тгп лекции (сухова). Тема Предмет и Метод государства и права
Скачать 397.5 Kb.
|
5-6 тыс. лет назад. Появление связано с экономическими предпосылками возникновения. Возникновение государства является закономерным развитием перехода от присваивающей экономики к производящей.Теория Государства и Права (Сухова Надежда Ивановна) Тема 1. Предмет и Метод государства и права. Вопросы:
1. Человек стремится познать окружающий мир, чтоб познав иметь и использовать возможность изменять его. Наука – это особая форма познания окружающей действительности. Сущность: накапливает, анализирует, систематизирует достоверную информацию. Значение: научные знания позволяют понимать сущность происходящего вокруг, объяснить его, прогнозировать развитие и влиять на это развитие. Наука – система достоверных, логически выверенных упорядоченных знаний о явлениях природы и общества, выраженных в абстрактных понятиях и категориях. Научное понятие – мысленный образ изучаемого объекта, отражающих систему признаков, отличающих его. Научная категория – системное и сложное понятие, использующееся для отражения сущности более сложных явлений. Научная закономерность – устойчиво повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (пр право и гос-во возникают одновременно). Научные знания существуют только в системе, не противоречат, связаны, всесторонне изучают окружающие предметы. Многообразие мира обуславливает многообразие наук. Науки делятся:
Правоведение (юридическая наука, юриспруденция – система юр. наук):
Система юридических знаний:
-ТГП
- История государства и права - История правовых и политических течений.
-уголовное право, - гражданское, -конституционное и другие.
-криминалистика
-публичное право (между публичными субъектами) -международное частное право (между частными лицами). Объект и предмет науки Объект – стороны окружающего мира, сферы деятельности. Юридическая наука также имеет свой объект: она анализирует гос-во и право, изучает их в целом, их структурные элементы, закономерности. Правоведение изучает практику: систему отношений и процессов, имеющих место в правовой сфере, изучает явления, которые оказывают влияние на государственно-правовую действительность. Юридический объект – государство и право, государственно-правовая практика, социальную политическую (не юридическую) практику. Предмет – каждая правовая наука рассматривает объект с одной стороны. Это и есть предмет. Это система закономерностей и свойств объектов, изучаемых в рамках определенных отраслей знаний.. Особенность предмета ТГП.
Структура ТГП.
Предмет ТГП: только теория, закономерности, свойства и другие сферы. Объект ТГП – государство и право. Метод изучения ТГП Путь познания. Целостная система правил и способов, принципов, применяемых в изучаемый исследованиях для получения объективного истинного знания. Все многообразие методов в ТГП можно подразделить на три группы:
Общенаучные: определяют общий подход исследования к познавательному процессу и объекту познания. Эти методы используются на всех этапах познавательного процесса и не зависят от отраслевой специфики науки. К ним относятся: метофизика, диалектика. В Российской юридической науке наибольшее распространение получил диалектический метод познания, он позволяет изучать не только статичные состояния и структуру разнообразных явлений, но и их диалектику развития и взаимодействия различных явлений между собой. Диалектический метод основывается на трех законах диалектики:
Законы диалектики находят свое проявление в правилах и категориях диалектической логики, эти правила устанавливают требования полноты, всесторонности, противоречивости, истинности и других требований научного познания. Практика используется в качестве критерия истинности полученного знания. Частнонаучные методы: носят междисциплинарный характер и исследуются на определенных этапах познавательного процесса:
Специальные методы в своей совокупности ориентируются на специфику познания предмета каждой науки. Поэтому ТГП использует формально-юридический метод, сравнительный метод, конкретно-социологический метод социально-правового эксперимента. Место ТГП в системе гуманитарных и юридических наук. В силу повышенной значимости государства и права в общественной жизни, данное явление в той или иной мере изучается всеми гуманитарными науками, однако исследование данных явлений проходит в них по-разному. Так философия анализирует закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государства и права в общем историческом процессе. Экономические науки изучают влияние государства и права на экономическую жизнь общества. А политические науки – на политику. ТГП занимает особое место в системе юридических наук. Эти науки делятся на 3 группы:
Особенность: в отличие от исторических наук, которые исследуют историю развития отдельных политических и правовых явлений, теория государства и права освобождается от всего конкретного и детально изучает лишь общие закономерности политико-правовых явлений. В отличие от отраслевых наук, которые ограничены во времени и пространстве, ТГП изучает всю сферу политической и правовой жизни. Взаимодействие ТГП с прикладными науками осуществляется через отраслевые науки. Тема 2: происхождение государства и права. Вопросы:
В ТГП существовало и существует множество теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Каждая теория отражает взгляды различных слоев и групп общества. Причины, которые поражают их, выражаются: в сложности и многогранности самого процесса возникновения государства, субъективности взгляда, сколько людей – столько и фактов. Теологическая теория: В основе лежит учение о всемогуществе Бога. Возникло при феодализме. Основоположник – Фома Аквинский. Причиной всего, что существует – Бог. Он определяет должный порядок в обществе и природе. Для регламентации общественных отношений Бог создает государство, которое является руководителем общества и заботится о благополучии народа и порядке в обществе. Государство является результатом проявления божественной воли, практическим ее выражением на земле. Народ должен подчиняться воле государственной власти, как в продолжению божественной воли на земле. Это официальная теория Вавилона и по сей день. Патриархальная теория: Основоположник – Аристотель. Государство – продукт естественной и политической природы человека. Появляется в результате развития семьи. В основе образования государства лежит желание людей общаться с себе подобными, это приводит к тому, что образуется семья, что несколько семей образую род, или селение, а из них получается государство. Оно является высшей формой человеческого общения, в которой гражданин может получить максимально возможное удовлетворение своих потребностей. Власть монарха в государстве является продолжением власти отца в семье, который обязан заботиться о членах своей семьи и обеспечивать их послушание. Психологическая теория: Основоположник – Петражитский Л.И. Суть: основными причинами возникновения государства являются особенности психологии человека, импульсы и эмоции, которые, по мнению представителей теории, играют главную роль в приспособлении человека к условиям жизни и в процессе образования государства. Патримониальная теория. Основоположники – Цицерон, Галлер. Патримония – право собственника на землю. Государство произошло от права собственника на землю. Лицу, которому принадлежит земля, принадлежит и власть над всеми проживающими на ней. Договорная теория. Основоположники – Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Монтеске, Локк. Суть: государство возникает в результате заключения общественного договора о проживании. Было время, когда люди не знали ни государства, ни права. В этом состоянии не было власти, которая могла защитить человека, гарантировать его права. Была война всех против всех. Для устранения этого люди объединились. Они договорились, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передадут органу, который должен представлять их интересы и который возьмет на себя ответственность за обеспечение их прав. Таким органом стало государство. Если условия договора государством нарушаются, то народ имеет право на революцию. Теория насилия Основоположник – Карл Каутский и Гум Пович. Суть: государство возникает в результате насилия, завоевания менее сильных племен более сильными и организованными. Будучи инструментом организации, государство становится средством защиты завоеванных от посягательств других сильных племен. Государство необходимо больше слабым племенам, чем сильным. Еще теории: Марксистская, ирригационная, инцестовая, материалистическая, органическая, спортивная, космическая. Около 2-х млн. лет назад появляется человекоподобное существо.
Ритуал – правило поведения, в котором определяющее значение имеет внешняя форма поведения. Цель – вызвать чувства, психический настрой. Обряд – правило, выражающееся в символических действиях, в воспитательных целях (посвящение, изгнание духа, обряд захоронения). Мифы – сказания о практике, опыте и действиях предков и положительных героях. Обычаи – складываются исторически в результате многократного повторения в течении жизни нескольких поколений. Передаются из поколения в поколение, служили регулятором отношений и распространялись на все сферы жизни. Моральные нормы – правила поведения, основанные на субъективности мнения. Регулируют типичные отношения. Являются обязательными предписаниями. Имеют устную форму выражения. Обеспечивались мерами общественно воздействия. Запрет, табу – самое распространенное. Три разделения труда: Формирование скотоводства и земледелия привело к первому крупному разделению труда. Позднее человек освоил способы обработки материалов, что создало возможность развития профессиональной деятельности. Ее появление повлекло 2е разделение труда. Развитие средств производства делает труд человека более эффективным, приносящим большее количество благ. Появление избытков приводит к появлению купечества и торговли. Это и есть 3е разделение труда. Причины возникновения государства:
Четвертое разделение труда – это выделение управляющего класса, появление профессиональных управленцев, формируется прообраз государства. Отличительные признаки первобытной власти от власти государства:
Государство и право возникают одновременно. Право формируется частично из старых обычаев, удовлетворяющих новым условиями, и из прецедентов. Обычай первобытного общества -> правовой обычай (обеспечивается силой государства) -> прецеденты -> законы. Отличия обычая от права (отличия социальных норм от норм первобытного общества): 1.Если обычаи первобытного общества создавались всем населением и длительное время, то право формируется государственной властью. Если процесс создания обычаев был стихийным, то право создается осознанно. 2.Если обычаи первобытном обществе исполнялись всеми добровольно в силу авторитета власти, то норма права обеспечиваются возможностью принуждения. 3.Если обычаи первобытного общества выражали интересы всей общины, то право выражает и защищает интересы правящего класса. |