Иисса. ОС ИСАА новое время (очное) 2 Курс, 4 Семестр. О. А. Никонов Планы семинарских занятий
Скачать 105.31 Kb.
|
часть I «Новая история стран Азии и Африки» 2022-2023 учебный год, 2 курс, 4 семестр Направление 44.03.05 Педагогическое образование Профиль «История и Обществознание», «История и Иностранный язык», «История и Право» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Очная форма обучения Эссе (от 10 до 15 баллов) Разработчик: В. А. Никитюк кандидат исторических наук, доцент Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории стран Азии и Африки (протокол №1 от 04.09.2021)
Написание эссе на тему: «Функциональные концепции развития восточных империй: Могольской, Цинской, Османской и Персидской» Для написания эссе необходимо задействовать, прежде всего, знания, полученные семинарских занятиях по первому, второму, третьему и четвёртому разделам. Их основные формулировки – Цивилизационные особенности и стадиально-формационный уровень развития афро-азиатских обществ к началу Нового времени. Социально-экономическое развитие афро-азиатских обществ в период складывания и развития мировой колониальной системы. Развитие государственности в странах Азии и Африки в Новое время. Политическая культура афро-азиатских обществ в Новое время. Далее даётся небольшой исторический обзор Могольской, Цинской, Османской и Персидской империй с учётом хронологии Нового Времени (XVI в. – начало ХХ в.) Студентам следует описать историческое развитие каждого государства (Цинской, Османской Персидской и Могольской империй) в Новое Время, в объёме 1,5 страниц (не более) для каждой державы! В лекционном курсе рассматривается развитие исторической модели Османской империи. I.Для раскрытия этой темы необходимо уделить внимание проблеме так называемых универсальных восточных государств и их бессмертия, которое опирается на способность удерживать статус этих империй раздающих наследство и после того, как уже утрачены какие-либо реальные основания. Необходимо кратко описать вилайеты и пашалыки О.И., в которых проживали различные этносы (тюрки, арабы, восточно-европейские народы). Рассказать о системе землевладения в О.И. (тимар, зеамет, чифтлик, мульк). В период упадка Османской империи, в критические времена между катастрофическим окончанием русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и кончиной султана Мехмеда II на исторической сцене появился ряд честолюбивых военоначальников, готовых присвоить себе титулы владык государств-последователей, но действовавших от имени падишаха, хотя исключительно в своих собственных интересах. (Египет, Сирия, Саудовская Аравия, Восточно-Европейские области О.И.). И наконец рассказать о взаимодействии Западно-Европейских стран и О.И. в период c XIX в. и до начала ХХ вв. (Великобритания, Франция, Россия). II. Так бюрократия маньчжурской династии Цин (как приемница ханьской династии Мин) свято верила в то, что все суверены во всех частях света, с которыми Поднебесная вступала в дипломатические контакты, получали свои титулы, как и они в Пекине. Кратко рассказать о том каким образом манчжурская Империя Цин, после зовоевания Китая с 1683 г. создаёт державу как правоприемница ханьцев, используя для этого все государствообразующие институты минского Китая. Описать землевладения цинского Китая в период с конца XVII в. и до начала ХХ в. Кратко рассказать о системе Лифаньюань – как главном механизме в системе управления вассальными землями Китая. (Китаецентристская идея – это «Центр Поднебесной» (Чжунго) и «Периферия» (Вайфан), при этом термин вайфан (вай - внешний, фянь-изгородь, ограждать) в использовании цинами имел следующие значения: 1). Жители подвластных зависимых территорий; 2). Народы стран, подчиненных Китаю («внешние» вассалы - это жители Монголии, Тибета, Синьцзяня – народы центрально-азиатских территорий со смешанным монгольским и тюрским населением. 3). Этносы независимых чужеземных государств, поддерживающие связи с Китаем «иностранцы»). Превращения Китая в полуколонию державами (Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Япония) в XIX в. – в начале XX вв. III. Персидская династия Сефевидов (1500-1736), основанная шахом Исмаилом (1499-1524), восстановила порядок в Иране и утвердила шиитское направление как государственную религию. Эта династия достигла своего истинного величия во время царствования шаха Абасса I (Аббаса Великого, 1587-1629), который вытеснил шейбанидских ханов и Османов из пределом империи, но последующие Персидские династии (Афшары, Зенды, Каджары) уже никогда не имели такой мощи, но, тем не менее, долгое время удерживали этот статус при русско-английском соперничестве и даже после него. Кратко рассказать о бабизме, объясняя догматы этого учения, перечисленные ниже, с точки зрения шиитского направления ислама, показывая, что воззрения Али Мухаммада Ширази (Баб) были несовместимы с исламским вероучением. Огромное количество народа в Иране в это время стали приверженцами его учения, что привело к столкновению между мусульманами и бабидами, в 1848 году, восставшие выступили с лозунгами социальной справедливости и установления равенства между людьми. В своем учении Али Мухаммад (Баб): Не допускал воскресения всех людей на Страшном суде, а считал это воскресение духовным. Бог может воплотиться в различных людях и, в частности, он воплотился в нем. Считал себя – представителем всех пророков, которых Бог посылал к людям. Время разделено на установленные Богом циклы, для каждого временного цикла Бог посылает нового пророка, одним из которых и является Баб. Священные Писания не вечны и должны меняться в соответствии со своей эпохой. В «Бейяне» были отменены многие законы Шариата. Придавал мистический оттенок различным числам. Признавал переселение душ (танасух). В области права не признавал различия между мужчинами и женщинами по вопросам наследования. Объявил о равенстве всех людей, независимо от расы и национальности, полное уравнение прав женщин и мужчин. IV. Успех Османской и Цинской империй в сохранении, несмотря на упадок, монополии на право считаться оплотом и источником законности не был, однако, столь замечательным, как дипломатический и одновременно психологический ход Могольской империи. Поэтому могольская династия Бабуридов продолжала сохранять свою роль, находясь в тени держав, в отличие от правителей Османской и Цинской империй, а последний из Великих Моголов не дожил до столь печального конца, как они. Кратко рассказать о землевладении в М.И. (халисэ, замин, джагир, инам, суюргал), объясняя, почему заминдары и джагирдары были в основном, людьми разного вероисповедания и каким образом Падишах (Великий Могол) устранял противоречия между ними о праве их наследования землёй? Каким образом мусульманское меньшинство умудрялось удерживать власть в М.И. довольно длительное время? Кратко рассказать о взаимодействии Ост-Индской Английской Компании и М.И. до 1857 г. (реформы англичан в Индии). Описать органы колониального управления Великобритании в Индии с 1859 г. до 1918 г. В эссе студенту предоставляется возможность творчески осмыслить полученные знания и как историку суметь понять подлинную этническую историю, учитывая и поли-этничность и поликонфессиональность стран Азии и Африки по проблематике разделов. При выполнении эссе необходимо иметь в виду особый характер харизмы, традиционную сакральную или полусакральную сущность восточной власти всех уровней – глав деревенских старост, триад, религиозных старейшин, монархов. Понять, что без учета этнических особенностей нельзя объяснить причины быстрого роста одних и отсутствие всякого роста других государств при равных вложениях капитала, нельзя добиться успеха без знаний местного этикета. Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе учит четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках исторической дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики исторического вопроса формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых концепций, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Необходимо дать определения для таких понятий, что такое «цитата-парафраз-плагиат». Конспектируя источники в своих тетрадях, студенты пересказывают определенные мысли авторов по их работам (создают парафраз), а также приводят в кавычках дословные выписки из источников. Когда создают текст какой-либо работы (эссе, научная стать, доклад, аналитическая записка, проблемно-аналитическое задание), то эти записи используют прямо из тетради. Необходимо проверить, чтобы списываемые куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника, если вы спишете не закавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат. Чтобы парафраз не перешёл в плагиат, необходимо понять, прежде всего, что парафраз (конспект) обычно короче подлинника, однако бывает и, наоборот, в подлиннике в единой фразе или в кратком периоде сказано так много, что конспект создается путем удлинения, а не путем укорачивания оригинала. В этих случаях не надо тревожиться, как бы не повторился исходный текст. В других случаях и неизбежно, чтобы некоторые термины воспроизводились дословно. Конечно, спокойнее всего вы будете себя чувствовать, создавая парафразы без подглядывания в подлинник: этим будет доказано не только что вы не воруете, но и что вы понимаете исходный текст. Необходимо всё это пояснить на примерах. (Умберто Эко «Как написать дипломную работу») Возьмем Исходный текст – кусок из книги Нормана Кона. «Фанатики Апокалипсиса». В примере 2 приведем приличный пересказ. Пример 3: лжепересказ — замаскированный плагиат. Пример 4: то же, что пример 3, но без всякого плагиата, благодаря правильному закавычиванию. 1. Исходный текст Появление Антихриста привело к еще большей напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя, при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится долгожданное скончание времян. Второе Пришествие и царство праведных. Все жили начеку, выискивали «знамения», которые, согласно прорицаниям библейских пророков, должны были предварить собой последние «смутные времена». А поскольку к «знамениям» могли относиться и злые правители, и гражданская рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающая греховность в мире, недостатка в «знамениях» никогда не бывало. 2. Честный парафраз Ожидание Антихриста, который выступал и как олицетворение царства зла, преисполненного разорения и скорби, и как предвестие так называемого Второго Пришествия (Parusia: возврат Христа во славе). В то время, отмеченное трагическими событиями, грабежами, разбоями, неурожаями и чумой, не было недостатка и «знамениях», которые, по заветам библейских пророков, истолковывались людьми как сигналы о приближении Антихриста. 3. Лжепарафраз В то же время невозможно не учитывать, что появление Антихриста привело к еще более сильной напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя, при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится и долгожданное скончание времян. Второе Пришествие и царство праведных. Люди жили постоянно начеку, выискивали «знамения», которые, согласно прорицаниям библейских пророков, призваны предварить собой последние «смутные времена». А так как к «знамениям» принято было относить и злых правителей, и гражданскую рознь, и войны, засухи, голод, мор. кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающую греховность мира, найти такие «знамения» не составляющая труда. 4. Почти буквально, но без плагиата Несколько поколений жило в атмосфере непрерывного ожидании демона-разрушителя, «при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится долгожданное скончание времян. Второе Пришествие и царство праведных». Люди постоянно были начеку, стараясь обнаружить «знамения», которые, согласно традиции библейских пророков, должны были предварить собой последние «смутные времена». А поскольку, замечает Кон, к ««знамениям» могли относиться и злые правители, и гражданская рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающая греховность в мире, недостатка в «знамениях» никогда не бывало». Совершенно очевидно, что чем трудиться сочинять парафраз четвертого типа, про те и лучше привести весь кусок из Кона как цитату. Но чтоб иметь возможность так работать, надо быть уверенными, что на вашем конспекте либо выписана цитата в безупречном виде, или сделан безупречный пересказ. В момент сочинения работы, источников под рукой у вас не будет, и вы не можете достоверно помнить, что происходило при конспектировании каждой книги. Вы должны быть стопроцентно убеждены, что если на конспект кавычек нет, написанный на ней отрывок — парафраз, а не плагиат. Для получения соответствующих баллов по дисциплине: «История стран Азии и Африки» части I - «Новая история стран Азии и Африки» за написание эссе по теме: «Функциональные концепции развития восточных империй: Цинской, Османской, Персидской и Могольской» Студенту необходимо выполнить ряд условий: Эссе отправляется на электронный адрес: va.nikityuk@mpgu.su , в теме электронного сообщения должны быть указаны: фамилия, имя студента, номер группы, эссе по ИСАА. (ПРИМЕР: Иван Иванов, 205 группа, Эссе по ИСАА). Сообщения без темы не проверяются. Дата сдачи эссе оговаривается преподавателем заранее. ЭССЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ФОРМАТЕ - «WORD» ДРУГИЕ ФОРМАТЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ И НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ. Эссе должно быть отправлено не позднее двух суток от заявленного срока. Все что прислано после срока не оценивается. ЭССЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПИСАНО САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ! ЕСЛИ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОВО В СЛОВО ПОВТОРЯЮЩИЕ НАПИСАННЫЕ ДРУГИМИ АВТОРАМИ ИЛИ СТУДЕНТАМИ ВАШЕЙ ИЛИ ДРУГОЙ ГРУППЫ, ИЛИ СТУДЕНТАМИ ПРЕДЫДУЩИХ ЛЕТ, ИЛИ ЯВНЫЕ СЛЕДЫ ИНТЕРНЕТ ФОРМАТИРОВАНИЯ ТЕКСТА, ТО ТАКИЕ РАБОТЫ ОЦЕНИВАЮТСЯ В «0» БАЛЛОВ. В НАЗВАНИИ ВОРДОВСКОГО ФАЙЛА должны быть указаны: имя, фамилия студента, номер группы, и «слова» – эссе по ИСАА: (ПРИМЕР: Иван Иванов, 205 группа, эссе по ИСАА) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ для ЭССЕ НЕ ОФОРМЛЯЕТСЯ. ПРОЕКТ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОЙ СТРОЧКИ ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ В КОТОРОЙ УКАЗЫВАЕТСЯ ИМЯ, ФАМИЛИЯ СТУДЕНТА, ГРУППА И «СЛОВО» ЭССЕ И «НАЗВАНИЕ ЭССЕ». (ПРИМЕР: Иван Иванов, 205 группа, эссе: «Функциональные концепции развития восточных империй: Могольской, Цинской, Османской и Персидской» ТЕКСТ ВАШЕГО ЭССЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТФОРМАТИРОВАН КАК УКАЗАНО НИЖЕ и, ЕСЛИ ОН НЕ БУДЕТ ОТФОРМАТИРОВАН ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТО ВАШЕ ЭССЕ ПРОВЕРЯТЬСЯ НЕ БУДЕТ: Выбираем Шрифт: Times New Roman, размер 12. Выбираем опцию - Выделить – Выделить всё – опция - на всю ширину листа. Выбираем опцию - Выделить – Выделить всё – Макет – Поля – Узкие Выбираем опцию - Выделить – Выделить всё – На мышке правая кнопка опция – Абзац – Первая строка – Отступ – на – 0,5 см. – Междустрочный – Минимум – ОК. ОБЩИЙ ОБЪЕМ ЭССЕ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ 6 (ШЕСТЬ) СТРАНИЦ. РАЗРЕШЕНА К ЭТИМ 6 (шести) СТРАНИЦАМ ТОЛЬКО ПОЛОВИНА СТРАНИЦЫ, НЕ БОЛЬШЕ. БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ БУДЕТ ШТРАФОВАТЬСЯ СНЯТИЕМ БАЛЛОВ: 1 БАЛЛ, ЕСЛИ ЛИШНЯЯ 1 СТРАНИЦА; 2 БАЛЛА, ЕСЛИ ЛИШНИЕ 2 СТРАНИЦЫ; ЕСЛИ ОБЪЁМ ЭССЕ УВЕЛИЧЕН БОЛЕЕ ЧЕМ НА 4 СТРАНИЦЫ, ТО ТАКАЯ РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ В «0» БАЛЛОВ. Текст эссе должен соответствовать указанному плану. Студент, работая над темой, должен использовать разные источники, выделяя основные даты, события, исторические персоналии. ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ СЛОВАРЬ (ГЛОССАРИЙ) СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВОСТОЧНЫХ ТЕРМИНОВ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ЭССЕ (на каждую империю НЕ МЕНЕЕ 12 ТЕРМИНОВ) БЕЗ ГЛОССАРИЯ ЭССЕ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ! КОЛИЧЕСТВО СТРАНИЦ ГЛОССАРИЯ НЕ ВХОДИТ В ЭТИ (ШЕСТЬ) ЗАЯВЛЕННЫХ СТРАНИЦ. ЦИТАТЫ ИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ НЕ НУЖНЫ, ТАК КАК ПРОВЕРЯЕТСЯ ВАШЕ ЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ И УМЕНИЕ ДАВАТЬ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. Предложения в эссе должны быть информативными, конкретными и непосредственно соответствовать тематике эссе. Если текст будет состоять из «воды» (т. е. предложений совершенно не несущих никакой информации или не имеющих к данной теме никакого отношения), а также если предложения будут лишены какого-либо смысла (явные фактологические ошибки, нарушения связности текстов, вырванные из контекста чужих источников и литературы, скопированные из различных сайтов), то баллы за эссе будут снижены в зависимости от количества таких участков в работе вплоть до «нуля». Эссе, которые принимаются повторно после доделывания, оцениваются в 10 баллов. ЕСЛИ ВСЕ ДАННЫЕ УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНЫ, ТО ЭССЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ ДАННОГО СОЧИНЕНИЯ. Критерии рейтинговой оценки Минимальное количество баллов – 10. Максимальное количество баллов – 15. 10 балла: содержание работы не раскрывает или практически не раскрывает тему эссе и не показывает каких-либо удовлетворительных знаний автора по данному вопросу, текст носит чисто формальный характер и не отвечает стилевой своеобразности эссе. От 9 до 11 баллов: эссе показывает достаточно хорошее знакомство автора с научным содержанием темы, автор достаточно профессионально раскрывает данную проблему, использует востребованную в сегодняшнее время не лежащую на поверхности информацию, но тем не менее автор не до конца продемонстрировал способность к образному и исключительному стилю, текст носит скорее закономерно претенциозный характер; От 12 до 15 баллов: эссе показывает отличное знание автором научного содержания темы, понимание ее востребованного содержания, автор оказал довольно грамотный подход к раскрытию поставленной проблемы; текст полностью отвечает систематизированной специфике эссе, его стиль отличается образностью, грамматически организованными изречениями, необычностью индивидуального суждения, использованием средств лексической выразительности. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) Институт истории и политики Исторический факультет Кафедра новой и новейшей истории стран Азии и Африки ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО по дисциплине «История стран Азии и Африки» |