Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2.1. Особенности философских проблем

  • 1.2.2. Особенности метода в философии

  • 1.2.3. Основные функции философии

  • Методологическая функция

  • 1.3. Структура философского знания

  • 1.3.1. Онтология как философское учение о бытии

  • 1.3.2. Гносеология как философское учение о познании

  • нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеН., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
    Анкорнгнег
    Дата05.12.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Теория (раздел1).pdf
    ТипДокументы
    #292375
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.2. Предмет, метод и функции философии
    Рис.3 Предмет философии
    Предметом философии являются основания и фундаментальные
    принципы человеческого бытия, наиболее сущностные характеристики
    человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
    Философия - это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его ценностных ориентаций.
    В ходе развития философии представления о границах ее предмета менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос.
    Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа, имевшие, впрочем, генетическую связь (то есть, происходящие друг из друга). Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Но познание самого себя имело смысл в качестве познания божественного в себе, ухода в мир вечных истин. Поэтому ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира умопостигаемых идей, который он противопоставлял миру материальных вещей, постигаемых чувственным

    10
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. путем. Ученик же Платона Аристотель развивал такой подход дальше. Он считал философию наукой, изучающей первопричины вещей. Термин
    «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия», но его смысл в поиске потусторонних истоков нашего мира.
    Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.
    В Средние века философия выступала «служанкой богословия» и выполняла сугубо инструментальную функцию в богословских спорах. Задача философии заключалась в обосновании теоретических и практических выводов, следующих из необсуждаемых в силу своей данности свыше догматов. Однако, именно средние века с их непрерывными богословскими спорами привели к развитию категориально-понятийного аппарата философии.
    В конце средних веков и в эпоху Возрождения происходит постепенное отделение философии от теологии (концепция «двух истин» - философских и теологических, как требующих и не требующих доказательств). Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, к примеру,
    Ф.Бэкон относит к сфере философии естественную (не требующую истин откровения) теологию, философская антропология, философия науки и техники, социальная философия">естественную философию и учение о человеке, а
    Р.Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом. Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в.
    Во второй половине XVIII - начале XIX в. философия есть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание начинает оппонировать конкретно-научному знанию. Так, И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы.
    Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума. Для Г. Гегеля философия есть наука о всеобщем, о существующем в сфере чистого мышления, наука о разуме, постигающем самого себя.
    XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаруживают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается

    11
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать
    «служанкой» наук, методологией научного познания.
    При всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание, предлагающее общие принципы бытия и универсальные ценности.
    1.2.1. Особенности философских проблем
    Источник философских проблем – вопросы мировоззренческого характера, задаваемые практически каждым человеком. Философия является своеобразным ответом на этот повседневный запрос, рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности.
    Философские проблемы - это проблемы не столько об естественных или искусственных объектах (то есть, природных или сотворённых людьми), сколько об отношении к ним человека. «Что я могу знать?», «Что должен делать?», «На что могу надеяться?», - именно в этих вопросах заключены, согласно выдающемуся мыслителю И. Канту, высшие интересы человеческого разума. Ответы на них, по его глубокому убеждению, дают нам возможность приблизиться к ответу на самый главный вопрос «Что такое человек?»
    Рис.4 Основные проблемы философии (по Канту)
    Философские вопросы в своем пределе – это, прежде всего, вопросы о предназначении человека и человечества. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают

    12
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен.
    Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир - человек». У неё много форм: «субъект - объект»,
    «материальное - духовное», «объективное - субъективное». Иногда на передний план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и другие. Так, приводя примеры из современной философской мысли, можно увидеть, как Альбер Камю ставит вопрос о смысле жизни и смерти, и о выборе человека между ними (так называемая проблема самоубийства как экзистенциального выбора) и считает его самым неотложным из всех вопросов.
    Для Николая Бердяева основной проблемой становится проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения. Проблема зла и насилия значима для Рикерта, Л.Н. Толстого, И. Ильина.
    1.2.2. Особенности метода в философии
    В предельно общем своем смысле метод рассматривается как система практических или теоретических способов и приемов, следуя которым можно достичь искомого необходимого результата. Философский метод, как правило, является совокупностью исключительно теоретических способов и приемов.
    Комплексность и релятивность выступают важнейшими особенностями философского метода.
    Релятивность предполагает, что метод прямо и всецело зависит от тех предпосылок, с которых стартует всякое философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда обладают очевидным и осознанным характером. Иными словами, в философии точные определения и формулировки – это результат рассуждения, а не его начало.
    Философские принципы и понятия имеют всеобщий и фундаментальный характер. В физике, например, мы имеем возможность выяснять причины тех или иных процессов и явлений, в то время как в философии поднимается вопрос о причинах самой причинности. В истории могут изучаться конкретные исторические факты и события, а философия озадачена проблемой наиболее общего смысла истории как таковой. Так как философские категории предельно общие, непросто сформулировать их четкое и неизменное определение. Именно вследствие этого основные предпосылки философского рассуждения зачастую остаются скрытыми достаточно долгое время и раскрываются только после того, как подверглись изменению пределы возможного исторического опыта.
    Изменение философских эпох, по сути, и представляет собой изменение мировоззренческих парадигм и выявление тех мировоззренческих оснований, на которые опирались прежние мыслители.
    Философский метод, исходя из этого, находится в принципиальной зависимости от предпосылок, из которых исходит тот или иной философ.
    Помимо этого, философский метод всегда обусловливается спецификой

    13
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. предмета исследования или интереса, той системы связей, которые обнаруживаются во всеобъемлющей системе «человек – мир». В современной философии (и заимствующей у нее общей методологии науке) одновременно преобладают сразу несколько методов и подходов. Основными являются диалектический, структуралистский, феноменологический, герменевтический.
    Зачастую в рамках одного философского изыскания могут быть использованы сразу несколько методов.
    Что касается второй характерной черты философского метода – его комплексности, то в данном случае речь идет о использовании разнообразной системы приемов, которые осуществляются в любом философском исследовании безотносительно того, каких изначальных предпосылок придерживается философ и что именно он исследует. Главными приемами, включенными в структуру всякого философского метода, становятся рефлексия
    - направленность мышления к собственным изначальным предпосылкам;
    универсализация - обнаружение всеобщих форм бытия и мышления;
    тотализация – целостный, предельно общий охват отношений в рамках системы «мир - человек».
    1.2.3. Основные функции философии
    Рассматривая основные функции философии, будем исходить из определения
    функции (от лат. functio - исполнение) как обязанности, круга деятельности.
    И главной среди таковых «обязанностью» философии многие исследователи считают оформление мировоззрения. Иными словами,
    мировоззренческая функция – важнейшая и основная задача философии.
    Философия осмысливает наиболее общие основания культуры, конструируя систему координат профессиональной и повседневной деятельности индивида.
    Именно в связи с этим философию часто называют самосознанием эпохи.
    Синтетическая функция логично вытекает из мировоззренческой.
    Философия выступает конгломератом важнейших идей и ценностей того или иного исторического периода, соединяя в себе в единое концептуальное целое достижения различных эпох и культур. Философия являет собой такое проявление духовности, которое становится интегратором иных форм и явлений культуры.
    Также одной из значимых функций философии становится критическая.
    Рефлексируя над предельными основаниями культуры, философия ставит под сомнение идеи и смыслы, лишившиеся актуальности и современности. Можно предположить, что культурный прогресс обусловлен тем, что человек наделен способностью ставить под сомнение устойчивые правила и смотреть дальше привычных горизонтов.
    Критицизм выступает важнейшей особенностью движения философской мысли. Считается, что философия зарождается как сомнение в достоверности предоставляемого мифом знания об универсуме. Принципиально критический характер философии подчеркивается такими философами разных эпох, как Ф.

    14
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Бэкон, Д. Юм, И. Кант. Они придерживались позиции, согласно которой философствовать значило, прежде всего, сомневаться.
    Остановимся на этом моменте подробнее. Чрезвычайно широкую теорию, проясняющую критический характер философии, разработал в Новое время
    Рене Декарт. Принцип методологического сомнения был положен им в основу всякого научного и философского рассуждения. Мышление не может начаться без предшествующего сомнения. Единственным не поддающимся сомнению для человека фактом становится факт его мышления. Исходя из этого, способность мыслить становится гарантией существования человека. Начав с принципа методологического сомнения, Рене Декарт пришел к формулировке своего знаменитого вывода - Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
    Методологическая функция философии заключается в поиске и формулировании общих правил и принципов научной и практической деятельности. Наука не в состоянии своими силами познать собственные основания, функцию «внешнего», осмысляющего взгляда должна выполнять философия. В недрах философии намечаются горизонты научного знания и формируются принципы научности. Также философия задает науке логическую и гносеологическую основу, которая требуется для обеспечения единства исследований, как в сфере конкретной научной дисциплины, так и в области междисциплинарных исследований.
    1.3. Структура философского знания
    Уже на первичном этапе развития философии стала оформляться ее специфическая структура, намечались основные функции философии.
    Исторически первыми, важнейшими разделами философии выступили
    онтология, гносеология и этика.
    Онтология представляла собой учение об истоках бытия, иначе - об основаниях мира, его структуре и уровнях. Разные взгляды мыслителей на эти вещи определили и наличие направлений внутри онтологии. К примеру, на основании представлений об источнике бытия в философии выделяются такие направления как объективный и субъективный идеализм, материализм и натурфилософия.
    Еще один раздел философского знания - гносеология – есть учение о процессе и результате познании. Варианты ответа на вопрос об истоках истинного знания также породил ряд направлений. Мыслители, видящие источником истины мышления, относятся к рационализму, мыслители, утверждающие приоритет эмпирического опыта – к эмпиризму, отказывающие совсем в возможности человека знать истинный мир – к агностицизму.
    Перечень можно продолжить.
    Что касается этики, то есть – философского учения о морали, а также о поведении людей, то здесь основными критериями раздела мыслителей по лагерям стали понимание смысла жизни, представления о сущности добра, долга и так далее.

    15
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Исторически в философии помимо онтологии, гносеологии и этики появляются новые разделы, новые философские дисциплины. Среди них: социальная философия, философская антропология, логика, эстетика, аксиология и др.
    В результате длительной многовековой эволюции философия представляет собой своеобразный комплекс дисциплин, включающих в себя множество направлений. В этом комплексе, помимо отмеченных выше отраслей философского знания, развиваются пограничные области, расположенные между философией и другими сферами духовной и социальной жизни общества и человека. К таковым относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философия права, философия культуры, философию техники и другие.
    1.3.1. Онтология как философское учение о бытии
    Слово «онтология» образовано от греческого «ontos» (сущее) и «logos»
    (слово) - учение о сущем. Этот термин впервые употребляется немецким философом Рудольфом Гоклениусом в «Философском лексиконе» (1613), одном из первых философских словарей. Там этот термин применялся для обозначения аспекта метафизики, который связан с интерпретацией бытия, который необходимо было отделить от иного, гносеологического ее аспекта.
    Предшественницей онтологии, выступала, таким образом, метафизика как совокупность отвлеченных, универсальных определений бытия.
    Рис.5 Онтология

    16
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Онтология составляет со времен Аристотеля предмет так называемой
    «первой философии». Исходя из того, как тот или иной философ, школа или направление интерпретируют проблему оснований бытия, его связи с познанием, с природой и смыслом человеческого существования, определяется общая направленность философской школы.
    В Новое время (начиная с XVI века) онтологией стали называть специальный раздел метафизики, учение о трансцендентной, духовной структуре всего сущего. Окончательное оформление данная идея приобрела в интерпретации Вольфа (1679–1754), где онтология выстраивалась в большей степени путем дедуктивного и грамматического анализа ее понятий
    (количество и качество, сущее, возможность и действительность, субстанция и акциденция, причина и действие и др.).
    Значение терминов «метафизика» и «онтология» весьма близки, и вплоть до середины XIX в. их часто употребляли как синонимы. Однако во 2-й половине XIX века термин «метафизика» постепенно выходит из употребления.
    Онтология же утверждается в своем основном значении - как раздела философского знания, посвященного вопросам сущего.
    В настоящее время происходит вычленение особой онтологической области, касающейся первоисточника бытия. Особенно четко это прослеживается в истории философии, исследователи которой прослеживают характерные этапы развития философских учений и их генетические связи. В этом случае представления о первоисточнике дают тот существенный признак, который позволяет успешно провести сравнительный анализ. Именно на этом существенном признаке строится различение материалистов и идеалистов, а также различение объективной и субъективной форм в идеализме. К примеру, античный мыслитель Платон источником бытия считал некий умопостигаемый мир идей, не зависящий от человека (то есть, с современной точки зрения, мыслитель считал объективным содержание человеческого мышления). Это позволяет классифицировать его учение как объективный идеализм.
    Мыслители,
    согласно учениям которых окружающий нас мир сформирован человеческим сознанием, относятся к субъективному идеализму. Мыслители, видящие в основе мира чувственную реальность, относятся к направлению материалистическому. Подробнее об этих направлениях будет сказано ниже.
    1.3.2. Гносеология как философское учение о познании
    Термин «гносеология» образован от греческого «gnosis» (знание) и
    «logos» (слово). Это раздел философии, в котором изучается структура и особенности процесса познания, его пределы и критерии достоверности.
    В философских работах данный термин встречается обычно в двух главных значениях: как теоретический раздел о наиболее общих механизмах и принципах познавательной активности субъекта, о знании в целом, вне зависимости от его частных видов и форм и как философское учение, предметом изучения которого является научное познание в его специальных

    17
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. характеристиках.
    В таком случае обычно употребляется термин
    «эпистемология».
    Рис.6 Гносеология
    Отличаясь от других форм теоретического познания (в математике, физике) философия позиционирует себя как универсальное теоретическое познание. Аристотель считал, что частные науки озадачены исследованием конкретных видов бытия. Тогда как философия, в свою очередь, возлагает на себя, прежде всего, задачу осмысления самых общих принципов, первоначал бытия. И. Кант рассматривал первостепенную задачу философского исследования в синтезе разнообразных человеческих знаний, в конституировании их всеохватывающей системы. Исходя из этого, важнейшей целью философии он считал две вещи: усвоение обширного запаса теоретических, рациональных знаний и объединение их в единое целое. Только философии под силу, по его мнению, поспособствовать приданию всем остальным научным дисциплинам систематического единства.
    В познании мира мыслители различных эпох зачастую пытались ответить на такие вопросы, которые или временно, или в принципиально навсегда, находились вне сферы компетенции и концептуального поля частных дисциплин. Это вопросы о границах человеческого познания, о познаваемости мира вообще, о разделении познавательных задач между наукой и философией.
    Актуален целый ряд и других вопросов: «Как формируется знание об универсуме, на основе каких интеллектуальных способностей, с употреблением каких методов познания?»; «Как доказать и подтвердить то, что достигнутые результаты - это правильные, истинные знания, а не заблуждения?». Данные

    18
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. вопросы уже, по сути, являются философскими, и принципиально отличаются от тех, которые обычно поднимаются практиками.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта