Главная страница

Модуль тгп. МК ТГП_18.12.2020. Предмет, объект тгп как науки


Скачать 193.08 Kb.
НазваниеПредмет, объект тгп как науки
АнкорМодуль тгп
Дата12.02.2021
Размер193.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМК ТГП_18.12.2020.docx
ТипЗакон
#175829
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Предмет, объект ТГП как науки.

Объект науки - те явления, которые она изучает.

Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте.

Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления.

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.


  1. ТГП в системе социальных наук.

Теория государства и права взаимодействует с социальными науками. К ним относятся философия, общая социология, религиоведение, политология, культурология, экономическая теория и история. Они лишь способствуют лучшему пониманию государства и права, поскольку изучают их природу в более широком контексте.

В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. связь теории государства и права с:

Философией - эта наука изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом.

Социологией - затрагивает в своей исследовательской деятельности такие важные институты социума как государство и право, но лишь их социальные аспекты, игнорирую юридические.

Политологией - изучает политические системы с политическим сознанием общества, теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у теории государства и права сведения о механизме и функциях государства.

Психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для теории государства и прав важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы.

История, исследуя в хронологическом порядке этапы развития общества (виды изменяющихся общественно-экономических, типы цивилизаций), конкретные факты государственно-правовой жизни народов, не делает обобщающих выводов, не ищет в них, в отличие от теории государства и права, каких-либо общих закономерностей.

Экономическими науками - также затрагивают государство и право, но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя, на роль экономики в развитии социальных процессов, по-разному определяют сущность государства (Маркс и Вебер).

  1. ТГП в системе юридических наук.

Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы:

1) теоретико-исторические (история отечества государства и права, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства);

2) отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное право и т. д.).

3) специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика).

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Это своеобразная «таблица умножения». Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам, она формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов.

Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества.

Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные.

Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот. Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками (историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер.


  1. Предпосылки возникновения государства.

1) Экономические предпосылки возникновения государства:

- переход от присваивающей экономики к производящей;

- появление и углубление общественного разделения труда;

- рост производительности труда и появление прибавочного продукта;

- появление частной собственности на орудия и продукты труда;

- появление товарообмена (рынка).

2) Политические предпосылки возникновения государства:

- благодаря общественному разделению труда сфера управления усложнилась.

- усиление роли военной знати (князь, дружина)

- стали создаваться судебные органы, а также иные органы, призванные применять легализованное принуждение во благо общества и человека (полиция, тюрьмы и т. д.).

3) Идеологические предпосылки возникновения государства:

- в первобытном обществе господствующей формой идеологии была языческая религия (поклонение многим богам).

- в последующем возникает единобожеи

- религия способствовала консолидации людей

4) Психологические предпосылки возникновения государства:

- Наличие войн вынуждало людей объединяться для отпора агрессора.

- Преодоление неблагоприятных климатических, экономических условий также предполагало объединение усилий людей

- факторы, лежащие в основе возникновения государства, привели к формированию нового духовного облика людей, когда человек начинает осознавать необходимость реализации общественных интересов



  1. Теории происхождения государства.

Т е о л о г и ч е с к а я теория - самая древняя теория, возникшая на Древнем Востоке в III

тысячелетии до н. э. Суть ее сводится к тому, что государственная власть - от Бога.

Богоизбранные "высшие", "благородные" люди властвуют над "низшими", "плохими", от

них зависит благополучие и судьба "низших", которые должны беспрекословно

подчиняться "высшим" (Аквинский Фома)

П а т р и а р х а л ь н а я теория, сформировавшаяся в V в. до н. э. (ее основоположник —

древнегреческий мыслитель Аристотель), основывалась на том, что государство - результат

разросшейся семьи, следствие проявления природы человека, его стремления не просто к

общению, но к его высшей форме -политической организации(+Платон)

Д о г о в о р н а я теория происхождения государства получила весьма широкое

распространение. Начиная с VI в. до н. э. ее отстаивали Эпикур и Цицерон, а в ХV-

ХVIII вв. развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, к

которым в XIX в. присоединился П.И. Пестель. В нашем XXI в. многие приверженцы этой

теории полагают, что государственная власть - результат общественного договора и иной

власти не должно быть.

• В XIX в. появилась теория н а с и л и я (ее наиболее видные представители -

Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский), трактующая государство как результат насилия,

вражды, завоевания одних племен, народов другими племенами и народами.

А) внутреннее насилие – экономическое и политическое

Б) внешнее насилие – завоевание одним народом другого.

• В том же XIX в. формируется к л а с с о в а я теория происхождения государства.

Наиболее обстоятельно ее разработал Ф. Энгельс. Государство, согласно этой теории, есть

результат взаимодействия антагонистичных, непримиримых классов, возникших на

определенном этапе развития общества в связи с появлением частной собственности.

Класс собственников именно для защиты своих интересов и создает государство.

Э к о н о м и ч е с к а я теория Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Анре Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству.


  1. Причины многообразия теорий происхождения государства и права.

Вопрос о происхождении государства и права является дискуссионным. О причинах возникновения гос-ва и права говорится в различных теориях: теологической; договорной; психологической; органической; материалистической; теории насилия и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

1) на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;

2) мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

3) объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

4) зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

5) Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия;

6) Неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;

7) Преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных соображений;

8) В преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами.

  1. Основные теории происхождения государства и их краткая характеристика. [Горелов]

  • патриархальная (Платон и Аристотель) Во главе - патриарх. Государство- продукт разросшейся семьи.

  • теологическая (Фома Аквинский) государство - Божье творение

  • теория насилия

внешнего (гумплович, Каутский) Государство - результат деятельности военно-политического фактора завоевания одних племен и народов другими.Победительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство.

внутреннего (Дюринг) Государство - результат насилия одной части общества над другой.

  • экономическая (Платон) Государство - результат исторического прогресса, а ведущим звеном человеческого прогресса являются экономические преобразования.

  • Классовая ( Маркс, Энгельс, Ульянов). Государство возникло в результате: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

  • договорная (Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев). Государство возникает в результате заключения общественного договора.




  1. Современные концепции правопонимания.

Современные научные концепции правопонимания можно представить тремя подходами к суждению о праве:

1. Естественно-правовой. Исходная форма бытия права — общественное сознание, идея, представление о праве. Отсюда следует, что право — не тексты закона. Право — это система идей (понятий) об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, естественных условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Идеи находятся в общественном сознании и ориентированы на моральные ценности. Этот подход предписывает, каким должно быть содержание права.

Выразителями этого подхода являются сторонники теории естественного права: они утверждают приоритет интересов человека перед интересами государства, рождение человека с набором натуральных прав, которые не должны отчуждаться государством.

2. Нормативистский (позитивистский). Исходная форма бытия права — норма права. Право трактуется как творение власти, как система норм, изложенная в законах и иных нормативных актах, выражающих государственную волю, то есть как «позитивное право». Закон и право отождествляются, а властная принудительность считается их основным признаком. В указаниях власти отыскиваются истоки норм права. Выразителями этого подхода являются юристы, которые разделяют теорию юридического позитивизма и нормативистскую теорию права.

3. Социологический. Исходная форма бытия права — общественные отношения; право — порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей. Правом признается его функционирование, «действие» в жизни, в сложившихся и складывающихся общественных отношениях («живое право»). Здесь его находит законодатель (и закрепляет в нормативно-правовых актах) или суд (и закрепляет в форме судебного прецедента). То, что записано в законах и иных нормативно-правовых актах, а не вышло из «жизни», определяется как «мертвое право». При ценности учета «жизни» права в общественной среде некоторые сторонники такого подхода прибегли почти к отождествлению самостоятельных процессов: творчества и применения права. Между тем условием соблюдения и обеспечения режима законности может быть деятельность правоприменителя в границах, установленных законом, государственная поддержка (охрана и защита) права, сформированного в обществе. Сторонники данного подхода — юристы, которые разделяют позиции социологической и реалистической теорий права.

Право не сводится к норме, не существует лишь в форме абстрактного (естественного) закона, не «растворяется» в правовом отношении, в юридически значимых действиях правоприменителя либо в «народном духе» или в человеческой психике и т. д. Его аспектами являются и то, и другое, и третье. Право — сложный, многомерный, многоаспектный феномен.



  1. Понятие и признаки права.

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

  1. Сущность права. Свойства права.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организации общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Два аспекта:

1) формальный – любое право есть прежде всего регулятор

2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор

Подходы:

1) Классовый – в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии».

2) Общесоциальный – право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.

3) Религиозный

4) Национальный

5) Расовый

Сущность права – то возведенная в закон воля той социальной группы, которая обладает реальной государственной властью

Сущность права – это социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью. Выражается в принципе “каждый свободен настолько, насколько его свобода не ограничивает свободу других лиц”

Сущность права – это реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе.
  1.   1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта