Общая теория права - Конспект лекций. Общая теория государства и права как наука Понятие и функции правоведческих наук
Скачать 162.22 Kb.
|
Общая теория права Общая теория государства и права как наука
Наука – это форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний по природе, обществе, мышлении. Правоведение относится обществоведческим наукам.(наукам изучающим общество) Правоведение – это область специальных общественных знаний, предметом которых является государственно правовая действительность. Исторически сложилось так, что в рамках правоведения изучается не только право, но и государство, поскольку они неразрывно связаны между собой и немыслимы одно без другого. Функции правоведения:
Правоведение это не только знание о государстве и праве, но и система наук изучающих государство и право. Группы наук, которые включает правоведение: -историко-правовые науки (история государства и права к примеру); -науки изучающие взаимоотношения между государствами (международное двуличное право) -науки преимущественно государственоведческие -науки преимущественно правоведческие (юридические). Группы правоведческих наук: А) Общетеоритические науки Б) Отраслевые (изучает отдельные отрасли права) и межотраслевые науки (содержат знания, относящиеся к различным отраслям права) В) Прикладные науки (науки непосредственно связанные с юридической практикой). Г) Судебная психиотрия 2. Общая теория государства и права в системе общественных и юридических наук Общая теория права (ОТП) – это общественная наука, изучающая основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой системы. Предметом ОТП является государство и право. Общая теория права тесно связана с другими общественными науками: экономикой, философией, социологией, политологией. Место теории государства и права в системе юридических наук:
Функции общей теории права:
Методология правоведения и ОТП: Научный метод – это способ, прием изучения чего-либо; Методологическое правоведение – представляет собой совокупность особых, приемов, способов, средств научного познания государственно-правовой действительности. Все научные методы делятся на:
Материализм (мир материален, существует объективно, то есть независимо от человека и поэтому познаваемый). При изучении ОТП исходит из того что это объективно существующие нормы, которые постоянно изменяются и развиваются, и которые связаны с иными сторонами общества. Выбор научного метода зависит от уровня исследования. Выделяют 2 уровня: 1) Эмпирический (преобладает живое созерцание и получается знание отражающее внешние стороны и проявления изучаемого объекта). К этому уровню относятся такие методы, как описание, наблюдение, сравнение, систематизация, классификация, анализ и синтез. 2) Теоритический уровень (преобладает рациональным момент в изучении познаваемых объектов). Сюда относится абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, а так же исторический и логический методы. Правовая наука располагает так же собственно юридическими методами:
Своеобразие методов исследования так же определяется спецификой науки. В связи с этим для общей теории права наиболее характерным является метод абстрагирования, при котором от одних (чаще всего второстепенных) свойств объекта отвлекаются, а другие интересующие нас свойства - выделяются. То есть концентрируется внимание на главных основных чертах государства и права. Происхождение государства и права
Структура первобытного общества: основной формой организации общества была родовая община, то есть объединение на основе родственных связей, людей ведущих совместную хозяйственную деятельность. Человеческая семья была полигамна, родословная велась по материнской линии. На более поздней стадии развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Экономическая основа: в это время существовала так называемая присваивающая экономика (все что производилось - потреблялось). Управление и власть: все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина (наиболее уважаемый член рода). Должность эта была не только выборной, но и сменяемой. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, на уважении к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя, должность которого на ранних этапах была так же сменяемой. Социальные нормы носили характер моно норм, в которых были слиты воедино обычаи, мораль, религиозные и другие нормы. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку. Таким образом для этого периода человеческой истории характерно:
Плюрализм. Концепция происхождения государства и права
В современной литературе отдельно выделяется еще возникновение восточных государств, так называемая восточная деспотия (самые первые государства). Что касается права, то его возникновение связано с возникновением государства. Право появляется как регулятор общественных отношений, когда обычай перестает удовлетворять потребности новой власти. Право, в отличии от обычая, теперь создается или одобряется государством, выражает интерес не всего общества, а лишь той его части, которая обладает властью и богатством, исполнение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства. Для государственной эпохи характерно:
Типология государства и права
Типология государств – это их специфическая классификация, совокупность типов, через которые прошло развитие человеческой цивилизации. Тип государства – это совокупность его важнейших сторон и свойств. Существуют различные подходы к подразделению государств по типам. Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили государства на 2 группы: правильные и неправильные. К группе правильных государств они относили те государства, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах. К неправильным – те государства, где власть не опирается на законы и служит интересам только правителям. Данный подход к типологии государств, основанный на критерии законности, в той или иной форме использовался в трудах более поздних мыслителей и сохранил свое значение до наших дней. В настоящее время существует 2 основных подхода к типологии государств: цивилизационный и формационный.
Цивилизационная теория основана на отнесении государства к определенной цивилизации. Цивилизация – очень емкое и неоднозначное понятие, но чаще всего ее используют либо как синоним культуры, либо как уровень развития материальной и духовной культуры. Основываясь на различных подходах понятия цивилизации, различные авторы выделяют следующие виды цивилизаций и соответствующих им типам государств. Классификации государств:
В целом цивилизационная теория, в качестве основного критерия подразделения государств на типы рассматривает общекультурные факторы, связанные прежде всего с ролью того или иного государства в жизни общества.
В соответствии с этим подходом исторический тип государства соответствует типу производственных отношений в обществе, то есть социально-экономической формации. Таким образом тип государства – это совокупность черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом. Этот подход использовался советской наукой теории права. Он позволяет подразделить государства на эксплуататорские типы (рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства) и не эксплуататорский тип (социалистическое государство). Любое эксплуататорское государство представляется как орудие организованного насилия экономически господствующего класса. При этом класс эксплуататоров в соответствующих типах государств являются единоличными собственниками средств производства. Развитие государства идет по восходящей, от низшего типа (от рабовладения) к высшему типу (то есть социалистическому), то есть происходит смена формаций. Социалистическое государство рассматривается как государство высшего типа, представляющее интересы всего общества, при этом собственность на средства производства общенародная. В настоящее время более широкое распространение получил так называемый традиционный формационный подход. В соответствии с ним признается существование названных исторических типов государства, так как существуют объективные черты, определяющие каждые из этих типов. Однако наряду с этими типами существуют и государства переходные, в которых власть принадлежит не одному классу, а нескольким. Кроме того в рамках одного исторического типа существую разнообразные виды государств, отличающиеся друг от друга. Сущность государства
Политика – это сфера деятельности различных социальных групп, по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. В принципе субъектами политической деятельности могут быть любые социальные группы (нации, партии, объединения или даже отдельные личности). В любом случае политика всегда присутствует там, где существуют отношения по поводу государственной власти. Государственная власть – это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер и проявляющаяся в управлении государством. Политическая система общества – это совокупность отношений по поводу власти. Единого мнения о структуре политической системы общества в настоящее время не существует. Доминирующим в литературе является мнение о том, что политическая система представляет собой рассматриваемые в едином комплексе государства и негосударственные общественные объединения, участвующие в политической жизни страны. То есть элементами политической системы общества являются: государство (как основной центральный элемент), негосударственные демократические институты (политические партии, религиозные и общественные объединения и движения, профсоюзы, негосударственные средства массовой информации и отдельные граждане). Государство является центральным элементом политической системы, так как обладает рядом особенностей:
Определений термина государство очень много, однако все они совпадают в том, что государство рассматривается как организация политической власти на определенной территории. Основные признаки государства:
Государственная власть характеризуется следующим:
Сущность любого явления – это главное, определяющее, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свое своеобразие. По поводу сущности государства высказаны различные мнения. Основные теории сущности государства следующие:
Наиболее популярной в отечественной литературе является общесоциальная теория сущности государства, в соответствии с ней государство должно выступать как гласная система, организующая общество в интересах человека. Назначение государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью государственного аппарата целостность общества и его надлежащее функционирование. Любое государство содержит в себе внутренние противоречия. С одной стороны оно выражает интересы социальной группы или групп, которые стоят у власти, а с другой стороны должно отражать максимально широкие социальные интересы, в идеале интересы всех социальных групп общества. 4. Функции государства Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых отражается его сущность. Самое распространенное является деление функций государства на внутренние и внешние: - Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Основные внутренние функции: экономическая функция (выработка экономической политики, управление финансами государства, полное управление экономикой), социальная (создание системы социальной защиты населения, пенсии, пособии и т.д.), функция охраны законности и правопорядка (государство с помощью права устанавливает определенные правила поведения и следит за соответствием им), функция финансового контроля (выражается в выявлении и учете государства, доходов производителей), экологическая функция (природоохранная), идеологическая функция (пропаганда определенный идей и ценностей) и др. - Внешние функции – это основные направления деятельности государства, осуществляемые преимущественно вне его пределов. Охрана своих границ, взаимодействие с другими государствами и международными организациями, и развитие различных форм интеграции. Функции государства делят по продолжительности действия, постоянные и временные. Постоянные осуществляются на всех этапах развития государства, временные прекращают свое действие с решением определенной задачи. Функции так же делятся в зависимости от характера государственного воздействия на общественные отношения на регулятивные (деятельность государства, направленное на развитие существующих общественных отношений), охранительная функция (деятельность государства, направленное на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений). Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. Таким образом к правовым формам относится:
Организационные формы обеспечивают текущую деятельность государственных структур. 5. Пределы вмешательства государства во внутреннюю жизнь общества. По вопросу о вмешательстве государства во внутреннюю жизнь общества существуют 2 противоположных теоритических учений:
Очевидно что следование любой из этих теорий в конечном итоге приводит к тупику. С одной стороны саморегулирующаяся экономика – это иллюзия, а без государственной идеологии система общечеловеческих ценностей утрачивает актуальность. В то же время чрезмерное вмешательство государства в экономику способна прекратить действие объективных экономических законов, в результате чего экономика становится неэффективной и следует неминуемый экономический спад. Дон Кейнс предложил свою теорию о пределах разумного вмешательства государства в экономику. Согласно этой теории, в экономической сфере государству принадлежат следующие функции:
Форма государства
Форма государства – это организация государственной власти в стране, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и существующем политическом или государственном режиме. Форма государства частично является отражением его сущности, причем в наибольшей степени эту сущность отражает существующий политический режим. Однако на форму государства оказывает влияние не только его сущность, но и иные факторы: внешнеполитические, уровень социально-экономического развития, национально-культурные традиции и т.д.
Форма государственного правления, это организация высшей власти в государстве. Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляет: |