Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
Скачать 1.73 Mb.
|
Г л а в а 3 РОЛЬ Я-КОНЦЕПЦИИ В ОСОЗНАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 3.1. Я-концепция и ее структура Открытие так называемого образа собственного Я явилось значи- тельным событием в области психологии и педагогики. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он пред- стает несколько туманным, расплывчатым или вообще сознательно не воспринимается. Но он присутствует у нас во всех мельчайших дета- лях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, пред- ставление о самом себе как о человеке и индивиде, сформировавшееся на основе собственного мнения о самом себе. Это мнение в большин- стве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, успехов и неудач, а также на основании отношения к нам дру- гих людей. В результате человек уже не сомневается в подлинности своих представлений о себе и действует так, словно они соответствуют истине. Этот образ собственного Я в современной литературе часто назы- вают понятием «Я-концепция». Как научное понятие «Я-концепция» вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, мо- жет быть, поэтому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». «Я-концепция» включает в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений че- ловека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и само- оценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную лич- ность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психоло- гии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет 52 это понятие: «Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой» [23]. Описатель- ную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. «Я-концепция», в сущности, определяет не то, что собой пред- ставляет индивид, а то, что он о себе думает, как смотрит на свое дея- тельное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимо- действия с другими людьми как неизбежный и всегда уникальный ре- зультат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психи- ческое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе, опира- ются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам. 1. Основополагающие подходы У. Джемса. 2. Символический интеракционизм в работах Ч. Кули и Дж. Мида. 3. Представления об идентичности, развитые Э. Эриксоном. 4. Феноменалистическая психология в работах К. Роджерса. Я-концепция обсуждалась и в теоретических работах других авторов. Однако система понятий, разработанная в рамках перечис- ленных выше концептуальных подходов, является наиболее продук- тивной. У. Джемс постулировал различие двух аспектов, свойствен- ных интегральному Я: Я-сознающее – рефлексивно-процессуальное и Я-объект – содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социаль- ное Я, физическое Я [57]. В первые десятилетия ХХ века изучение Я-концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социо- логии. Главными теоретиками здесь стали Ч. Кули и Дж. Мид – пред- ставители символического интеракционизма. Они подчеркивали ве- дущую роль социальных взаимодействий как источника Я-концепции 53 индивида. В дальнейшем Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности. К. Роджерс утверждает, что Я-концепция складывается из пред- ставлений о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружаю- щим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Он использовал фено- меналистический подход в понимании Я-концепции, который основы- вается на следующих положениях: поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; этот ракурс по своей природе субъективен; всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция; Я-концепция – это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим куль- турное происхождение; Я-концепция регулирует поведение; Я-концепция обладает относительной стабильностью и обуслов- ливает довольно устойчивые схемы поведения; расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией ней- трализуются с помощью механизмов психологической защиты; главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации [142, с. 12]. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех установок, направленных на самого себя. Их можно конкретизи- ровать следующим образом: 1) образ Я – представление индивида о самом себе; 2) самооценка – аффективная оценка этого представления, кото- рая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкрет- ные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением; 3) потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. В связи с практической значимостью Я-концепции как основы для саморазвития и самосовершенствования студентов рассмотрим не- сколько подробнее эти три основные составляющие: 54 1. Когнитивная составляющая, или образ Я. Представление индивида о самом себе, как правило, кажется ему убедительным независимо от того, основывается оно на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, способности, социальные отноше- ния и множество других личностных проявлений. Все эти элементы – это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. При этом встает вопрос об истин- ности образа Я, о том, может ли человек познать самого себя, на- сколько объективна его самооценка. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпываю- щим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции. 2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции, или са- мооценка. Она подразумевает под собой отношение индивида к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку. Таким образом, само- оценка отражает степень развития у него чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Из этого следует, что позитивную Я-концепцию можно прирав- нять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Низкая самооценка предпола- гает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, ощущение своей неполноценности. Эти термины использу- ются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. 3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в по- тенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая уста- новка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с опре- деленным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря 55 этому все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает сильное влияние на деятель- ность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими. Выделив три основные составляющие Я-концепции, не следует забывать о том, что образ Я и самооценка в психологическом плане неразрывно связаны и предрасполагают человека к определенному поведению. Поэтому глобальная Я-концепция рассматривается как со- вокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности. Обычно выделяют, по крайней мере, четыре основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я-установки, связанные с тем, как человек восприни- мает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каким он является в настоящем времени. 2. Зеркальное Я – установки, связанные с представлениями чело- века о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через диалог с другими людьми и с самим собой. 3. Идеальное Я – установка, связанная с представлением человека о том, каким бы он хотел бы стать. Оно формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы ви- деть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших усло- вий саморазвития личности [23]. Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет осо- бую роль. 4. Конструктивное Я (Я в будущем). Главное отличие конструк- тивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он прони- зан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В нем трансформируются те элементы, которые лич- ность принимает и ставит для себя как достижимую реальность. Необходимо при этом отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоя- 56 щее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умст- венное Я. Для практической психологии и педагогики плодотворным явля- ется желание ряда авторов представить схему Я-концепции в виде иерархической структуры (рис. 2). Рисунок 2 – Структура Я-концепции Я-сознающее (процесс) Непрерывное взаимодействие самооценка или принятие себя образ Я тенденции поведения Я-концепция как совокупность установок «на себя» физическое социальное умственное эмоциональное Компоненты установки Аспекты, выделенные Джемсом Модальности Аспекты Я-как-объект (содержание) зеркальное Я или представление о том, как меня воспринимают другие реальное Я или представление о том, каков Я на самом деле идеальное Я или представление о том, каков Я хотел бы быть физическое социальное умственное эмоциональное физическое социальное умственное эмоциональное Глобальная Я-концепция 57 Глобальная Я-концепция, как видим из рисунка, включает всевоз- можные грани индивидуального самосознания. Это «поток сознания», в котором американский ученый У. Джемс выделил два элемента – Я сознающее и Я объект. Однако это деление условно, в реальной пси- хической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое [57]. Я-концепция является не статичным, а динамичным психологиче- ским образованием, ее формирование, развитие и изменение обуслов- лены факторами как внутреннего, так и внешнего порядка. Фундамен- тальное влияние на формирование Я-концепции и на процесс социа- лизации личности оказывает семья. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта общения и взаимо- действия человека с другими людьми в школе, в вузе, в различных неформальных группах, в обществе, а также в процессе профессио- нальной деятельности. Поэтому с момента своего зарождения она ста- новится активным способом и важным условием в интерпретации опыта. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влия- ний бесспорна, но в дальнейшем она играет формирующую роль в жизни каждого человека. Хотя во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий, вместе с тем до сих пор в педагогиче- ской науке она не находит пока широкого распространения, еще реже она используется в учебном процессе. Для более широкого применения ее формирующей роли в педагогическом процессе в качестве рабочего определения можно взять следующее: Я-концепция представляет собой некоторое устойчивое, обобщенное, внутренне согласованное и непротиворечивое представление человека о самом себе, зафиксиро- ванное в словесных определениях. Она способствует интерпретации и мотивации нового опыта и является источником ожидания определен- ных действий по отношению к себе. Я-концепция позволяет дисципли- нировать мышление, сконцентрировав его исключительно на выбран- ном предмете, то есть на поставленной цели, а также подключить подсознание человека, все резервы, скрытые в нем, к достижению желаемых результатов [145, с. 89]. Многочисленные экспериментальные и клинические исследова- ния психологов неопровержимо доказали, что нервная система чело- 58 века не в состоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. Это позволяет сту- дентам синтезировать или искусственно воспроизводить и контроли- ровать практический опыт в лаборатории своего сознания. Поэтому образ собственного Я может стать ключом к личности студента и его поведению. Этот образ определяет и рамки его возможностей – то, что он в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, он расширяет горизонты своих возможностей. При этом надо помнить следующее: во-первых, все наши действия, чувства, поступки (даже способно- сти) всегда согласуются с образом собственного Я; во-вторых, свое представление о себе самом вполне можно изме- нить. Формирующая роль Я-концепции проявляется в том, что студен- ты должны ориентировать себя на ожидание успеха в жизни. Этому будет способствовать их постоянное самосовершенствование. Психо- логические механизмы воздействия Я-концепции на стимулирование студентов к саморазвитию и самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между дос- тигнутым и необходимым уровнем личностного роста и вызывают по- требность в работе над своим самосовершенствованием. Большую роль в формировании личности студента играют его мировоззрение, ценностные ориентации, а также представления о це- лях или намерениях, которые могут иметь позитивную или негатив- ную направленность. Я-концепция – это сложная структурированная картина, включающая как собственно Я, так и отношения с другими людьми, а также позитивные и негативные ценности, связанные с вос- принимаемыми качествами и отношениями Я. Она может быть широ- ко использована для саморазвития личности студента, так как дает информацию о том, что нужно делать для ее самосовершенствования. При этом следует овладеть механизмами осознания и формирования Я-концепции. 59 3.2. Роль различных факторов в осознании и формировании Я-концепции 3.2.1. Роль позитивного мышления в осознании образа «Я» Известно, что чем выше доля положительных представлений че- ловека о себе, тем более комфортной является его жизнь. Поэтому жизненная позиция человека, ориентированного на успех, должна формироваться с помощью позитивного мышления. Суть его состоит в том, чтобы, с одной стороны, укреплять позитивный образ собствен- ного Я под воздействием удачных поступков, а, с другой стороны, не дать ему разрушиться под влиянием неудач. Только при таком отно- шении к себе и к своим действиям психологический образ Я может оказывать обратное воздействие на природную сущность человека. Психология образа собственного Я проливает новый свет на кон- цепцию позитивного мышления и объясняет, почему оно в одних слу- чаях дает положительный результат, а в других случаях эффект отсут- ствует. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлениями человека о самом себе. Если такого совпадения нет, то надо менять свое представление. Все, что мы делаем в жизни, зависит от наших внутренних установок. Именно от нашего мышления зависит, какие мы поступки совершаем, а они соответственно влияют на чувства, настроение и поведение дру- гих людей. Успех практически во многом зависит от того, насколько пози- тивным является наше отношение к жизни, наш положительный на- строй. Уверенность в том, что мы настроены активно и позитивно, по- зволит нам контролировать условия, в которых находимся. Благодаря этому мы сможем заставить обстоятельства работать на нас, а не про- тив нас. Также исключительно важна целеустремленность, а поэтому лучше не попадать под влияние менее целенаправленных людей, ко- торых, к сожалению, гораздо больше. Одна из главных составляющих успеха – это абсолютная уверенность в правоте своего дела и целеуст- ремленность, а любой настоящий успех всегда начинается с того, что человек обретает веру в себя. 60 Уверенность в себе выступает отражением меры личностной сво- боды человека от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда говорят о сильном характере человека, то имеют в виду, прежде всего, его сильную волю. Когда же говорят о сильном Я, то предполагают спо- собность человека к самоорганизации и самореализации, его психиче- скую выносливость и чувство собственного достоинства, а также его большой социальный потенциал. Существуют следующие индикаторы силы Я: 1) толерантность к внешним угрозам, психологическому диском- форту; 2) свобода от паники, борьба с чувством вины (способность к компромиссам); 3) способность к эффективному подавлению неприемлемых им- пульсов; 4) баланс ригидности и подавленности; 5) контроль и планирование; 6) адекватное самоуважение [14]. Сильное Я человека проявляется в его самоуважении, как обоб- щенной характеристике, которая складывается в раннем детстве, и ее сложно изменить. Уровень самоуважения отражается в преобладаю- щей мотивации. Адекватное самоуважение предполагает небольшое и хорошо регулируемое чувство вины, независимое от чужих оценок. Замечено, что чем ниже уровень самоуважения, тем более нетерпимо человек относится к критике, юмору. Слабое Я предполагает чрезмерное развитие у человека психоло- гической защиты, увеличивающее неадекватность восприятия им окружающего мира и обусловливающее соответствующее поведение человека. Низкое самоуважение влечет за собой склонность к само- обману, боязнь правды, доминирование мотивации самоутверждения и высокое развитие многих форм психологической защиты. Оно мо- жет проявляться как чувство неполноценности, а также скрываться за самоуверенностью и бравадой. Люди, которым присуще низкое само- уважение, как правило, неадекватно оценивают других: ждут от них либо агрессивных действий, либо похвалы. Основной способ компен- 61 сации пониженного самоуважения состоит в том, чтобы развивать уверенность в себе. Уверенность в себе – это свойство, которое не дается человеку от рождения. Большое влияние на его формирование оказывают жизнен- ные впечатления, особенно детские. Определенную роль играет и вос- питание, особенно если оно не подавляет естественное стремление че- ловека к развитию, ориентирует его на приспосабливание к жизни в социуме, на честолюбие и конкурентное мышление. Среди факторов, препятствующих формированию у человека чувства уверенности в себе, можно назвать затруднения, связанные с сексуальными влечениями в детстве, стесненными жизненными условиями, негативным опытом общения. «Загрязнение» человеческой психики телевидением и прес- сой вносит дополнительную лепту в развитие чувства неполноценно- сти, ведь для здоровой уверенности в себе необходим оптимизм и вера в позитивное. Существует немало доказательств тому, что одним из необходи- мых условий уверенности в себе является оптимистичное восприятие окружающего мира и своих возможностей. Этому также сопутствует ощущение способности управлять своими мыслями, чувствами и по- ведением, что одновременно означает сознательное планирование своей жизни на определенный период. Люди, уверенные в себе, чаще всего правильно оценивают окружающее. Они более независимы от внешних обстоятельств, а также от мнений и ожиданий других людей. При этом огромную роль в формировании уверенности играет прин- цип самовнушения. Если мы заполним свое сознание сомнениями и мыслями о неспособности достичь цели, о непреодолимых трудностях на пути к ней, то дух неверия закрепит это в подсознании как господ- ствующую мысль и принесет неудачу. Уверенность в себе поможет нам преодолеть препятствия, которые будут встречаться на пути к успеху. «Формула уверенности» в себе заключается в следующих уста- новках: 1. Я знаю, что обладаю способностями для достижения своей це- ли и поэтому требую от себя настойчивых и постоянных действий в этом направлении. 62 2. Я сознаю, что мои доминирующие мысли отражаются в дейст- виях и постепенно преобразуются в физическую реальность. Поэтому я ежедневно буду думать о том, каким хочу стать и затем трансфор- мирую этот образ в реальность путем постоянного самосовершенство- вания. 3. Я знаю, что в соответствии с принципом самовнушения любое желание постепенно начнет искать и находить действенные средства для своего осуществления. 4. Я четко сформулировал и записал определенную цель в жизни на ближайшие 5 лет и не пожалею усилий для ее достижения. 5. Я вполне осознаю, что богатство и положение представляют ценность, если они основаны на правде и справедливости, поэтому я не буду участвовать в делах, требующих безнравственных поступков и способных нанести вред другим людям [14]. Метод позитивного мышления нельзя применять к каким-то кон- кретным внешним обстоятельствам, отдельным негативным привыч- кам и качествам характера. Совершенно невозможно положительно воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если сохранилось негативное представление о себе. Но нельзя и обманывать себя или пытаться убедить себя в том, чему на самом деле не веришь. Нужно иметь адекватное реалистичное представление о самом себе, своих достоинствах и недостатках. Наш образ собственного Я должен быть достаточно близкой копией подлинного Я. Овладев психологией об- раза собственного Я, человек создает базу для самовнушения. Поэтому не нужно критиковать себя, выражать неодобрение собой, унижать себя. В результате мы будем чувствовать себя обыкновенными людьми, имеющими право на недостатки. В то же время мы почувствуем, что нашему Я присущи ценность и достоинство. В той степени, в какой человек ограничивает себя и свои способности, позволяет себе испы- тывать отрицательные эмоции, он в буквальном смысле слова душит свои жизненные силы и творческий потенциал. Если же образ опти- мистичен, то тогда появится устойчивое ощущение уверенности в своих силах, и можно без особого труда найти повод для самовыраже- ния и самореализации. 63 Возможные Я являются результатом комбинирования и преобра- зования различных представлений о себе. Иногда они возникают в процессе фантазирования, когда в голове у человека появляются раз- ные образы самого себя, иногда создаются на основе представлений о том, что следует, а чего не следует делать. Многие ученые полагают, что «возможные Я» – это лишь стартовая точка для преобразования. В конечном счете, студенты должны поставить перед собой четкие цели, которые должны соответствовать их ценностям, иначе они вряд ли их достигнут. Известно, что людям трудно изменить поведение, если это не согласуется с их ценностными предпочтениями. Каждый человек видит окружающий его мир под определенным углом зрения, то есть в соответствии со своими убеждениями. Поэто- му он должен сознательно и умело генерировать эту свою способность для того, чтобы творить, а не для того, чтобы искать оправдания своей бездеятельности или неудачам. Только при таком отношении к себе и к своим действиям психологический образ Я может оказывать обрат- ное воздействие на его природную сущность. Известно, что неудачи выполняют корректирующую функцию. Давно известная поговорка гласит, что на ошибках человек учится, а при неудачах у него «опус- каются руки». Кроме того, признано, что именно успех способствует успеху, и у такого человека, образно говоря, «вырастают крылья». В результате усиливается координация Я, что на деле означает его личностный рост. При этом надо верить не только в себя, но и в успех своего дела. Вера – это состояние ума, которое может быть вызвано или создано благодаря постоянному повторению какой-нибудь мысли. Следует предостеречь о разнице между верой в себя, которая основана на зна- ниях того, что мы знаем и что можем сделать, и эготизмом или тем, что нам кажется. Веру в себя никогда не следует провозглашать, а только проявлять в разумных действиях. Если человек понимает себя и планирует свою жизнь, то он тем самым помогает своим положительным эмоциям стать доминирую- щими в сознании и наряду с этим максимально устраняет из своего сознания любые проявления негативных эмоций. Большую роль при 64 этом играет сила привычки, которая вырастает из повторения одних и тех же действий, мыслей или слов. После того как привычка сформи- ровалась, она автоматически контролирует и направляет действия те- ла. Поэтому надо найти мысль, которая трансформируется в мощный фактор развития уверенности в себе. Мысль эта такова: добровольно, а если потребуется, и насильно, направляй свои мысли и усилия в же- лаемом направлении, пока не сформируется привычка. В связи с этим приведем некоторые важные практические реко- мендации, которые могут быть использованы студентами в педагоги- ческом процессе. Одним из наиболее продуктивных способов изменить собственные ментальные привычки и будущее направление своей жизни считается «сесть на диету» в 21 день под названием «позитив- ное ментальное мышление». На протяжении этого периода студент должен ежедневно поддерживать полную согласованность своих мыс- лей и действий с намеченными целями и образом того человека, каким он хочет стать. Взрослому человеку требуется от 14 до 21 дней для выработки новых привычек мышления. Но обычно избавление от не- гативных привычек требует довольно длительного времени. Для этого следует предпринять ряд ежедневных действий, совокупность кото- рых можно свести к следующему [14]: 1. Визуализация – это наиболее мощный способ модифицирования образов, в результате применения которого они становятся реально- стью. Эти образы усиливают желания, углубляют веру, способствуют укреплению силы воли человека и его настойчивости. Их мощь исклю- чительна. Визуализация характеризуется следующими параметрами: • частота представления новых образов, желательно это делать постоянно; • четкость или ясность воображения; • интенсивность, которая подразумевает количество эмоций в од- ной мысленной картинке; • продолжительность времени, в течение которого удерживается в сознании картина желаемого. С помощью визуализации можно убедить свое подсознание в не- однократном достижении успеха. В результате оно начнет управлять 65 словами, поступками и эмоциями так, чтобы они соответствовали об- разам воображаемого успеха и способствовали его достижению. 2. Утверждения должны быть позитивны, относиться к настоя- щему времени и иметь личный характер. Они, по сути, представляют собой команды, адресуемые сознанием подсознанию, которые сти- рают старую информацию и закрепляют новые позитивные мысли и поступки. 3. Вербализация или произнесение утверждений вслух, стоя перед зеркалом и говоря настойчиво и эмоционально. При этом произноси- мые слова должны быть позитивными и настойчивыми. 4. Исполнение роли. При этом необходимо двигаться, говорить и поступать в соответствии со своим идеальным образом. 5. Подпитывание своего мозга словами и образами, согласующи- мися с направлением роста. Для этого необходимо регулярно читать книги и журнальные статьи по своей специальности, по смежным дисциплинам и общекультурного характера. Это чтение должно быть направлено на обеспечение профессионального и личностного роста. 6. Позитивное общение или контакты с нужными людьми. Следу- ет водить компанию с победителями, проявлять особую осторожность при выборе друзей и приятелей. Результаты исследований свидетель- ствуют, что выбор группы с негативной репутацией уже достаточен для того, чтобы обречь человека на промахи и низкие достижения в жизни. Наше окружение – это люди, с которыми мы себя ассоциируем и неосознанно перенимаем отношения, привычки, поведение и мнение других людей. Для встречи с новыми, полезными людьми обычно требуется прекратить связи со старым окружением и особенно изба- виться от отношений с неудачниками, негативистами. 7. Обучение других тому, чему мы научились сами. Пытаясь вы- сказать и разъяснить кому-то новую концепцию, мы сами понимаем ее еще лучше. В действительности мы знаем предмет в такой степени, в какой можем научить ему других людей с тем, чтобы они его поняли и применяли в своей жизни и деятельности [14]. Эти методы ментального программирования работают четко и на- дежно. Они необходимы для личного и профессионального роста. |