Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК159.923 ББК 88.37 ISBN © Михайличенко В. Е., 2015 3СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Глава 2. Самосознание как основа развития личности

  • Глава 3. Роль Я -концепции в осознании и формировании личности

  • Глава 4. Формирование личности

  • Глава 5. Развитие личности

  • Глава 6. Роль обучения в процессе развития личности

  • Глава 7. Профессионально-личностное развитие студентов во время обучения в вузе

  • Глава 8. Саморазвитие личности и ее самовоспитание

  • Глава 9. Самопрограммирование личности на успех

  • Глава 10. Роль психического самосовершенствования в активизации студентов

  • Глава 11. Самоактуализация личности

  • Список литературы

  • Г л а в а 1 ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Личность как предмет психологического исследования

  • Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеМонография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
    Дата27.04.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла162879628.pdf
    ТипМонография
    #500990
    страница1 из 31
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    «Харьковский политехнический институт»
    В. Е. Михайличенко
    ПСИХОЛОГИЯ
    РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    Монография
    Харьков
    НТУ «ХПИ»
    2015
    brought to you by
    CORE
    View metadata, citation and similar papers at core.ac.uk
    provided by Library of National Technical University "Kharkiv...

    2
    УДК 159.923
    ББК 88.37
    М69
    Р е ц е н з е н т ы :
    В. А. Лозовой, д-р филос. наук, зав. кафедры культурологии, профессор
    Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого
    Г. В. Попова, канд. психол. наук, профессор, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт
    Публикуется по решению Ученого Совета НТУ «ХПИ»,
    протокол № 10 от 27.11.2015 г.
    Розглянута особистість як предмет психологічного дослідження і самосвідо- мість як основа її розвитку. Вивчено проблему формування і розвитку особистості, впливу зовнішніх і внутрішніх факторів на цей процес. Показана вікова динаміка розвитку особистості і провідна роль навчання у процесі психічного розвитку.
    Розглянуто професійно-особистісний розвиток і саморозвиток студентів під час навчання у ВНЗ, способи і методи підвищення якості їх підготовки. Запропоновані рекомендації із саморозвитку і самовдосконалення особистості для її самореалі- зації та самоактуалізації.
    Призначено для спеціалістів, може бути корисним студентам, магістрам, аспі- рантам.
    Михайличенко В. Е.
    М.69 Психология развития личности : Монография / В. Е. Михайличенко –
    Х. : НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с. – На рус. яз.
    ISBN
    Рассмотрена личность как предмет психологического исследования и само- сознание как основа ее развития. Изучена проблема формирования и развития личности, влиянии внешних и внутренних факторов на этот процесс. Показана возрастная динамика развития личности и роль обучения в процессе психического развития. Рассмотрено профессионально-личностное развитие и саморазвитие студентов во время обучения в вузе, способы и методы повышения качества их подготовки. Предложены рекомендации по саморазвитию и самосовершенство- ванию личности для ее самореализации и самоактуализации.
    Предназначено для специалистов, может быть полезным студентам, магист- рам, аспирантам.
    Ил.5. Библиогр.: 221 назв.
    УДК159.923
    ББК 88.37
    ISBN
    © Михайличенко В. Е., 2015

    3
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение ............................................................................................................. 5
    Глава 1. Личность как предмет психологического исследования ........ 8 1.1. Личность как предмет психологического исследования .................. 8 1.2. Структура личности ............................................................................. 18 1.3. Личностный смысл как основной критерий внутреннего мира человека................................................................................................. 25
    Глава 2. Самосознание как основа развития личности ........................ 33 2.1. Самосознание: его значение и изучение ............................................ 33 2.2. Структура личности ............................................................................ 42
    Глава 3. Роль Я-концепции в осознании и формировании
    личности .......................................................................................................... 51 3.1. Я-концепция и ее структура ............................................................... 51 3.2. Роль различных факторов в осознании и формировании
    Я-концепции ........................................................................................ 59 3.3. Использование Я-концепции для саморазвития и самосовершенствования личности ..................................................... 79
    Глава 4. Формирование личности .............................................................. 82 4.1. Индивид как продукт филогенетического и онтогенетического развития................................................................................................. 82 4.2. Особенности формирования человеческого индивида .................... 87
    Глава 5. Развитие личности ....................................................................... 103 5.1. Системный подход в изучении личности ........................................ 103 5.2. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития личности.............................................................................. 116 5.3. Возрастная динамика развития личности ....................................... 125
    Глава 6. Роль обучения в процессе развития личности ....................... 140 6.1. Взаимосвязь обучения и развития ................................................... 140 6.2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе ............................................................................................... 148 6.3. Роль мотивации в процессе личностного развития ........................ 155 6.4. Личностно-ориентированное обучение ........................................... 160
    Глава 7. Профессионально-личностноеразвитие студентов во время
    обучения в вузе ............................................................................................. 168 7.1. Професионально-личностное развитие студентов и его изучение..................................................................................... 168

    4 7.2. Педагогические условия професионально-личностного развития будущего специалиста ...................................................... 174 7.3.Готовностьбудущего специалиста к будущей профессиональной деятельности и роль контекстного обучения в ее формировании ........................ 185
    Глава 8. Саморазвитие личности и ее самовоспитание ....................... 196 8.1. Саморазвитие личности и основные направления его изучения........................................................................................ 196 8.2. Роль высшего учебного заведения в саморазвитии и самовоспитании студентов ............................................................ 205 8.3. Самостоятельная работа студентов и ее стимулирование ............. 221
    Глава 9. Самопрограммирование личности на успех........................... 230 9.1. Способы и методы самопрограммирования личности на успех ............................................................................................... 230 9.2. Формирование ценностей и воодушевляющих убеждений личности .............................................................................................. 237 9.3. Самоэффективность и ее роль в активизации личности ................ 247
    Глава 10. Роль психического самосовершенствования
    в активизации студентов ............................................................................ 261 10.1. Механизмы саморегуляции психического состояния человека ........................................................................................... 261 10.2. Управление мыслями и словами..................................................... 271 10.3. Искусство управления своими эмоциями...................................... 282 10.4 Практика психического самосовершенствования как основа оздоровительной системы ..................................................... 293
    Глава 11. Самоактуализация личности................................................... 302 11.1. Акмеология о саморазвитии человека и достижении им состояния «акме», или вершины зрелости.................................... 302 11.2. Зарубежные гуманистические теории о самоактуализации личности ........................................................ 305 11.3. Механизмы самоактуализации личности....................................... 312
    Список литературы ..................................................................................... 341
    Приложения.................................................................................................. 356

    5
    В В Е Д Е Н И Е
    Системный подход в изучении личности позволяет рассмотреть элементы и подсистемы, из которых она складывается, и их взаимо- отношения между собой. Изучение личности представляет собой синтез знания, которое наработано разными специалистами, работающими в этой области, и преследует цель – приблизиться к более многогран- ному и непредвзятому представлению о личности, ее формировании, развитии и самореализации.
    В данной монографии мы поставили своей задачей рассмотреть личность как предмет психологического исследования, чтобы в наи- большей степени нам понять как самих себя, так и других людей, актуализировать свой потенциал в процессе личностного роста. В свя- зи с этим рассмотрено самосознание как основа развития личности, проблема самоотношения, которая связана с осознанием образа Я или своей Я-концепции, помогающей формированию себя.
    Ученые считают, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Чело- век как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического раз- вития частью развертываются, а частью подавляются, словом, много- образно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.
    Личность есть специфическое человеческое образование, создан- ное общественными отношениями. Развитие рассматривается учены- ми как результат усложняющейся деятельности человека, в процессе которой он вступает в новые для себя отношения, накапливает опыт, формирует мировоззрение, мотивы, ценности и убеждения. Личность и ее качества развиваются в деятельности, запускаемой мотивом и

    6
    осуществляемой посредством действий, способ осуществления которых зависит от условий жизнедеятельности. Вне деятельности развитие не существует.
    Развитие субъекта представляет собой процесс, в результате кото- рого изменяется его внутренний мир. Внутренний мир – это сознание и самосознание личности, направленное как на объективную реаль- ность, так, одновременно, и на отношение к ней. Здесь интегрируются все ее выражения, обобщаются и систематизируются переживания че- ловека, оценивается его поведение. Психология развития личности изучает законы развития психики, педагогика заботится о том, как це- ленаправленно руководить этим процессом.
    При этом развитие личности понимается как процесс ее количест- венных и качественных изменений под влиянием внешних и внутрен- них факторов. Оно ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств, которые психологи называют новообразованиями.
    С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма как прелом- ление внешних условий через внутренние и доказал наличие внутрен- ней «логики» в развитии личности, а именно не только ее избиратель- ности к внешним воздействиям, но и способности «обособиться» от «логики внешних обстоятельств», самоопределиться по отношению к ним.
    Отечественная психология и педагогика исходят из сформулиро- ванного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Опираясь на реально достигну- тый им уровень, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой. Иными словами, овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в дея- тельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие. Степень опережения не безгранична, она определяется со- зреванием организма, в том числе мозговых структур, составом нако- пленного опыта. Такое обучение называют развивающим,а его струк- тура чаще всего носит характер постановки задач и их решения.
    Образование объективно несет в себе потенциалы активизации личностного роста обучающихся. Оно представляет собой целостную систему формирования внутреннего мира студентов, их мировоззрения,

    7
    ценностей и убеждений, самопознания и обеспечения развития и саморазвития участников педагогического процесса. Образовательный процесс протекает так, что в нем спонтанно складываются внутренние условия для активного и целенаправленного самосовершенствования включенного в него человека.
    Представляет интерес выяснение вопроса о том, каким образом индивидуально-психологические особенности личности становятся действующим способом реализации ее потенциала и формирования активности. Ученые исходят из того, что это становится возможным лишь при наличии мотивации, стремления достичь желаемого резуль- тата и веры в свою способность это сделать, то есть высокой само- эффективности личности. Большую роль в активизации личности играет психическое самосовершенствование, которое включает в себя ее самопрограммирование и самоформирование.
    Представители гуманистической психологи все чаще пытаются определить основания для процесса развития и самосовершенствования личности. Авторы часто используют такие понятия как рост, автоном- ность, саморазвитие, самопознание, самоактуализация, самореализа- ция. При этом понятия самореализации и самоактуализации очень часто употребляют как равнозначные понятия, под которыми понимает- ся непрерывная реализация потенциальных возможностей, способно- стей и талантов человека, как свершение своей миссии или призвания, судьбы; а также полное познание и приятие собственной изначальной природы, неустанное стремление к единству, интеграции или внут- ренней синергии личности.

    8
    Г л а в а 1
    ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ
    ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    1.1. Личность как предмет психологического исследования
    Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на про- тяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Вопрос о сущности человека, его про- исхождении и назначении, месте человека в нашем мире – одна из ос- новных проблем в истории философской мысли с древних времен.
    В истории теоретических исследований в области изучения человека можно выделять, по меньшей мере, три периода: философско- литературный, клинический и собственно экспериментальный [84].
    Первый период берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжался вплоть до начала XIX века. В философии Древнего вре- мени, во время господствующего Космоцентризма, человек мыслился как органическая часть природы. Средневековая философия несколько сместила акценты, и человек стал одним из многочисленных созданий
    Бога. Эпоха Возрождения сделала из человека предмет культа, возвы- сив его над всей природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала его сложным механизмом и на- делила высоким знанием.
    В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писате- лями, проблемами психологии личности заинтересовались врачи- психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил на- звание клинического.

    9
    Психология личности стала экспериментальной наукой в начале
    ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как
    Г. Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кеттел, А. Н. Леонтьев и другие. Экспери- ментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазу- ровским. В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований, в результате которой сложилось много различных подходов и теорий личности.
    В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и под- ходов.
    Современные ученые утверждают, что человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится но- сителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Таким образом, под философским углом зрения личность – это
    способность человека выступать автономным носителем общечело-
    веческого опыта и исторически выработанных человечеством форм
    поведения и деятельности.
    Речь не идет обо всем опыте человечества, так как каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую его часть, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содер- жание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и, во-вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, которые еще очень мало изучены.
    Личность – это человеческий индивид, взятый в аспекте его соци- альных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, со- циально-культурных и морально-волевых качеств человека, выражен- ных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности, с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру,

    10
    с его способностями социального взаимодействия. Как личность чело- век характеризуется уровнем развития сознания, как части общест- венного сознания, которое, в свою очередь, определяется уровнем раз- вития данного общества.
    В психологии существует достаточно прочная теоретическая тра- диция различения двух относимых к человеку понятий – понятий индивида и личности, что составляет необходимую предпосылку пси- хологического анализа личности. Больше других в этом направлении сделали А. Н. Леонтьев и Б. Г. Ананьев. Индивид согласно представ-
    лениям этих авторов, есть существо природное, биологическое, обла-
    дающее как врожденными, так и прижизненно сформированными
    свойствами. Личность – асоциальное человеческое качество.
    Определяя отличие личности от индивида А. Н. Леонтьев пишет, что личность как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осу- ществляющих жизненные отношения субъекта, что составляет содер- жание материалистического подхода в изучении личности. Отечест- венная психология в течение долгого времени руководствовалась марксистским пониманием сущности человека как совокупности общественных отношений, которая отличается от «абстракта, прису- щего отдельному индивиду». При этом русскоязычная наука сосредо- точивалась на изучении социальных характеристик личности, которые важны, но не исчерпывают всего содержания личности. В словарях советского периода бытовало примерно такое определение личности: а) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, б) устойчивая система социально значимых черт, характеризую- щих индивида как члена того или иного общества.
    Такой подход приводит к положению об общественно-истори- ческой сущности личности. Это означает, что личность впервые воз- никает в обществе, что человек вступает в него лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностя- ми, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общест- венных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отно- шению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.

    11
    Исследование процесса порождения и трансформаций личности чело- века в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее психологическому пониманию.
    Материалистический подход исходит из положения, что реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокуп- ностью его многообразных деятельностей. Реальное основание лично- сти лежит не в заложенных в нем генетических программах, а также в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобре- тенных им навыках, знаниях и умениях, а в той системе деятельно- стей, которые ими реализуются. Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а в той системе отношений, в которые вступает субъект. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, стадии и неотделим от развития сознания, самосознания.
    Для Б. Г. Ананьева «исходным моментом структурно-динамичес- ких свойств личности является ее статус в обществе… равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная лич- ность». На основе статуса формируются системы «общественных функций-ролей» и «целей и ценностных ориентаций» [12]. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.
    В настоящее время еще не найдено общего обоснования для одно- значного объяснения понятия личности, которое было бы одновре- менно субъектом отношений, сознательной деятельности и стойкой системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность является результатом процесса вызревания гено- типических черт под влиянием воздействий социальной среды. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некото-

    12
    рые особенности индивида, составляют не причину, а следствие фор- мирования его личности. Эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.
    Однако, лишь немногие общие положения о личности принима- ются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них со- стоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в при- знании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управ- ляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей ин- терпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.
    В современной психологии признано конструктивным изучать личность человека как систему. При этом системой называют такое множество элементов, связи которых друг с другом прочнее и устой- чивее, чем связи с другими элементами, образующими внешнюю сре- ду системы. Различные научные направления называют в качестве элементов этой системы черты, состояния, устойчивые ситуации, ви- ды деятельности, смыслы и другие психологические категории. Сис- тему невозможно описать без указания на ее структуру.
    Комплексное изучение человека приобрело сейчас первостепен- ное значение, но именно это обстоятельство и выдвигает психологи- ческую проблему личности как особую. Комплексный, системный подход к человеку является не только возможным, но и необходимым.
    Ведь никакая система знаний о тотальном объекте не дает нам его действительного понимания, если в ней отсутствует одна из сущест- венных специфических его характеристик.
    А. Н. Леонтьев выделяет разные уровни изучения человека: уро- вень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологической, на котором он вы- ступает как субъект одушевленной деятельности; и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объек- тивные общественные отношения, общественно – исторический про- цесс. Сосуществование этих уровней и ставит проблему во внутрен- них отношениях, которые связывают психологический уровень с био- логическим и социальным [87].

    13
    Отличительная особенность психологического подхода к лично- сти, в отличие от традиционного педагогического, заключается, как считает Д. А. Леонтьев, в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует вообще, или разные формы поведения оценивают- ся одинаково. Речь идет о том, что сначала воспринимается объектив- но человек и то, что он делает, и уже после этого, отдельно, в случае необходимости дается оценка [91]. По его мнению, традиционная пе- дагогика по своему замыслу, по определению исходит из необходимо- сти сформировать некоторые идеальные типы, качества, и всегда смотрит на конкретного человека уже через призму этого идеала, что мешает видеть человека самого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок к традиционному педагогическому подходу. Сегодня педагогический подход смыкается с психологическим подходом.
    Спорным в исследовании личности до сих пор остается вопрос о соотношении общей и дифференциальной психологии. Большинство авторов избирает дифференциально-психологический метод исследо- вания, который состоит в изучении статистических связей между отдельными чертами личности (ее свойствами, способностями или по- ведением), выявляемыми посредством их тестирования. Устанавли- ваемые корреляционные связи между ними и служат основанием для выделения гипотетических факторов и «суперфакторов», которые обу- словливают эти связи. Таковы, например, факторы интроверсии и нейротизма, образующие, по Г. Айзенку, вершину факторной иерар- хической структуры, которая отождествляется им с психологическим типом личности [221].
    При этом понятие личности предполагает некое «общее», которое выделяется посредством тех или иных процедур статистической обра- ботки количественно выраженных признаков, отбираемых по соответ- ствующим критериям. Характерный для этого направления эмпиризм, собственно, не может дать полной картины. Метод корреляции эмпи- рического набора индивидуальных свойств является для раскрытия личности еще недостаточным, так как их выделение нуждается в ос- нованиях, которые не могут быть извлечены из них самих.

    14
    Множественность свойств и особенностей человека вовсе не предполагает того, что психологическая теория личности должна стремиться к глобальному их охвату. Ведь человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он вовлечен. Дело в том, что одни и те же особенности че- ловека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенно- сти существенно входят в ее характеристику.
    Поэтому вопреки широко распространенным взглядам никакое эмпирическое дифференциальное исследование не способно дать ре- шения психологической проблемы личности. Напротив, само диффе- ренциальное исследование возможно только на основе общепсихоло- гической теории личности. Фактически именно так и обстоит дело: за любым дифференциально-психологическим исследованием личности всегда лежит та или иная, явно или неявно выраженная, общетеорети- ческая концепция.
    В изучении личности широко распространен типологический подход. Однако отнесение человека к определенному типу не является познанием человека. Все типологии работают в рамках решения кон- кретных практических задач, но сами по себе какой-то самостоятельной познавательной ценности не несут. Если типологии и ярлыки абстра- гируют какой-то отдельный сегмент личности, то комплексный подход, ведущий ближе к истинному познанию – это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому- то одному общему обозначению.
    В настоящее время считается общепризнанным, что личность – это результат социализации индивида в процессе онтогенеза. При этом существуют теории двух факторов формирования личности: на- следственности и среды. Споры ведутся, главным образом, вокруг вопроса о значении каждого их этих факторов: одни настаивают на том, что главной детерминантой является наследственность, а внеш- няя среда, социальные воздействия обусловливают лишь возможности и формы проявления той программы, с которой родится человек; другие выводят важнейшие особенности личности непосредственно из осо- бенностей социальной среды, из «социокультурных матриц». Однако,

    15
    при всем различии этих взглядов, все они сохраняют позицию двой- ной детерминации личности, так как просто игнорировать один из факторов, о которых идет речь, значило бы идти против эмпирически доказуемого влияния обоих.
    Взгляды на соотношения биологического и социального факторов как на простое их скрещивание уступили свое место более сложным представлениям. Человек есть и природное, и общественное существо.
    Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные ка- чества, проявляемые человеком, и ничего еще не говорит о сущности его личности, о том, что ее порождает. Задача эта требует понять лич- ность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Они возникли в связи с тем, что главной стала проблема внутренней структуры самой личности, образующие ее уровни, их со- отношения. Так, в частности, возникло представление о характери- зующем личность соотношении сознательного и бессознательного, развитое З. Фрейдом [172].
    З. Фрейд рассматривал личность как опосредованное звено между мотивом и его реализацией, в котором преобладают бессознательные процессы. Ее функция состоит в том, чтобы найти социально прием- лемые формы реализации своих мотивов. Он выводит все развитие личности из двух врожденных инстинктов: продолжения рода и агрес- сивного инстинкта. Личность, по его мнению, представляет собой трехкомпонентную структуру: ID – ЭГО – СУПЕРЭГО, где ID – вме- стилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удо- вольствия.
    ID содержит все унаследованное. Это первоначальная основная структура личности, которая носит бессознательный характер и явля- ется резервуаром энергии. ЭГО – это часть психики, которая находится в контакте с внешней реальностью, которая управляет произвольными движениями. Это, как правило, самосознание человека, восприятие им своей собственной личности и поведения. Его задачей является само- сохранение. ЭГО является своеобразным буфером между ID и
    СУПЕРЭГО и согласует противоположные силы, действующие в пси- хике человека. СУПЕРЭГО – это итог воздействия общества на созна-

    16
    ние и самосознание личности, принятие его норм и ценностей. Оно выполняет три основные функции: совесть, самонаблюдение, форми- рование идеалов личности. Оно развивается из ЭГО и служит цензо- ром его деятельности и мыслей. Согласно З. Фрейду личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно нахо- дящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему.
    Другое направление, в котором развивался подход к личности со стороны ее внутреннего строения, представлено культурно-антропо- логическими концепциями. Отправными для них явились этнологиче- ские данные, которые показали, что существенные психологические особенности определяются различиями не человеческой натуры, а ее культуры; что, соответственно, система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается че- ловек в процессе его «аккультуризации». Культурологические теории вводят в этой связи различение собственно личности как продукта индивидуальной адаптации к внешним ситуациям и ее общей «базы», или архетипа, который проявляется у человека с детства под влиянием черт, свойственных данной расе, этнической группе, национальности, социальному классу.
    То же самое можно сказать и о социальной психологии, в которой введено понятие «роль». «Роль» – это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность представляет собой не что иное, как систему усвоенных «ролей». Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определен- ную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неиз- бежно и неминуемо предъявляются ему, и с системой ожиданий того, что в определенной ситуации он будет себя вести соответствующим образом. Основой, на которой формируется эти роли, являются соци- альные нормы или некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить. Порой эти нормы предъявляют к человеку взаимо-

    17
    исключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт.
    Впитывая, осваивая, усваивая, приобретая представления о нор- мах, существующих в обществе, человек тем самым формирует в себе определенную систему ролей. В детских и взрослых играх эти роли осваиваются, отрабатываются. Человек, по сути, всю свою жизнь занимается освоением новых ролей. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя и овла- деть ее содержанием или тем, что он должен делать в этом качестве, как себя вести; и, во-вторых, принять ее для себя. И в том, и в другом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии.
    Функциональная (ролевая) характеристика человека опирается на понятие социальной функции человека и его социальной роли. Однако она не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только внешнее его поведение, которое не всегда выражает действительную сущность человека. Более глубокая сущностная интерпретация поня- тия личности раскрывает личность уже не в функциональном, а в сущностном плане: она является сгустком духовно-регулятивных по- тенций, центром самосознания, источником воли и ядром характера, субъектом свободных действий, сферы мотивации, и верховной вла- сти во внутренней жизни человека.
    Таким образом, личность есть совокупность трех ее составляю- щих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов
    (среда, условия, нормы, регуляции) и ее психосоциального ядра «Я».
    Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, проявляю- щееся в определенной направленности, способе соотнесения своих интересов с общественными, уровне притязаний, формировании убе- ждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.
    Итак, понятие «личность» многогранно и многоаспектно. В «Укра- инском педагогическом словаре» личность определяется как объеди- нение психических (включая психофизиологические и социально- психологические) особенностей и направленностей (потребности, мо- тивы, интересы, мировоззрение, убеждения и т. д.), типа темперамента и черт характера, способностей, особенностей психических процессов

    18
    (чувства, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевая сфера) [47, с. 243]. Сегодня существует боль- шое разнообразие структурных моделей личности, что объясняется различием концептуальных подходов к ним разных авторов.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта