Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
Скачать 1.73 Mb.
|
2.2. Структура самосознания Существуют разные подходы в изучении структуры самосозна- ния, при этом следует обратить внимание на те, которые более полно раскрывают содержание самосознания и могут быть использованы как в педагогической практике, так и в профессиональной деятельности. В связи с этим представляет интерес структура самосознания, которая включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: само- познание, самоконтроль, самосовершенствование [52]. Рассмотрим их более подробно: Самопознание – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Это нацеленность человека на познание своих физиче- ских (телесных), духовных возможностей и качеств, своего места сре- ди других людей. Выделяют три его аспекта. Во-первых, это анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими людьми на основе существующих норм. Во-вторых, это осознание отношения к себе других людей. И, в-третьих, самопознание осуществляется в процессе самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей, анализа мотивов поступков. Самопознание складывается из самонаблюдения и самооценки. Самонаблюдение также имеет две стороны. Первая направлена вовне, и человек с ее помощью как бы со стороны наблюдает за своей прак- тической деятельностью, соотнося ее результаты со своими целями и установками, а также с общественными интересами и целями. Вторая направлена вовнутрь, в свое Я. При этом самонаблюдение выступает как средство познания человеком собственной психики, ее индивиду- альных особенностей, нацеленности на решение стоящих перед чело- веком задач. Это наблюдение за своими действиями, поступками, чув- ствами; метод изучения психических процессов, свойств и состояний с помощью субъективного наблюдения за явлениями своего сознания, результатом которого является создание образа Я. 43 Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к рефлексии. Рефлексия (лат. ref-lexio обращенный на- зад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний путем самонаблюдения. Это способность ото- бражать свои состояния, переживания, что помогает не только осознать, но при необходимости перестроить их, то есть управлять личностными ценностями. Отрефлексировать – это значит пропустить через свой внутрен- ний мир, оценить. Это размышления личности о самой себе, непо- средственный самоконтроль своего поведения в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ того, что происходит, способность оценить ситуацию и адаптироваться к ней. Рефлексия – это не просто осознание себя, а одновременно и возможность изменения самого себя, выйти на другой уровень развития. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлек- сии: 1. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный само- контроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ того, что происходит, способность субъекта к коор- динации своих действий с ситуацией и их соответствию с внешними условиями и своим состоянием. 2. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к ана- лизу уже выполненной в прошлом деятельности и действий, которые еще не выполнены. В этом случае предмет рефлексии – условия, мо- тивы и причины действий; содержание прошлого поведения, а также его результаты, особенно допущенные ошибки. Эта рефлексия выра- жается в том, как часто и долго субъект анализирует и оценивает выполненные в прошлом действия и склонен ли он вообще анализи- ровать прошедшее и себя в нем. 3. Перспективная рефлексия соотносится с функцией анализа бу- дущей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогно- зированием возможных финалов и т. п. Она состоит в планировании будущего поведения, оценки его последствий. 4. Коммуникативная, объектом которой является представление о внутреннем мире другого человека и причины его поведения. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. 44 5. Личностная, объектом познания которой является сама по- знающая личность, ее особенности и качества, поведенческие харак- теристики, система отношений к другим. 6. Интеллектуальная, которая проявляется в ходе решения разного рода задач, в \способности анализировать разные способы решения, находить более рациональные, не однократно возвращаться к условиям задач [139, с. 99–109.] По результатам исследований в области возрастной и педагогиче- ской психологии интеллектуальный аспект рефлексии является ново- образованием, которое возникает в младшем школьном возрасте и продолжает развиваться в этом направлении в течение всей жизни. Особенно важное значение приобретает дальнейшее развитие этого новообразования в период подготовки личности к профессиональной деятельности как активного начала субъекта деятельности, осознания им своих психических особенностей. При этом сама интеллектуальная рефлексия является ведущей в обеспечении развития самосознания вообще и профессионального самосознания в особенности. Об этом писали такие исследователи как Л. С. Выготский, В. М. Дружинин, В. В. Зубченко, А. В. Карпов, Г. С. Костюк, С. И. Мельников, Е. Е. Си- манюк, В. И. Чигриков, О. Ю. Шаврина, В. Д. Шадриков, В. И. Шахов и др. Самопознание характеризуется принципиальной незавершенно- стью. Это обусловлено тем, что реальная жизнь опережает процесс ее осознания. Полное самопознание невозможно, главное – стремление к адекватному самопознанию для использования сильных сторон своей личности и коррекции тех качеств, которые являются препятствием в достижении успеха в общении и деятельности. Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является результатом, прежде всего, умст- венных операций – анализа, сравнения, синтеза. Это суждение челове- ка о мере наличия в нем тех или иных качеств, свойств в соотношении их с определенным эталоном, образцом. С помощью самооценки про- исходит регуляция поведения личности. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. 45 Психология располагает рядом экспериментальных методов выявле- ния самооценки человека, ее количественной и качественной характе- ристик. Самооценке отводится важная роль в рамках исследования про- блем самосознания. Она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня развития человека, его личност- ный аспект, органично включенный в процесс самопознания.С само- оценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специ- фику понимания ею самой себя. Она позволяет правильно оценить свое духовное и физическое состояние, свои отношения с внешним миром и другими людьми. Б. Г. Ананьев утверждал, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосоз- нания. Это процесс опосредованного познания самого себя, разверну- тый во времени, связанный с движением от одиночных ситуативных образов через интеграцию им подобных в целостное восприятие, а также отражения оценки других людей, которые принимают участие в развитии личности [12]. Постоянно присушиваясь к голосу свого Я, человек сверяет ход своих мыслей с внутренними и внешними жизненными ориентирами. Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я иде- альное, позволяет понять сложный характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с по- мощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеа- лов личности. Самооценка субъективна и не может служить достаточным осно- ванием для самоуправляемого поведения. Она бывает адекватной (реальной, объективной) или неадекватной и обязательно должна пе- репроверяться путем сопоставления своего поведения и его результа- тов с объективными обстоятельствами и с оценками других людей и общества. Неадекватность выявляется в завышении или занижении уровня относительно эталона, с которым личность себя сравнивает. Люди с адекватной или высокой самооценкой успешно решают зада- чи, которые встают перед ними, поскольку чувствуют уверенность 46 в своих силах. При этом субъект реально оценивает свои возможности и способности, достаточно критично относится к себе, ставит перед собой реальные задания, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завы- шенной или слишком заниженной. При завышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализиро- ванный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что неудачи – это следствие собственных ошибок, лени, недостатка зна- ний, способностей или неправильного поведения. Заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, робо- сти и отсутствию стремлений, невозможности реализовать свои спо- собности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. При заниженной самооценке у человека присутствует ком- плекс неполноценности, он несмел, пассивен, отличается излишней требовательностью к себе и еще большей к другим людям. Самооценка позволяет правильно оценить свое духовное и физи- ческое состояние, свои отношения с внешним миром и другими людьми. Она способствует осознанию своих сильных и слабых сто- рон, стимулирует творческий рост. А. Г. Спиркин отмечает, что само- оценка – непременное условие реализации следующих двух важных этапов самоуправляемого поведения: самоконтроля и самосовершен- ствования [159]. Самоконтроль является одним из важнейших условий сознатель- ной деятельности человека и одним из важных компонентов процессов саморегуляции его жизнедеятельности. Вопросы форм и методов обу- чения контролю и самоконтролю освещены в работах А. М. Алексюка, В. М. Бочарниковой, В. М. Вергасова, В. О. Крутецкого О. С. Линды и других ученых. По их мнению, самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком своих деятельности и поведения, 47 своих действий и поступков с точки зрения их соответствия своим намерениям, поставленным целям, правилам или требованиям обще- ства. Он дает ему возможность не только управлять своей деятельно- стью и поведением, но и корректировать их, контролировать осущест- вление намеченного плана, удерживать от нежелательных действий. Самоконтроль играет также большую роль в учебно-познава- тельном процессе. Ученые С. И. Архангельський, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Ю. С. Матвиєнко, В. Е. Михайличенко и другие пока- зали, что развитый самоконтроль не только улучшает результаты по- знавательной деятельности, но и способствует повышению активности студентов. Обобщая результаты исследований этой проблемы, выде- лить такие основные структурные элементы самоконтроля: самопро- верка – проверка достигнутого результата; самооценка личностью самого себя, своих возможностей; самоанализ – анализ своего поведе- ния, отдельных поступков, эмоциональных реакций, переживаний, и наконец, качества своей личности, целей, мотивов поведения. Это можно рассматривать как рефлексивный компонент в структуре само- контроля. Самоконтроль – осознанная регуляция человеком своего поведе- ния и деятельности для обеспечения соответствия их результатов по- ставленным целям, требованиям, нормам, правилам и т. д. Степень самоконтроля, управления самим собой у каждого человека неодина- кова в разные возрастные периоды жизни. Неодинакова она и у раз- ных людей, так как индивидуальные способности к самопознанию и самооценке чрезвычайно различаются. Формирование способности к самоконтролю требует присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. Воля – это форма активности личности, особый вид сознательной саморегуляции и само- организации. Специфика воли состоит в сознательном преодолении человеком трудностей и преград на пути к поставленной цели. В ре- зультате волевого усилия удается приостановить или изменить моти- вы поведения. Волевая личность не только сознательно ставит свои цели, но и мобилизует усилия на достижение желаемого результата. Еще Аристотель приписывал воле побуждение, обусловленное не только стремлением, но и противоречием ему, т. е. торможением же- 48 лаемого действия, если размышление подсказывает его избегать. Позднее близкие к этому мысли выражали Р. Декарт, Т. Рибо, И. М. Сеченов. Функция воли, по мнению Р. Декарта, это использо- вание разума для торможения движений, подчиняющихся страстям, которыми располагает тело. А. Рибо утверждал, что воля не только в побуждении, но и в торможении, из-за необходимости постоянно разрешать конфликт между сознательным выбором и естественным стремлением. И. М. Сеченов за счет открытого им центрального торможения подвел естественнонаучную основу под понятие воли. Он доказал возможность тормозящего влияния нервных центров на двигательную активность, что послужило основой нейрофизиологического объясне- ния намеренной задержки того или иного акта. И. М. Сеченов рас- сматривал его как непременный фактор активного взаимодействия со средой, способ психической саморегуляции. Признавая за всеми умст- венными и нравственными проявлениями важность в деле побужде- ния к действию, роль направляющего начала он приписывал воле. Самоконтроль является важным средством умственного и нравст- венного самосовершенствования личности. Самосовершенствование личности в значительной мере связано с совершенствованием психи- ки. Различают три основных вида формирования психики: стихийное, целенаправленное и самоформирование. При этом важную роль в раз- витии любой личности играет стихийное формирование психики, имеющее место в результате спонтанных, непланируемых воздейст- вий на нее. Улица, соученики, соседи, книги, средства массовой информации – все это влияет на формирование психики. Целенаправленное воздействие на психику осуществляется с по- мощью учебной и воспитательной работы. Оно представляет собой взаимодействие между субъектом, объектом и процессом познания. Этот процесс эффективен в том случае, когда побуждает познающего работать над собой самостоятельно и заниматься самоформированием или саморазвитием своей психики. И здесь роль школы и вуза трудно переоценить. Известно, что в психике человека достаточно много наследствен- ного (переданного через гены) и врожденного (определяемого усло- 49 виями внутриутробного развития), существующего в форме скрытых психофизиологических способностей, которые могут быть выявлены и реализованы только под влиянием внешней среды и деятельности лю- дей, а также в процессе их самоформирования путем самопрограмми- рования и самосовершенствования. И. П. Павлов располагал неоспо- римыми научными фактами из области высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать следующий вывод: «Человек есть, конечно, система… в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совер- шенствующая» [120, с. 244–245]. Общую структуру самосознания схематически можно предста- вить так, как показано на рис.1. Рисунок 1. – Структура самосознания человека Результаты самопознания многообразны и являются сплавом зна- ний и эмоционально-ценностного отношения к себе: чувства идентич- ности, самоотношения, самоуважения, личностной компетентности. Результатом этого процесса является получение личностью информа- ции о наличии или уровне развития профессиональных, личностных способностей и качеств. Для того, чтобы далее развивать желаемые или избавиться от те, которые мешают дальнейшему развитию и вос- питанию. Как известно, процесс воспитания многообразный. В нем форми- руются потребности и отношения личности, ее желания, интересы, стремление, идеалы, мировоззрение, убеждения. Воспитание является высшим приемом формирования психики. Этот процесс эффективен Самопознание Самоконтроль Самосовершенствование Самонаблюдение Самооценка Самоформирование Самопрограммирование Волевые формы Психические навыки и стереотипы Самосознание 50 в том случае, когда вызывает необходимость в самовоспитании и по- стоянном самосовершенствовании. «Воспитание, которое стимулирует самовоспитание, – писал в свое время В. А. Сухомлинский, – является задачей современного воспитания. Учить самовоспитанию намного важнее, чем организовать воскресный отдых» [163]. История богата примерами того, как воспитание перерастало в процесс самовоспитания, обусловленный четким осознанием самого себя и своей жизненной программы. Таким образом, методологической основой формирования само- сознания личности является процесс самопознания и саморазвития, обусловленный четким осознанием самого себя, своего места в совре- менном мире и своей жизненной программы. Способность к самосоз- нанию и самопознанию – исключительное достояние человека, осоз- нающего себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая терми- ном «Я-концепция». Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведе- ния. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Она является важным фактором организации психики и поведения индивида, по- скольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожи- даний индивида. |