Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3. Личностный смысл как основной критерий внутреннего мира человека

  • Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеМонография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
    Дата27.04.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла162879628.pdf
    ТипМонография
    #500990
    страница2 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
    1.2. Структура личности
    Учение о структуре личности в отечественной психологииберет свое начало в теоретических разработках С. Л. Рубинштейна.Он отме- чал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие отдельные его стороны, но при всем своем много- образии, различии и противоречивости основные свойства личности взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека, взаимопроникают друг в друга, смыкаются в реальном единстве лич- ности. Она представляет собой не статичную неизменную структуру, а изменяющуюся личность в переменном мире.
    Структура личности представляет собой взаимосвязь и взаимо- действие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности.
    В рамках дальнейшего рассмотрения следует находить элементы и подсистемы, из которых складывается личность, а также их взаимо- отношения между собой. Синтез того, что наработано за последнее время разными специалистами, работающими в этой области, позво- ляет приблизиться к более многогранному и непредвзятому представ- лению о личности.
    Б. Г. Ананьевнаиболее удачное понимание структуры видел в пе- реходе от психических процессов к психическим состояниям и от них к психическим свойствам. Этопонимание структуры он дополнял еще психическими функциями (сенсорные, мнимические идр.) и общей элементарной мотивацией поведения (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.
    К. К. Платонов выдвинул концепцию динамической функциональ- ной структуры личности. Она рассматривает личность как динами- ческую систему, развивающуюся во времени,изменяющую состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции. В этой концепции выделяется 4 подструктуры личности:

    19
    1-я подструктура содержательные черта личности – направ- ленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные качества. В эту подструктуру входят элементы (черты) личности, ко- торые не имеют врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Она формируется путем воспитания. Это социально обусловленная подструктура, кото- рая может быть названа направленностью личности и включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы по- требностей.
    2-я – подструктура опыта – объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловлен- ных свойств личности. Элементы, входящие в эту подструктуру, можно отнести сами по себе к свойствам личности. Формируется это под- структура посредством обучения.
    3-я – индивидуальные особенности отдельных психических про-
    цессов – памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли. Формиру- ется эта подструктура посредством упражнения.
    4-я – биопсихическая подструктура – объединяет свойства тем- перамента или по Б. М. Теплову – типологические свойства личности.
    Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна.
    Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являют- ся результатом их взаимосвязей. Рассмотрим их подробнее:
    Под направленностью личности ученые понимают совокупность
    устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и от-
    носительно независимых от конкретной ситуации. Она определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

    20
    Направленность можно представить в целом как систему отношений личности к себе самой (на себя), систему отношений к другим людям
    (на взаимодействие), к результатам и продуктам деятельности (на дея- тельность).
    Человек утверждает себя в предметном мире не только с помо- щью мышления, но и посредством всех своих познавательных способ- ностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на че- ловека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.
    Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллекту- альный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна бо- лее высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отно- шения человека к миру.
    Мировоззрениеэто не только содержание, но и способ осознания
    действительности, а также принципы жизни, определяющие харак-
    тер деятельности человека. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как жизненные цели, обобщение которых образует общий жизненный план, формирует идеалы, придающие мировоззре- нию действенную силу. Содержание сознания превращается в миро- воззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверен- ности человека в правоте своих идеалов.
    Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл.
    Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспри- нимается и переживается все окружающее. Оно представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компо- нентов, мироощущения и миропонимания. Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззре- ния особый характер. Включаясь в мировоззрение, различные его со- ставляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию.

    21
    Миропонимание человекаэто совокупность понятий, свойст-
    венных его психике. Различие между миропониманием и мировоззре- нием в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой модель объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существо- вать и без них.
    Субъект как индивид рождается наделенным потребностями.
    Потребность – состояние индивида, переживаемое как нужда в каких-
    либо объектах, необходимых для его существования и развития. По- требности выступают источником активности личности и могут быть естественными (физическими) и духовными (моральными). Познава- тельные потребности проявляются в интересах, которые представляют собой направленность на что-либо, связанное с положительным эмо- циональным отношением к нему. Интересы характеризуют по широте, содержанию и устойчивости.
    Потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но, как только субъект начинает действо- вать, тотчас происходит ее трансформация в результат. Главное за- ключается в выделении факта трансформации потребностей через предметы в процесс их потребления, что имеет ключевое значение для понимания природы потребностей человека.
    Психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов. Мотивы – побудительные причины поведения,
    являющиеся конкретным проявлением потребности личности. Онине отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраски действий.
    Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторич- ное явление: либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращаю- щего их в мотивы
    - цели. В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.

    22
    Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе.
    Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей лич- ностный смысл; их называют смыслообразующими мотивами. Другие, выполняя роль побудительных факторов порой остро эмоциональных, аффективных, являются мотивами
    - стимулами.
    В структуре одной деятельности тот или иной мотив может вы- полнять функцию смыслообразования, в другой – функцию дополни- тельной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда за- нимают более высокое иерархическое место. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться неосозна- ваемыми. Несознаваемое и сознаваемое не противостоят друг другу; это лишь разные формы и уровни психического отражения.
    Если цели и отвечающие им действия необходимо сознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива. Предметное содержание мотивов всегда, конечно, так или иначе воспринимается, представля- ется. Они открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в форме переживания желания, стремления к цели. Эти непосредст- венные переживания и выполняют роль внутренних эмоциональных сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся про- цессы.
    Поведение человека зачастую подчиняется логике удовлетворе- ния актуальных потребностей и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, об- стоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это [45].
    Одной из основных характеристик человека является темпера- мент. Под темпераментом понимают динамические характеристики
    психической деятельности человека. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и

    23
    свойства эмоциональности. Общая активность определяется интен- сивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей сре- дой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т. д. Особенности моторной сферы можно рассмат- ривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота ритм и общее количество движений и т. д. Свойства эмоциональности: впечатлительность, чувствительность и импульсив- ность.
    Всем известна классическая типология Гиппократа, различавшего
    4 типа людей по их темпераменту: флегматики, холерики, меланхоли- ки и сангвиники. Основой этой типологии была теория о соотношении в разных людях разных жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Достаточно убедительная попытка переосмыслить основу для этой типологии была сделана И. П. Павловым, который выделил 4 типа высшей нервной деятельности на основе сочетания таких ее индивидуально-специфических характеристик, как сила нервных процессов, их сбалансированность и подвижность. Опреде- ленные сочетания этих характеристик дали, по сути, те же четыре ти- па, которые описаны Гиппократом.
    Следующий вид характеристик, встречающихся в самоописаниях личности – это констатация тех или иных черт личности. Характер –
    это целостное образование личности, определяющее особенности ее
    деятельности и поведения и характеризующее устойчивое отноше-
    ние к различным сторонам деятельности. Применительно к характе- ру используются такие понятия, как экспрессивные характеристики
    (характеристики внешнего проявления, внешнего выражения человека) или стилевые характеристики. При таком подходе следует отметить субъективность описания, его зависимость от критериев оценки.
    Следующей подструктурой личности являются способности, био- логической основой которых являются задатки. Задатки – это врож-
    денные анатомо-физиологические особенности нервной системы,
    органов чувств и движения, составляющие природную основу развития
    способностей. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Они многозначны: на основе одних и тех же задатков

    24
    могут развиваться различные способности. Не развитые во время за- датки исчезают.
    Способности – это индивидуально-психологические особенности
    человека, являющиеся условием успешности выполнения того или иного
    вида деятельности. Современные ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные за- датки и от них зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.
    Ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может компенси- ровать не самые благоприятные задатки и способности и может при- вести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны челове- ка и наоборот, компенсировались его слабые стороны.
    Рассматривая концепции и подходы различных авторов к пробле- ме структуры личности, Б. Г. Ананьев выделяет 4 основные стороны личности, которые в той или иной форме представлены в различных классификациях:
    ∆ биологически обусловленные особенности;
    ∆ особенности отдельных психических процессов;
    ∆ уровень подготовленности или опыт личности;
    ∆ социально-обусловленные качества личности.
    При этом ученый указывает, что структура личности строится на двух принципах:
    1) субординационном или иерархическом, суть которого заключа- ется в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
    2) координационном, согласно которому взаимодействие осуще- ствляется на паритетных началах, допускающих относительную авто- номию каждого из них.

    25
    Итак, начиная с С. Л. Рубинштейна психологи различных школ пытаются дать свое понимание структуры личности и единого одно- значного представления в настоящее время в психологии не сущест- вует. Но вместе с тем, понятие структуры в психологии личности про- исходит из объективно существующего взаимодействия реального психического феномена, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур элементов и их все- сторонних связей.
    Содержательно-смысловым уровнем анализа структуры личности является анализ внутреннего мира, который имеет свое специфиче- ское содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего.
    1.3. Личностный смысл как основной критерий внутреннего
    мира человека
    Человек живет в мире, отношения с которым он строит на основе логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее определенный смысл, иными словами, определенное место и роль. Одна из них – ре- активная логика, логика удовлетворения потребностей – наиболее прямолинейна и является общей для человека и животных, вторая – смысловая логика, логика жизненной необходимости – является ис- ключительно достоянием человека. Человек может жить и действо- вать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуля- ции, которые образуют ядро внутреннего мира.
    Внутренний мир включает в себя своеобразным образом прелом- ленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыс- лом, который она имеет для человека. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и выте- кающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребно- стями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда ис- пользуют понятие «ценностно-смысловая сфера личности» для обо- значения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека.

    26
    Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека.
    Они занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализа- ции каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения по- требностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивиду- альных путей их реализации.
    Потребности отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных. Личностные ценности, напротив, отражаются в нем в форме идеалов – образов совершенных черт или желательных обстоя- тельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я.
    Ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятель- ностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окру- жающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Превра- щение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представ- ление о должном, задающее направление жизнедеятельности и высту- пающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.
    Другим важным элементом внутреннего мира являются устойчи- вые отношения, которые характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, лю- ди. Если число ценностей, значимых для отдельного человека, может измеряться в лучшем случае двумя-тремя десятками, то количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, может быть практически безграничным. Источником отношений слу- жит, как правило, индивидуальный опыт, а высшими инстанциями,

    27
    определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и собы- тий, – наши потребности и ценности.
    Потребности и ценности проявляются не только в форме отноше- ний к конкретным людям, вещам, событиям. Они проявляются и в том, какие критерии или признаки были использованы человеком при их описании, классификации и оценке. Один и тот же человек использует разные критерии для описания и классификации разных объектов. Следует отметить, что разные люди пользуются разными критериями и признаками при описании одних и тех же объектов. Для их обозначения в психологии было введено специальное понятие кон- структы, которое является важнейшей характеристикой внутреннего мира человека.
    Это понятие было введено американским психологом Дж. Келли, который поставил конструкт во главу угла своей теории личности.
    Он первым обратил внимание на тот факт, что разные люди воспри- нимают, классифицируют и оценивают вещи, людей и события в разной системе понятий (конструктов), и что порой они склонны держаться за них, даже если опыт явно показывает, что они приводят к ошибоч- ным оценкам и прогнозам. Дж. Келли говорит об определяющем влиянии ядерных конструктов личности на всю ее психологическую организацию. По его мнению, смысл дан человеку только в терминах его личных конструктов. Смысловые конструкты, которые характери- зуют собственно личность, задаются присущими человеку потребно- стями и ценностями.
    В качестве основного критерия внутреннего мира человека вы- ступает система личностных смыслов индивида. Личностный смысл
    субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных
    предметов. Мера осознанности истинного смысла определяется обна- ружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и цен- ностями индивида. При этом возможно изменение конкретного со- держания личностного смысла за счет включения его в другой моти- вационный контекст. В деятельностном подходе А. Н. Леонтьева по- рождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами чело- веческого сознания [87].

    28
    Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и разви- тия, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы.
    Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смысла отмечают тот факт, что человеку присуще наличие не одного, а целого ряда различных смыслов. В психологической ли- тературе неоднократно делались попытки классифицировать смыслы по различным основаниям.
    Согласно разработанной А. Н. Леонтьевым концепции, личностный смысл одновременно входит в два движения. Своим происхождением личностный смысл обязан процессам, происходящим вне сознания субъекта, он возникает в его реальной жизнедеятельности, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. Однако в структуре сознания личностный смысл всту- пает в новые связи с другими составляющими сознания и выражает себя в значениях и эмоциональных переживаниях [87, с. 137]. Как единица самосознания смысл «Я» содержит когнитивную, эмоцио- нальную, отношенческую компоненты, он связан с активностью субъ- екта, происходящей вне сознания, т. е. его социальной деятельностью.
    Смыслы в различных школах и направлениях охватывают широкий спектр функционирования человека и выражаются в таких понятиях как смысл действия, деятельности, поведения, жизни, существования.
    В связи с этим, необходимо выделить более обобщающие и уточняю- щие смыслы, отражающие различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремле- ние), смысл бытия (сверхсмысл или космический смысл). Данные по- нятия являются обобщающими категориями, включающими в себя более частные смысловые образования и отражающие иерархические взаимосвязи между компонентами мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой сферами личности и разноуровневыми структу- рами сознания.
    Таким образом, источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения

    29
    и конструкты. В их форме в личности человека представлены все смыслы, образующие основу его внутреннего мира, определяющие динамику его эмоций и переживаний, структурирующих и трансфор- мирующих его картину мира и ее ядро – мировоззрение. Все сказан- ное относится к любым смыслам, характерным для личности. Но на одном из этих смыслов стоит остановиться отдельно, поскольку по своей глобальности и роли в жизни человека он занимает совершенно особое место в структуре личности. Это смысл жизни.
    Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно че- ловек видит этот смысл.
    Одним фундаментальным психологическим фактом является ши- рокое распространение чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямым следствием которого является рост самоубийств, нарко- мании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфиче- ских так называемых ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты.
    Вторым фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3–5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами. Наконец, третьим фактом является определяющая роль именно этой объективно сложившейся направленности жизни. Она несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением, интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью [90].
    Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с ре- альностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность со- гласно системе отношений личности с миром. Но в эту схему не укла- дываются проявления самодетерминации личности, когда личность осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию,

    30
    сколько напротив, происходит преодоление любой регуляции на осно- ве осознанного выбора. В личности есть что-то такое, что позволяет ей не только управлять своим характером, способностями и ролями, но и своими побуждениями и смыслами, произвольно менять значи- мость и побудительную силу различных альтернатив в ситуации вы- бора, причем это как раз дано отнюдь не каждому.
    Д. А. Леонтьев говорит о трех возможных способах поведения че- ловека: согласно сложившимся стереотипам, привычным способам действия (логика характера и роли), согласно отношениям с миром
    (смысловая логика жизненной необходимости) и согласно своему личностному выбору на основе свободы и ответственности. Но все описанные выше механизмы, как и подавляющее большинство психо- логических теорий личности, не дают объяснения специфически чело- веческим феноменам выбора, свободы и ответственности. Трудность их постижения проистекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода» или «ответствен- ность» или «выбор» [90]. В процессе становления и формирования личности они могут занять центральное место в отношениях человека с миром, стать стержнем его жизнедеятельности и наполниться ценно- стным содержанием, которое придает смысл жизни.
    Свобода, подчеркивает Д. А. Леонтьев, подразумевает возмож- ность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по от- ношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от на- стоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом бу- дущем. Вместе с тем человеческая свобода является не столько свобо- дой от названных выше связей и зависимостей, сколько способом их преодоления; она не отменяет их действие, но использует их для дос- тижения необходимого результата.
    Позитивная характеристика свободы является специфической формой активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью, во-вторых, опосредованной ценностным «для чего», и, в третьих, активностью, полностью управляемой самим субъектом. Свобода, тем самым, при-

    31
    суща только человеку, однако не каждому. Внутренняя несвобода лю- дей проявляется, прежде всего, в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во вторых, в отсутствии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сторону, и, в-третьих, в нереши- тельности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей си- лы в то, что с ними происходит [90].
    Ответственность в первом приближении можно определить, как осознание человеком своей способности выступать причиной измене- ний (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в соб- ственной жизни, а также сознательное управление этой способностью.
    Ответственность является разновидностью регуляции, которая при- суща всему живому, однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами.
    Такой орган человека, как совесть, непосредственно отражает степень рассогласования поступков человека с этими ориентирами.
    При внутренней несвободе не может быть полноценной личност- ной ответственности, и наоборот. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая воз- можность активного изменения ситуации, человек может предпринять такую попытку. Однако верно и обратное: лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей спо- собности влиять на события. В своей развитой форме свобода и ответ- ственность неразделимы, выступают как единый механизм саморегу- лируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности.
    Вместе с тем пути и механизмы становления свободы и ответст- венности различны. Путь становления свободы – это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора. Путь становления ответственности – это переход регуляции активности из- вне вовнутрь. На ранних стадиях развития возможно противоречие между спонтанной активностью и ее регуляцией как разновидность противоречия между внешним и внутренним. Противоречие между свободой и ответственностью в их развитых зрелых формах невоз- можно. Напротив, их интеграция, связанная с обретением личностью

    32
    ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уро- вень отношений с миром – уровень самодетерминации – и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья и духовности.
    Духовность, как и свобода и ответственность, – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жиз- ненных отношений и личностных ценностей, определяющих принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора, что равнозначно одно- значности, предопределенности. Духовность есть то, что объединяет воедино все механизмы высшего уровня. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддержи- вает свое существование ради того, чтобы действовать, делать дело своей жизни.
    Основываясь на вышесказанном, можно сказать, что личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсисте- мами личности. Являясь компонентами более сложной системы – личности, они сами представляют систему, организованную в опреде- ленной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования личности на различных этапах жизне- деятельности человека.

    33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта