Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3.4. Основные проблемы этики и эстетики Слово «этика

  • 1.3.5. Логика Рис.7 Логика Термин «логика»

  • 1.4. Типология философских учений

  • 1.4.1. Историческая типология, типология по национальному признаку

  • 1.4.2. Онтологические принципы типологизации

  • 1.4.3. Гносеологические принципы типологизации

  • 1.5. Истоки философии

  • нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеН., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
    Анкорнгнег
    Дата05.12.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Теория (раздел1).pdf
    ТипДокументы
    #292375
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.3.3. Аксиология как философское учение о ценностях
    Термин «аксиология» образован от греческого «axia» (ценность) и
    «logos» (слово). Это философский раздел, в котором исследуется категория ценности, характеристики, структуры и иерархии ценности и ценностного мира, формы и способы его познания, а также его онтологический статус, природа и специфика ценностных ориентаций. Термин «аксиология» был введен французским философом Полем Лапи в 1902 году.
    Для философии аксиологическая проблематика играет принципиально важную роль. Это обусловлено тем, что важнейшей функцией философии является установление предельных оснований бытия и конституирование, исходя из их понимания, целостного мировоззрения. Такое мировоззрение помогло бы индивиду увидеть себя в обществе, осуществить выбор генерального направления жизни, указать ее главные цели. В разрешении данной проблемы первоочередную важность имеет определение ценностных оснований человеческой жизни. Отсюда вытекает проясняющая сила аксиологического подхода. Значимые различия между философскими системами, школами, течениями и объясняются, главным образом, тем, какие ценности и в какой пропорции помещаются в их основу. Философствуя, человек рассуждает о том, в чем смысл всего существующего, ставя себя самого под вопрос. Человек неизбежно оказывается перед проблемами смысла своего существования, своих задач и возможностей. Ценность, важность существования человека, включая личностное, выявляется в соотнесении его с иерархией ценностей, то есть представлений о структуре значимых для человека материальных и духовных вещей. Исследование в данном направлении выявляет глубокий смысл и действенность идущего еще от античности сближения идеального и идеала.Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Только во 2-й пол. XIX в. аксиология превращается в особую философскую дисциплину.
    1.3.4. Основные проблемы этики и эстетики
    Слово «этика» произошло от греческого «ethika», от «ethos»
    (относящийся к нраву, характеру). По родовой принадлежности этика относится к философии, составляя ее нормативно-практическую часть. Этика - учение о морали. Это слово было впервые введено в оборот Аристотелем как специальное обозначение практической философии, поскольку она стремится дать ответы на вопрос: что мы должны делать? Этика позволяет нам оценивать любую практическую ситуацию таким образом, чтобы мы могли совершить нравственно верные, правильные поступки.

    19
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Сейчас сформировавшаяся учебно-академическая традиция понимает под этикой, как правило, область знания, а под моралью (или нравственностью) ее непосредственный предмет – поведение человека, обусловленное его мировоззрением. Существенное своеобразие этики состоит в том, что она, будучи наукой о морали, является в то же время в известном смысле частью последней.
    Российский исследователь А.А. Гусейнов считает, что в истории европейской этики сквозными темами стали «соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческогоповедения и др.». Этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращенность сознания на себя). Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования.
    Поэтому учение о морали всегда взаимоувязано с учением о бытии.
    Фактически, любое классическое учение начинается онтологической проблематикой, а заканчивается проблематикой этической, обоснованием предлагаемой системы ценностей и идеальной модели поведения человека.
    В ходе развития философии в ней возник еще один ее раздел – эстетика.
    Термин «эстетика» произошел от греческого « aisthetikos» (то, что воспринимается чувствами). В научный оборот термин «эстетика» впервые ввел немецкий философ А. Баумгартен (1735г.).
    Специфика эстетического размышления заключается в том, что в ней необходимо соединяются, с одной стороны, философская логическая конструкция, обобщения высокой степени абстрактности, универсальные законы, а с другой, - понимание реальной динамики художественной жизни, тонкостей творческого процесса, эмпирических знаний о культурных эпохах и художественных стилях. Эстетические закономерности получают конкретность и обоснование на основе тонкого анализа творческого процесса великих мастеров, исследования художественных шедевров, осмысления тысячелетней культурной практики человечества.
    Предмет эстетики был интересен мыслителям с глубокой древности и развивался еще в трудах Платона, Аристотеля, других классиков Античности.
    Следует отметить, что в знаменитую троицу главных категорий античности, описывающих характерные черты подлинного бытия – «Красота – Истина –
    Благо» входила эстетическая категория красоты. Существовал феномен средневековой эстетики и, конечно же, эстетики эпохи Возрождения, реабилитировавшей на новом постсредневековом уровне чувственную форму.
    В новое время эстетика понималась как особая наука о чувственном познании, фактически, речь идет о познании чувственной формы вещи, выражающей ее скрытую сущность. Идеи Баумгартена положили начало философской эстетике в собственном смысле слова. Далее в намеченном русле философствовал И. Кант, написавший труд «Критика способности суждения», в котором сделал глубокие, в том числе, эстетические выводы. Позднее

    20
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. романтики взяли от Канта идею о том, что есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Эстетические идеи в рамках философского романтизма разрабатывали братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих),
    Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.
    Эстетика XIX-XX веков представлена рядом разрозненных направлений, имеющих свое представление о содержании ключевых эстетических понятий, начиная с такой категории как «прекрасное». Так, эстетическая проблематика активно развивалась в рамках марксизма, психоанализа, экзистенциализма и структурализма. При этом, марксизм ценил в искусстве прежде всего идейность, тесно связанную с классовым интересом и способность отражать социальные противоречия. В свою очередь психоанализ обращал внимание на творчество как специфическую форму сублимацию бессознательных влечений, в первую очерель, сексуального характера. Творчество, как и труд не имеет самостоятельного энергетического фундамента и поэтому в превращенной форме заимствует энергию у полового инстинкта. В структурализме и постструктурализме популярность получает семиотический подход к толкованию художественного произведения
    1.3.5. Логика
    Рис.7 Логика
    Термин «логика» произведен от греческого «logos» (слово). Это философская дисциплина о законах, приемах и формах познания на уровне абстрактного мышления, а также о теории аргументации и языке как инструменте познания. Важнейшая задача логики - определение условий

    21
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. истинности познания, формирование надежных логических способов и инструментов правильного познания.
    Сегодня логика состоит из целого ряда разделов и направлений, основными из которых выделяются формальная и диалектическая логика.
    Подобная дифференциация объясняется присутствием двух основных аспектов мышления. По своей сути мышление – это процесс развития теоретического знания, контитуирование понятий, теорий и суждений, в котором функционируют общие (для всех предметов и явлений) и специфические законы и обусловленные ими приемы познания. Все эти законы и приемы включаются в предмет диалектической логики, на базе их изучения и создается научный метод познания, учитывающий диалектику отражения мира и объектов познания в мышлении.
    Кроме того любой процесс мышления выступает особым оперированием сформировавшимися понятиями и суждениями (обобщение, определение
    ,
    ограничение, деление понятий, содержащих изучаемые предметы, логическое раскрытие и выведение одних суждений из других, доказательство или опровержение одних суждений другими, преобразование суждений и т.п.).
    Множество этих операций и форм формирует формально-логический инструментарий познания. Данные формы и операции и находящиеся в их основе специальные законы (формальные законы) связи между понятиями и суждениями выступают предметом формальной логики.
    Проблемы диалектической и формальной логики имплицитно содержались в рамках философских проблем о сущности познания, его источниках и отношении к объективному миру еще в Древнем мире.
    Формальная логика как наука сложилась в IV в. до н.э. Ее основоположником считают Аристотеля.
    1.4. Типология философских учений
    Будем исходить из понимания типологизации как способа научного познания, направленного на разбиение некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа
    (идеального или конструктивного). «На протяжении культурной истории, - пишет О.Н.Стрельник, - человечества было создано много философских концепций. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Однако, несмотря на плюрализм идей и мнений, в философии четко просматривается преемственность, которая позволяет идентифицировать ту или иную концепцию именно как философскую. Преемственность выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики. Философская мысль устойчива, она возвращается к сходным темам, предлагая новую интерпретацию старых проблем.
    Общность и неразрывность философской традиции дает возможность разработать классификацию философских учений, структурировать множество

    22
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. идей и взглядов. Классификация философских учений позволяет обрести полноценную ориентацию в философском океане мыслей.
    Существуют различные основания для классификации философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от поставленных перед исследователем задач».
    1.4.1. Историческая типология,
    типология по национальному признаку
    1. По месту возникновения философия делится на восточную и западную.
    Традиционно к западной относят размышления философов Древней Греции и
    Древнего Рима, а к восточной - идеи мыслителей Древней Индии, Древнего
    Китая.
    2. Классификацию можно составить на историческом основании. В данном случае мы сталкиваемся с исторической типологией. Примером выступает типология европейской философии. Здесь все многообразие учений включается в пять больших групп:
    Рис.8 Историческая типология европейской философии
    Иначе, их принято называть этапами развития западноевропейской философии.
    3. Национальный критерий часто становится основанием для классификации философских учений. В историко-философской литературе выделяют немецкую, английскую, русскую, американскую, китайскую, индийскую и другие формы философии.
    4. Попытки проследить развитие идей выдающихся философов в учениях

    23
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. их последователей приводят к новой типологии. В истории философской мысли принято выделять платонизм, аристотелизм, томизм (развитие идей Фомы
    Аквинского), кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство, фрейдизм и др.
    1.4.2. Онтологические принципы типологизации
    У обозначенных выше видов типологизации философских теорий имеется серьезный недостаток, раскрывающийся в «эмпиричности» его характера.
    Более адекватной и теоретически обоснованной выглядит типологизация философских учений по критерию количественных и качественных характеристик первоосновы мира.
    1. Качественная характеристика первоосновы мира
    Одни философы исходят из поисков некой идеальной основы, которая и определяет структуру бытия. Такую философскую позицию принято называть
    идеализмом. Различают две формы идеализма - объективный идеализм и
    субъективный идеализм. Для первого характерно признание идеального первоначала, вне и независимо от сознания человека (объективно).
    Первоосновой мира в объективном идеализме принимается универсальное надличностное духовное начало («абсолют», «мировой разум», «идея», и т.п.).
    История философии показывает, что такого рода идеалистами было большинство мыслителей, особенно на ранних стадиях развития философии: в античности и средние века.
    Сторонники же субъективного идеализма, как правило, считают, что мир, в котором существует и действует субъект является скоплением ощущений, настроений, переживаний и действий этого субъекта или, как минимум, предполагают, что это скопление является составной частью мира. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм. В нем реальным признается только мыслящий субъект, прочее провозглашается существующим лишь в его сознании. Классические учения субъективного идеализма появляются в новое время.
    Наконец, есть философы, которые исходят из поисков материального начала, из которого далее, по их мнению, можно вывести все особенности мира.
    Такую философскую позицию принято называть материализмом. Данное направление, признает существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняет этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т. д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Исторически выделяются такие виды материализма, каквульгарный и последовательный. Сторонники вульгарного материализма рассматривают сознание как вид материи, сторонники последовательного материализма - как ее свойство, которое формируется на некотором этапе развития материального мира. Примером последнего направления является учение диалектического материализма, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке.

    24
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    2. Количественная характеристика первоосновы мира
    Еще одним принципом типологизации философских учений выступает принцип единства или множественности бытия. По признаку того, одно, два или более начал берутся в качестве изначальных, выделяются монизм, дуализм
    и плюрализм.
    Монизм – философская позиция, утверждающая единство мира на основе признания одного начала. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности — дуализму. Плюрализм – это философская позиция, представители которой исходят из уверенности в том, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу первоначал. Термин «плюрализм» ввел X. Вольф в 1712. Разновидность плюрализма является дуализм, представители которого сводят число независимых субстанций к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм.
    1.4.3. Гносеологические принципы типологизации
    1. Классифицировать философские учения можно и в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Всю совокупность гносеологических учений разделяют на крайний агностицизм, умеренный агностицизм и гносеологический оптимизм.
    Точка зрения радикального агностицизма, сторонники которого полагают, что познание действительности не представляется возможным, в истории философии полноценно не раскрывается. В самом деле, философ, смысл жизни которого заключен в необходимости постижении глубинных оснований жизни человека, общества и мира в целом не может ограничиться отрицательным ответом на вопрос о возможности познания, в ином случае он подрывает смысл собственной жизни. Мнение, что полноценное познание невозможно, необходимо рассматривать как позитивный результат познания.
    Позицию радикального агностицизма приходится встречать в философских учениях мистического порядка, не рассматривающих вопрос о познании и скорее решающих проблему приобщения к сверхъестественному и непостижимому.
    Чрезвычайно популярным в истории философии выступает умеренный агностицизм или скептицизм. В философских учениях такого типа обосновывается идея того, что познание действительности возможно, но не в ее сущности, а на уровне явлений. Иными словами, познание как бы проходит по поверхности вещей, не углубляясь в их сущность. Точка зрения гносеологического оптимизма подразумевает такой ответ на вопрос о перспективах познания и степени его достоверности: мир полностью познаваем.
    2. Философские учения можно типологизировать также с точки зрения определения главного познавательного средства. В данном случае вся совокупность философских учений подразделяется на рационализм,
    иррационализм и сенсуализм.

    25
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Рационализм – философско-мировоззренческая позиция, в соответствие с которой истинным источником бытия становится разум, следовательно, он и есть источник любого познания. Иными словами, главный познавательный инструмент и главный источник знаний – это разум и интеллект.
    Иррационалисты, напротив, полагают, что аутентичное знание о мире человек может приобрести исключительно через интуицию либо инстинкт. Рассудок, разум или интеллект, с позиции этих мыслителей, не позволяют достичь истинного знания и, более того, становятся препятствиями для познания истины. Сторонники сенсуализма основным познавательным средством человека считают чувства, а источником познания – чувственный опыт.
    1.5. Истоки философии
    Философия появилась сравнительно недавно, так как для ее возникновения требуется определенный уровень теоретического размышления.
    Ее истоки находятся в интеллектуальных центрах древнего мира – то есть в храмах, хранящих и развивающих (а в чем-то и систематизирующих) мифологические комплексы – Египет, Месопотамия, Индия, Китай, чуть позже и в более классической форме - Греция. Приблизительное время формирования философского знания с его спецификой - VIII-VI вв. до н.э.
    Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. Как говорил известный немецкий мыслитель Г. Гегель – « узнать сущность предмета помогает его история».
    На сегодняшний день нет единого ответа на вопрос об истоках философии. Существуют две основные концепции происхождения философии.
    Речь идет о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Но на самом деле эти концепции реализуют один и тот же ход мысли. Единство этих концепций проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, т. е. обе они видят возникновение философии как
    «генезис» философских идей, представлений. Только в одном случае этот генезис гетерогенен, то есть опирается на внешнее ему основание – мифологические представления. Напомним, что миф это первая форма культуры в слитом или, иначе – синкретичном виде содержащая все формы культуры – искусство, политику, религию и, в том числе, философию. В другом случае указанный генезис – гомогенен, то есть видит источник развития философии в ней самой, фактически речь идет о феномене «самозарождения» философского знания в результате углубления теоретического уровня осмысления окружающего мира.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта