Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.3. Использование Я -концепций для саморазвития и самосовершенствования личности

  • Г л а в а 4 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 4.1. Индивид как продукт филогенетического и онтогенетического развития

  • Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеМонография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
    Дата27.04.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла162879628.pdf
    ТипМонография
    #500990
    страница7 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31
    3.2.3. Роль моделирования в формировании Я-концепции
    Модель – это упрощенное описание сложного явления или про- цесса. Модель объекта обычно представляет собой миниатюрную вер-

    75
    сию или репрезентацию этого объекта. Понятие «модель» обозначает описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить ви- зуализацию чего-либо, недоступного непосредственному наблюдению.
    Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достиже- ний любого рода.
    В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения за- ключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель» данного поведения, которую любой желающий мог бы воспроизвести.
    Цель его заключается в установлении наиболее значимых элементов мышления и действий, необходимых для того, чтобы достичь опреде- ленного результата или реакции.
    Нейролингвистическое программирование (НЛП) возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления.
    Основные задачи НЛП – моделировать специфические или исключи- тельные способности для их последующего усвоения другими людь- ми. Смысл заключается в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделиро- ванной стратегии и позволила бы нам действовать наиболее эффек- тивно. Инструментальное применение моделей когнитивных страте- гий или форм поведения человека подразумевает их воплощение в структуры, которые можно использовать для практической цели.
    Целенаправленное поведение невозможно при отсутствии тща- тельно продуманной стратегии. Выработка определенных стратегий мышления является неотъемлемой составной частью процесса моде- лирования в НЛП. Прежде всего, каждому из нас необходимо нау- читься представлять себя на месте другого. В терминах НЛП это называется перцептуальным сдвигоми означает такой способ воспри- ятия, при котором мы видим мир глазами другого человека и слышим его ушами.
    Сам по себе процесс моделирования очень прост. Четко опреде- лите, чего вам не хватает, чтобы подняться в чем-либо на более высо-

    76
    кий уровень, и подберите себе подходящую модель человека, который преуспел в интересующей вас области. Затем представьте себе, о чем этот человек мог думать в самом начале своего пути к успеху. Мы можем основываться и на собственных воспоминаниях. Внутри любого из нас находятся мечтатель, реалист и критик, которые при опреде- ленных условиях могут действовать нам во благо.
    Р. Дилтс, ведущий теоретик и практик НЛП, разработал модель стратегии деятельности Уолта Диснея, человека, который обрел все- мирную известность благодаря своим фильмам. Основной акцент в ней делается на следующем обстоятельстве: в зависимости от момента и ситуации человек склонен творчески, реалистично или критически подходить к делу. В НЛП признано наличие многих составных частей в каждой человеческой личности. Доказано, что если эти части рабо- тают несогласованно, увеличивается частота возникновения конфлик- тов и уменьшается эффективность деятельности человека в целом.
    Хорошо же согласованная работа этих частей способствует достиже- нию совершенства [58].
    Стратегия Диснея основана на том, чтобы дать возможность каж- дому из трех «персонажей» (мечтателю, реалисту и критику), сущест- вующих в нашем сознании, внести свой вклад в общее дело. Для этого:
    1. Подумайте, в чем бы вы хотели добиться успеха. Приготовь- тесь представить себя поочередно каждым из трех воображаемых пер- сонажей.
    2. Прежде всего, вспомните о том времени, когда вы были полны творческой энергии и новых идей. Посмотрите на окружающий мир глазами мечтателя и попробуйте воспроизвести свои переживания со всей возможной достоверностью. При этом пропустите воспоминания через все модальности, а затем соберите полученные зрительные, слу- ховые и тактильные образы вместе так, чтобы у вас возникло полное ощущение присутствия в ситуации, которую вы представили. Это ощущение послужит своего рода якорем для будущего опыта. Если вы не сможете вообразить себя полным творческой энергии, вообразите на своем месте какого-нибудь известного творческого человека и по- пытайтесь ощутить то же самое, что должен чувствовать в это время он. После этого займите свою прежнюю позицию.

    77 3. Затем мысленно перенеситесь в то время, когда вы были осто- рожным, хорошо организованным реалистом. Если хотите, то можете представить себе других людей, обладающих такими качествами. Когда ваше представление достигнет яркости достаточной степени, войдите в образ реалиста, связывая при этом свое состояние с определенным по- ложением своего тела в пространстве. После этого вернитесь обратно.
    4. И, наконец, займите позицию критика. Вспомните те ситуации, когда вы или ваш знакомый обнаруживали слабые места в аргумента- ции и решениях оппонентов. Представьте себя в образе критика и за- фиксируйте свои ощущения, после чего займите свою изначальную позицию.
    5. Теперь, когда вы располагаете тремя рассмотренными выше позициями, можно приступить к рассмотрению проблемы. Перемести- тесь в позу мечтателя и представьте себе все известные вам творче- ские варианты решения этой проблемы. На этой стадии не должно быть никаких оценок и никакой критики, так что ни одна идея не должна быть отвергнута. Постарайтесь получить побольше удоволь- ствия от своих грез, а заодно и хорошо изучить это творческое состоя- ние. Когда вы исчерпаете свои творческие идеи, выйдите из позиции.
    6. Займите позицию реалиста и начните воплощать свои фантазии в жизнь. Затем вернитесь в изначальную позицию.
    7. После этого займите позицию критика и не пожалейте усилий для того, чтобы обнаружить все возможные препятствия. Не забывай- те при этом своей цели – решение конкретной проблемы. Затем снова вернитесь в нейтральную позицию.
    8. Теперь вновь займите позицию мечтателя, обращая больше внимания на практическую сторону дела и на свои критические заме- чания. Постарайтесь творчески подойти к препятствиям и различным обстоятельствам, ограничивающим свободу ваших действий.
    9. Продолжайте выполнять описанные действия до тех пор, пока проблема не будет полностью решена. Со временем ваши внутренние
    «персонажи» будут работать все более согласованно и четко. При этом они должны, объединив свои усилия, справиться с проблемами, а не конфликтовать между собой [58].

    78
    Каждый из нас располагает внутренними ресурсами, необходи- мыми для повышения эффективности своей деятельности. При этом следует перенести одну из эффективных стратегий из нашей памяти в новую сферу деятельности. Например, из области спорта – в профес- сиональную сферу. Необходимо оценивать достоинства проверенных на практике эффективных стратегий вне зависимости от тех или иных конкретных обстоятельств или ситуаций.
    В умении использовать модели для изменения стратегий заключа- ется суть так называемого ускоренного обучения. Мы можем сущест- венно ускорить и интенсифицировать обычно вяло текущий процесс обучения, применив собственные эффективные стратегии. Так же мы можем использовать для этой цели и опыт других людей. Хотя, ко- нечно, нам не приходится рассчитывать на то, чтобы сразу же достичь их уровня. При этом следует помнить, что каждый из нас способен эффективно использовать свои способности и таким образом доби- ваться успеха в жизни.
    Люди, которые успешно действуют в любой сфере деятельности, зачастую не думают о степени своего совершенства, пока им не ука- жут на него окружающие. Более того, нередко они не могут объяс- нить, что именно и как делают для того, чтобы добиться успеха. Их навыки обычно достигают такого уровня, на котором человек дейст- вует неосознанно, как бы автоматически.
    Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии:
    1) неосознанное незнание: вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете;
    2) осознанное незнание (некомпетентность): вы не знаете, как сде- лать что-то, но уже обнаружили свои ограничения;
    3) осознанное знание (компетентность): вы освоили умение, но еще не овладели мастерством;
    4) неосознанное знание или привычка: формирование привычки, когда отдельные навыки сливаются в одно целое, умение становится неосознанным.

    79
    Длительная практика помогает каждому человеку достичь четвер- той стадии. Для этого сознание определяет цель и предоставляет воз- можность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив внимание для достижения других целей. Основываясь на этом уровне обучения и некоторых технических приемах, мы можем перевести любой навык на уровень неосознанного мастерства. Для человеческого мозга нет пределов, мешающих ему действовать подобным образом.
    Цель тренировки по методу НЛП заключается в том, чтобы использо- вать навыки интуитивно. Как и в случае с любым физическим умением, на первых порах, для овладения этим методом придется приложить некоторые сознательные усилия и потренироваться.
    Способность учиться непрерывно в процессе всей жизни, причем учиться эффективно, как правило, без учителей – это одна из наиболее выгодных сторон практики НЛП. И она все более отвечает возрас- тающим потребностям человека в самообучении и самосовершенство- вании, обусловленным ускорением процессов старения информации и стремительного обновления знаний. Эти знания следует использовать при моделировании качеств, необходимых для достижения успеха.
    3.3. Использование Я-концепций для саморазвития
    и самосовершенствования личности
    Как известно, личность есть совокупность трех ее основных со- ставляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных фак- торов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра – Я. Психо- социальное ядро представляет собой внутреннюю сущность человека, став феноменом психики, определяющим характер, мотивацию, спо- соб соотнесения своих интересов с общественными, уровень притяза- ний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответст- венности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. п. Таким образом, Я есть сущностный элемент структуры личности, это выс- ший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр.

    80
    Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я, он служит основой внутренней самооценки и представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем; каким он хотел быть или мог быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа Я с ре- альными жизненными обстоятельствами, проявляющийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, для постоянного процесса самосовершенствования, развития собственной личности.
    Наверное, всем людям свойственно стремление максимально раз- вивать всевозможные стороны своего Я, однако ограниченность воз- можностей заставляет каждого человека подходить к этому реалисти- чески – выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Когда такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повы- шается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удает- ся их реализовать.
    В классической концепции У. Джемса представление об актуали- зации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности харак- теристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его само- оценка, по всей вероятности, будет низкой. У. Джемс определил само- оценку с помощью оригинальной формулы [57]:
    САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ .
    Этим уравнением он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее зна- менатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро было замечено У. Джемсом, наше самоощу- щение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознаме- рились стать и что мы вознамерились совершить.

    81
    Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты.
    Многие теоретики считают, что от Я-концепции зависит то, какие цели мы ставим перед собой, как оцениваем успешность продвижения к ним, а также влияние успеха и неудачи на наше целенаправленное поведение в будущем. Иными словами, образ Я – это основа саморе- гуляции. Например, некоторые люди предпочитают трудные цели, по- скольку их Я-концепция позволяет им верить в собственную способ- ность достичь таковых. Вероятно, она связана с идеей об обладании ими способности к обучению, большой трудоспособности, умением отыскивать верные пути, ведущие к цели.
    Итак, успех достигается за счет гармонического управления соз- нанием и подсознанием. Это позволит студентам добиваться постав- ленной цели быстрее и с меньшими усилиями. Для этого им, прежде всего, надо научиться понимать самих себя, свои возможности и огра- ничения, выявлять свои способности и таланты и активно развивать их. В этом им поможет осознание своей Я-концепции и дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование на ее основе.
    В приложении Б приведен формализованный авторами [145, с. 348–351] опросник «Практические рекомендации по осознанию и формированию Я-концепции».

    82
    Г л а в а 4
    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
    4.1. Индивид как продукт филогенетического и
    онтогенетического развития
    Человек как природное существо, пишет А. Н. Леонтьев, есть ин- дивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологиче- ских потребностей, аффективности и многими другими чертами, кото- рые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а ча- стью подавляются… Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. А. Н. Лентьев и Б. Г. Ананьев отмечают, что онтогенетическая эволюция, осуществляемая по опре- деленной филогенетической программе, является основной формой развития свойств индивида.
    Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и осо- бенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологиче- ской эволюции, в ходе которой происходит не только процесс диффе- ренциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного
    «слаживания». Процесс такого внутреннего слаживания хорошо из- вестен, он отмечался Ч. Дарвином, описывался в терминах корреля- тивного приспособления Кювье, Плате, Осборном и другими. Функцию вторичных коррелятивных изменений организмов, создающих цело- стность из организации, подчеркивал в своей «гипотезе корреляции»
    А. Н. Северцов.
    Индивид – это, прежде всего, генотипическое образование, но его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижиз- ненно. Поэтому характеристикой индивида являются также его свой- ства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций,

    83
    об изменении предметного содержания потребностей, о формирую- щихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше поднимаемся человек по лестнице биологиче- ской эволюции, чем сложнее становятся его жизненные проявления и их организация, тем более выраженными становятся различия их вро- жденных и прижизненно приобретаемых особенностей.
    Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, цело- стности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Пред- ставляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь является не простой «калькой» этих условий, а результатом развития жизни, взаимодействия со средой, но не среды, взятой самой по себе.
    В психологии понятие «индивид» зачастую употребляется в чрез- мерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, обусловленную генотипически: личностью не рож- даются, ею становятся. Поэтому мы не говорим о личности новорож- денного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности про- являются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний про- дукт общественно-исторического и онтогенетического развития чело- века.
    Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному.
    Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: родив- шийся индивид не есть еще индивид вполне «готовый», вначале мно- гие его черты даны лишь виртуально, как возможность. Процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Личность же является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социаль- ной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.
    Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного

    84
    изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Личность есть специальное человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятель- ности, как не могут быть выведены из нее его сознание или человече- ские потребности. Как сознание человека и его потребности личность человека тоже «производится» – создается общественными отноше- ниями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоя- тельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие фор- мирования его личности [91].
    Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не ста- новятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функ- ционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем
    «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, их уравновешенность проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отно- шений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
    Формирование личности проходит в три этапа: появление инди- вида – первоосновы личности – здесь происходит как бы приспособ- ление эволюционных физиологических особенностей человека к среде обитания. Далее, на эту основу биогенетических задатков накладыва- ются «общие» законы общества, преломленные через сознание инди- вида, через его психосоциальное ядро, внутреннее Я.
    В работах А. Н. Леонтьева, И. С. Кона и других авторов просле- жен исторический процесс постепенной «персонализации» человека, то есть роста в нем личностного начала, происходящий в связи с ус- ложнением деятельности людей, их общественных отношений. Как показывает И. С. Кон со ссылкой на многочисленные источники, этот процесс шел неравномерно, в нем можно выделить определенные фа- зы или стадии. При появлении индивида – первоосновы личности – происходит как бы приспособление эволюционных физиологических особенностей человека к среде обитания. Далее, на эту основу биоге- нетических задатков накладываются «общие» законы общества, пре-

    85
    ломленные через сознание индивида, через его психосоциальное ядро, внутреннее Я.
    Фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью, определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отноше- ния, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общно- стью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т. е. наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта. Так же как и сами эти деятельности, процесс их объединения – возникновения, развития и распада связей между ними – есть процесс особого рода, подчиненный определенным закономерностям. Изучение процесса объединения, связывания дея- тельностей субъекта, в результате которого формируется его лич- ность, представляет собой фундаментальную задачу психологического исследования.
    Ее решение, однако, невозможно ни в рамках субъективно- эмпирической психологии, ни в рамках поведенческих или «глубин- ных» психологических направлений, в том числе и их новейших вари- антов. Задача эта требует анализа предметной деятельности субъекта, всегда опосредованной процессами сознания, которые и «сшивают» отдельные деятельности между собой. Речь идет о проблеме двойст- венности качеств социальных объектов, порождаемых двойственно- стью объективных отношений, в которых они существуют. Как из- вестно, открытие этой двойственности принадлежит К. Марксу, пока- завшему двойственный характер труда, производимого продукта и, наконец, двойственность самого человека как «субъекта природы» и
    «субъекта общества» [101, с. 50].
    Для научной психологии личности это фундаментальное методо- логическое открытие имеет решающее значение. Оно радикально ме- няет понимание ее предмета и разрушает укоренившиеся в ней схемы, в которые включаются такие разнородные черты или «подструктуры», как, например, моральные качества, знания, навыки и привычки, фор- мы психического отражения и темперамент. Источником подобных
    «схем личности» является представление о развитии личности как о

    86
    результате наслаивания прижизненных приобретений на некий пред- существующий метапсихологический базис. Но как раз с этой точки зрения личность как специфически человеческое образование вообще не может быть понята.
    Действительный путь исследования личности заключается в изу- чении тех трансформаций субъекта (или, говоря языком Л. Сэва,
    «фундаментальных переворачиваний»), которые создаются самодви- жением его деятельности в системе общественных отношений [164].
    С. Л. Рубинштейн исходил из того, что внешние условия действуют через внутренние. «Положение, согласно которому внешние воздейст- вия связаны со своим психическим эффектом опосредствованно через личность, является тем центром, исходя из которого определяется теоретический подход ко всем проблемам психологии личности…»
    [149, с. 118]. Автор поясняет, что это внутреннее само зависит от предшествующих внешних воздействий. Но этим возникновение лич- ности как особой целостности, прямо не совпадающей с целостностью индивида, еще не раскрывается, и поэтому, по-прежнему, остается возможность понимания личности лишь как обогащенного предшест- вующим опытом индивида.
    По мнению Д. А. Леонтьева, который внес существенный вклад в изучение личности, внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Ведь первоначально субъект жизни вообще выступает лишь как обладающий, если воспользоваться выражением
    Ф. Энгельса, «самостоятельной силой реакции», но эта сила может действовать только через внешнее. В этом внешнем и происходит ее переход из возможности в действительность: ее конкретизация, ее развитие и обогащение – словом, ее преобразования и самого субъек- та, ее носителя. Теперь, т. е. в качестве преобразованного субъекта, он и выступает как преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия. При этом Д. А. Леонтьев делает вывод: какой бы морфо- физиологической организацией, какими бы потребностями и инстинк- тами ни обладал индивид от рождения, они выступают лишь как предпосылки его развития, которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально, «в себе», как только индивид начинает действо- вать [91].

    87
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31


    написать администратору сайта