Наполеон Хиллдумайи
Скачать 0.68 Mb.
|
Боитесь ли вы критики? Никто не сможет сказать определенно, откуда у человека взялся этот страх, но одно очевидно — он в нас присутствует и очень развит. Возможно, за страх критики ответственна та часть природы челове- 150 ка, которая побуждает его не только отобрать у ближнего пищу и иму- щество, но при этом и оправдать свои действия критикой характера ограбленного. Не секрет, что воры ругают тех, кого обчищают, а по- литики, добиваясь победы на выборах, не столько демонстрируют миру собственные достоинства и квалификацию, сколько очерняют оппонентов. Посмотрите, как быстро оседлали страх критики основные про- изводители одежды! Каждый сезон меняется множество деталей в том, что мы носим. Но кто заказывает моду? Естественно, не покупа- тель, а производитель одежды. Зачем так часто меняются стили? От- вет очевиден: чтобы больше продать. Или автомобили. Каждый се- зон выпускаются новые, модные марки. И мало кто рискнет сесть за руль устаревшего автомобиля. То, что мы сейчас описали, конечно же, мелочи. Давайте иссле- дуем поведение человека под воздействием страха критики в более существенных обстоятельствах. Ну возьмите, например, любого че- ловека, достигшего интеллектуальной зрелости (обычно это соот- ветствует 35—40-летнему возрасту), и если вы умеете читать его тай- ные мысли, то обнаружите совершенно определенное неверие в боль- шинство историй, услышанных им в детстве от священника. Но по- чему же человек, даже в наш просвещенный век, обычно избегает открыто говорить о своем неверии? Да потому, что он боится крити- ки! Потому что немало мужчин и женщин в свое время сожгли на костре за то, что они посмели усомниться ну хотя бы в существова- нии привидений. Что ж, неудивительно, что мы унаследовали созна- ние, предрасположенное к страху. В конце концов, не так уж далеко отстоит от нас время, когда за критикой следовали суровые наказа- ния. А в некоторых странах это практика и сегодняшнего дня. Страх критики подрывает инициативу, разрушает силу вообра- жения, ограничивает индивидуальность, лишает человека уверенно- сти в себе и вообще вредит ему во множестве других случаев. Да... Часто незаживающей раной становится родительская критика. Мать одного из дружков моего детства пестовала его (буквально!), то есть воспитывала пестом, била почти ежедневно, каждый раз завершая сие священнодействие следующим заявлением: “Ой как по тебе тюрь- ма-то плачет, ты и до двадцати лет без нее на дотянешь”. И он таки попал в исправительную колонию... в 17 лет. Критика — это вид сервиса, которого у нас более чем достаточ- но. Сколько же каждый из нас получил этих бесплатных подарочков! А родственники (собственно, ближайшие)! Я убежден, что родитель, вырастивший своей критикой не столько ребенка, сколько комплекс неполноценности в человеческой оболочке, должен признаваться пре- ступником (а это и есть преступление наихудшего свойства!). Менед- жеры, понимающие человеческую природу, извлекают все лучшее из своих подчиненных не критикой, а конструктивными взаимоотноше- 151 ниями. Тех же результатов могут достичь и родители. Критика вызы- вает в сердце чувство неполноценности или обиды. Но не привязанно- сти. Но не любви. Боязнь критики: семь симптомов Этот вид страха почти так же универсален, как и страх нищеты, а его последствия так же фатальны для личности из-за того, что бо- язнь критики разрушает инициативу и делает бессмысленными лю- бые усилия воображения. Итак, основные симптомы: 1. Застенчивость — обычно выражается в нервности, робости в разговоре и при встрече с незнакомыми, в неловкости движений, бе- гающих глазах. 2. Неуравновешенность — неумение контролировать свой го- лос, нервозность в присутствии посторонних, плохая осанка и па- мять. 3. Слабохарактерность — нетвердость при принятии решений, отсутствие обаяния и умения четко объясниться; привычка “откла- дывать на завтра”; бездумное соглашательство с чужим мнением. 4. Комплекс неполноценности — самоутверждение языком; при- вычка говорить “громкие слова”, чтобы произвести впечатление (за- частую — при незнании истинного значения этих слов); подра- жательство в манере одеваться, говорить и вообще в манерах; при- страстие к сочинительству — в основном на тему о своих достиже- ниях. Такие люди часто кажутся самоуверенными. 5. Экстравагантность — стремление к тому, чтобы все было “как у людей”, а это неизбежно оборачивается жизнью не по средствам. 6. Безынициативность — неумение использовать возможности для самопродвижения; боязнь высказывать свою точку зрения, не- уверенность в своих идеях; уклончивость ответов в разговоре; неуклю- жесть в манерах и речи; лживость. 7. Отсутствие самолюбия — леность души и тела; медлитель- ность в решениях, внушаемость, неумение и нежелание самоутвер- диться; пристрастие говорить гадости за спиной и льстить в глаза; непротивление неудачам, привычка бросать с легким сердцем любые начинания при малейшей оппозиции со стороны; безосновательная подозрительность; бестактность в разговоре; нежелание признавать свои ошибки. Боитесь ли вы болезней? Этот страх может быть равно отнесен и к физическому, и к со- циальному наследию. Если говорить о его происхождении, то, смею утверждать, он тесным образом связан со страхом старости и смерти — этих двух предвестников “загробных ужасов”, о которых человек, по сути, ничего не знает, хотя напичкан всякими малоприятными историями с детства. Данное явление настолько распространено, что 152 находятся проходимцы, продающие “рецепты здоровья”, поддержи- вая таким образом страх смерти. В целом человек боится болезней из-за посмертных страхов, внушенных в его сознание, и из опасения возможных экономических последствий. Известный терапевт установил, что 75 процентов людей, обра- щающихся к врачу, страдают от... ипохондрии (воображаемых болез- ней). Было убедительнейше доказано, что страх болезни, даже самый безосновательный, дает реальные физические симптомы того за- болевания, которого человек опасается. Вот ведь до чего могуществен- но человеческое сознание! И в созидании, и в разрушении. Играя на этой человеческой слабости, отнюдь не один продавец “патентованных средств” сколотил себе состояние. Этот “налог” на человеческое безумие так вырос несколько десятилетий назад, что один популярный журнал даже провел кампанию против наиболее наглых продавцов разного рода “эликсиров жизни”. Эксперименты, проведенные нами не так давно, доказали, что человеку можно внушить болезнь. К избранным нами “жертвам” три человека последовательно обращались с одним и тем же вопросом: “Что вас беспокоит? Вы ужасно выглядите”. На первый раз вопрос вызывал улыбку и безмятежное: “О нет, все в порядке”. Во второй раз ответ обычно бывал таким: “Я точно не знаю, но действительно чув- ствую себя паршиво”. Ну а в третий раз тот, к кому обращались с вопросом, прямо говорил, что болен. Не смейтесь, а лучше проверните-ка эту штуку с кем-либо из своих знакомых. Только не усердствуйте, а то ведь в самом деле забо- леют! Между прочим, существует секта, члены которой мстят своим врагам, делая то же, что и мы, только шесть раз (метод гексаэдра). Правда, они называют это “напускать чары”. Есть потрясающие свидетельства, когда болезни начинались от плохих мыслей. Плохая мысль может быть внушена, а может и сама родиться в человеческом сознании. Поэтому следуйте примеру одного мудрого человека, еще более мудрого, чем может показаться из следующих его слов: “Когда меня кто-нибудь спрашивает, как я себя чувствую, мне всегда хочется дать ему в морду”. Доктора часто рекомендуют пациентам переменить (на время) климат, имея в виду смену обстановки. Клетки страха болезни при- сутствуют в сознании у каждого. Беспокойство, боязнь, разочарование в любви и неудачи в делах оплодотворяют их и дают им жизнь. Неудачи в любви и делах стоят вверху этого списка... Один юно- ша так страдал от неудачной любви, что попал в больницу. В течение месяца он находился между жизнью и смертью. Наконец позвали психотерапевта. Первым делом доктор сменил сиделку, приставив к 153 больному очаровательную молодую женщину. По предварительной договоренности с доктором она с первого же дня стала заниматься любовью с нашим юношей, и через три недели его выписали из госпи- таля, все еще страдающего, правда, от совершенно другой болезни: он опять влюбился. И лекарством была вся эта мистификация, но впоследствии юноша и сиделка поженились. Страх болезней: семь симптомов Симптомы этого почти всеобщего страха таковы: 1. Самовнушение — поиск и предположение в себе симптомов всех мыслимых болезней,, “наслаждение” воображаемыми недугами и рассуждение о них как о настоящих; страсть покупать все “-мици- ны” и “-фаты”, которые (все говорят!) чудесно помогают; постоян- ные разговоры об операциях, несчастных случаях и т. д.; экспери- ментирование без врачебного контроля со всяческими диетами, фи- зическими упражнениями, способами похудения; использование до- машних средств, патентованных лекарств и шарлатанских снадобий. 2. Ипохондрия — привычка так говорить о болезнях, так на них концентрироваться, так, почти сладостно, ожидать их прихода, что в конечном итоге это оборачивается нервным стрессом. Никакая мик- стура ни из какой бутылки (даже из той, из которой был выпущен джинн) такое не излечивает. Ипохондрия приходит вместе с плохими мыслями, и ничто, кроме мыслей хороших, от нее не избавит. Гово- рят, что ипохондрия приносит здоровью такой же ущерб, как принес- ла бы сама болезнь, будь она невоображенной. “Что вас беспокоит, мадам?” — “Нервы”. Чаще всего как раз нервы у мадам, как у лоша- ди. 3. Вялость. Боязнь заболеть нередко препятствует занятиям фи- зическими упражнениями: это обычно кончается избыточным весом и становится причиной малоподвижного, в основном домашнего об- раза жизни. 4. Впечатлительность. Страх болезней подрывает силы организ- ма к сопротивлению и создает благоприятные условия для приобре- тения любого недуга. Страх болезней может неприятным образом соединиться со страхом нищеты, особенно у ипохондрика, постоян- но беспокоящегося о том, что ему придется оплачивать счета за лече- ние. Да уж, такие люди тратят немало времени на подготовку к своим болезням. А ведь есть еще смерть — о ней им тоже надо поговорить, накопить денег для оплаты места на кладбище и похорон... 5. Самолелеяние — свойство взывать к сочувствию окружаю- щих, используя воображаемую болезнь как приманку (к этому трюку прибегают также, чтобы избежать работы); стимуляция болезни для оправдания простейшей лени или же отсутствия амбиций. 6. Невоздержанность — привычка употреблять алкоголь или наркотики для избавления от головных болей, невралгий и т. д. вме- 154 сто устранения их причин. 7. Беспокойство — пристрастие к чтению медицинской литера- туры и всяких брошюрок, рекламирующих патентованные препара- ты, — и последующее естественное беспокойство, как бы не захворать... Боитесь ли вы неудачи в любви? Этот страх восходит ко времени полигамной семьи с ее обычаем похищения женщин и привычкой предаваться свободной любви где только возможно. Ревность и другие аналогичные виды неврозов вырастают из унаследованной боязни потерять объект своей любви; этот вид стра- ха, пожалуй, самый болезненный из выделенных нами основных шести. Он вносит более всего беспорядка в жизнь тела и духа. В каменном веке мужчины выкрадывали женщин с применени- ем грубой силы. Они продолжают делать это и сейчас, правда, техни- ка изменилась. Они используют убеждение, обещают хорошую одеж- ду, красивые машины и прочие весьма искусительные вещи, что дей- ствует ощутимо эффективней физической силы. В сравнении со вре- менем рассвета нашей цивилизации изменились не повадки мужчин, а способы их проявления. Но тщательный анализ показывает, что женщины еще более под- вержены этому страху. Они знают по опыту, что мужчины по своей природе полигамны и что, уж во всяком случае, их нельзя вверять в руки соперниц. Боязнь неудачи в любви: три симптома Отличительные симптомы ее таковы: 1. Ревность: привычка подозревать близких друзей и любимых безо всяких на то оснований; обвинение жены или мужа в невернос- ти (конечно же, без причин); всеохватывающая подозрительность, абсолютное неверие. 2. Поиск промахов у всех. друзей, родственников, коллег, люби- мых (это, естественно, в первую голову) по малейшему поводу либо при отсутствии такового — все равно. 3. Авантюризм: склонность к рискованным предприятиям, во- ровству, жульничеству и другим опасным деяниям с целью добыть денег для любимых, с верой, что любовь можно купить; влезание в долги для покупки подарков, чтобы показать себя с лучшей стороны; бессонница, нервозность, отсутствие настойчивости, самоконтроля, самоуверенности, слабоволие, плохое настроение. Боитесь ли вы старости? В сущности, этот страх происходит от двух источников. Во-пер- вых, от мысли, что старость может принести с собой нищету. Во- вторых (и это гораздо более важный источник), от ложных и жесто- 155 ких учений прошлого, хорошенько приправленных “огнем и серой” и прочими страстями, бездушно нацеленных на порабощение чело- века через страх. У человека есть еще две совершенно разумные причины для опасений, связанные со старостью. Одна — недоверие к ближнему, вполне способному присвоить любые земные блага, принадлежащие вам; вторая — жуткие картины потустороннего мира, внушенные в ваше сознание. К этому страху примыкает более распространенная боязнь бо- лезней. В причинное русло примешивается и эротический компонент, ибо не существует человека, которому бы нравилась мысль об утрате сексуальной привлекательности. Не стоит забывать и о возможности нищеты. “Дом престаре- лых” — не самое приятное словосочетание. Оно ударяет, как мороз, по сознанию любого, перед кем маячит возможность провести преклонные годы в богадельне. Ну и наконец, старость не исключает потерю свободы и незави- симости, как физической, так и экономической. Боязнь старости: четыре симптома Наиболее распространенными являются следующие симптомы боязни старости: 1. Преждевременный спад. Имеется в виду тенденция к спаду в возрасте сорока лет (на самом деле это возраст интеллектуальной зре- лости) с развитием комплекса неполноценности и ложного убежде- ния, что с возрастом человеческая личность деградирует. 2. “Простите мне, старику...” Именно так, извинительно, гово- рят многие люди, достигшие возраста сорока или пятидесяти лет. Вместо этого следовало бы произносить слова благодарности за сча- стье жить в возрасте мудрости и понимания. 3. Безынициативность. Инициатива, воображение, уверенность в себе пропадают у того, кто почему-то решил, что уже слишком стар для проявления этих качеств. 4. Стремление молодиться. Подражание в одежде и поведении молодежи, что, естественно, выглядит нелепым в глазах окружаю- щих, близких и дальних. Боитесь ли вы смерти? На некоторых их нас этот страх действует наиболее жестоко. Причина же очевидна. Внезапная острая боль, пронизывающая сер- дце при мысли о смерти, чаще всего может быть отнесена к религиоз- ному фанатизму. Так называемые язычники меньше боятся смерти, чем более “цивилизованные” представители рода человеческого. В течение тысяч лет люди ставят так и остающиеся без ответа вопросы: “Отколь грядеши?” и “Камо грядеши?” — откуда я и куда я иду. 156 В темные времена прошлого находились бездушные и хитрые люди, предлагавшие — за деньги — ответ. “Приди ко мне, прими мою веру, следуй моим догматам, и я дам тебе билет, по которому после смерти ты попадешь прямехонько в рай! — кричит руководитель сектантской общины. — Конечно, ты можешь оставаться не со мной, — продолжает он, — но тогда дьявол подхватит тебя и сожжет в аду”. Мысль об адском наказании лишает интереса к жизни и делает счастье невозможным. Хотя никакой религиозный лидер не в состоянии ни гарантиро- вать вознесение в рай, ни устроить сошествие в ад (в связи с отсут- ствием такового), последний представляется столь ужасным, что сама мысль о нем тяжелым грузом ложится на воображение, причем столь явственно, что начисто парализует рассудок — и как раз формирует страх смерти. Сейчас, к счастью, этот страх распространен не в такой степе- ни, как в те времена, когда не было университетов и колледжей. Люди науки направили на человечество луч правды, и эта правда быстро освобождает мужчин и женщин Земли от боязни смерти, На юношей и девушек, посещающих университеты и колледжи, не так легко про- извести впечатление образом “пламени и серы”. С помощью биоло- гии, астрономии, геологии и других сопредельных наук страхи тем- ных веков, тисками сжимавшие души людей, рассеялись. Весь мир сотворен из двух составляющих — энергии и мате- рии. Из начального курса физики мы знаем, что ни материя, ни энер- гия (две известные человеку реальности) не могут быть ни созданы, ни разрушены. Они видоизменяются, но не разрушаются. Жизнь — энергия, что же еще? И, как другие формы энергии, она претерпевает различные трансформации и изменения. И смерть — тоже только трансформация. Но если это так, то, стало быть, пос- ле смерти наступает длинный, вечный, мирный сон, а сна — чего бояться? Задавите же в себе страх смерти! Боязнь смерти: три симптома 1. Мысли о смерти. Эта привычка распространена среди пожи- лых людей, но даже молодые часто думают о небытии, вместо того чтобы наслаждаться жизнью. Нередко это происходит из-за отсутствия цели существования либо из-за неспособности (впрочем, второе слиш- ком связано с первым) отыскать подходящую профессию. Наилучшее лекарство от страха смерти — страстное желание достичь чего-либо, подкрепленное осмысленным служением другим. Занятой человек о смерти не думает. 2. Связь со страхом нищеты. Боязнь приближения собственной нищеты либо нищеты, приходящей вследствие чьей-либо смерти. 3. Связь с болезнью или неуравновешенностью. Болезнь может 157 привести к депрессии. Разочарование в любви, религиозный фана- тизм, сильный невроз или невменяемость также могут стать причи- ной страха смерти. Беспокойство — тот же страх Беспокойство — состояние сознания, происходящее от страха. Оно действует медленно, но настойчиво. Шаг за шагом оно “окапы- вается” в сознании, пока не парализует способность человека к здра- вому рассуждению, не разрушит его уверенность в себе и инициа- тивность, беспокойство — это вид непрекращающегося страха, име- ющего причиной нерешительность, и, стало быть, это также состоя- ние сознания, которое можно и должно контролировать. Расстроенное сознание беспомощно. Таковым его делает нере- шительность. У большинства из нас недостает силы воли быстро принимать решение и уж потом (когда оно принято) держаться за него изо всех сил. Мы и не думаем об обстоятельствах после того, как наметили для себя определенную линию действии. Однажды мне довелось беседовать с человеком, которого через два часа должны были казнить на электрическом стуле. Этот осуж- денный был самым спокойным среди восьми сотоварищей по камере смертников. Его спокойствие побудило меня спросить, как он чув- ствует себя, зная, что через короткое время перейдет в вечность. “А неплохо. Только подумай, брат, — всем моим проблемам скоро на- ступит конец. У меня ведь ничего не было в жизни, кроме проблем. Мне всегда было трудно добыть еду и одежду. А скоро мне ничего этого не понадобится. Я стал чувствовать себя действительно хоро- шо, как только точно узнал, что должен буду умереть. Тогда я решил: я приму свою судьбу в хорошем настроении”. Говоря это, он уплетал обед, которого вполне хватило бы на тро- их, очевидно, наслаждаясь каждым съедаемым кусочком, как будто ничто ужасное его не ожидало. Решение помогло этому человеку под- чиниться судьбе! Но решение так же может уберечь вас от следования в русле нежелательных обстоятельств. Именно с помощью нерешительности каждый из основных стра- хов преобразуется в беспокойство. Освободитесь раз и навсегда от страха смерти, признав ее неизбежной. Прогоните прочь страх нище- ты, приняв решение преуспеть настолько, насколько это возможно без излишних волнений. Наступите на горло боязни критики, решив- шись не беспокоиться из-за того, что другие подумают или скажут о вас. Устраните из вашего сознания страх через новое к ней отноше- ние — воспринимайте ее не как препятствие, а как благословенную пору, приносящую с собой мудрость, самоконтроль и уровень пони- мания жизни, недоступный юности. Избавьте себя от страха болез- ней, просто позабыв их симптомы. Управляйте боязнью неудачи в 158 любви, убеждая себя, что вы в конце концов можете при необходимо- сти обойтись и без нее. И вообще — отвыкайте беспокоиться! Примите одно для всех случаев решение: ничто, предлагаемое жизнью, не достойно ваших волнений. И вы увидите, что вместе с этим решением к вам придет уравновешенность, ясность интеллекта, спокойствие мысли, а это неизбежно приведет к счастью. Человек, чье сознание заполнено страхами, не только разрушает собственные возможности к осмысленному действию, но и деструк- тивно воздействует на сознание всех, с кем общается, разрушая, та- ким образом, их возможности. Даже собака или лошадь чувствуют, когда хозяин их боится. Более того, они улавливают флюиды страха, испускаемые человеком, и ведут себя соответственно. Между прочим, и среди животных, об- ладающих более низким уровнем интеллекта, обнаруживается эта спо- собность — чувствовать чужой страх. |