Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.9. Ранняя греческая философия (досократический период)

  • 1.9.1. Милетская школа

  • 1.9.2. Философия Гераклита

  • 1.9.3. Атомизм Левкиппа и Демокрита

  • 1.9.4. Элейская школа

  • 1.9.5. Пифагорейский союз

  • 1.10. Философия софистов и Сократа 1.10.1. Деятельность софистов

  • нгнег. Философия Теория (раздел1). Н., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеН., Евреева О. А. Особенности философского знания. Генезис философии
    Анкорнгнег
    Дата05.12.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Теория (раздел1).pdf
    ТипДокументы
    #292375
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1.8.3. Социально-экономические и политические детерминанты
    Говоря о формировании философского знания в Древней Греции нельзя не учитывать социально-политические и политические факторы.
    А.Л.Доброхотов в учебном пособии «Введение в философию» блестяще описал ситуацию Древней Греции уже VII-VI вв. до н.э.: «В Древней Греции появляется небывалая форма общественной жизни: города-государства
    (полисы), которыми управляют сами свободные граждане. Исчезает значимость сословия жрецов: теперь это всего лишь выборная должность, а не великая духовная власть. Утрачивают свою власть и аристократы: не происхождение, а личные достоинства и собственность делают человека уважаемым и влиятельным гражданином. Появляется новый тип человека, еще неизвестный истории. Это человек, который дорожит своей независимостью и индивидуальностью, принимает на себя ответственность за решения, гордится своей свободой и презирает "варваров" за рабство, лень и необразованность. Человек, который, как и все люди во все времена, ценит богатство, но уважает лишь тех, кто добыл его трудом и предприимчивостью.
    Наконец, человек, который превыше богатства ставит славу, мудрость и доблесть.

    43
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Конечно, нельзя забывать, что греки демократического полиса многое потеряли. Не стало воли царя, тайноведения жреца, авторитета вековых традиций, издавна установленного общественного порядка. Все приходилось делать самим. В том числе - думать своим умом. Но и здесь греки оказались великими изобретателями. Они перешли от мифологической картины мира к рациональной, от Мифа к Логосу. Греческое слово logos, как и близкое ему латинское ratio, значит, кроме прочего, - «мера», «пропорция». То, что мера - это нечто полезное и нужное продавцу, покупателю, землемеру, знали всегда.
    Но греки открыли, что можно иногда измерить не только «земное», но и
    «небесное». С этого открытия и начинается философия».
    Действительно рациональное поведение тесно связано с определенной степенью свободы, а, следовательно, и степенью ответственности человека.
    Отвечающий за результаты своего труда человек должен был найти оптимальные его формы, оценить степень эффективности своих действий: ремесленник по созданию товара, купец – по процессу реализации этого товара, домовладелец – по степени эффективности его использования в хозяйстве. Сама жизнь заставляла греков быть рационалистами. В архаичных обществах, не знавших свободы и инициативы, все это было ни к чему.
    Осваивая в своей повседневной жизни рациональность, древние греки применили этот инновационный инструмент в овладении тайнами природы и стоящего за ней божественного мира. Как отмечает Доброхотов «здесь греки совершили великое открытие. Все в мире сделано из определенного материала по определенному плану - так утверждали древние мифы. Но греки обнаружили, что боги сохранили следы своего присутствия в форме, а не в материале». Речь в данном случае идет о смысловом каркасе, но котором развивается вещественный мир. «Любитель мудрости» (так переводится с греческого «философ), отказываясь от авторитета традиции, представленного жрецом, пытается проникнуть в прекрасный порядок мира путем благочестивого размышления. Философ не жрец и не пророк. Это человек, овладевший искусством размышления.
    1.9. Ранняя греческая философия (досократический период)
    Античная философия – исторически первая форма западноевропейской философской мысли. Изначально выступив как продукт греческой культуры, она вышла за ее рамки и функционировала в средиземноморье в течение более чем тысячелетия. История античной философии разделяется на четыре основных этапа:

    44
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Рис.14 Периоды античной философии
    В научной литературе принято выделять условную дату возникновения античной философии – 585 г. до н. э. - тот год, когда греческий философ Фалес из Милета предсказал солнечное затмение. А 529 год (год, когда эдиктом императора Юстиниана была закрыта последняя из философских школ
    Античность - платоновская Академия в Афинах) считают завершающим в истории античной философской мысли. Условность этих дат обусловлено тем, что в первом случае фигура Фалеса как бы стоит у истоков философии задолго до возникновения самого понятия «философия», а во втором случае история античной философии считается законченной вопреки тому, что мыслители, продолжавшие традицию античной мысли, творчески еще не исчерпали себя.
    Ранней греческой философией принято называть философскую деятельность ряда мыслителей (так называемых «досократиков»), живших и творивших в период VII-V вв. до н.э. Ионийские города западного побережья
    Малой Азии, основанные греками-колонистами стали «колыбелью» для античной философской мысли. Именно в Милете, Эфесе, Клазоменах, Фокеи жили те, кого впоследствии назовут первыми философами. Работы мыслителей этого периода не сохранились, уцелели лишь отдельные отрывки их трудов благодаря цитированию более поздних авторов. использовались в трудах более поздних античных философов и мыслителей, которым удалось пройти через тьму веков. Как правило, первые философы называли свои сочинения одинаково - «О природе», тем самым указывая предмет их исследования – основы природы. Их мысль во-многом космоцентрична и пантеистична.
    1.9.1. Милетская школа

    45
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    «Философской школой» в научной и философской литературе принято называть способ трансляции мировоззренческих идей от учителя к ученику с их дальнейшим развитием.
    Представители так называемой Милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен жили и философствовали в городе Милет, прежде значимом торговом и культурном местое ионийских колоний (современный Балат в
    Турции). Именно с деятельности этой школы начинается история европейской научной космогонии (учения о рождении космоса), космологии (учения об устройстве космоса), физики, географии, астрономии
    Первый из ионических философов Фалес получил хорошее образование – около 20 лет учился в одном из храмов Египта – одного из флагманов культуры античного мира. Анаксимандр, по всей видимости, являлся учеником Фалеса.
    «Из чего все?» - вот основной вопрос, которым задавались мыслители.
    Иначе говоря, «что является первоосновой всего сущего?». По Фалесу, это
    «вода», а Анаксимен считал, что это «воздух», Анаксимандр определял первооснову как «апейрон» - нечто бесконечное, безграничное…
    Рис.15 Представители Милетской школы
    «Положение, что все возникло из воды, следует рассматривать в качестве научной гипотезы, а отнюдь не в качестве абсурдной гипотезы… Греки в своих гипотезах слишком смелы, но милетская школа, по крайней мере, была готова испытать свои гипотезы эмпирически», - пишет блестящий британский философ XX века Бертран Рассел.
    Натурфилософия Милетской школы - исторически первая форма европейской философии.
    1.9.2. Философия Гераклита

    46
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Еще один представитель ранней греческой пантеистической философии
    - Гераклит Эфесский (Гераклит из Эфеса). Как утверждают исторические источники, мыслитель имел наследственный титул басилевса – царя-жреца, но отрекся от него в пользу брата.
    Он является автором единственного сочинения (в одной книге из трех глав: «О Вселенной, о государстве, о богословии»). Сохранилось более 100 фрагментов этой книги. Она написана метафорическим языком, с намеренной многозначностью, аллегориями, метафорами и загадками. Отсюда и прозвище
    Гераклита - «темный», и трудности интерпретации его взглядов.
    Первоосновой всего сущего Гераклит считает огонь: «Этот космос не создан ни кем, а он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерою загорающимся, мерою угасающим…».
    Итак, все возникло из огня…, но согласно некоторой необходимости, которую Гераклит назвал логосом. Это некий разумный принцип, который управляет миром.
    Огонь находится в вечном движении, изменении, переходит из одного в другое благодаря образующим его противоположностям. Поэтому и мир находится в постоянном изменении, движении: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
    Движение – результат борьбы противоположностей: «холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется…». Но в борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество: «Одно и то же – путь вверх и вниз, жизнь и смерть»; «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».
    Всеобщность изменения и переход каждого свойства в свою противоположность делают все качества относительными. Таким образом,
    Гераклит является философом-диалектиком.
    1.9.3. Атомизм Левкиппа и Демокрита
    Первая философская школа, возникшая непосредственно в Греции - школа атомистов, к которой обычно причисляют Левкиппа и Демокрита.
    Левкипп считается первым атомистом, хотя эта фигура во многом легендарная и известна больше по текстам Аристотеля. Левкипп якобы полагал, что основой мира являются атомы, движущиеся в пустоте (термин «атомос» переводится как неделимый, введен в античную философию гораздо позже учения философа).
    Демокрит, ученик Левкиппа, получил хорошее образование, так как происходил из очень богатой семьи. Он развил учение своего наставника.
    Атомы, по мнению мыслителя, просты, вечны, качественно неизменны, неделимы, не поддаются никакому воздействию. Но между ними есть первоначальные отличия, которые и являются причиной всего многообразия свойств вещей. Атомы различаются по форме, по размеру и положению в пространстве.

    47
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения: «трясутся во все стороны». Первопричиной этого движения является соударения атомов, начавшееся в вихревом космогенезе.
    Рис.16 Демокрит
    Точное описание главных тезисов философии Демокрита о сущности мира мы обнаруживаем у Диогена Лаэртского – греческого историка III века:
    «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и этим порождают все сложное - огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости».
    Душа также, по Демокриту, состоит из атомов. «Демокрит учит, что душа
    - это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом».
    1.9.4. Элейская школа
    К данной традиции обычно причисляют Ксенофана, Парменида и Зенона.
    Некоторые историки основоположником Элейской школы считают
    Ксенофане, другие сомневаются в его принадлежности к элеатам. Тем не менее, монотеистическая теология Ксенофана оказала определяющее влияние на монизм Парменида. И это факт. Вот его суть: Ксенофан был единственным мыслителем Древней Греции, который отрицал многобожие. Его скептицизм и способность к критическому мышлению можно подтвердить следующим знаменательным отрывком: «Если быки или львы, или кони имели бы руки или

    48
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. руками могли рисовать и ваять, как люди, Боги тогда бы у коней с конями схожи были, а у быков непременно быков бы имели обличье; словом, тогда походили бы богу на тех, кто их создавал». Тем самым Ксенофан подверг критике социоантропоморфизм греческой мифологии.
    Ксенофан выдвинул новое понятие бога. Философское. В нем высвечивается идея единого: «Единое – это и есть бог». Философ описывает единое как неизменное, нерожденное, вечное, однородное. Это «единое» обладает способностью везде присутствовать, оно пронизывает весь мир.
    Таким образом, пантеизм Ксенофана более явный, чем пантеизм представителей Милетской школы.
    Парменид – центральная фигура Элейской школы, друг и ученик
    Ксенофана. Именно Парменид был первым, кто ввел в философский оборот понятие «бытие»: «Бытие есть и его не может не быть, а небытия нет и его не может быть». Развивая далее учение Ксенофана, Парменид сущее бытие считает лишенным изменчивости и многообразия. Так Парменид положил начало метафизической традиции в античной философии (основная линия преемства – Парменид-Платон-Аритотель-Плотин).
    Философ утверждает тождество сущего и умозрительного: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», «мыслить и быть – одно и то же»
    Последователем Парменида был Зенон родом из Элеи. В собственных работах он, как правило, защищал и дополнял способ аргументации своего наставника.
    Наиболее знаменитым примером элейского отрицания движения и утверждения постоянства и статичности всего сущего выступают апории
    (парадоксы, которые демонстрируют логическую невозможность движения).
    Зенон решился показать в своих апориях, что предположение существования множества провоцирует абсурдные логические следствия. Наиболее знамениты четыре апории: дихотомия, Ахиллес, стрела и стадий. В данных апориях мыслитель подчеркивает противоречивость движения. Его выводы, разумеется, приводят к очевидному противоречию с обыденным опытом. Зенон, естественно, оставлял возможность движения в сфере чувственного познания.
    Но в его парадоксах речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». В связи с этим движение воспринимается здесь не как чувственная данность, а как попытка выявить логический, концептуальный аспект движения. Апории Зенона можно назвать первой попыткой разумно понять феномен движения.
    1.9.5. Пифагорейский союз
    Воссоздание философских взглядов пифагорейцев (последователей
    Пифагора) проблематично, поскольку сама фигура Пифагора таинственна и загадочна. Существует легендарная традиция, которая рисует мыслителя чудотворцем, предсказывающим будущее, восстанавливающим факты прошлого – воспоминания о былых перевоплощениях души (Пифагор

    49
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. заимствовал идею переселения души у орфиков (орфизм – древнегреческое религиозное движение).
    Отсутствие прямых источников частично компенсирует обширная косвенная традиция, как историческая. Так и легендарная. Многие античные авторы упоминают Пифагора в своих произведениях как мудрого философа с обширными знаниями.
    Соргласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что «человек создан богом для познания и созерцания».
    Пифагор был первым, кто употребил слово «философ», подразумевая
    «того, кто любит мудрость». Иначе говоря, философ предпочитает жизнь, посвященную познанию.
    Если представители Милетской школы за основу всего существующего принимали одно из природных начал, то пифагорейцы исходили из понимания
    числа за основу всего сущего.
    Наиболее полное изложение взглядов Пифагора мы находим у Диогена
    Лаэртского: «Начало всего - единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры; из них - чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы - огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир - одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого - земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон».
    Пифагорейское учение выступает исторически первичной попыткой выяснения количественного аспекта мира. Математический подход к познанию выражается в описании основных количественных отношений между действительно существующими вещами.
    Религию и нравственность Пифагор называл главными свойствами гармоничного общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) основывается на законе полной подчиненности индивида богам. Выйти из цикла перерождений, считает Пифагор, возможно при помощи занятий наукой, лучше всего математикой.
    Большинство идей пифагорейской школы носило тайный характер и было доступно только членам союза. Личность Пифагора обладала неоспоримым авторитетом, а его учение весьма долгое время преподавалось только членам союза.
    «Начавшееся с Пифагора сочетание математики и теологии характерно для религиозной философии Греции, Средневековья и Нового времени вплоть до Канта. Для Платона, св. Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Спинозы и
    Канта характерно тесное сочетание религии и рассуждения, морального вдохновения и логического восхищения тем, что является вневременным, - сочетание, которое начинается с Пифагора и которое отличает интеллектуализированную теологию Европы от более откровенного мистицизма Азии», - пишет Б.Рассел.

    50
    Кузьменко Г.Н., Евреева О.А.
    1.10. Философия софистов и Сократа
    1.10.1. Деятельность софистов
    «Софисты» - это условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер.V- I пол. IV в. до н.э. Так начали называть платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний.
    Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, особое внимание к риторике.
    Востребованность в Древней Греции в середине V в. до н.э. софистов - феномен логичный, так как они обучали за деньги красноречию (риторике) и умению побеждать в споре (эристике), и спрос на таких людей, в городах
    Афинского союза, возникшего после победы афинян в греко-персидских войнах был огромен: в судах и народных собраниях способность правильно говорить, убеждать и переубеждать являлись жизненно необходимыми.
    «Они учили искусству спора и давали столько знаний, сколько было для этого необходимо. Вообще говоря, они могли, подобно современным адвокатам, показать, как защищать или оспаривать то или иное мнение, и не заботились о том, чтобы защищать свои собственные выводы. Те же, для кого философия была руководством в жизни, тесно связанным с религией, естественно, были шокированы, софисты им казались легкомысленными и безнравственными», - писал Б.Рассел.
    Общей чертой учения софистов был релятивизм (любое знание относительно). Классическим выражением их релятивизма стало положение софиста Протагора - «Человек есть мера всех вещей». Это высказывание истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и что. Когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря положениям которой один прав, а другой не прав.
    Исторически выделяют «старших» и «младших» софистов. К самым известным представителям старших софистов относятся Антифонт, Протагор,
    Горгий, Гиппий и Продик
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта