БеличеваС.А. Диагностические методики. Оценка социальнопсихологического статуса подростка
Скачать 1.88 Mb.
|
Игра «Саймон сказал» проводится для физической и эмоциональной разрядки и для тренировки внимания. Ход игры: все сидят лицом в круг, тренер говорит: «Сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять. При этом выполнять вы будете только те команды, перед которыми я произнесу слова «Саймон сказал», а если команда звучит без слов «Саймон сказал», то выполнять ее вы не будете». Затем тренер командует, и сам совершает различные движения, время от времени специально пропуская слова «Саймон сказал» (поднимает одну или обе руки, кладет руки на плечи, на пояс, наклоняет голову, нагибается, выставляет ногу вперед и т.д.). Младшие школьники довольно часто поддаются на провокацию тренера и выполняют команды без слов «Саймон сказал», подростки в большинстве уже на третий и даже на второй раз не попадаются в ловушку. Игра «Объединение в пары», кроме общих для всего тренинга, имеет следующие специфические цели: а) тренировка умения устанавливать контакт; б) освоение навыков подстройки и присоединения. Ход игры: дети стоят лицом в круг, тренер тоже участвует, если в 159 группе - нечетное число детей. Тренер: «Сейчас пусть каждый молча найдет себе пару. Когда вы убедитесь, что другой человек вас понял и тоже хочет объединиться с вами, вы начинаете вдвоем делать одно и то же движение, любое. Главное, чтобы пара делала одно и то же движение». Затем тренер дает команду и, когда видит, что все (или почти все) нашли себе пару и делают свое движение, останавливает игру. Он спрашивает, как ребята искали себе пару, как они понимали, что другой согласен объединиться в пару, как удавалось без слов договориться, какое они будут делать движение, бывает, что двое, или реже, четверо участников во время игры стоят неподвижно, они не нашли себе пару. Тренер спрашивает у них, как это получилось. Некоторые ребята остаются без пары, потому, что прекращают дальнейшие попытки после первой же удачи («Я посмотрел на Петю, а он на меня не смотрит, и я не знал, что делать»), или, потому что их собственный план не осуществился («Я хотела только с Таней, а когда она отвернулась к Ире, я обиделась, и уже вообще не хотела играть»). Некоторые очень застенчивые дети настолько боятся быть отвергнутыми, что вообще не делают попыток найти себе пару. В таких случаях сразу после этой игры проводится одна из игр, направленных на восполнение дефицита и повышение самооценки («Сказочный герой», «Ассоциации», «Разоблачение двойника»). В более сложном варианте игры «Объединение в пару» ставятся дополнительные цели: а) формирование навыка прогнозирования поведения партнера; б) осознание возможности различных стратегий поведения при решении одной и той же задачи; в) осознание зависимости своей стратегии от стратегии партнера. Ход игры: дети стоят лицом в круг, если их - нечетное число, то тренер тоже принимает участие. Тренер: «Теперь пусть каждый найдет себе пару (без слов). Затем все закроют глаза, и каждый постарается объединиться со своим напарником - стоять рядом и взять партнера за руку, и тогда можно открыть глаза. После того, как все соединились в пары, тренер просит каждого рассказать, как он нашел себе партнера, и соединился с ним. Некоторые дети сразу идут к партнеру через центр круга, другие - тоже идут, но огибая центр по периметру. Такие дети обычно говорят, что поступили именно так потому, что, во-первых, они знали, что напарник будет их ждать, а во-вторых, хотели избежать столкновений с другими детьми в центре круга. Третья категория - дети, которые стоят на своем месте и ждут, когда партнер подойдет. Игра «Зоопарк» проводится в качестве разминки в начале дня или фазу после обеденного перерыва. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер просит, чтобы каждый играющий выбрал себе животное и показал остальным жест или движение, каким он будет изображать свое животное, при этом можно брать и птиц, и рыб, и насекомых. Дети показывают своих животных не по порядку, а как захотят. Когда все показали, тренер просит всех еще раз показать своих животных, но теперь уже по порядку, по кругу, чтобы все могли запомнить, какое животное у каждого. Тренер тоже выбирает себе животное. Затем тренер говорит: «Сейчас один из нас, кто захочет, начнет игру: он покажет свое животное без слов и без звуков, а потом покажет животное кого-нибудь другого и таким образом передаст ход другому игроку. Тот показывает свое животное и передает ход - показывает другое животное. Передавать ход обратно, т.е. тому, он кого получил, не нужно». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не получат ход хотя бы два-три раза. Бывает, что группа обделяет вниманием одного или двух участников, и они долго (или вообще) не получают хода. Тренер корректирует эту ситуацию: когда сам получает ход, он передает его «выключенным» участникам. Эта игра помогает участникам и тренеру составить представление об отношениях между членами группы, а также - между группой и тренером. По тому, насколько часто дети передают ход тренеру, и передают ли вообще, можно диагностировать дистанцию между группой и тренером. Младшие школьники в начале тренинга, как правило, не вызывают тренера или вызывают очень редко. Подростки легче и быстрее преодолевают дистанцию. Другая модификация игры «Зоопарк» тоже проводится как разминка и, вместе с тем, в какой-то мере способствует формированию установки на партнерство в общении. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас я раздам вам карточки с названием животных; название одного и того же животного написано на двух карточках. Когда вы прочтете свою карточку, то знайте, что карточки с таким же словом есть у кого-то еще. Свою карточку мы не будем показывать никому, лучше ее спрятать или вообще куда-нибудь убрать. Задача - без слов найти свое животное - то есть объединиться в пары тем, у кого одинаковые карточки». Если в группе нечетное количество участников, то последнюю карточку тренер оставляет себе, но сам инициативы не проявляет. Игра «Тарелка» проводится в начале дня для создания теплой атмосферы и психологического комфорта, и для достижения наибольшей включенности ребят в работу. Игра проводится под музыку япон- 161 160 ского композитора Китаро для релаксации. Ход игры: все сидят в кругу, максимально тесном, сдвинув стулья как можно ближе к центру. Чтобы создать полумрак, выключаем часть лампочек или задергиваем шторы. Тренер заранее подготавливает глубокую тарелку - самую обычную, фарфоровую (но не пластмассовую, и не металлическую!) и наливает туда воды, примерно до половины глубины. Игра проходит интереснее, если тарелка передается в разных направлениях, не по кругу. Поэтому, если в ходе игры тренер почувствует, что тарелка все время переходит от соседа к соседу и движется по кругу, он, получив тарелку, меняет направление ее движения, например, передает ее сидящему напротив. Когда тарелка побывала несколько раз у каждого участника, (тренер судит об этом по звукам, доносящимся из разных частей круга), тренер останавливает игру. Тренер просит ребят рассказать о своих впечатлениях. Младшие школьники обычно говорят: «Мне понравилось» или «Было хорошо», или тренеру приходится задавать более конкретные вопросы. Старшие школьники охотно рассказывают, более подробно что они чувствовали, когда ждали тарелку, когда получали, когда тарелку проносили мимо них, как выбрали, кому передать. Тренер побуждает ребят отреагировать негативные эмоции, говоря о своих чувствах: страхе, неуверенности, тревоге. Высказывания ребят - источник интересной информации для экспресс-диагностики, они помогут тренеру глубже понять степень психологического комфорта каждого ребенка и его доверия к группе. Игра «Дракон ловит свой хвост» проводится для физической разрядки и снятия напряжения. Используется веселая ритмичная музыка. Ход игры: все играющие становятся друг за другом в одну линию и держат друг друга за талию. Тренер говорит: «Сейчас мы все будем изображать дракона, который ловит свой хвост. Тот кто стоит первым - это «голова», а тот, кто стоит последним - это «хвост», все остальные - «туловище». Когда я дам команду, «голова» будет ловить «хвост», а мы все побежим за «головой», держа друг друга очень крепко и, стараясь не расцепиться». Когда «голова» поймает «хвост», или, если «туловище» разорвется, тогда «головой» становится другой участник, и все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не побывают «головой». Игра «изображение чувств». Для ее проведения тренер заготавливает карточки с крупно и ярко написанными названиями эмоциональных состояний: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Интерес». 162 Цели игры: а) тренировка адекватного выражения чувств; б) развитие умения читать эмоциональное состояние партнера. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит. «Сейчас один из нас, кто захочет, будет угадывать, что написано на карточке, которая прикреплена у него на спине, а мы все будем ему изображать написанное на карточке слово. Мы будем изображать чувства молча». Тому, кто захочет угадывать, тренер прикрепляет на спину одну из карточек и предлагает самому выбрать, кого первого он попросит изобразить неизвестное водящему чувство, а кого - следующего. Когда водящий догадался, другой желающий становится водящим и получает на спину другую карточку. Эта игра дает тренеру хороший материал для диагностики степени развития экспрессивных и импрессивных способностей каждого ребенка. Если находятся дети, которые не могут выразить с помощью мимики не только такие сложные чувства, как презрение или интерес, но даже и более простые эмоции - удивление, гнев. Такие дети и распознают чувства на лицах других детей значительно хуже. Тогда в программу следующих дней включают дополнительные упражнения, направленные на формирование умения выражать и читать эмоциональное состояние. Игра «Изображение понятий», помимо общих целей тренинга, имеет свою особую цель - совершенствование невербальных средств общения. Ход игры: все сидят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас желающий выйдет ненадолго из комнаты, а мы в это время задумаем слово, понятие. Потом водящий войдет, и будет подходить, к кому захочет. И тот, к кому подойдет водящий, будет изображать это понятие. Задача водящего - догадаться, какое понятие мы задумали». Иногда ребята предлагают задумать название конкретного предмета, например, «книга», тогда тренер объясняет, что названия предметов брать не нужно, и помогает ребятам подобрать подходящее понятие, например, «помощь», «дружба», «ночь», «весна» и т.д. Игра «Тюремщик и заключенный» имеет две специфические цели: а) тренировка умения устанавливать контакт глаз; б) физическая и эмоциональная разрядка. Ход игры: все играющие разбиваются на пары. Необходимо нечеткое число участников, и в зависимости от четности тренер принимает или не принимает участие в игре. В каждой паре один играющий садится на стул лицом в круг, второй - становится за его спиной, 163 тоже лицом в круг. Один из участников остается без пары и становится за пустым стулом. Тренер говорит: «Те, кто стоят, это - тюремщики, которые стерегут своих заключенных, а те, кто сидят, это -заключенные, которые хотят убежать от своих тюремщиков. Тот, кто сейчас стоит за пустым стулом, это - тюремщик, который остался без заключенного. Его задача - переманить на свой стул заключенного от другого тюремщика, и делать это он будет молча, пользуясь только глазами. Тюремщик может удержать своего заключенного в тот момент, когда он хочет убежать. Для этого надо положить руку заключенному на плечо, но заранее поднимать руки тюремщикам нельзя. Тюремщик, от которого убежит заключенный, становится водящим». Через некоторое время тюремщики садятся на стулья, а заключенные становятся тюремщиками и переманивают к себе чужих заключенных. Игра «Европейский городок» проводится для снятия напряжения и преодоления барьеров, а также для тренировки внимания. Для ее проведения вообще необходимо отодвинуть стулья и освободить побольше места. Ход игры: все стоят посередине комнаты. Тренер говорит: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы постараемся соблюдать их обычаи. У населения этого городка есть обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат один удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; когда они слышат два удара -партнеры, берут друг друга за плечи и слегка потряхивают; когда они слышат три удара колокола, они трутся друг об друга спинами. Давайте мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами, и каждый постарается поприветствовать каждого, никого не пропустить. Удары колокола я буду изображать хлопками». Тренер подает сигналы в любом порядке, после четырех-пяти приветствий тренер просит ребят внимательно посмотреть друг на друга, чтобы каждый мог убедиться, что он поприветствовал всех. Если это не так, игра продолжается. Продолжительность игры зависит от величины группы и психологических особенностей участников. Игра «Танец и драка» имеет следующие специфические цели: а) тренировка социальной сензитивности; б) формирование установки на партнерство в общении. Ход игры: тренер предлагает ребятам разделиться на пары: «Вы- 164 берите себе в пару того, кого вы знаете пока меньше всех, с кем вы меньше всего разговаривали». Для младших школьников такая задача может оказаться непосильной, тогда тренер сам разбивает детей на пары. Играющие садятся друг напротив друга, как можно ближе. Тренер говорит: «Сейчас вы закроете глаза, и будете выполнять разные действия со своим напарником. Сначала вы поздороваетесь, потом потанцуете сидя на стульях, вставать не надо, потом вы подеретесь, помиритесь и попрощаетесь. Все это вы будете делать, молча и не открывая глаз. Я не буду командовать, каждая пара сама решит, когда ей начинать какое-то действие, когда заканчивать, когда переходить к следующему. Торопиться не надо. . Итак, ничего не говоря друг другу и закрыв глаза, вы здороваетесь, танцуете, деретесь, миритесь и прощаетесь. Когда вы закончите, глаза открывать не нужно, пока я не скажу». В тренинге младших школьников порядок действий в парах приходится говорить три, а иногда и четыре раза. Тренер командует: «Закрыли глаза. Начали!» и затем следит за ходом выполнения действий. Когда тренер убеждается, что все пары закончили, он предлагает детям открыть глаза и сесть в круг. В кругу тренер спрашивает каждого участника: «Кто, по твоему мнению, командовал, а кто подчинялся в твоей паре. Кто начинал действие, а кто заканчивал? Кто придумывал, как именно вы здоровались, танцевали и т.д. Как вел себя твой напарник: учитывал он твои желания, старался пойти тебе навстречу? А ты стремился настоять на своем или шел ему навстречу и уступал?». Здесь задача тренера - не допустить взаимных претензий и обвинений, объяснять, что люди по-разному воспринимают один и тот же факт именно потому, что они разные люди. Для иллюстрации этой идеи проводят игру «Шесть и девять», главная цель которой - помочь детям осознать необходимость стать на позицию партнера, посмотреть на предмет спора с его точки зрения, если мы хотим его понять и договориться. Ход игры: тренер делит группу на две половины, которые выстраиваются в две линии друг напротив друга на расстоянии двух-трех метров. Тренер чертит мелом на полу большую цифру так, чтобы для одних детей она выглядела как 6, а для других - как 9. Затем каждая половинка группы старается доказать другой, что эта цифра - именно 6 (или именно 9), и что они правы, а другие - нет. Все без исключения (одни раньше, другие позже) приходят к мысли перевести партнера на свою сторону и показать цифру. Игра «Передача чувств» направлена на тренировку умения распознавать и адекватно выражать чувства. Ход игры: все сидят лицом в круг, как можно теснее. Тренер гово- 165 рит: «Сейчас мы все закроем глаза, и я без слов: только руками, передам своему соседу справа какое-то чувство. Он передаст это чувство следующему, и так мы будем передавать это чувство, молча по кругу, пока оно не придет опять ко мне. Я скажу вам об этом, можно будет открыть глаза.» Здесь слово «чувство» употребляется не в строгом смысле, тренер может передавать поддержку, одобрение, подбадривание, успокаивание, дружественность, нежность, ласку и т.д. Когда передаваемое чувство обойдет круг, тренер просит ребят по очереди, начиная с его соседа справа, рассказать, какое чувство они получили. Игра «Вручение подарка» преследует следующие цели: а) создание теплой атмосферы; б) тренировка умения пользоваться невербальными средствами общения. Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас пусть каждый придумает подарок для своего соседа, у нас есть для этого несколько минут. Потом тот, кто захочет быть первым, без слов вручит свой подарок соседу слева. При этом надо так показать подарок движениями руки, головы и тела, чтобы все могли догадаться, что это такое. Потом второй вручит подарок своему соседу, тот - следующему, и так, пока все не получат подарки». Когда последний подарок вручен, тренер просит каждого ребенка сказать, что он получил, а того, кто вручал подарок, - что он дарил. Игра «Передача предметов» тоже проводится для тренировки навыков использования невербальных средств общения. Ход игры: все стоят лицом в круг. Тренер говорит: «Сейчас мы повернемся спиной в круг и кто-то один передаст без слов своему соседу справа какой-то предмет. Этот предмет он придумает сам и никому не скажет, что это такое, но постарается так его показать, чтобы сосед его понял. Получив предмет, каждый играющий передает его дальше. Если кто-то не понял, что ему передали - ничего страшного, надо постараться просто показать то же самое, сделать те же движения. Когда предмет обойдет круг, мы повернемся лицом в круг, и каждый скажет, что он получил. После всех автор задуманного предмета скажет, что он передал». На втором шаге этой игры тренер предлагает трем желающим задумать свои предметы, расставляет их на равном расстоянии друг от друга по кругу (например, через двух человек или через трех, в зависимости от количества играющих). Затем все опять поворачиваются спиной в круг. По сигналу тренера три участника одновременно начинают передавать направо свои предметы. Когда каждый играю- 166 щии получит и передаст три предмета, он поворачивается лицом в круг. Когда повернутся все, тренер обсуждает с группой передачу каждого предмета в отдельности как на первом шаге игры. |