Монография Харьков нту хпи 2015 brought to you by core view metadata, citation and similar papers at core ac uk
Скачать 1.73 Mb.
|
Г л а в а 2 САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1. Самосознание: его значение и изучение Внутренний мир человека, его сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и педагогики. Ее зна- чение обусловлено тем, что учение о внутреннем мире человека со- ставляет методологическую основу решения не только многих важ- нейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием его жизненной позиции. Самосознание служит для понимания самого себя, организации собственной жизнедеятельности человека, его отношений с окружающим миром и другими людьми. В процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек неизбежно должен был выделить и себя как объект, реально существующий во времени и пространстве. Это обусловлено двойственностью сознания: оставаясь направленным главным образом вовне, на тот или иной объект, оно постепенно начало высвечивать и внутреннюю сущность самого себя как субъекта. Так формировалась вторая составляющая сознания – самосознание, получившая впослед- ствии название Я. Известный русский физиолог И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух ипостасях: предметного сознания и самосознания. Результатом деятельности сознания является знание о мире, а самосознания – знание человека о самом себе и своих возмож- ностях. Самопознание позволяет познать свой внутренний мир, пере- живать его и определенным образом относиться к самому себе. Самосознание – важное звено развития личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание человека формируется в процессе его повседневного общения с другими людьми, с обществом, 34 через познание которых он приходит к познанию и осознанию самого себя. Это сводится, в сущности, к осознанию им своей идентичности, определенной устойчивости, целостности в различных ситуациях. Выделяют такие основные функции самосознания: сознательное использование знания о механизмах и закономерностях психической деятельности в процессе формирования внутреннего мира человека, развитие и совершенствование своей личности в соответствии с соци- ально-нравственными требованиями общества. Проблему самосознания изучали ученые Б. Г. Ананьев, А. А. Бо- далев, И. Д. Бех, Р. Бернс, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, А. Г. Спиркин, В. В. Столин и др. В психологии обычно под самосознанием понима- ют переживания целостности Я и его индивидуальных черт. Это образ себя и отношения к себе. Он неразрывно связан со стремлением к изме- нениям, с самосовершенствованием. В связи с этим И. С. Кон пишет, что совокупность психических процессов, с помощью которых индивид осознает себя как субъект деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в образ Я [75]. Сознание, познавая мир, делает более гибкой, целесообразной и продуктивной деятельность человека, в то время как самосознание, обращенное внутрь физической и психической сущности человека, стремится повысить эффективность и надежность человека как систе- мы, действующей в предметном мире. Вот почему совершенствование человека как системы самоорганизующейся и самопрограммирую- щейся возможно только при одном условии – непременном развитии самосознания. Это определяет интерес к этой проблеме со стороны педагогической науки, ее взаимосвязи с психологией. Наиболее разработанной в психологии является концепция само- сознания, предложенная В. В. Столиным. При этом общие представ- ления о самопознании и самоотношении, опираются на идеи А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности, и, в первую оче- редь, на представлении о личностном смысле как одном из основных «образующих сознания». По В. В. Столину, процесс самосознания происходит в виде переживания конфликтных смыслов, в ходе кото- рого для личности становится ясным, что она сможет преодолеть, что 35 заставляет ее отступить и через какие преграды личность не может переступить, даже под жестоким давлением обстоятельств. Влияние самосознания на психические процессы и поведение че- ловека носит всесторонний, глобальный характер, что отмечено в ряде работ. Для более подробного анализа В. В. Столин называет следую- щие функции самосознания или основные направления его влияния на деятельность человека: • мотивирующая функция или участие в целеобразовании (в под- боре целей, соответствующих Я-концепций); • наложение запрета на определенные действия; • детерминация отношений с окружающими, влияние на развитие тех или иных черт личности и всей ее структуры; • осуществление функции самоконтроля в процессе осуществле- ния различных деятельностей; • функция приобщения человека к жизни других людей и соци- альных групп [160]. Познание себя начинается с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но это не только знание или система при- обретенных значений, понятий. Ему свойственно внутреннее движе- ние, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует. Его объектом являются также свойства, особенно- сти, действия или состояния самого субъекта; в этом случае следует различать знание о себе и осознание своего Я. Это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых является предметом интереса тех или иных психологических школ и направлений [76]. Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телес- ного или физического Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она прояв- ляет себя. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я, что известно всем на собственном опыте. 36 Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростко- вом возрасте, когда собственное Я начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. Роль телесного Я можно проиллюстрировать открытым в начале нашего столетия эффектом компенсации и сверхкомпенсации органи- ческих дефектов. Этот эффект проявляется в том, что люди, в детстве страдавшие либо реальными физическими дефектами, либо телесными недостатками чисто психологического свойства (малый рост), прила- гают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием тех или иных черт характера, способностей и умений. Это не только часто им удается, но и приводит иногда к выдающемуся развитию тех или иных способностей. Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощу- щении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Я неизбежно включает в себя определенные социально-ролевые ком- поненты, поскольку социальная идентичность человека, определение им себя в терминах выполняемых им социальных функций и ролей – достаточно важная, хоть и не самая главная характеристика личности. Третья грань Я – психологическое Я. Оно включает в себя вос- приятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и спо- собностей и отвечает на вопрос «какой Я». Это Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое Я тоже в него входят. Четвертая грань Я – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы, ответственности. Это Я является некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе или то Я, которое присутствует в формулах: «Мыслю – следовательно, существую». Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные осо- бенности высшего, экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Наконец, пятая грань Я – это самоотношение или смысл Я. Само- отношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, 37 непосредственное выражение личностного смысла Я для самого субъ- екта. При этом специфика его переживания производна от реального бытия субъекта. Оно может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень поло- жительного или отрицательного отношения индивида к самому себе. Резюмируя точку зрения многих авторов Р. Бернс пишет, что положи- тельная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убеж- денностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значи- мости. Здесь потенциально выделяются три характеристики само- отношения в качестве элементов его строения [23]. Природа самоотношения как «особое внутреннее движение соз- нания», проходящее по вертикали, не замыкается внутренним про- странством личности и ее самосознания, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта. Отсюда следует одна и основных функций самоотношения – сигнализировать о смысле Я личности. Причем смысл Я представлен субъекту не в виде некоего общего чувства одобрения или неодобрения, а обладает собственной внутренней структурой и может быть описан через содержательные эмоциональные измерения, которые в различных пропорциях содер- жатся в конкретных действиях-установках. Первые эмпирические исследования самосознания, начавшиеся уже в ХІХ веке развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструк- цию онтогенеза сознательного «Эго» путем непосредственного на- блюдения за детьми. С 1940 по 1970 годы в мире было опубликовано свыше 2 тыс. результатов психологических исследований, посвящен- ных проблеме Я, их число продолжает увеличиваться. И. С. Кон в своей работе «В поисках себя. Личность и ее самосоз- нание» рассматривает психологические процессы и механизмы само- сознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изме- няются наши представления о себе [75]. В отличие от действующего экзистенционального Я, которое всегда выступает как некое суммарное целое, рефлексивное Я допускает дробление на элементы. Наиболее разработанная его модель предложена М. Розенбергом. Структура 38 этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости самосознания, представленности того или иного из них в сознании; во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости; в-третьих, по степени последовательности, логической согласован- ности друг с другом, от чего зависит непротиворечивость образа Я в целом [29, с. 232–233]. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или образ Я в целом включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей соци- альной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Мотивы, эмо- циональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к по- ложительному образу Я – один из главных мотивов человеческого по- ведения. Ученые изучают также психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и концептуализирует себя и свое поведение, а также психологические функции самосозна- ния или насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности. Психика чело- века в лице центральных образований его Я следит за тем, как функ- ционируют адаптивные механизмы, сравнивает реальное поведение с предварительным планом, с реальным процессом адаптации. Заклю- чение о внутренних свойствах на основе объективных, поведенческих показателей широко представлено в самосознании, особенно при оценке способностей, компетентности и других качеств, о которых обычно судят по поведению или его результатам. Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходят- ся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его Я. С точки зрения материалистиче- ского подхода многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными 39 по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр лично- сти», который мы называем Я; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. Разные пути развития личности характеризуются различной фор- мой организации ею собственной жизни или жизненной позиции, ко- торые отличаются двумя параметрами: осознанностью и активностью. Осознанность характеризует степень выделения личностью себя из общего потока, осознания несовпадения своего Я и объективно разво- рачивающегося жизненного процесса. Отсутствие осознанности ха- рактеризует людей, для которых их «Я» неотделимо от того, что с ними происходит. «Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания делает ее всего лишь существованием» [75]. Активность жизненной позиции – это способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Лич- ность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку собы- тий. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активно- стью; такой человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею. Она соответ- ствует автономному типу личностного развития, а именно: Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью. Она соответствует импульсивному типу личностного развития. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсут- ствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдель- ное от своего Я, такой человек, однако, не в состоянии на них воздей- ствовать по причине или убежденности в невозможности это сделать, либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможно- стях, или и того и другого вместе. Эту позицию можно соотнести с симбиотическим типом личностного развития. 40 Наконец, страдательная позиция – это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчине- ние обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого. Она соответствует конформному типу развития. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспи- танием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, – нелюбовью. Целостное, интегрированное самоотноше- ние, лежащее в основе ответственности, формируется личностно- пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотно- шение, порождающее несамостоятельность, – безлично-формальным воспитанием и т. д. Главная функция самоотношения в жизнедеятельности здоровой автономной личности – это сигнализация о том, что в жизни все в по- рядке или, наоборот. Самоотношение является механизмом обратной связи, оно не должно являться самоцелью или самоценностью. При этом возможно, что главной целью для человека может стать сохране- ние положительной самооценки или избегание отрицательной любой ценой. В этом случае самооценка перестает отражать состояние ре- альных жизненных процессов и заслоняет от человека мир, а порой искажает его, если правдивая картина мира угрожает его самооценке. Активность человека в мире оказывается в этом случае лишь средст- вом поддержания высокой самооценки. Таким образом, основными функциями самосознания являются познание самого себя с помощью осознания образа своего Я, развитие и совершенствование своей личности соответственно социально- моральным требованиям общества, сознательное использование знаний о механизмах и закономерностях психической деятельности человека. Образ Я – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому и как след- ствие социального взаимодействия. Психологи фиксируют у человека 41 не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимо- действия. Я-образ – не статическое, а динамическое образование лич- ности индивида. Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответство- вать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя харак- тер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. Уровень или степень сложности, интегрированности и стойкости образа «Я» тесно связаны с развитием интеллекта. Этот процесс хо- рошо прослеживается во время роста и развития ребенка, для которого единой осознанной реальностью является внешний мир. Знания, пред- ставления о себе накапливаются уже в раннем детстве в несознаваемых чувственных формах. Ранняя молодость характеризуется открытием собственного внутреннего мира, в результате чего физический, пред- метный мир становится возможностью приобретения собственного опыта. Я проявляется как движение непрерывных противопоставле- ний себя всему другому не Я. Учеными тщательно прослежен процесс развития у детей оценок других людей и самого себя, в которых прежде выделяются физические особенности, потом к ним присоединяются особенности психологиче- ские и нравственные. Параллельно идущее изменение заключается в том, что отдельные их оценки уступают свое место более общим характеристикам, охватывающим человека в его целостности и выде- ляющим существенные его черты. Задача преподавателя заключается в том, чтобы формировать внутренний мир обучающегося и, таким образом, повлиять на его формирование. При этом чрезвычайно важно, чтобы воспитание пере- растало в процесс самопознания и саморазвития, обусловленный чет- |