началах - Инь и Ян, которые обрели в данном источнике концептуальную форму. «Ян» - это мужское, светлое и активное начало, управляемое небом. «Инь» - женское, темное и пассивное начало, управляемое землей. В то же время речь идет о скорее диалектической связи между ними, чем дуалистической, поскольку Ян и
    Инь не в состоянии действовать в отдельности друг от друга, а только вместе, в синергии своих энергий. Попеременность Ян и Инь получила название дао
    (путь, который проходят все вещи). «Книга перемен» и прослеживает дао - путь вещей и путь мира в действии. Одна из основных целей человека - понять свое место в мире, обрести свою силу, в гармонии с небом и землей.
    Рис.12 Основные философские школы Древнего Китая
    Апофеоз древнекитайской философии отмечен VI - III вв. до н.э. К этой эпохе причисляются такие литературные памятники, как «Дао дэ цзин», «Лунь юй», «Ли Цзы», «Чжуан Цзы», «Гуань Цзы» и другие. Также в этот исторический момент начинается развитие основных философских школ
    Древнего Китая, появляются крупные китайские мыслители – Конфуция, Лао
    Цзы, Мо Цзы, Чжуан Цзы, Шан Ян, Сюнь Цзы и многих других.
    Школы приобретали свои названия либо по имени родоначальника: школа
    Конфуций - конфуцианство, либо от основной категории или принципа: от
    «мин» (имя) - школа имен, от «дао» (путь) - даосизм, от «фа» (закон) - школа

    35
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. закона.
    В определенных случаях, школа получала название от профессионального или социального статуса того, кто разделял идеи данной школы. В переводе «жу» - «образованный человек», «книжник», «ученый».
    Данные школы имели различные исторические судьбы и разное значение в истории: некоторые из них (натурфилософия, моизм, школа имен и легизм) функционировали независимо относительно недолго – 2-3 столетия древнего периода истории Китая. Другие же школы, в частности, конфуцианство и в какой-то мере даосизм – продолжали существовать как в древней, так и в средневековой эпохе, при этом конфуцианство, вместив в себя важные идеи других школ (в частности, натурфилософии и легизма), трансформировалось в основное философское учение китайской духовной и политической культуры.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта