Развитие государства. Конец ХХ столетия ознаменовался развитием демократических процес. Нравственное, полное смысла
Скачать 227.14 Kb.
|
2. Истоки древнегреческого ораторского искусства. Первые свидетельства о развитии древнегреческого красноречия обнаруживаются в эпических поэмах Гомера (VIII-VII вв. до н. э.), которые сами звучали в устном исполнении. Прямая речь героев занимает значительный массив текста произведений. Уже здесь прослеживаются попытки индивидуализированных речевых характеристик. Тонкой дипломатичностью, учетом психологии слушателя, искусным обхождением с разными людьми отличаются речи царя Одиссея. К примеру, после кораблекрушения и гибели своего плота герой оказывается выброшенным на берег в мирной стране феаков, весь в грязи и тине, и от него в ужасе разбегаются все служанки оказавшейся рядом царевны Навсикаи. Одиссей же смог пробудить в ней доверие и уговорить ему помочь, продемонстрировав свою учтивость и доброжелательность, начав речь с изысканного развернутого комплимента красоте и очарованию царевны. При описании выступлений Одиссея в период Троянской войны мы сталкиваемся с указанием на такой известный в риторике последующего времени прием, как начальная пауза. Поднявшись со своего места для того, чтобы держать слово, Одиссей, потупившись и сжимая в руках скипетр, некоторое время пребывал в глубоком раздумье. Слушатели готовы были уже решить, что перед ними совершенно неискушенный в публичных выступлениях человек, но тем более впечатляющим был контраст, когда: ...Речи, как снежная вьюга, из уст его устремлялись. В поэмах Гомера дар красноречия окружен величайшим преклонением, пиететом. Вдохновенными речами поднимает боевой дух войск предводитель греческой рати Агамемнон. В почтении внимают слушатели рассказам и советам мудрого старца Нестора, который охарактеризован Гомером как «громогласный вития». Даже храбреца Ахилла его воспитатель и наставник Феникс должен был научить не только «смело действовать», но и «хорошо говорить». К самому слову слово Гомер, придавая ему особую значимость образной оценкой, прилагает красивый устойчивый эпитет крылатое, который впоследhttp://www.philology.bsu.byствии, уже в XIX в., был положен в основу выражения «крылатые слова» (названия ставших популярными высказываний известных лиц). 3. Истоки древнегреческого ораторского искусства. Расцвету ораторского искусства в Афинах V-IV вв. до н. э. способствовало общественное устройство жизни этого города-государства, недаром красноречие называют «духовным детищем демократии». Важными составными звеньями государственной структуры Афин были Народное собрание, Совет пятисот и суд присяжных. Народное собрание (орган, напоминающий славянское вече) решало наиболее значимые, ответственные вопросы государственной жизни: объявление войны и заключение мирных соглашений, подписание союзных договоров, принятие законов, назначение на крупные государственные посты и т. п. В нем могло принимать участие все свободное взрослое мужское население города. При этом аудитория, перед которой приходилось выступать ораторам, составляла полторы-две тысячи человек. Совет пятисот являлся представительским органом, который управлял страной в промежутках между народными собраниями. Здесь также организовывалось гласное обсуждение вопросов для принятия решений. Наконец, в Афинах действовал суд присяжных, обычное число которых было около пятисот человек. При этом адвокатов и прокуроров в современном понимании слова не существовало, и каждый должен был сам постоять за себя, выступая в роли ответчика или обвинителя-истца. В подобной обстановке большое значение имело речевое мастерство участников процесса, способность произвести эмоциональное впечатление на многолюдное собрание присяжных. Воины, разрывая одежды, показывали рубцы от ран; отцы семейства приводили в суд жалобно плачущих отпрысков; поэты читали фрагменты произведений, чтобы показать судьям свое искусство. Поскольку не у всех хватало таланта, чтобы в доходчивой и располагающей к себе форме изложить обстоятельства дела, представив их с наиболее выигрышной стороны, многие вынуждены были прибегать к услугам логографов -составителей речей на заказ, заучивая подготовленные ими тексты выступлений. Итак, устное слово в Афинах могло решить судьбу и отдельного гражданина, и всего государства. Деметрий Фалерский так выразился о тех временах: «могущественную роль, которую на войне играет железо, в мирной жизни играет слово». Закономерно, что ораторское исhttp://www.philology.bsu.byкусство нашло здесь особенно благодатные условия для своего развития. 4. Красноречие афинского стратега Перикла. Своего пика, высочайшего взлета, «золотого века» красноречие афинян достигает в эпоху Перикла (годы жизни - около 490-429 гг. до н. э.). Многолетним пребыванием у кормила власти Перикл был во многом обязан своему дару красноречия. Говорили, что на его устах гостит сама богиня убеждения. По словам древнегреческого историка Фукидида, который происходил из враждебного Периклу клана, но, покоренный значительностью и обаянием этого незаурядного человека, впоследствии сделался его горячим сторонником, Перикл сочетал в себе важнейшие качества идеального государственного деятеля: патриотизм, мудрость, честность и красноречие. Кульминацией красноречия Перикла признается «Надгробное слово памяти афинян, погибших в первый год Пелопоннесской войны». Пелопоннесская война - трагическая братоубийственная война между Афинской морской державой и Спартанским военным союзом, которая привела к ослабленности обоих лагерей перед македонской угрозой и способствовала утрате Грецией свободы и независимости. Перикл не был инициатором этой войны, но как государственный деятель должен был нести ответственность за все происходящее. Речь прозвучала в психологически сложной для оратора ситуации. Ему нужно было говорить на фоне кипарисовых гробов, в которых лежали погибшие, глядя их матерям и вдовам в покрасневшие от слез глаза. Выступление завершилось неожиданно и, по первому восприятию, более чем странно: слушатели подняли Перикла на руки и пронесли его через весь город. Основные смысловые мотивы речи, которая произвела столь сильное впечатление на собравшихся, - прославление родного города, Афин, как «духовной школы всей Эллады»; утверждение величия и справедливости демократических идеалов, во имя которых были отданы жизни погибших; тема вечной памяти о них и их незримого присутствия среди живых; призыв к доблести и стойкости духа. Максимального эмоционального подъема речь, по воспоминаниям о ней, достигла, когда оратор говорил о трагизме утраты юных жизней: «это похоже на то, как если бы из времен года внезапно исчезла весна». Данный пример проникновенного и запоминающегося образа приводит Аристотель в трактате «Риторика». В целом же Периклу как оратору были, по оценкам современников, в большей мере свойственны ровная сдержанность, особое величественное достоинство, в чем он противопоставлялся вождю радикальной политической группировки Клеону (прототип Кожевенника в комедии Аристофана «Всадники», в соответствии с его первоначальным родом занятий). Клеон, как пишет Плутарх, привлекая внимание слушателей громким криком и ударами в грудь, «отбросил на трибуне всякую благопристойность». 5. Зарождение и особенности софистической риторики. В свою очередь, риторика как наука, как теоретическое знание об ораторском искусстве, возникает в 60-е гг. V ст. до н. э. на острове Сицилия, являвшемся западной греческой колонией. Согласно легенде, жители сицилийского города Сиракуз тяжко страдали от жестокого правления двух тиранов и неустанно молились Зевсу Освободителю. Но когда наконец пало это правление, желанного гражданского спокойствия не наступило. Воцарились анархия и смятение. Все враждовали со всеми, выясняя накопившиеся за время тирании грехи и обиды. Тогда некто по имени Корак вспомнил, что слово призвано нести в мир согласие и гармонию, и начал искусно построенными речами успокаивать неспокойный и суетливый демос. После смены режима правления по городу прокатилась волна судебных процессов, где также выступал Корак. Опыт построения речи на суде был положен в основу первых учебников по риторике, которые создали Корак и его ученик Тисий. Здесь дано древнейшее из определений риторики как «служанки убеждения». Корак и Тисий были софистами - профессиональными платными наставниками философии и красноречия, которые появились в Греции в V-IV вв. до н. э. К известным представителям софистической риторики, помимо того, принадлежат Протагор, Фразимах, Горгий, а к «младшим софистам» - Исократ. Философской основой развития софистики стало учение об относительности истины, которое утверждало, что нет прямой и однозначной связи между вещами и представлениями о них, между представлениями и словами. Поэтому не существует единой объективной истины, а даже если бы таковая и существовала, то людям не было бы дано ее постичь. Знаменитый лозунг Протагора «Человек есть мера всех вещей», начертанный на знамени гуманизма, первоначально понимался именно как утверждение субъективности любого представления. Это давало возможность обосновывать какие угодно мнения, даже прямо противоположные друг другу. Излюбленной интеллектуальной и риторической «гимнастикой» софистов было доказательство и опровержение одного и того же тезиса. «Суждение выворачивалось наизнанку, как перчатка», что вводило в смятение и дивило неискушенные умы. Так, софисты, описанные в одном из диалогов Платона, вначале легко опровергают мысль о том, что учатся люди мудрые (ведь им-то как раз менее всего надобно учиться), а затем столь же легко и грациозно, как в причудливом интеллектуальном танце, ее доказывают (самые большие успехи в постижении наук делают изначально развитые умы). В подобной умственной и словесной «эквилибристике», поражающей слушателя, имелась и отрицательная сторона (готовность к подмене понятий ради внешнего эффекта, нравственная эластичность, беспринципность), что повлияло на позднейший неодобрительный смысл слова софистика, и положительная (гибкость и диалектичность мышления). «Светлую сторону медали» подразумевал крупнейший немецкий философ Гегель, когда восхищался софистами: «Что за роскошь в их диалектике! что за безжалостность! что за раскрепощенность! Какое мастерское владение мыслью и словом! « 6. Оппозиция софистической риторике в лице Сократа и Платона. Прославленный афинский философ Сократ (469-399 гг. до н. э.) сам сравнивал себя с оводом, внушавшим беспокойство, будившим мысль и совесть. Философ не оставил после себя письменных произведений, обучая в представлявшихся ему более ценными живых беседах, но своеобразие его взглядов увековечили ученики. Между риторико-философскими позициями Сократа и софистов существовало кардинальное противостояние, которое явилось основой для критики философа в их адрес. Сущность имевшихся противоречий показана в нижеследующей таблице. Для стиля беседы Сократа характерна постановка частных наводящих вопросов. Получив на них утвердительные ответы, он постепенно и незаметно подводил собеседника к согласию со своим тезисом. Современные психологи полагают, что подобный коммуникативный ход - получение хотя бы трех положительных ответов в начале убеждающего диалога - является глубоко оправданным, так как адресат при этом нередко расслабляется, становится более открытым для общения и утрачивает готовность к острому противостоянию. Этот прием известнейший американский специалист по проблемам человеhttp://www.philology.bsu.byческих взаимоотношений Д. Карнеги считал весьма важным для того, чтобы склонить собеседника к той или иной точке зрения, и называл «секретом Сократа». Наряду с этим в современной педагогике пропагандируется так называемый сократический диалог, когда ученик как бы сам заново открывает истину, будучи подталкиваемым к этому умело поставленной системой вопросов. С жесткой критикой софистической риторики выступил также один из любимых учеников Сократа Платон (около 428-347 гг. до н. э.), который и запечатлел образ и воззрения своего учителя, в частности, в непосредственно затрагивающем риторическую проблематику трактате «Горгий». Автор обвиняет ораторов-софистов в том, что они гонятся за успехом у публики, потворствуя ее вкусам; увлекаются внешней стороной вещей, не проникая в их сущность; отдают предпочтение выступлениям перед смешанной и ограниченной толпой, а не диалогу с избранными. «Методом от противного» Платон рисует свой риторический идеал - оратора, стремящегося к исправлению нравов, к укоренению в душах слушателей добрых чувств и стремления к познанию вечных идей. 7. Крупнейшие представители отдельных родов красноречия. Помимо того, в каждом из основных выделявшихся в античности родов красноречия: в политическом, судебном и торжественном (хвалебном или порицающем) - выдвинулись свои видные представители, отдельные из которых выступали в различных ораторских ролях. Так, главным образом в качестве крупнейшего политического оратора прославился Демосфен, наиболее громкие судебные выступления которого также имеют политическую окраску. О его риторическом творчестве речь пойдет ниже. Самым признанным мастером судебного красноречия Древней Греции является Лисий (459-380 гг. до н. э.). Он получил известность в качестве логографа - создателя речей на заказ. О популярности оратора свидетельствует его обширная клиентура, то, что в древности ему приписывалось рекордное число составленных речей (около 425). Подготовленные Лисием выступления отличались: • живостью и правдоподобием обрисовки характера героев (искусством так называемой этопеи), представлявших различные социальные группы населения: воинов и мирных жителей, людей среднего достатка и богатых аристократов; • сдержанностью и корректностью в отношении деталей частной жизни противника, сопоставительно с выступлениями иных античных ораторов; • лаконичностью вступлений и заключений; • динамичностью и занимательностью повествовательной части с изложением обстоятельств дела; • чистотой и прозрачностью языка, лишенного ненатуральных в устах заказчика риторических украшений. В сфере торжественного красноречия блистал талант Горгия (483-375 гг. до н. э.). Его риторическая манера с отчетливостью проявилась в речи «Похвала Елене» (полушутливой, полусерьезной попытке обелить в глазах современников Елену Прекрасную, виновницу кровопролитной Троянской войны. Для Горгия-оратора особенно характерны: • вера в магическую и неодолимую силу слова. Крылатой сделалась следующая программная цитата из Горгия: «Слово - величайший владыка. Видом малое и неприметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость»; • исключительная изобретательность, разнообразие и хитроумие в подборе доводов (практическая реализация собственной установки на то, что «доказывать слушателю надобно всеми доказательствами»); • особая выразительность стиля, в частности, в результате эффектного употребления антитезы, именуемой «горгианской фигурой» по причине широкого привлечения этим оратором; • завораживающая напевность звучания речи за счет периодического использования ритма и вкраплений рифмы в прозу (представляющих собою так называемую фигуру равноконечности - го-меотелевт). Как видный представитель политического и особенно торжественного красноречия признание получил Исократ (436-338 гг. до н. э.), глава элитарной риторической школы. От природы его отличали тихий голос и робость перед толпой слушателей. Поэтому свои выступления он распространял для чтения, в том числе и публичного. Зато заслугами Исократа явились: • выдвижение «принципа надлежащего», отстаивание высоких моральных идеалов, необходимости служения государству и обществу, воспитательный пафос выступлений; • масштабность, основательность, аналитизм и философичность в раскрытии темы; • разработка универсальной структуры похвальной речи, которая включала в себя похвалу происхождению героя (родине, народу, предкам, родителям), его образованию и воспитанию, прославление внешних и внутренних положительных черт и сопоставления, выигрышно оттеняющие центральный образ; • соблюдение рамок достоверности, «человеческой нормы» при восхвалении героя, отсутствие резких и фантастических преувеличений. Так, Исократ отказывался от передачи предшествовавших рождению героя чудесных пророчеств и снов, что выглядит просто удивительным в контексте мифического сознания того времени; • отшлифованность и изысканность стиля, использование фигуры периода (объемных синтаксических структур с противопоставленностью восходящей и нисходящей частей, разделенных заметной паузой, что придавало речи музыкальность. 8. Риторическая деятельность Аристотеля. Проблематика трактата «Риторика». Знаменитый ученый-энциклопедист древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.), не только современник, но и одногодок Демосфена, с юности и в течение 20 лет входил в круг учеников Платона (так называемый 1-й афинский период биографии). Платон называл его разумом и надеждой школы. Благодаря оригинальности и силе мышления в своих взглядах он не следовал рабски своему учителю и не боялся полемизировать с ним (вспомним его позднейший знаменитый афоризм Платон мне друг, но истина дороже). Существуют любопытные сведения о том, что в школе Платона Аристотель преподавал риторику. Этот объемный курс был поручен ему в первые же годы пребывания в стенах Академии. Спустя время Аристотель учил в числе других дисциплин искусству поэзии, красноречию и этикету Александра Македонского, будущего наследника трона. В дальнейшем в пригороде Афин Аристотель открыл свою собственную школу - Ликей, давший название всем последующим учебным заведениям такого рода. В Ликее он вел занятия в процессе ходьбы, прогуливаясь со своими учениками по галерее, что, как считалось, активизирует мышление (2-й афинский период его деятельности). Среди преподававшихся им предметов была риторика. Трактат «Риторика» возник именно на базе тех строго научных лекций, которые Аристотель читал по утрам избранному кругу посвященных учеников. Возможно утверждать, таким образом, что занятия риторикой проходили своеобразной «красной нитью» через биографию ученого. Далее мы тезисно рассмотрим структуру и проблематику его трактата «Риторика». В композиционном отношении трактат состоит из 3-х книг. В 1-й книге дается |