Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
Скачать 1.73 Mb.
|
5.2. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития личности Процесс развития личности глубоко индивидуален, у разных лю- дей он протекает по-разному: у одних быстрее, у других медленнее. Он зависит от социально-психологических особенностей человека, его социального положения, ценностных ориентаций, конкретных жиз- ненных обстоятельств. Благоприятные условия способствуют этому процессу, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормо- зят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальны- ми благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может. Развитие человека и его личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. Социологически ориентирован- ные направления рассматривают среду как определяющий источник 117 развития человека. Ученые утверждают, что среда это все, что состав- ляет окружение человека и выделяют некоторые группы средовых факторов. К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы – отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы – семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. К внешним или детерминантам окружения относятся принадлеж- ность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среды. Принадлежность к той или иной культуре приводит посредством социализации к норма- тивным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Культурная сре- да формирует у человека образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к которым мы стремимся. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают влияние на ценно- сти, установки и цели жизни. Таким образом, по мнению многих ученых, развитие личности имеет социальную детерминацию. Известный генетик П. П. Ракицкий писал о том, что психика является наиболее сложной целостной сис- темой, которая по своей форме и содержанию социальна, поскольку обусловлена и развита человеческим обществом при активном взаи- модействии человека с ним. Отсюда следует, что на процесс развития человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует, в рамках которой происходит процесс социализации (усвоение и от- ражение общественного опыта и норм индивидуумом). Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуще- ствляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отно- шение ребенка и окружающей его действительности. По его мнению, 118 социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное ста- новится индивидуальным»[40, с. 258–259]. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Она может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то, по мнению, А. Н. Леонтьева возникает открытое про- тиворечие между образом жизни ребенка и его возможностями. Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация развития, или шире – социальная среда, может быть стабильной, изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социаль- ной общности, в которой находится ребенок, человек [125, c. 21]. Вхождение в жизнь этой общности ребенка как социального существа предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индиви- дуализации как удовлетворения «потребности индивида в максималь- ной персонализации» и интеграции личности в эти общности. В первой фазе происходит усвоение ценностей и норм, вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонали- зации, третья фаза – стремлением индивида бать представленным в социуме своими личностными качествами. Эти процессы могут осу- ществляться как в позитивном, так и в негативном аспектах. В этом случае можно выделить фазы дезадаптации, деиндивидуализации и дезинтеграции. Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается жизнь ребенка,является одним из основных условий развития личности. Итак, средовые влияния относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также вся совокуп- ность чувств и переживаний человека, которые возникают под влия- 119 нием внешних воздействий, относятся к факторам внутренним. Внут- ренние детерминанты включают генетические, биологические и фи- зиологические воздействия. Однако личность не является продуктом только внешних влияний. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, одновременно совершенствуя и разви- вая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя. По мнению А. А. Бодалева, какими бы жесткими не были по своему содержанию и форме требования социума, личность одинаково при- нимает их и трансформирует для себя соответственно уровню развития сознания, потребностей, ценностей, сформированности способностей и характера. Сама личность ставит перед собой цель, выбирает пути для ее достижения и получает те или иные результаты [29]. Развитие личности – это внутренняя духовно-практическая дея- тельность субъекта, в результате которой изменяется его внутренний мир. Внутренний мир – это сознание и самосознание личности, на- правленное, как на объективную реальность, так, одновременно, и на отношение к ней. Здесь интегрируются все ее выражения, обобщаются и систематизируются переживания человека, оценивается его поведе- ние. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что этот мир постоянно работает и мера фундаментальности, глубины и напряжения этой работы являет- ся показателем духовного богатства индивидуальности человека. Он писал, что законы его создания и функционирования требуют обяза- тельного исследования, потому что без этого знания не будет полного понимания проявлений субъективного начала в человеке при отраже- нии ею действительности, его отношения к ней и поведения [12]. С точки зрения биологически ориентированных концепций, раз- витие понимается как развертывание генетических программ организ- ма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Поэтому определяющим фактором развития ученые считают за- датки или анатомо-физиологические особенности организма, насле- дуемые от предков. Вариантом этой позиции является взгляд на инди- видуальное развитие (онтогенез) как повторение всех стадий, которые проходит человек в процессе своей исторической эволюции (филоге- незе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. 120 Многие психологи также утверждают, что развитие ребенка пре- допределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Генетические факторы передаются от родителей к детям благодаря механизмам наследствен- ности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в развитии личности человека. Так, эмоциональная устойчивость, экст- раверсия, тревожность, сила, подвижность, уравновешенность устой- чиво передаются по наследству. Сторонники социогенетического подхода признают роль воспи- тания и факторов внешней среды (условий жизни, культурных фак- торов, поведения матери) в качестве главных факторов,лежащих в ос- нове развития человека и формирования его поведения. Развитие есть процесссоздания совершенно нового. Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних) факторах. Они исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения пред- ставляет собой «чистую доску» и все можно сформировать в результате воздействия окружающей среды. Этот подход отождествляетразвитие и научение и связан с бихе- виоризмом как направлениемв психологии и его общими установками. Так, теория классического обусловливанияДж. Уотсона – стимул вы- зывает реакцию. Теория оперантного обученияБ. Скиннера – поведе- ние формируется научением и происходит посредством позитивного и негативного подкрепления. В этих двух теориях классического бихе- виоризма проблема «развития ребенка» специально не акцентируется – там есть лишь проблема наученияна основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды. Далее выдвигаются концепции социального научения, в которых показывается, как ребе- нок приспосабливается в современном мире, как он усваивает при- вычки и нормы современного общества. Российская наука понимает проблему соотношения влияния раз- ных факторов на развитие личности следующим образом. Биологиче- ски наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и вос- питания как одного из институтов социализации. Этот главный закон развития личности, по мнению Л. С. Выготского, означает, что по- 121 средством совместной деятельности и общения формируются психи- ческие функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, само- сознание и пр. Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые про- исходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отно- шений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает ка- чественно новое содержание. Известный психолог В. Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для него не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизнен- ной необходимости – логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни лич- ности определенный смысл, иными словами, определенное место и роль [209, s. 116]. Согласно А. В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. «Непре- рывность в развитии личности (как системы) выражает относительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с «соседни- ми» системами, в данном случае с принятой в обществе системой обра- зования» [124, c. 11]. Приведенная трактовка развития личности, разрабатываемая пре- жде всего российскими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский), находится в русле концепции, со- гласно которой, по Л. С. Выготскому, «развитие есть непрерывный 122 процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непре- станным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях... единством общественного и личного при восхож- дении ребенка по ступеням развития».Другая трактовка развития, со- гласно Л. С. Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным поры- вом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к само- утверждению и самосовершенствованию [40, c. 248]. Очевидно, что личностное развитие, становление человека как личности, социального существа столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия. «Два основных противоречия определяют сущность человека, его раз- витие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в ха- рактерологические комплексы. Это: а) отчужденность от природы и связь с ней; б) отчужденность от общества, группы, других людей и связь с ними»[40, c. 27]. Абсолютизация влияния каждого из условий развития – проблема теоретических абстракций и методологических основ интерпретации. В настоящее время возникли новые теоретические представления, которые рассматривают взаимосвязь наследственных и средовых фак- торов между собой. Представители данного подхода признают роль в развитии индивида как факторов внешней среды и воспитания, так и действие факторов наследственности. Результаты различных экспери- ментальных исследованийпоказывают, что ни ситуация (среда) сама по себе, ни личность (наследственность) сама по себе не определяют психическое развитие индивида. Оно определяется взаимодействием между личностью и ситуацией, между средой и наследственностью. На основании этого были предложены двухфакторные концепции де- терминации развития личности. Так, концепция В. Штерна – теория конвергенции (схождения) двух факторов – среды и наследственности утверждает, что психиче- ское развитие есть не простое проявление прирожденных свойств, и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конверген- ции внутренних данных с внешними условиями развития. Влияние 123 внутренних и внешних факторов на психическоеразвитие анализиро- валось В. Штерном на примере основных видов деятельности детей, главным образом игры. Анализируя игровуюдеятельность В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т. е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые даются человеку от рождения, т. е. биологического фактора. Биологическое и социальное в человеке столь прочно соединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Несомненно, существует зависимость развития высших психических функций от структуры и функции нервной системы. Нейрофизиологи и нейро- психологи проводят исследования в этом направлении и изучают интегративные связиклеток головного мозга и проявлений психиче- ской активности человека. Таким образом, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами, а именно: • во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов; • во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни. С середины ХХ века активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) утверждает, что становление личности в значитель- ной мере зависит от активности самого человека. Активность понима- ется как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки ок- ружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему при- сущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние деся- тилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. По мнению К. Роджерса, позитивная направленность на развитие личности является врожденной. Человек имеет большие возможности 124 понимания себя, смены своей Я-концепции, отношений в социуме и регуляции поведения. Однако для этого необходимо эмпатическое по- нимание, то есть способность точно ощущать чувства других людей. Коррекция Я и его усиление в позитивном аспекте помогает людям перебороть внутренние барьеры и способствует их личностному рос- ту, успешной интеграции в социум, что обязательно проявится в реа- лизации личностного потенциала во всех его аспектах [142]. Зарубежные ученые также считают, что развитие человека регу- лируются сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятия) и факторами окружения. Начиная с 1960-х годов XX века, в рамках социально-когнитивной па- радигмы в научной психологии разрабатываются концепции, в которых основное внимание в достижении результатов деятельности и в само- сознании человека уделяется личностным когнитивным переменным. Автор социально-когнитивной психологии А. Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах не- прерывного взаимодействия между факторами поведенческими, ког- нитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные взаимодействия являются взаимозависимыми детерминантами, то есть на поведение человека влияет окружение, но люди сами играют активную роль в создании социальной окружаю- щей среды. Индивиды, по его мнению, обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над процессами, влияющими на их повседневную жизнь. Он обозначил данный подход как взаимный детерминизм, который подразумевает, что факторы предрасположен- ности личности и ситуационные факторы, являются взаимозависимыми причинами поведения и воздействуют друг на друга [20]. В связи с этим представляют интерес следующие положения тео- рии личности А. Бандуры, которые, по мнению М. И. Гайдара, явля- ются значимыми для него: 1) Человек – не только объект социального воздействия, но и ак- тивный субъект поведения и деятельности. 125 2) Воздействие на человека окружающей среды в значительной сте- пени опосредуется его поведением, познавательными процессами и спо- собностью к саморегулированию, т. е. внутренними детерминантами. 3) Поскольку у человека есть способность к предвидению ре- зультатов и построению планов на будущее, то он может обратить эту способность и на самого себя: может осознать, как он справится с предстоящей деятельностью, в какой степени будет соответствовать требованиям ситуации, сможет ли продуктивно распорядиться имеющимися у него ресурсами, в том числе психологическими, т. е. особая роль отводится сфере самосознания субъекта. 4) Поведение человека ситуационно-специфичное, поэтому у него существует не единственная, а множество Я-концепций, причем на «авансцену» выходит то одна, то другая в зависимости от ситуации. В силу этого представление о некоей глобальной Я-концепции чело- века не продуктивно. 5) Складывающиеся у человека на основе самовосприятия и само- оценки представления о себе выполняют регулирующую функцию, благодаря которой он способен самостоятельно выстраивать стратегии своей деятельности и собственного развития, управлять своей жизнью [42]. Таким образом, личность не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом «пишет» сама, проявляя са- мостоятельность и субъективную активность. В известной мере каж- дый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. К влияниям и воздействиям среды он относится из- бирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек ак- тивно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабли- вая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. Иначе говоря, человек является не только объектом воздействия извне, но и субъектом, творцом своей собственной жизни, своего развития. |