БеличеваС.А. Диагностические методики. Оценка социальнопсихологического статуса подростка
Скачать 1.88 Mb.
|
Игра «Фотографы» направлена на: а) тренировку социальной сензитивности; б) развитие внимания и зрительной памяти. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас двое желающих станут «фотографами» и будут внимательно смотреть на остальных и запоминать. А мы все примем такие позы, какие захотим. Можно встать. Можно изобразить что-то вдвоем или втроем. Теперь «фотографы» посмотрят на нас внимательно, постараются запомнить, как выглядит каждый, «сфотографируют» и выйдут». Когда «фотографы» выходят, тренер говорит: «Теперь пусть каждый сделает три изменения своего внешнего вида. Это могут быть изменения в одежде, прическе, позе. Можно сесть или встать на другое место, взять в руки какой-нибудь предмет. Важно, чтобы у каждого из нас было именно три изменения - не больше и не меньше». Приглашаются «фотографы» и тренер предлагает им обнаружить у каждого участника три изменения и вернуть его первоначальный вид. При этом тренер никак не раскрывает, что подразумевается под словом «изменения», а участникам предлагается молча выполнять команды «фотографов», даже если они не совсем правильные. Когда «фотографы» закончат приведение всех в первоначальный вид, тренер просит ребят сказать, что было замечено «фотографами» правильно. Затем он благодарит и хвалит «фотографов» за хорошую работу и просит остальных сказать, что было в действиях «фотографов» неправильно, а чего они не заметили совсем. Игра «Пусть пересядут те...» направлена на преодоление дистанции между детьми и в то же время является хорошей физической и эмоциональной разрядкой. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас я предложу поменяться местами тем, кто обладает каким-то признаком: кто имеет то-то, или кто любит то-то, или кто имеет то-то. Например, я скажу: «Пусть пересядут те, у кого есть собака», и тогда владельцам собак нужно быстро встать и поменяться местами, при этом на соседний стул садиться не надо и возвращаться на свой стул -тоже. Перед началом игры я встану и уберу свой стул, а когда вы будете меняться местами, я постараюсь сесть на свободный стул. Тот, кто останется без стула, будет водить». Тренер убирает свой стул, и выходит в центр круга и говорит: «Пусть пересядут те...» Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес у детей. 167 Игра «Я люблю...» проводится в начале тренинга и имеет следующие цели: а) облегчить знакомство ребят; б) ускорить запоминание имен; в) сократить дистанцию между детьми. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Давайте познакомимся и сделаем это так: первый - кто захочет - назовет свое имя и свое любимое блюдо, его сосед слева назовет имя первого и что он любит, а потом - свое имя и любимое блюдо; следующий в кругу назовет имя и блюдо второго и свое имя и блюдо, таким образом, каждый будет повторять все, что сказано до него. Если кто-то что-то забудет, мы все дружно ему поможем». Игра «Я иду по кругу...» направлена на развитие наблюдательности. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер предлагает всем детям внимательно посмотреть друг на друга в течение минуты, а затем повернуться вместе со стульями и сесть спиной в круг. Тренер подходит к одному из играющих, кладет ему руки на плечи, обращается к нему по имени и говорит, одновременно выполняя названные действия: «Я иду по кругу налево от тебя. Я прохожу первого из ребят, второго, третьего и останавливаюсь около четвертого. Кто это?» Если имя названо правильно, тренер задает вопросы о внешнем виде. При этом тренер может специально задавать «неправильные» вопросы, например: «Какой у него свитер?» или «Какие у нее сережки?» в то время, как и свитер, и сережки вообще отсутствуют. Затем тренер проходит пятого, шестого и останавливается, например, около седьмого, и задает вопрос о нем. Если группа большая (10-12 человек), можно положить руки на плечи еще одному ребенку и дать ему тоже возможность поработать активно, задавая вопросы о других участниках. Игра «Встанем на газету» проводится только в группах с четным количеством детей и направлена на сокращение дистанции между детьми посредством тесного физического контакта. Ход игры: тренер делит группу на две части так, чтобы в каждую половину попало примерно равное количество мелких и крупных детей, и кладет на пол подальше друг от друга две газеты в полный разворот. Задача каждой команды - встать всем вместе на газету, заняв на ней как можно меньше места. Когда играющие выполнят задание, тренер отрывает незанятые куски газеты. Затем оставшиеся куски сравниваются, и команда, у которой газета меньше (то есть ребята уместились на меньшей площади) считается выигравшей. Вопреки общей установке избегать ситуации соревнования в тре- 168 нинге для детей с трудностями в общении, считают возможным проводить эту игру, рассчитывая, что участие в соревновании команд, а не личностей, а также необычность и юмористический характер задания сделают ситуацию вполне переносимой для детей. Игра «Пусть встанет столько человек, сколько пальцев» проводится для развития социальной сензитивности. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я буду показывать вам разные количества пальцев - на одной или на двух руках. И как только вы увидите, сколько пальцев я показала, пусть сразу встанет столько человек, сколько пальцев. Когда им можно будет сесть, я скажу, а потом опять буду показывать пальцы». Игра «Разговор через стекло» имеет целью тренировку умения использовать невербальные средства общения. Ход игры: все сидят полукругом или в один ряд, как зрители; пары показывают свой «разговор через стекло» как на сцене, на фоне стены. Тренер: «Давайте разделимся на пары. Выберите себе в пару того человека, которого вы узнали пока меньше, чем других. Теперь пусть каждый представит себе, что он сидит один дома и не может выйти (болеет или мама не разрешила). Ему скучно. И вдруг он видит в окне дома напротив лицо своего приятеля. Он хочет позвонить ему, но телефон занят. Задача - передать сообщение без слов, и вообще без звуков, только с помощью жестов и мимики». (Младшим школьникам необходимо объяснить, что такое мимика). Когда первый из пары закончит свое сообщение, тренер спрашивает у второго, что ему передали, а потом - у первого, что он хотел сказать. Затем второй передает свое сообщение, а первый говорит, что он понял. Тренер уточняет у второго, что он передавал. Игра продолжается, пока все пары не побывают на «сцене». Игра «Дорисуй картинку» проводится с целью: а) освоение навыков подстройки; б) снятия напряжения. Ход игры: тренер предлагает ребятам разделиться на пары: «Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего разговаривали за все время наших занятий. Пусть каждая пара займет свой стол. Я раздам вам бумагу и фломастеры, и вы будете рисовать». Тренер раздает фломастеры или цветные карандаши так, чтобы у напарников они были разных цветов и просит ребят не меняться карандашами. Каждой паре дается лист 11 формата (из альбома рисования), разделенный на двенадцать равных квадратов. Тренер: «Сейчас в каждом квадратике вы нарисуете картинку. Пусть первый, 169 пользуясь только своим фломастером, нарисует в первом квадратике одну, очень простую часть картинки: линию - прямую или волнистую, кружочек, квадрат и так далее. А второй своим цветом дорисует картинку. При этом его задача - постараться понять, что задумал первый играющий и нарисовать именно это. Затем второй будет начинать картинку, а первый - дорисовывать». Игра заканчивается, когда будут дорисованы все двенадцать картинок. Затем все садятся в круг и показывают свои картинки. Тренер побуждает ребят рассказать о том, какие чувства они испытывали, когда партнер правильно угадывал их замысел. Игра «Рюкзак» имеет следующие специфические цели: а) создание благоприятного психологического климата; б) тренировка умения использовать невербальные средства общения. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Давайте соберемся в поход на несколько дней и сейчас будем укладывать рюкзак. У нас - один рюкзак на всех, и пусть каждый без слов изобразит тот предмет, который он считает необходимым для группы в походе». Все поочередно показывают свои «предметы». Затем тренер просит всех ребят, кроме автора «предмета», сказать, что же положил в «рюкзак» первый играющий, а после всех говорит сам автор. И так -о каждом «предмете». Бывает, что все ребята не понимают, что положил в «рюкзак» такой-то ребенок. Тогда тренер просит этого ребенка еще раз показать свой «предмет», но не так, как в первый раз, а по-другому. А потом предлагает остальным ребятам показать этот же предмет каким-то иным способом. Игра «Пум-пум-пум» направлена на развитие социальной сензитивности. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я мысленно разделю вас на две части по какому-то признаку. В первую часть входят те, у кого этот признак есть, а во вторую - те, у кого этот признак отсутствует. Я назову этот признак «Пум-пум-пум». Таким образом, вы увидите, у кого есть этот признак, а у кого - нет. Ваша задача - догадаться, какой это признак». Младшим школьникам задается «Пум-пум-пум» попроще, например, цвет волос или предмет одежды. Перед старшими школьниками ставятся более трудные задачи, например, наличие гласной или согласной буквы в начале имени или расположение рядом с человеком в брюках и т.д. В таких случаях тренер предупреждает ребят, что «Пум-пум-пум» может касаться не только внешнего вида, но и чего-то другого: «Чтобы задумать этот «Пум-пум-пум», мне не по- 170 надобились какие-то дополнительные данные о вас - кто как учится, или, кто на какой улице живет; я исходила из того, что можно узнать здесь и сейчас». Обычно подростки долго смотрят друг на друга и пытаются отказаться от дальнейших попыток решения. В таких случаях тренер помогает им и подсказывает идею смены стратегии: «До сих пор вы делали одно и то же - смотрели и сравнивали. Это не привело к успеху. Может быть, вы сделаете что-то другое?» Для иллюстрации этой идеи проводится игра «Стихи», основная цель которой - помочь ребятам осознать зависимость успешности действия от выбора стратегии. Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захочет, выйдет из комнаты. Пока он отсутствует, мы договоримся о том, что мы ему скажем, а когда мы его позовем, мы скажем ему что-то. Водящему надо догадываться, что мы сказали». Когда водящий выходит, надо попросить его отойти подальше от двери, чтобы не слышать, как ребята будут репетировать. Затем тренер предлагает группе. вспомнить первые две строчки каких-нибудь очень известных детских стихов, например, «Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик» и распределяет слова между играющими так, чтобы первый говорил «Наша», второй - «Таня», третий - «громко». Так как в этих строчках - семь слов, то восьмой игрок опять получает слово «наша», «девятый - «Таня» и т.д. Тренер: «Теперь мы все одновременно произнесем эти стихи, и при этом каждый скажет свое слово». Тренер подает какой-то сигнал (без слов), и группа произносит стихи. Репетируют несколько раз, чтобы добиться одновременности, и зовут водящего. Обычно водящий становится в центр круга (реже - снаружи) и пытается слушать всех одновременно. Группа повторяет стихи столько раз, сколько попросит водящий. Пока водящий слушает всех одновременно, он не может понять, что говорит группа, но как только он догадывается послушать каждого в отдельности, он легко находит решение. Чтобы привести ребят к осознанию зависимости успеха действия от выбора стратегии поведения и необходимости гибкости - в данном случае - умения отказаться от какой-то стратегии, если она не дает успеха, спрашивают у ребят, почему водящий сначала не понимал, что говорит группа, что помогло ему понять, что он сделал для этого, что изменилось в его поведении и привело его к успеху. Водящему задаются вопросы о том, что мешало ему отказаться от неудачной стратегии поведения и сделать что-то другое. Игра «Часы» проводится в начале дня или после обеденного пе- 171 рерыва для активизации участников и тренировки внимания. Ее можно проводить, только если в группе не меньше двенадцати человек. Ход игры: все сидят по кругу. Тренер: «Давайте представим себе, что мы - большие часы. Я буду называть время, а вы будете изображать бой часов». Затем тренер, начиная со своего соседа слева, распределяет все числа циферблата между играющими так, что соседу тренера слева дается число «1», следующему - «2», и так - до числа «12». Тренер: «Теперь я буду называть время, и тот, у кого число, на которое указывает часовая стрелка, когда часы показывают названное мной время, встанет и скажет «Хлоп», а тот, на число которого указывает минутная стрелка, встанет и скажет «Бом». Если я назову время, при котором обе стрелки указывают на одну цифру, например, «Два часа, десять минут», тогда один и тот же человек говорит «Хлоп» и «Бом». «Затем вставшие садятся, и тренер быстро называет какое-то другое время. Игра «Нас с тобой объединяет...» проводится для создания атмосферы доброжелательности и доверия в группе. Ход игры: участники сидят лицом в круг, у тренера в руках - мячик. Тренер: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-то мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет ...». Постараемся быть внимательными и никого не пропустить». Игра «Передача движения» проводится в начале или в середине дня для физической и эмоциональной разрядки и в то же время способствует тренировке внимания. Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер: «Давайте займемся гимнастикой. Пусть каждый выберет себе какое-то простое движение (руками, головой, корпусом или ногами), и пусть это движение будет достаточно простым, чтоб его мог повторить любой из присутствующих. Когда я скажу: «Раз!», каждый играющий несколько раз проделает свое движение. Когда я скажу: «Два!», каждый будет делать то движение, которое перед этим делал его сосед слева, а его движение перейдет к соседу справа. На счет «Три» каждый снова будет делать то, что перед этим делал его сосед слева, но это будет уже другое движение. Таким образом, на первый счет мы делаем каждый свое движение, а на все остальные - берем от соседа новое движение». Тренер тоже участвует в передаче движений. Подавая команды «Раз!» ...»Два!»... 172 «Три!.. «Четыре!» ..., тренер делает после каждого счета паузу, чтобы дать возможность играющим несколько раз повторить очередное движение. Когда тренер доходит до счета, на единицу меньшего, чем число участников вместе с тренером, он говорит: «Нас здесь - десять человек. Сейчас на счет «Десять!» ваш сосед слева покажет ваше собственное, самое первое движение или то, во что превратилось ваше движение». Игра «Ассоциации» направлена на развитие творческих способностей, умения нестандартно смотреть на вещи, а также - на развитие социальной сензитивности. Вместе с тем, эта игра дает возможность получить внимание группы тем подросткам, которые субъективно ощущают его дефицит. Игра предназначена для старшеклассников. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захочет угадывать, выйдет из комнаты, а мы задумаем человека - одного из присутствующих. Затем вернется наш доброволец, и будет задавать, кому захочет, вопросы о задуманном нами человеке. Водящий будет сравнивать задуманного человека с разными вещами, и строить свои вопросы так: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Если бы этот человек был музыкой... блюдом... мебелью, ... и т.д., то какой?» Если захочет, он может задавать один и тот же вопрос разным людям. Задача водящего - по нашим ответам догадаться, какого человека мы задумали. Другая модификация игры «Ассоциация» имеет те же цели, что и первая, но в большей степени, чем первая модификация, способствует восполнению дефицита группового внимания. Если тренер видит, что в группе есть подросток, меньше других ощущающий себя включенным в группу, отстраненный, страдающий от того, что группа, по его мнению, не проявляет к нему внимания, то тренер предлагает этому подростку самому задумать какого-то человека из присутствующих, а всем остальным участникам - задавать водящему вопросы о задуманном. Так же, как и в первой модификации этой игры, вопросы задаются методом сравнения человека с различными предметами. Для младших школьников с целью восполнения дефицита внимания проводится игра «Сказочный герой». Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас тот, кто захочет угадывать сказочного героя, выйдет из комнаты, а мы задумаем героя или героиню какой-нибудь известной сказки и напишем его имя на листке бумаги. Когда водящий войдет, мы прикрепим ему на спину табличку с именем героя, но так, чтобы водящий не увидел, что там написано. Затем водящий будет задавать, кому захочет, вопросы 173 об этом герое. И строить эти вопросы он будет так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет», возможен ответ «не знаю». Например, если водящий хочет узнать, какого возраста этот герой, то не надо спрашивать: «Сколько ему лет?» или «Этот герой -взрослый или ребенок?» Так нельзя спрашивать. Можно спросить так: «Этот герой - взрослый?» и после ответа, допустим, положительного, можно задать следующий вопрос: «Он - старый?» Если ребенок вызывается водить, а потом не может задать вопросы, не знаю, что спрашивать, то тренер подсказывает водящему, о чем он может спросить. В другой модификации игры «Сказочный герой» еще более усилен момент восполнения дефицита внимания. В этом варианте игры водящему, предлагается самому задумать сказочного героя, а группа задает ему вопросы и угадывает задуманное. Еще более ориентированной на психологическую поддержку является - третья модификация игры «Сказочный герой», которая придумана для самых робких и застенчивых детей. В этой игре неуверенный в себе ребенок с заниженной самооценкой получает возможность отождествления, с положительным героем, и это способствует преодолению неуверенности и повышению самооценки. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер сам выбирает ребенка, который больше других нуждается в поддержке в этот момент и предлагает ему быть водящим. Тренер говорит: «Сейчас водящий выйдет ненадолго из комнаты и там задумает своего героя. Я тоже выйду с ним, а когда мы вернемся, вы будете задавать вопросы водящему так, как будто он и есть этот сказочный герой, и все ваши вопросы будут начинаться со слов «ты» или «у тебя». Например, «У тебя есть помощники?», или «Ты - человек?» Затем водящий и тренер выходят из комнаты, и тренер предлагает водящему задумать своего самого любимого сказочного героя, того, кто, по мнению водящего, лучше всех других героев, самый добрый, ловкий, умный, находчивый и т.д. и побывать этим героем. Когда дети будут задавать вопросы, то отвечать надо от имени этого героя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не угадает героя. Если процесс угадывания не затягивается и есть желание продолжать игру, то тренер может предложить еще одному ребенку задумать героя и побыть им. Если большое количество детей хотят побыть героем сказки, то тренер предлагает на сегодня ограничиться двумя водящими, а завтра опять поиграть в «Сказочного героя». Это делается потому, что процесс решения этой задачи требует длительной концентрации внимания и интеллектуальных усилий, после двух водящих дети устают 174 и нуждаются в физической разрядке и смене вида деятельности. Игра «Грузим баржу» проводится в качестве разминки в начале дня или после обеденного перерыва. Ход игры: все сидят лицом в круг, и тренер говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мячик, и при этом «грузить баржу» предметами, названия которых начинаются на букву, например, «к». Тот, у кого в руках оказывается мяч, называет предмет на буква «к» и быстро бросает другому игроку, тот называет свое слово на эту же букву и бросает мячик третьему. Не надо передавать ход обратно, то есть бросать мяч тому, кто только что бросил его тебе». Игра продолжается до тех пор, пока у каждого играющего мяч не побывает несколько раз. Игра «Четыре позиции» направлена на: а) осознание собственных предпочтений и организации пространства общения; б) осознание различий в восприятии и эмоциях разных людей в одной ситуации; в) преодоление стереотипов. Ход игры: тренер предлагает участникам разделиться на пары по признаку наименьшего знакомства. Младших школьников тренер делит на пары сам, так как эта задача может оказаться для них невыполнимой, или они сознательно выберут себе в пару как раз того человека, которого знают лучше других. 1 этап. Тренер просит пары распределиться по всей комнате так, чтобы каждая пара была возможно дальше от других, и поставить свои стулья спинками друг к другу, вплотную. Тренер «Теперь вы сядете на стулья и будете полторы минуты разговаривать, не поворачивая корпус. Тему выберите сами или я вам предложу. Для этого выбора у вас есть некоторое время. Когда я скажу «Начали!», вы приступите к разговору». Тренер следит за временем и, когда истекают полторы минуты, говорит «Стоп!» 2-й этап. Тренер предлагает парам: «Теперь пусть один из вас сидит, а другой встанет прямо напротив партнера, и по команде вы продолжите ваш разговор. Тема - та же, а если хотите, можете взять другую тему. Через полторы минуты после команды «Начали!» я вас остановлю». 3-й этап. Партнеры меняются местами в позиции «один стоит, другой сидит» и опять разговаривают полторы минуты. 4-й этап. Партнеры беседуют, сидя лицом друг к другу. Затем все садятся в круг, тренер предлагает каждому сказать, в каком положении ему было удобнее и приятнее всего разговаривать, а в каком по- 175 ложении - наименее приятно. При этом тренер обращает внимание играющих на следующее правило этой игры - нельзя в своих выражениях использовать слова: конечно, разумеется, естественно, безусловно, обычно, всегда, все люди, каждый человек и т.д., говорить нужно только о себе и своих переживаниях, например, «Я чувствовала себя...», «Мне было приятнее всего...» По ходу обсуждения тренер обращает внимания ребят и подчеркивает те моменты, когда играющие высказывают противоположные мнения, или когда они говорят об одинаковых чувствах в одной и той же ситуации, но при этом у них различные или даже противоположные мотивы. Игра «Детектив» направлена на то, чтобы помочь ребятам осознать источники некоторых трудностей в общении; осознать тот факт, что хорошее слушание - это особая деятельность, которая требует определенных умений, и таким образом, способствовать формированию установки на активное слушание. Ход игры: все сидят лицом в круг, у тренера в руках - мячик. Тренер говорит: «Давайте сочиним детектив и делать это мы будем так: я скажу первую фразу и брошу мяч кому-то из вас. Поймавший постарается точно повторить мою фразу, а затем скажет свою, развивая действие нашего детективного романа, затем он бросает мяч еще кому-то. Следующий играющий повторяет последнее предложение - только одно и добавляет свою фразу. Пусть каждая фраза включает не меньше пяти слов. Не нужно передавать ход обратно, то есть тому, от кого вы получили мяч. Тренер останавливает игру не раньше, чем каждый из играющих получит ход хотя бы один раз, а если игра нравится подросткам, и группа невелика, то можно и два-три раза дать возможность каждому принять участие в сочинении детектива. После остановки игры, тренер спрашивает ребят, что было труднее - повторить предыдущую фразу или сказать свою и почему. Игра «Зеркало» направлена на снятие напряжения, физическую и эмоциональную разрядку и вместе с тем она способствует мышечной релаксации и развитию навыков подстройки. Ход игры: дети стоят плечом к плечу в одну линию, лицом в одну сторону, а тренер стоит напротив на расстоянии двух-трех метров. Тренер: «Сейчас вы все будете зеркалом, а я буду человеком, который кривляется перед зеркалом. Я буду делать разные движения и принимать различные позы, а вы будете изображать мое отражение в зеркале, то есть делать такие же движения, но - зеркально». Тренер начинает с более крупных движений - руками, ногами, корпусом, головой, постепенно делая движения все более мелкими. Затем тренер 176 переходит к мимике, корчит рожи, изображает различные эмоциональные состояния. В ходе этой игры тренер осуществляет диагностику развития экспрессивных и импрессивных способностей детей. Если в группе есть дети или подростки, которые не понимают, какое эмоциональное состояние выражает тренер с помощью мимики и не могут его выразить, то при проведении других игр, направленных на развитие умения выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние партнера, этим детям, чаще, чем другим, дается возможность поработать более активно. Игра «Вредное зеркало» способствует развитию внимания и является хорошей психологической и физической разрядкой. Она проводится в начале дня или после обеденного перерыва в качестве разминки и помогает детям включиться в работу. Ход игры: все стоят так же, как в игре «Зеркало». Тренер: «Сейчас я буду человеком, который делает разные движения и принимает различные позы перед зеркалом, а вы все будете этим зеркалом. Это зеркало - не простое. Оно - живое и вредное. Оно старается все сделать наоборот: если я, например, встаю на цыпочки, мое отражение в зеркале приседает, если я развожу руки в стороны, то мое отражение скрещивает их на груди и т.д.» Когда проводят игры «Зеркало» и «Вредное зеркало» в обычных классах средних школ и гимназий, где большинство детей имеет средний уровень развития первичных социальных навыков, участники делятся на пары и поочередно играют роли «отражаемого» и «отражающего». Для детей с трудностями в общении более полезно поставить участников в одну линию, а тренеру выступать в роли «отражаемого». Игра «Рисунок вдвоем» направлена на формирование установки на партнерство, на развитие навыков подстройки. Ход игры: тренер предлагает участникам разбиться на тройки, выбрав себе в партнеры тех ребят, с которыми до сих пор разговаривал и общался меньше, чем с другими. Вдвоем играющим нужно сесть рядом с одной стороны стола, а третьему - напротив них, с другой стороны. Тренер раздает бумагу и ручки: по одной ручке (или карандашу) и по три листа бумаги на каждую тройку. Тренер: «Сейчас те двое, которые сидят рядом, возьмутся за одну ручку, и будут рисовать один рисунок, не глядя друг на друга, ни о чем не договариваясь. Закончив рисунок, надо написать название и поставить подписи - все так же молча, вдвоем одной ручкой. Третий участник будет внимательно наблюдать за рисованием, а когда оно закончится, наблюдатель расскажет рисовавшим, как, по его мнению, проходил про- 177 цесс рисования. Затем авторы рисунка расскажут наблюдателю, что он увидел правильно, а что - нет». На втором этапе игры один из рисовавших и наблюдатель меняются местами и ролями. Новая пара таким же образом, как первая, выполняет свой рисунок (на своем листе) и так же его обсуждает с наблюдателем. На третьем этапе вновь меняются местами, и третья пара рисует, и снова - обсуждение. Затем все садятся в крут, как можно теснее, а рисунки кладут в центр круга, на маленький столик. Тренер показывает каждый рисунок группе и просит всех, кроме авторов этого рисунка, высказать свое впечатление: какие отношения во время рисования были у авторов: взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание или соперничество, конфликт, драка. Последними спрашивают авторов рисунка. Игра «Сказка» направлена на формирование навыков взаимодействия и на развитие внимания. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер показывает детям игрушку, например, фигурку гномика, или животного, или куклу и говорит: «Давайте все вместе сочиним сказку про эту игрушку. Тот, кто захочет начать, возьмет ее в руку и скажет первое предложение -одно - нашей сказки. Потом он передаст игрушку своему соседу справа и тот продолжит сказку». Когда игрушка обходит круг и попадает опять к тому ребенку, который начал сказку, тренер берет игрушку и говорит: «А теперь постараемся вспомнить и повторить по порядку все, что происходило с нашим героем, и при этом пусть каждый играющий не повторяет свое собственное предложение, а только предложения других детей». Игра «Одинаковое количество пальцев» направлена на формирование установки на партнерство. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас я буду считать, а вы на каждый счет будете показывать какое-то количество пальцев на одной руке, кто сколько хочет. Задача - всем показать одинаковое количество пальцев, но договариваться об этом не надо, говорить во время игры тоже не надо». Игра продолжается до тех пор, пока все не покажут одинаковое количество пальцев. Игра «Предмет-действие» направлена на тренировку внимания и в то же время способствует включению ребят в работу. Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «давайте еще поиграем с мячиком. Тот, у кого мячик, назовет какой-то предмет и бросит мяч другому, поймавший назовет действие этого предмета, потом свой 178 предмет и бросит мяч следующему. Например, я скажу «Дерево», а тот, кому я брошу мяч, может сказать «Зеленеет». Давайте постараемся избегать слов «стоит» и «лежит». Игра «Тесный круг» направлена на формирование умения устанавливать контакт. Ход игры: желающий водить выходит из круга, а все остальные становятся лицом в круг и берутся под руки. Задача водящего - пройти в круг, задача остальных - пропустить его только тогда, когда они сами этого захотят. На втором шаге этой игры выбирают другого водящего, и он выходит из круга. Остальные становятся спиной в круг и опять крепко сцепляются. Задача водящего - попасть в круг, не пользуясь словами, а только мимикой и жестами. Игра «Прыжки на 90 градусов» способствует ускорению формирования группы и тренировке социальной сензитивности. Ход игры: ребята стоят в одну линию, лицом в одну сторону, тренер не участвует. Тренер: «Сейчас я буду считать, и на каждый счет вы будете прыжком поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, каждый куда хочет. Заранее договариваться, в какую сторону прыгать, вы не будете, и разговаривать во время игры не надо». Задача группы - повернуться всем в одну сторону. Игра «Больше всех игр мне понравилась...» - проводится в конце каждого дня тренинга, и направлена на отреагирование эмоций. В первые три дня тренинга она проходит так: все сидят лицом в круг, и тренер просит детей вспомнить все игры сегодняшнего дня - без особого порядка, вразнобой. После этого тренер предлагает каждому по порядку - по кругу - сказать, какая игра ему понравилась больше всех других. В последний день тренинга предлагается вспомнить все игры всех дней, а потом дети называют каждый ту игру, которая ему больше понравилась за четыре дня. Игра «Пантомима» направлена на тренировку умения пользоваться невербальными средствами общения. Ход игры: тренер делит группу на две половины, которые расходятся по разным помещениям. Каждая группа придумывает какое-то слово и пантомиму, показывающую это слово. Затем первая группа показывает свою пантомиму, а вторая угадывает слово, а потом наоборот. 179 Игра «Рассказ по картинке» направлена на осознание психологических закономерностей передачи и восприятия информации. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер: «Сейчас пятеро добровольцев выйдут ненадолго из комнаты и там решат, в каком порядке они будут по одному заходить в комнату. Первому, кто войдет, я покажу картинку, и он постарается запомнить все, что там нарисовано. Затем я картинку уберу и мы позовем второго. Первый игрок расскажет второму, что нарисовано на картинке, потом войдет третий, и второй расскажет ему то, что услышал от первого. Затем третий расскажет четвертому, а четвертый - пятому. И, наконец, пятый расскажет нам всем, что ему рассказал четвертый. Все - от первого игрока до пятого - будут рассказывать вслух здесь, при нас, а мы будем запоминать, что происходит с текстом при передаче от одного человека к другому». Когда пятый заканчивает свой рассказ, тренер показывает всем картинку, и ребята обсуждают, что происходило с информацией последовательно на каждом этапе. Игра «9 точек» направлена на формирование установки на партнерство. Ход игры: тренер делит группу на четверки, каждому их них дается листок в клеточку и один карандаш. На большом листе тренер рисует 9 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга тремя рядами по три - квадратом. Задача каждой четверки - всем вместе найти решение - перечеркнуть все точки четырьмя отрезками прямой, не отрывая карандаша от бумаги. Тренер следит, чтобы дети работали всей четверкой над одним квадратом, а не рисовали каждый свой квадрат. Тренер говорит ребятам, что одиночке требуется на это решение полчаса, а группа может справиться и за десять минут. Игра «Инициатор движения» направлена на тренировку социальной сензитивности. Ход игры: все сидят лицом в круг, желающему водить предлагают выйти из комнаты. В его отсутствие выбирают инициатора движения - он будет показывать всем остальным движения, а они будут их повторять. Задача инициатора движения - производить смены движения так, чтобы водящий не догадался, кто командует. Затем приглашают водящего и перед ним ставится задача - внимательно наблюдая за всеми, назвать того, кто командует. Игра «Пальчики» направлена на тренировку умения прогнозировать поведения партнера. Ход игры: ребята делятся на пары и садятся лицом друг к другу. 180 Тренер: «Сейчас вы будете показывать друг другу один или два пальца. Считаете: раз, два, три! И на счет» три» одновременно показываете пальцы. Договоритесь, кто будет играть на согласование, а кто на рассогласование. Тот, кто играет на согласование, старается угадать, сколько пальцев покажет другой, показать столько же. Если ему это удалось, он получает очко. Тот, кто играет на рассогласование, старается перехитрить первого и показать не столько пальцев, сколько ожидает первый, и если игроки показали разное количество пальцев (например, первый показывает два пальца, а второй - один), то очко получает второй. Играют до десяти очков, а потом меняются ролями. Игра «Присоединение через позу» способствует развитию умения подстройки и присоединения. Ход игры: тренер делит ребят на тройки. Двое садятся прямо напротив друг друга на расстоянии примерно 1 м, а третий - наблюдатель - сбоку от них, под прямым углом. Тренер предлагает одному из сидящих друг напротив друга расслабиться и сесть максимально удобно, принять такую позу, в которой он любит сидеть. Задача второго - в точности повторить позу первого, а наблюдатель подсказывает ему и помогает добиться точности. Затем они меняются ролями. Вторым шагом наблюдатель делает то же с первым из двух, а второй становится наблюдателем, третьим шагом - опять меняются местами и поочередно принимают удобную позу и копируют ее. Игра «Пожелания» проводится для закрепления положительных эмоций. Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «Давайте сейчас выскажем друг другу хорошие пожелания. Тот, у кого в руках мяч, бросит его любому игроку, назовет его по имени и пожелает ему чего-то. И так мы будем бросать друг другу мяч с пожеланиями». Игра «Комплимент» имеет ту же цель. Ход игры: все сидят в кругу. Тренер: «Давайте говорить друг другу комплименты. И сделаем это так: тот, кто захочет начать, назовет пс имени своего соседа слева и скажет: «Мне нравится, что ты...», и так по кругу, пока каждый не получит комплимент от соседа. Игра «Картина на память» направлена на отреагирование эмоций и вместе с тем способствует формированию установки на партнерство. Ход игры: тренер кладет на пол большой лист бумаги (ватман) и 181 набор фломастеров (карандашей, мелков, красок) и предлагает детям всем вместе нарисовать картину, чтобы она осталась им на память. Тренер предлагает рисовать все, что хочется. Если дети затрудняются, тренер помогает им выбрать тему: «наша группа» или «Наши игры», «Наш тренинг» и т. д. Литература: 1. С.И. Макшанов, С.Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч. 1, С-Пб., 1993. 2. М.И. Чистякова. Психогимнастика. М., 1990. 3. Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. В.Д. Парыгина. С-Пб., 1994. 4. Методы практической психологии общения. Учебное пособие. / Под ред. В Л. Захарова и Е.В. Сидоренко. Л., 1990. |