шпоры по ринолалии. Нарушения голоса. Ринолалия
Скачать 282.23 Kb.
|
Этиология голосовых расстройств:
В целом выделяют две группы причин нарушений голоса:
Классификации расстройств голоса: По проявлениям:
По этиопатогенетическим механизмам. Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные): Функциональные нарушения голоса: Основной признак функциональных нарушений голоса - не связаны с анатомическими изменениями в голосовом аппарате. Большинство авторов относят функциональные нарушения голоса к невротическим расстройствам или считают местным проявлением невроза. Терминология функциональных нарушений голоса различна:
Наиболее распространенный термин - функциональная афония или дисфония Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:
Центральные функциональные нарушения голоса: В коре головного мозга после действия сильного раздражителя возникает очаг запредельного торможения, что нарушает нормальное регулирование процесса голосообразования. Этиологической основой для центральных функциональных нарушений голоса является невротический фон и возникшее кратковременное отклонение от нормального голосообразования. Неправильная голосовая реакция закрепляется по типу патологического условного рефлекса. Крайнее проявление - истерический мутизм. В патогенезе функциональных нарушений голоса выделяют 3 основных момента:
Для возникновения центральных функциональных нарушений голоса необходимо сочетание всех трех компонентов. Периферические функциональные нарушения голоса: Чаще всего это результат перенапряжения голосовой функции. Невротический фон отсутствует. Для функциональных нарушений голоса характерно:
Классификация функциональных нарушений голоса:
Периферические функциональные нарушения голоса:
Этиология: перенапряжение мышц голосовых складок, голосовая нагрузка во время болезни, после перенесенного ОРЗ, бронхита, трахеита, авитаминоз, вегетососудистая дистония, гормональные дисфункции, стрессовые ситуации, хронические заболевания внутренних органов. Жалобы: утомляемость голоса, охриплость, снижение силы голоса,"утечка" воздуха. Объективно: слизистая гортани и трахеи без изменений, голосовые складки подвижны, тонус снижен, максимальное время фонации укорочено, аритмия вдоха и выдоха. Лечение: преимущественно голосовой покой, психотерапия, медикаментозные средства, стимулирующие повышение тонуса мышц, ингаляция гортани при фонации, восстановительные упражнения для дыхания и голоса.
Этиология: развивается при форсированной силовой манере речи, пения, при использовании жесткой атаки голоса. Сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набуханием вен шеи. Жалобы: болевые ощущения в области гортани, шеи, желание откашляться, утомляемость голоса, охриплость, периодические спазмы; голос резкий, напряженный, громкий. Объективно: плотное соприкосновение голосовых складок при фонации, отечность краев голосовых складок, слизь. Лечение: психотерапевтическое воздействие, для уравновешивания процессов возбуждения и торможения в отношении мышечного тонуса гортани - внутриносовые блокады новокаина, иглорефлексотерапия, физиотерапия (электрофорез), на второй неделе лечения - дыхательная гимнастика и фонопедические упражнения.
Этиология: психотравма, стрессовые перегрузки, перенапряжение голосового аппарата. Объективно: голос монотонный, низкий с различными призвуками. Фонация напряженная, сдавленная, больные предпочитают шепот. Лечение: психотерапевтическое воздействие, физиотерапия, нейролептики для ослабления психомоторного возбуждения, через некоторое время - фонопедия.
Этиология: острое воспаление дыхательных путей в сочетании с голосовой нагрузкой, что может обуславливать очаги застойного торможения в коре головного мозга, что в свою очередь вызывает нарушение координации в работе мышц голосового аппарата. Психические нарушения, гормональные отклонения, перенапряжение голосового аппарата, профессиональные заболевания (особенно, у молодых специалистов). Жалобы: общие неврологические, сенсорные и секреторные нарушения, нарушения сна, раздражительность, изменение силы и звучности голоса, у певцов - страх перед выступлением. Объективно: при острой фонастении в гортани нет изменений, при хронической - изменена слизистая. Асинхрония колебаний голосовых складок, их слабое натяжение. Лечение: голосовой покой, общеукрепляющие, седативные средства, дыхательная гимнастика, фонопедия. Центральные функциональные нарушения голоса:
Этиология: следствие стрессовой ситуации - больной вдруг начинает общаться шепотом. Жалобы: боль, комок в горле, скрежет, слизь, неверие в выздоровление. Характерна для лиц с истерическими чертами. Объективно: сохранены громкий кашель и смех, ларингоскопическая картина изменчива (гипер- или гипотонус). Лечение: психотерапевтическое воздействие, седативные средства, упражнения для активизации мышц гортани, дыхательные и вокальные упражнения. Органические нарушения голоса:
Этиология: ревматизм, инфекционный полиартрит, травмы, ревматический артрит, парезы мышц гортани, нарушения иннервации, нейрогенные парезы и параличи (страдают двигательные центры или проводящие пути).
Методика коррекционной работы при различных нарушениях голоса. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. Задачи. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. I. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент». II. Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, т.е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Цели. Для реализации этих задач требуется:
Этапы. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:
Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы. Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах. Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Оториноларингологи направляют больных к фонопеду, когда изменения голоса становятся уже весьма значительными, стойкими. Вторая причина — недостаточно серьезное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи гортани настораживают людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают у них опасений. Страдающие хроническими ларингитами должны направляться к фонопеду независимо от степени голосовой недостаточности. Цели работы. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. На начальных же стадиях заболевания логопедические занятия являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок. Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует объяснить, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц голосового аппарата. Работа над дыханием. 1) Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами. Дозированное напряжение и тех других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением перенапряжения мышц. Форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, его утомление, а недобор дыхания ведет к ослаблению мышечного аппарата, снижению качества голоса. Все обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет лечебной физкультуры. 2) Организация фонационного дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях. Начинаются они с выполнения диафрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается. Предлагается лечь на кушетке, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля движения мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лежа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день продолжительностью 1-2 минуты. Если позволяют условия, количество тренировок доводится до 5-6 раз в день. 3) Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускать вниз. Продолжительность массажа 2-3 минуты, проводят его 3-4 раза в день. 4) При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к нему можно прибегать до 10—12 раз. Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7-10 дней. После этого: переходят к голосовым упражнениям. Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани. Самостоятельные тренировки обучающиеся должны проводить дробно, не перенапрягая голосовой аппарат. Поскольку при хронических ларингитах афония встречается редко, то подготовка к смыканию голосовых складок и произнесению первого полнозвучного м идет значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м, в занятия быстро вводятся последующие слоговые упражнения. Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчезают все неприятные субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение. Только систематическая работа по постановке голоса может привести к желаемым результатам |