Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.10.3. Релятивизм и скептицизм

  • 1.10.4. Деятельность Сократа

  • нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеН., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
    Анкорнгнег
    Дата05.12.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Теория (раздел1).pdf
    ТипДокументы
    #292375
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.10.2. Преподавание риторики
    Практически все софисты обучали риторике как основной дисциплине, и за счет их деятельности в конце V - начале IV вв. до н.э. возникает болльшое количество методик по ораторскому мастерству.
    В обучении риторики софисты широко использовали антитетический принцип, т. е. упражнения в аргументации, приведении доводов за и против одного и того же утверждения.
    Так Протагор полагал, что о любой вещи могут быть составлены два противоречащих друг другу утверждения, и он же уделял особое внимание практике похвал и осуждений одного и того же человека, предоставил образцы аргументов против разных положений в руководстве по «эристике».

    51
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Использование антитетического принципа в обучении риторике (наряду с ориентацией на правдоподобие вместо истины) было одной из главных причин морального осуждения софистов в беспринципности.
    Техника аргументации, сформированная софистами, нацеливалась, прежде всего, на нужды риторики, однако, впоследствие их преподавание вовлекло в себя большой круг проблем, она получила применение и в новых для философии сферах эпистемологии и этико-политического знания.
    Инновацией софистов выступает не столько создание новых методов аргументации, сколько их правильное применение, формализация и преподавание. Софисты не использовали каких-то особенных методов, которые принципиально отличались бы от философских.
    1.10.3. Релятивизм и скептицизм
    В сегодняшней философии под релятивизмом, как правило, понимается точка зрения, по которой истинность или ложность суждений может оцениваться лишь в пределах некоторой системы координат, и не существует возможности оценить их как безусловно истинные или ложные. Крайним случаем релятивизма выступает субъективизм - отдельный субъект становится мерилом истинного и ложного.
    Из учений софистов к релятивизму в нынешнем его значении ближе всего суждение Протагора о человеке как мере вещей, согласно которому всякие представления и суждения любого субъекта о вещах одинаково истинны для любого субъекта, и в случае конфликта представлений не бывает объективных критериев для предпочтения одних другим в контексте их правильности.
    Концепция Протагора оказывается, таким образом, противостоящей абстрактной философии и теоретическому знанию.Софисты Дионисиодор и Евтидем, как и Протагор, считали всякие суждения о сущем и истинном относительными и неопределенными. В суждении Евтидема, что «все вещи для всех и всегда являются одинаковыми», наблюдается, согласно
    Платону, как сходство с тезисом Протагора (отрицание объективного существования каждой вещи), так и расхождение с ним (представления о какой- либо вещи неотличимы от представлений о любой другой вещи, в частности, неотличимыми оказываются добродетель и порочность).
    По всей видимости, согласно этой точки зрения, более крайней, чем теория
    Протагора, не только одинаково истинными, т. е. не сопоставимыми, оказываются различные суждения о вещи разных субъектов, но и сам субъект теряет убежденность в том, что он не подменяет один объект другим, и что он в состоянии уточнить его свойства хотя бы применительно к самому себе и в настоящий момент.
    Однако заключения, которые возникают в софистический период из констатации вариативности представлений, скорее склоняются к лояльности и одобрению установленных норм.

    52
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Известны случаи крайнего отрицания самой возможности истинного знания в это время: Горгий отвергал возможность существования, познания сущего и отражения познанного в речи.
    Ксениад склонялся к идее ложности любого чувственного представления и суждения, а также к тезису, что все появляющееся возникает из ничего и все умирающее превращается в ничто. Кратил пришел к идее отсутствия истинных суждений о вещах, отталкиваясь от гераклитовского положения об их постоянной изменчивости. Сложно, в то же время, судить, насколько эти негативные выводы, нацеленные, прежде всего, против учений досократиков о первоначалах, касались других сфер знания.
    В остальных случаях релятивизм софистов, без сомнения, обладал лимитированным характером.
    Например,
    Протагор противостоял натурфилософскому и онтологическому знанию, пытался опровергнуть основы математики и многих других, в большей мере, теоретических наук, однако не отрицал существование объективных критериев в области практически ориентированного знания.
    1.10.4. Деятельность Сократа
    Современник софистов (и их ученик) ярчайший древнегреческий философ Сократ является теоретическим противником софистов.
    Рис.17 Сократ
    И хотя идеи Сократа как объект изучения очень сложно восстановить, ведь его творчество носило устный характер, мы узнаем о воззрениях мыслителя из произведений Ксенофонта и Платона.
    Свободное время Сократ проводил в беседах с приезжими софистами и гражданами Афин – политиками и обывателями. Они рассуждали на темы

    53
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. добра и зла, прекрасного и безобразного и др. По – существу, философия
    Сократа совпадает с его образом жизни.
    Сократ никогда не называл себя мудрецом, но лишь философом,
    «любящим мудрость». Одно из знаменитейших его изречений - «знаю, что ничего не знаю» - становится объяснением необходимости и требованием более глубокого познания самого себя. Своим главным предназначением Сократ называл «воспитание людей», смысл которого он усматривал в диалогах и беседах, а не в исчерпывающем раскрытии какой-то сферы знаний.
    Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван
    «мудрейшим из всех мудрых». Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: «Я знаю, что ничего не знаю».
    Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.
    Повторяя за Дельфийским Оракулом «Познай самого себя», Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под
    “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.
    Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и
    Справедливого.
    Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения.
    Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.
    Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом.
    Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием.
    Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда
    как невежество ведет к поражению от самого себя”.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта