|
Развитие государства. Конец ХХ столетия ознаменовался развитием демократических процес. Нравственное, полное смысла
Конец ХХ столетия ознаменовался развитием демократических процессов в самостоятельных государствах, образованных на месте бывших советских республик, активностью общественной жизни и потребностью в средствах, которые могли бы объединить разрозненное, распавшееся, враждующее человечество. Одним из таких эффективных средств объединения человечества и является слово - нравственное, полное смысла.
Общение необходимо человеку мыслящему. В основном общение осуществляется при помощи речи (слова).
Красноречие - слово русского происхождения, означает умение говорить «красно (т. е. красиво) и тем преклонять других к своему мнению» (М. Ломоносов).
Можно ли ставить знак равенства между красноречием и ораторским искусством?
Одни ораторы (например, судебные ораторы А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако) различали эти термины, считая, что красноречие - «это дар слова», волнующий, увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений, а ораторское искусство - это умение, сформированное годами, говорить грамотно и убедительно. Красноречие, по их убеждению, является природным дарованием, развиваемым трудом, а ораторскому искусству можно учиться и человеку, лишенному природного дарования.
Другие ораторы считают, что «красноречие» и «ораторское искусство» понятия тождественные и означают искусство публичной (монологической) речи. Так, например, Марк Туллий Цицерон - величайший политический деятель, писатель и оратор не только античности, но и всего последующего периода, считал, что «красноречие есть нечто такое, что и труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». В трактате «Об ораторе» (55 г. до н. э.), посвященном красноречию, Цицерон пишет: «Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей. История Рима дала множество замечательных полководцев, политиков, философов, математиков, поэтов. В то же время хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных -едва найдется по одному на каждое поколение». И далее Цицерон объясняет: «Может быть, причина заключается в том, что мало внимания уделялось науке красноречия? Отнюдь нет. В нашем отечестве уже, конечно, ничего никогда не изучали усерднее, нежели краснореhttp://www.philology.bsu.byчие... Едва ли был хоть один честолюбивый юноша, который не стремился бы постигнуть во что бы то ни стало искусство оратора. Сулил этот род занятий награды, популярность, влияние и уважение. Сообразуя все эти обстоятельства, разве мы не вправе дивиться, что во всей истории поколений этих государств мы находим такое незначительное число ораторов?» Ответ на этот вопрос, по всей вероятности, кроется в трудности предмета «Риторика», в задачу которого входит обучение искусному владению словом в речи, т. е. искусством красноречия.
Риторика - наука о красноречии - зародилась в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим, V-I вв. до н. э.), государства которого строились на принципах рабовладельческой демократии. Рождение риторики как дисциплины связано с философской и ораторской деятельностью софистов, которые брались за соответствующую плату научить любого искусству публичной речи. Заметим, что риторика на первых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Понятия «искусство» и «мастерство» в Древней Греции были тождественны и обозначались одним словом - techne (технэ; отсюда и слово техника). Слово риторика греческого происхождения (rhetorike), оно образовано от слова rheo - говорю, лью, теку; производное от rheo - rhetor - означало «ритор», «оратор»; последнее дало название науке - риторика или мастерство/искусство ораторской речи.
Риторическая педагогика возникла в Афинах и быстро развивалась потому, что дар слова считался основным критерием полноценного классического образования.
Основателем античной риторики считается софист Горгий (485380 гг. до н. э.), который ввел в систему образования специальное обучение ораторскому искусству. Золотая статуя Горгия, поставленная в Дельфах, подтверждает заслуги этого софиста перед греческой культурой. Автором первого античного учебника по риторике для специальных школ называют сицилийца Корака из Сиракуз. Но наиболее авторитетным учебником по риторике, который сохранил свое значение и в наше время, считается «Риторика» Аристотеля (IV в. до н. э.). По Аристотелю, риторика есть наука об общих способах убеждения, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства. Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, - доказательства. Для каждого вида красноречия характерно своеобразие в выборе способов доказательства. Так, в политической речи чаще используются примеры: оратор приводит факты, прежде случившиеся, или литературные (притча, басня); в судебной - силлогизмы, а также законы, свидетельские показания, договоры и т. д., в торжественной - сравнения, преувеличения (оратор облекает предмет своей речи величием и красотой). «Риторика» Аристотеля, созданная в IV в. до н. э., послужила основой позднейших риторических руководств - античных, европейских, в том числе и русских.
Особый интерес представляет «Краткое руководство к красноречию» (1748) М. В. Ломоносова, в котором автор дает определение риторики, соответствующее античной традиции: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, так же, как по Аристотелю, риторика есть искусство убеждения.
Определение риторики как науки и ее задач, сформулированных Н. Ф. Кошанским в «Общей риторике» (1829), можно считать основополагающими и современными, поскольку красноречие понимается им как искусство мыслить: «Риторика, имея предметом мысль, показывает 1) откуда они почерпаются (изобретение); 2) как приводятся в порядок (расположение); 3) как излагаются (выражение мыслей)».
Отсюда вывод: «Риторика есть вообще наука изобретать, располагать и выражать мысли». Однако к середине 30-х гг. ХІХ в. положение риторики, особенно в России, резко меняется. Первым против этой науки выступил В. Г. Белинский, заявив: «Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют реторикой.» «реторика - вздорная наука и вредное знание. сущий вздор», «вовсе даже и не наука». А. Н. Радищев в «Слове о Ломоносове» также дал отрицательную оценку правилам риторики.
Что послужило причиной отрицательных оценок, данных риторике демократическими деятелями России? Среди различных фактов мы назовем основной - искажение цели риторики в России в XVII-XVIII вв., где властвовало только торжественное красноречие, прославляющее централизованное государство во главе с монархом.
Однако ради справедливости следует отметить, что одним из важнейших требований классической риторики является знание законов, по которым строится речь: «Соединение идей в пристойный порядок, ибо что пользы в великом множестве идей, ежели они не расположены надлежащим образом». По мнению М. В. Ломоносова, одних природных качеств (одаренность, остроумие, память, громкий и приятный голос, осанистый вид) для красноречия недостаточно. Как видим, риторика определяла правила, как следует излагать мысль, строить текст, произносить его перед слушателями. В XVIII в. это была тщательно разработанная наука, помогающая ученику «взяться за перо или взойти на кафедру».
А затем почти столетие риторика как наука практически не была востребована, так как воспринималась как устаревшая система речевого воздействия.
Возрождение риторики началось с середины ХХ в. на Западе и на Востоке (Япония), где бурно развивалась теория информации, которая нуждалась в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания.
Новое время знаменуется капитализацией общества и борьбой масс за его демократизацию. Эти факторы способствовали возрождению политического и судебного красноречия. Становление политической речи проходило в первую очередь в процессе парламентских дебатов. Развитие же судебного красноречия было обусловлено процессами демократизации буржуазного общества, которые объективно невозможны без формирования правовой базы, что связано с активизацией деятельности юристов.
История риторики подтверждает, что «ничто так не выражает силу демократии и грозящей ей опасности, как публичная речь. Сама свобода убеждать словом - главная гарантия и форма демократии». В этих словах известного современного американского ученого Поля Л. Сопера, создавшего учебное пособие по искусству речи, подчеркнуто общественное значение ораторского искусства и общественная потребность в нем. Однако следует отметить, что в американской риторико-педагогической традиции риторика понимается как общее учение о целесообразном построении речи и включает знания о нормативности речи: орфоэпические, орфографические, грамматические. И в этой связи заметим, что в настоящее время основной предмет по родному языку в США - это риторика. Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипулирования общественным мнением» (О. Брынская), и поэтому риторика является предметом государственной идеологии, который занимает особое положение среди гуманитарных наук в США. Риторике принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания в системе университетского образования: разработаны теоретические, практические курсы и определенные формы учебных занятий и досуга студентов (во время уик-эндов); функционируют дискуссионные « круглые столы» (для всех студентов в каждом университете) и университетские «круглые столы» (для наиболее компетентных), где проводятся обсуждения актуальных социальных и политических проблем.
Современная риторика в филологии США понимается как наука (science) и как искусство (art) - знание, превращающееся в умение (skill). Как наука она исследует, какие формы принимает речевое общение между людьми, каким правилам подчиняется речевое поведение человека.
И надо отметить, что американцы, европейцы и японцы верят в то, что улучшение речевого общения - важнейшее средство совершенствования и развития общества.
Социологи определили, что современный человек проводит в устном общении более 65 % своего рабочего времени. По данным американских ученых, на беседы у среднего жителя Земли уходит 2,5 года. Это значит, homo sapiens, человек разумный, был и остается homo eloquens - человеком говорящим. Во многих ситуациях человек говорит не только с целью информировать собеседника, а с целью воздействовать на него: убедить, склонить на свою сторону, разуверить, опровергнуть, доставить радость. Часто ли нам это удается? Нужны ли нам риторические знания, чтобы речь оратора не оставила бы равнодушным слушателя, а побудила бы к согласию или к активным действиям, изменить образ жизни, мировосприятие и т. д. Со всей очевидностью можно утверждать, что овладение риторической теорией и мастерством красноречия должно быть целью каждого обучающегося на гуманитарном факультете университета.
Главная особенность риторики как учебного предмета в вузе состоит в том, что она имеет социальные задачи: воспитание ритора - достойного члена общества, компетентного, с осознанной позицией, пропагандирующего высоконравственные общественные нормы поведения и приемы организации речевых отношений. Залогом риторического образования на современном этапе в классическом университете служит сохранение преемственности классической и современной риторики, педагогически и практически ориентированной.
Риторика (теория, мастерство и искусство красноречия) возникла, по сути, как риторическая педагогика, о чем было сказано ранее, потому как софисты, первые теоретики и практики в этой области, занимались риторико-педагогической деятельностью, то есть обучали мастерству красноречия. Следовательно, риторика, возникшая в Древнем Риме и Древней Греции в качестве учебного предмета, и сегодня должна иметь педагогически и практически ориентированный характер. По мнению многих ученых, современная риторика - это вновь философия речевого общения (а не только его техника), это обобщающая этика и эстетика речевого общения, ставящая проблемы нравственного выбора, добра и зла и их проявлений в речевом поведении и общении. И сегодня с уверенностью можно сказать, что современная риторика - это общегуманитарная (филологическая и культурологическая) дисциплина, изучающая теорию, принципы, приемы (способы) построения целесообразной речи (общая риторика) и конкретно виды речей (частная риторика). Как дисциплина в вузе риторика стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, семиотики, теории и истории литературы и означает: изучение теории, ее связи с общественно-языковой практикой; овладение знаниями о построении коммуникативно адекватного текста (в зависимости от целевой установки), реально существующего в виде жанра; формирование на этой основе профессионального мастерства, обеспечивающего умения, связанные с подготовкой к выступлению на каждом этапе классического канона (изобретение, расположение, выражение, запоминание и произнесение публичной речи).
В Программу учебного предмета «Риторика» для гуманитарных факультетов не входит задача обучения «искусству красноречия», поскольку овладение теорией и мастерством красноречия должно быть доступно каждому обучающемуся, не должно зависеть от специальных способностей (дара, таланта красноречия). Мастерство же публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной.
Важнейшая задача предмета «Риторика» состоит в том, чтобы обеспечить понимание студентами основных элементов процесса речевого общения и формирование умений и навыков, необходимых для эффективного речевого поведения в любых речевых ситуациях.
Цель лекций по риторике - дать основы классической современной риторической теории, приобщить к мировой риторической культуре, помочь студентам стать непосредственными участниками реального речевого общения, помня античную пословицу: «Какова у людей жизнь, такова и речь» и справедливое утверждение римского философа Сенеки: «Как пышность пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство, так и вольность речи, если встречается часто, свидетельствует о падении душ, из которых исходят слова».
Особенности нашего понимания предмета риторики как современной теоретической и практической учебной дисциплины в вузе проявляются в отборе материала и соответствующей композиции основных разделов лекций по общей риторике.
Лекция 2. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Начиная систематическое знакомство с историей риторики древности, мы вправе задаться закономерными вопросами: не явятся ли излишними для оратора наших дней сведения по «археологии устного слова»? не окажутся ли эти знания не более чем невостребованным «мертвым грузом» его памяти? Заверим, что, сколь бы прагматично ни был настроен наш современник, ответ на поставленные вопросы будет непререкаемо отрицательным. Обращение к риторической мудрости древних, к истокам развития риторики позволяет увидеть и оценить непреходящие, немеркнущие ценности и законы обращения со словом. Об их оправданности и значимости говорит то, что они с честью выдержали испытание временем.
Особенно велика и уникальна в истории риторики роль древнегреческих практиков-ораторов и наставников-риторов. Античную Грецию справедливо называют «колыбелью европейской культуры» в целом и риторической культуры в частности. Античность - это и эпоха зарождения начальных риторических знаний, и время, когда они приходят в стройную научную систему; это период, когда красноречие достигает высочайших вершин, обладает реальной мощью и общественным престижем. Уже в античную эпоху, «под небом юной Эллады», складываются мировоззренческие идеалы словесного воздействия и взаимодействия, нарабатываются весьма искусные и хитроумные тактики убеждения, намечаются притягательные для слушателей, хотя порою контрастные ораторские манеры. Знакомство с риторическим наследием древности способствует духовному обогащению личности, приобщает ее к культурной памяти человечества, вместе с тем вооружая приемами, и поныне сохраняющими свою обоюдоострую действенность в речевой практике.
1. Различия между восточной и западной риторическими традициями. По свидетельствам старейших культурных памятников человечества, риторика достигает высокого уровня развития не только в Древней Греции и Риме, традиционно чтимых европейской цивилизацией, но и в странах Древнего Востока: Египте, Ассирии, Вавилонии и особенно - в Индии и Китае. Однако между восточной и западной риторической традицией наблюдаются заметные отличия. Они усматриваются главным образом:
• в разном характере регламентации речи - ее подчиненности предварительно предписанным правилам;
• в разном характере адресованности речи.
С одной стороны, восточная традиция ориентировала на более жесткое следование образцу, на заучивание и воспроизведение предложенного готового текста. Старинные памятники содержат обширные своды подобных образцов. Например, в классических книгах китайской образованности - «Шу-цзин» и «И-ли» («Обряды благопристойности») - помещены примеры речей на свадебной церемонии, на званом обеде, выступлений государственных служащих и т. п. В Древней Индии наизусть заучивалось около 30 канонических рассуждений-аргументов для их использования в споре. Западная традиция ориентировала скорее на усвоение общих правил построения речи, которые оратор должен был самостоятельно применить к каждой конкретной ситуации.
Поэтому восточный механизм подготовки выступления получил название конечного, а западный - матричного. В первом случае предлагается закрытая, конечная совокупность текстов на различные случаи жизни, во втором - схема-матрица, используя которую оратор творчески порождает открытое и потенциально бесконечное множество текстов.
С другой стороны, в странах Древнего Востока речь была обычно рассчитана на более узкую аудиторию, нежели в Древней Греции и Риме. Расчет делался в первую очередь на психологические особенности человека вообще, абстрактного слушателя как такового (Древняя Индия), либо на узкий круг ценителей и собственное внутреннее чувство (Древний Китай). Неудивительно, что в Китае, где речи не имели по-настоящему широкого звучания, даже единая произносительная норма складывается в эпоху средневековья. Как следствие, развиваются особенно изысканные, утонченные, перифрастические формы словесного выражения (древнеиндийский трактат «Свет намека», древнекитайский трактат «Резной дракон изящной словесности» и др. памятники), важнейшая роль отводится художественному совершенству высказывания. Аудитория в Древней Греции и Риме была значительно более многолюдной, массовой, и в результате акцент делался на способности убедить, на достижении выступлением практической цели. Таким образом, достоинства западной риторической традиции заключаются в ее более творческом и функционально ориентированном характере.
| |
|
|