Главная страница
Навигация по странице:

  • Настольная игра «Лесорки» как форма пропаганды краеведческой книги и чтения среди молодежи

  • Настольная игра «Путешествие по Красноярскому краю с Виктором Петровичем Астафьевым»

  • Новые форматы современногобиблиотечного пространства


    Скачать 2.39 Mb.
    НазваниеНовые форматы современногобиблиотечного пространства
    Дата10.12.2022
    Размер2.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdownloaded.pdf
    ТипСборник
    #837319
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    «Я шагаю по городу»:
    методология создания настольной краеведческой игры
    Любовь Геннадьевна Карзникова,
    заведующая методическим отделом
    МБУК «Централизованная библиотечная
    система города Дивногорска»,
    г. Дивногорск
    Многолетние наблюдения за тем, как библиотекари прививают любовь подрастающего поколения к краеведению, показали, что наиболее интересны для этой категории читателей игровые, позна- вательные формы работы.
    Они наиболее активно играют в те игры, которые непосредствен- но посвящены родному краю, городу, селу. Но таких игр очень мало.
    А вернее, их практически нет.

    144
    Одиннадцатая региональная конференция «Красноярье-2018»
    Готовясь к очередному краеведческому мероприятию, сотрудни- ки библиотеки задумались о новых формах и методах привлечения молодых дивногорцев к изучению истории своего города. Пришла простая, на первый взгляд, мысль – разработать настольную игру.
    Но не просто обыкновенную ходилку-бродилку, а игру, которая мог- ла бы включить в себя несколько форм работы: бродилка, виктори- на, конкурс.
    Для более детальной разработки игры провели несколько проб- ных вариантов викторины по краеведению для студентов города, организовали опрос о востребованности такого вида игры, как на- стольная. Провели анкетирование на знание известных мест города среди старшеклассников.
    Для создания игры из сети Интернет скачали карту города Див- ногорска. Распечатали ее в крупном формате, отметили памятные места. И задумались, как же построить игровой путь так, чтобы он имел старт и финиш. Если исходить из последовательности распо- ложения памятных мест на карте, получается некая неразбериха.
    Поэтому разработали игровое поле, как на настольных играх. По- лучилось последовательное путешествие по известным, памятным местам города.
    Далее продумали, каким образом обеспечить продвижение участников по игровому полю. Например, если игрок будет продви- гаться только по адресам – это не всегда обосновано, тем более, что некоторые городские достопримечательности просто-напросто не имеют конкретного адреса. Так, Царь-рыба посвящена герою произ- ведения В. П. Астафьева, Палатка – символ исторической даты горо- да Дивногорска. И этот список можно продолжить.
    Таким образом, было принято решение: кружками на карте отме- тить места с названием учреждения или памятного места, а стрелка- ми путь прохождения игроков. Было разработано текстовое сопро- вождение игры и вопросник с двумя вариантами ответов. Короткие ответы – это только название учреждения и место его нахождения.
    Например: Центральная городская библиотека находится по адресу ул. Комсомольская, 8. Расширенные же ответы предполагают исто- рическую справку и другие дополнительные сведения. Например: на стене Дома Детского Творчества размещена памятная доска, посвя- щенная Ю. А. Гагарину, побывавшему в городе Дивногорске в сен- тябре 1963 года. Игровой кубик и фишки были позаимствованы из другой настольной игры.

    145
    Тема: «Новые форматы современного библиотечного пространства»
    В условия игры были внесены такие правила: выпавшие на куби- ке цифры показывают, сколько ходов делает игрок. Попав на цифру, игрок должен сначала рассказать о знаменательном месте и только тогда сделать следующий ход. Если ответ содержит расширенный рассказ, тогда игроку разрешается сделать два хода. Если игрок не ответил на вопрос, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым добирается до конечного пункта игры – Красноярской ГЭС.
    Разработали два варианта игры:
    1 вариант – от города Красноярска до Красноярской ГЭС;
    2 вариант – от Скита до Красноярской ГЭС.
    Игра проводится под наблюдением библиотекаря-краеведа, зна- ющего как правила игры, так и правильные ответы на вопросы. Ре- шения библиотекаря не обсуждаются и не оспариваются. Все прави- ла озвучиваются в самом начале игры.
    Для проведения игры подбираются книги по истории и геогра- фии Дивногорска: «Огни Дивногории», «Слушайте Дивногорию»,
    «Путеводитель по городу Дивногорску», 4 тома издания «Потомки
    Ермака», «Календари знаменательных дат по городу Дивногорску»,
    «Созидатели» и другие краеведческие издания.
    Подведя итоги первых игр, организаторы пришли к выводу, что цель проекта – привлечение читателей к изучению истории города через игровые формы – достигнута.
    После проведения нескольких игр организаторы отметили поло- жительный эффект от создания такой игры:
    1. Игра может быть использована как в помещении, так и на улице.
    2. Игра не требует дополнительного оборудования.
    3. Игра привлекает участников тем, что каждый может показать себя не только удачливым, но и знающим историю своего города.
    4. Игра может быть предложена для любой возрастной группы.
    5. Игра мотивирует участников на углубленное изучение исто- рии города и поселков-спутников Дивногорска.
    6. Игра стала основой для туристического маршрута по городу.
    Советы для тех, кто хочет создать такую игру:
    1. Нужно четко представлять, какой результат вы хотите полу- чить.
    2. Не увлекайтесь большим количеством игровых баз (точек хода).
    3. Не загружайте и не запутывайте участников большим количе- ством информации.

    146
    Одиннадцатая региональная конференция «Красноярье-2018»
    4. Если нет печатного путеводителя – создайте его в электронном виде и покажите участникам игры на предшествующем занятии.
    5. Проведите опрос – есть ли желающие участвовать в создании игры и самой игре.
    Эта форма работы интересна как взрослым, так и детям. В стенах библиотеки она обретает новое наполнение и значение. Использова- ние настольных игр в такой области знания как краеведение оправ- дано, так как через игру можно занимательно и без излишнего нази- дания рассказать об истории места и его достопримечательностях.
    Настольная игра «Лесорки»
    как форма пропаганды краеведческой книги и
    чтения среди молодежи
    Елена Анатольевна Дьякова,
    заведующая отделом
    информационно-библиографического сервиса,
    Анастасия Олеговна Карпова,
    заведующая отделом
    электронных и информационных ресурсов
    КГБУК Красноярская краевая молодежная библиотека,
    г. Красноярск
    Сотрудниками Красноярской краевой молодежной библиотеки накоплен опыт популяризации краеведческих знаний среди молодё- жи, проведения различных культурно-просветительских мероприя- тий, связанных с историей нашего региона. И, конечно, сотрудники библиотеки постоянно находятся в поиске новых форм и методов в продвижении краеведческих знаний в молодежной среде.
    В 2012 году в Красноярской краевой молодежной библиотеке возникла идея разработать и создать интересную для молодёжи на- стольную краеведческую игру. В это время настольные игры были достаточно востребованы и находили живой отклик у ребят. Чуть позднее, эта идея была воплощена в проект «Культурное простран- ство», который был поддержан Благотворительным фондом куль- турных инициатив (Фонд Михаила Прохорова) в номинации «Но- вая роль библиотек в образовании». Реализован проект с сентября
    2012 года по июль 2013 года. Реализация данного проекта показала

    147
    Тема: «Новые форматы современного библиотечного пространства»
    востребованность «игрового краеведения». Ведь настольные игры могут быть не только развлекательными, но и обучающими, раз- вивающими. В процессе настольной игры молодые люди общают- ся, расширяют коммуникативные и комбинаторские способности, расширяют свой кругозор. Разработчики игры постарались в своей краеведческой игре соединить всё это. Ненавязчивая пропаганда краеведческих знаний была достигнута посредством разработанной настольной краеведческой игры «Лесорки».
    И тут же, конечно, возникает вопрос: «Почему игру назвали «Ле- сорки»? Из всех предложенных вариантов было выбрано это слово, потому что ребятам, которые участвовали в тестированиях, оно показалось наиболее интересным, звучным и даже вкусным. Ведь
    «лесорками» называют сибирское печенье. И сама коробка для этой настольной игры напоминает кондитерскую упаковку и получается, что наша игра – это своеобразное интеллектуальное угощенье!
    Процесс создания игры оказался трудоемким и увлекательным одновременно: было проработано более 250 источников краеведче- ской информации, проведено около 20 тестированных игр. В роли экспертов выступали старшеклассники, студенты, постоянные чи- татели библиотеки, педагоги и другие специалисты по работе с мо- лодёжью (более 300 человек).
    В набор разработанной игры «Лесорки» вошли:
    80 карт с вопросами и заданиями;
    30 карт с изображениями;
    5 карт «Рассказчик;
    7 карт «Поиск»;
    36 жетонов для голосования (шести разных цветов).
    Вопросы игры – разноплановые и по содержанию, и по формули- ровке. Вот несколько примеров:
    Вопросы на «перекличку» фактов русской культуры и истории
    Красноярского края – Название какого города в Красноярском крае звучит как знаменитое стихотворение русского поэта?
    Вопрос в виде ребуса на карточке.
    Задания на заполнение пробелов. – Николай Петрович Резанов – начальник первой русской … экспедиции.
    Отгадывание сибирских загадок – Четыре уха, два брюха.
    Задания для всех игроков игры – Составить из одного слова (ко- нечно же, связанного с Красноярским краем, например, Овсянка) как можно больше новых. При этом допускаются только имена су-

    148
    Одиннадцатая региональная конференция «Красноярье-2018»
    ществительные в единственном числе и именительном падеже (ис- ключением являются имена собственные). Выигрывает тот игрок, кто составит больше слов. Это задание дает возможность участни- кам проверить свой словарный запас. Игроки, добивающиеся луч- ших результатов в этой части игры, отличаются хорошей эрудицией и развитыми комбинаторными навыками – ведь им приходится пе- ребирать множество различных буквенных комбинаций.
    На некоторых карточках с вопросами указывается источник, где можно найти ответ – это, может быть, название книги с указанием страниц. При поиске ответа на поставленный вопрос игрок может воспользоваться Интернетом или найти указанную книгу по ката- логу в фонде библиотеки и там отыскать ответ.
    Моделирование различных практических ситуаций, связанных с поиском ответов на поставленные вопросы, способствуют форми- рованию информационной культуры пользователей. Успех в игре обеспечивается не только конкретными знаниями участников, но и умением быстро находить нужную информацию, используя при этом различные источники. Перед ребятами раскрывается богат- ство документного фонда библиотеки. И в этой ситуации участники игры понимают, где они всегда могут найти качественную краевед- ческую информацию.
    Если бы в игре были только вопросы и задания, сыграть в неё мож- но было бы только несколько раз. Поэтому в игре появились карты с изображениями. Вариант с загадыванием ассоциаций по изображе- ниям сделал игру «Лесорки» более многогранной. Игрокам была дана прекрасная возможность для конструктивного общения, адаптации личности в коллективе, развития комбинаторских способностей и творческого мышления. За умение правильно и образно рассказы- вать игрок рассказчик получает жетоны от своих товарищей.
    Задача данного этапа игры – догадаться, какое из выложенных на столе изображений вдохновило рассказчика. А задача игрока-рас- сказчика – найти фразу, которая будет той конкретной информаци- ей, но и не слишком абстрактной, чтобы часть игроков (но опять же, не все) угадали его карту. На предлагаемых иллюстративных картах могут быть картины красноярских художников, изображения из- вестных и необычных памятников Красноярска.
    Комплекты настольной краеведческой игры «Лесорки» были переданы в те муниципальные библиотеки края, где имеется наи- большее число молодых пользователей. В ходе культурно-образова-

    149
    Тема: «Новые форматы современного библиотечного пространства»
    тельного маршрута «Енисейский экспресс», в котором принимали участие и сотрудники Красноярской краевой молодежной библио- теки, прошли мастер-классы по внедрению и популяризации этой настольной игры.
    Для сотрудников библиотек края «Лесорки» стали хорошей моти- вацией на создание своего варианта настольной игры на основе кра- еведческих материалов конкретного муниципального образования.
    В Красноярской краевой молодежной библиотеке «Лесорки» тоже получили дальнейшее развитие, можно сказать, трансформи- ровались в новый вариант игры. Игра была переведена на англий- ский язык (конечно, это был неполный, адаптированный вариант).
    В переводе участвовали старшеклассники лицея № 6 «Перспектива» и преподаватель английского языка Т. А. Ковальчук. Ребята ежеме- сячно (в первую и последнюю субботу) приходили в молодежную библиотеку и с помощью справочной литературы переводили во- просы и задания игры на английский язык.
    Например, герб какого города Красноярского края изображен на этой карточке? (Лесосибирск) What town in Krasnoyarsk region has this emblem? (Lesosibirsk).
    Так получились «Лесорки по-английски».
    В рамках Дней Таймыра и Эвенкии, посвященных 85-летнему юбилею образования самых северных муниципальных образований
    Красноярского края, сотрудниками краевой молодежной библиоте- ки был разработан еще один вариант «Лесорок» – «Северные Ле- сорки».
    Принцип составления вопросов и заданий остался прежним, на- пример:
    Задания на заполнение пробелов. – 8 июня 2013 года в столице
    Эвенкийского муниципального района, поселке Тура, впервые со- стоялся праздник «Мучун», который символизирует эвенкийский….
    Отгадывание загадок народов Севера: долганская загадка: И в дом не входит, и во двор не выходит; эвенкийская загадка: Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут.
    Вся деятельность сотрудников библиотеки по созданию настоль- ной игры дала возможность наполнить новым содержанием рабо- ту библиотеки по привлечению молодёжи к книге, вовлечению ее в активную познавательную деятельность. Расширился круг форм и методов пропаганды книги и чтения, раскрытия информационных ресурсов по краеведению.

    150
    Одиннадцатая региональная конференция «Красноярье-2018»
    Настольные игры как форма продвижения чтения и книги могут и должны широко использоваться сотрудниками библиотек. Играя в «Лесорки», молодые люди не только расширяют свой кругозор, они учатся быстро находить и отбирать необходимую информацию, общаются друг с другом, с библиотекарем, преподавателем. С помо- щью ассоциаций (карточек с иллюстрациями) участники игры-рас- сказчики не только учатся грамотно и аргументировано говорить, но и незаметно открывают для себя богатство и уникальность свое- го родного края. Таким образом, «игровое краеведение» переходит в
    «живое открытое краеведение».
    Настольная игра
    «Путешествие по Красноярскому краю с
    Виктором Петровичем Астафьевым»
    Татьяна Алексеевна Краева,
    библиотекарь Бородинской сельской библиотеки
    МБУК «Централизованная библиотечная система
    Рыбинского района»,
    с. Бородино
    Рыбинского района
    Проект «Мой видеовзгляд на творчество Виктора Петровича
    Астафьева» Переясловской сельской библиотеки МБУК «Централи- зованная библиотечная система Рыбинского района» был направлен на популяризацию творчества великого писателя-земляка.
    К сожалению, большая часть подрастающего поколения читает книги в основном по школьной программе. То же самое происходит и с произведениями нашего знаменитого писателя-земляка. Чтобы привлечь к чтению учащихся общеобразовательных учреждений и познакомить их с творчеством Виктора Петровича Астафьева, и был разработан этот проект. В рамках его реализации в увлекательной и интересной форме для подрастающего поколения села Переясловка были подготовлены и проведены массовые мероприятия.
    Первым мероприятием стала презентация самого проекта.
    Участники театральной студии «МаскаРАД», которая создана при
    Центральной районной детской библиотеке, показали спектакль по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Спек-

    151
    Тема: «Новые форматы современного библиотечного пространства»
    такль сопровождался мультимедийной презентацией, где звучал голос писателя. Представление было эмоциональным и запоминаю- щимся. Затем был объявлен конкурс видеороликов «Мой Астафьев», а в заключение состоялась презентация книжной выставки «Душа
    Сибири», на которой были представлены книги о жизни и творче- стве В. П. Астафьева, оказавшие помощь читателям, как в создании видеороликов, так и настольной игры.
    Следующим мероприятием проекта стала квест-игра «Деревен- ское путешествие», посвященная жизни и творчеству писателя.
    Сильное впечатление, по отзывам участников, оказал на них про- смотр кинофильма «Звездопад», снятого по одноименной повести
    В. П. Астафьева.
    Видео-турне «Мой видеовзгляд на творчество В. П. Астафьева» стало итогом конкурса видеороликов «Мой Астафьев», где было пред- ставлено 11 работ. Кстати, эти видеоролики активно используются сотрудниками библиотеки для популяризации творчества писателя.
    А главным итогом реализации проекта стало создание настоль- ной игры «Путешествие по Красноярскому краю с Виктором Петро- вичем Астафьевым». В создании настольной игры приняли участие
    25 человек, среди них были не только дети, но и их родители. В самом начале, организаторы и участники перечитали рассказы Виктора
    Петровича, пересмотрели все источники, которые могли дать каку- ю-либо информацию для создания настольной игры. Затем участ- ников разделили на две группы: первая группа отвечала за дизайн и оформление настольной игры, вторая – за формирование вопро- сов-заданий для настольной игры по произведениям В. П. Астафье- ва. После чего были разработаны маршрут и инструкция к настоль- ной игре.
    Все игровое поле было поделено на цветные зоны. На зеленой зоне были размещены вопросы по биографии самого Виктора Пе- тровича, а остальные четыре цвета: коричневый, серый, голубой и розовый – были отданы вопросам-заданиям по рассказам писателя для детей – «Капалуха», «Белогрудка», «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». Одновременно в игре могут принимать участие
    2-4 человека. Игроки выбирают себе фишки и ставят их на старт.
    Чтобы определить очередность хода каждого игрока, все участники бросают кубик с цифрами. Первым ходит тот, у кого выпало наи- большее количество очков. Далее игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов.

    152
    Одиннадцатая региональная конференция «Красноярье-2018»
    По условиям игры, если игрок попадает на красное поле, он пере- двигает свою фишку вперед на столько ходов, сколько указано на красной стрелке. Попав же на чёрное поле, игрок возвращается на- зад на столько ходов, сколько указано на чёрной стрелке. Останов- ка на жёлтом поле обозначает, что игрока ждёт сюрприз. Игрок, не ответивший на вопрос-задание, пропускает ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до финиша.
    Настольная игра «Путешествие по Красноярскому краю с Викто- ром Петровичем Астафьевым» получилась яркой и интересной. Она активно используется сотрудниками библиотеки для приобщения подрастающего поколения к чтению книг писателя. Надо отметить, что сотрудники Переясловской библиотеки с настольной игрой вы- езжали в соседние села Красногорьевка и Двуречное, где ребята с удовольствием тоже пустились в «Путешествие по Красноярскому краю с Виктором Петровичем Астафьевым».
    Благодаря созданной настольной игре у детей повысился интерес к творчеству В. П. Астафьева. После реализации проекта инициатив- ная группа решила создать клуб любителей творчества В. П. Аста- фьева, который смогут посещать не только дети, но и все желающие жители села.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта