БеличеваС.А. Диагностические методики. Оценка социальнопсихологического статуса подростка
Скачать 1.88 Mb.
|
ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО Тип: ролевая игра-импровизация. Форма: игра-имитация, тренинг общения. Краткое описание игры: разыгрывается ситуация знакомства во время различных обстоятельств и условий. Основные игровые задачи: проявить умение, готовность к открытому общению и умение моментально встать на место собеседника. Психолого-педагогические возможности игры. Диагностические: выявление коммуникабельных способностей игроков, психологических их комплексов; уточнение ситуаций, когда человек чувствует себя «не в своей тарелке». Коррекционные: преодоление психологических комплексов, развитие коммуникабельности, умения определить неблагоприятный ход разговора и возможности исправления ситуации. Для каждого возраста: от 14 лет. Количество участников: примерно 8 человек. Набор ролей: ведущий, человек, проявляющий инициативу в знакомстве и 2-й участник, с которым знакомятся, зрители. Поэтапное описание игры Подготовительный этап: игроки разбиваются на пары, на маленьких листочках пишут несколько имен, указывая здесь же роли людей разного возраста и социального статуса, которые надо исполнить при знакомстве. Готовятся несколько талонов для понравившегося партнера. Игрок встает и, показывая всем свою «визитную карточку», представляется своему партнеру. Партнерам, представление которых доставило истинное удовольствие, дарят талончик. Кто наберет больше талончиков, тот победитель. Игровое действие: знакомство в различных жизненных ситуациях с людьми разного возраста, пола, социального статуса. КОНТАКТ Тип. Игра-общение. Форма. Идентификация. Краткое описание игры. Участникам группы надо разделиться по парам. В каждой паре оба партнера по очереди должны завершить фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...» На этот диалог отводится 20-15 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалогов. Основная игровая задача. Идентифицироваться с партнером, понять его положительные качества и установить с ним контакт. Психолого-педагогические возможности. Игра развивает ком-му- 139 никативные качества, обеспечивает психологическую поддержку в диадах и в группе. Диагностические и коррекционные задачи. Игра помогает выявить и снять барьеры, мешающие реальным продуктивным действиям, научает приемам межличностного взаимодействия для повышения его эффективности, развивает способность адекватного и наиболее полного познания себя и других. Рекомендации Возраст: в игре могут участвовать дети от 14 лет. Количество участников от 2-х до 10-15 пар. Набор ролей: ведущий, партнеры по общению в паре. Поэтапное описание игры. Подготовительный этап. Перед проведением «контакта» надо научить участников группы самоанализу, попытаться проанализировать качества, важные для эффективного межличностного общения. Игровое действие. 10-15 минут диады играют самостоятельно. Необходимо каждому партнеру попытаться представить как его видит другой и стать временно этим «другим», т.е. идентифицироваться с партнером. Затем идет обсуждение диалогов в группе. О чем чаще всего участники говорили друг другу, вспоминали, начиная беседу? Кроме того, обязательно надо выяснить впечатления, которые сложились у участников от одной и той же фразы, но услышанной от различных людей и с разной интонацией. Краткие советы. У участников группы не должно остаться не решенных проблем, которые были сформулированы во время работы группы. РАЗГОВОРЫ Тип. Игровой коммуникативный тренинг. Форма. Взаимодействие, разговор. Краткое описание. В каждой паре играющих один из участников делает некоторое утверждение. Его партнер должен так ответить на это утверждение, чтобы первому захотелось рассказать побольше. Психолого-педагогические возможности тренинга. Диагностические: выявляются особенности общения участников игры (коммуникативность), а также особенности их речи и воображения. Коррекционные: в процессе игры участники, пытающиеся разговорить своих партнеров, исполняют роль «доброжелательного зеркала», то есть стараются быть слушателями, с которыми хочется поделиться, которые располагают к беседе, тем самым развиваются коммуникативные и эмпатические способности партнеров диалога. 140 Рекомендации Возраст участников: от 12 лет и старше. Количество участников: от 2 и более. Набор ролей. Ведущий, «рассказывающий», «активный слушатель». Особенности костюмов. В зависимости от фантазии участников могут быть самые разнообразные. Поэтапное описание. Подготовительный этап. Выбираются «рассказывающий» и «слушающий» в каждой паре участников. Ведущий объясняет всем правила игры и задачу ее участников. Участники игры располагаются парами в помещении так, как пожелают. Игровое действие. Разговор в каждой паре начинается после того, как «рассказывающий» произнесет свое утверждение, например: «Вчера ходил в кино». Другой участник использует свою речь, позы, мимику и жесты для того, чтобы разговорить своего партнера. Длительность беседы и заинтересованность в ней обоих участников являются критериями игры. Краткие советы. Нужно следить за тем, чтобы вопросы, задаваемые участниками игры, даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос «Вам понравился фильм?» плох, поскольку заставляет выбирать между «понравился» и «не понравился». Если спросить о впечатлении, будет лучше. Важно в начале игры обговорить критерии оценки диалогов. Участие в игре нескольких пар задает состязательный характер. НЕУДОБНАЯ СИТУАЦИЯ Тип: ролевая игра-импровизация. Форма: тренинг общения. Краткое содержание: один (две, трое) из играющих попадает в неудобную ситуацию. Основные игровые задачи: найти выход из затруднительной ситуации. Психолого-педагогические возможности. лллллллллллллллллллллллл : выявляется готовность к принятию правильного решения в кризисной ситуации, коммуникативность, воспитанность. Коррекционные возможности: игра развивает коммуникативные качества, способствует лучшей социальной адаптации участников, обучает основным правилам межперсонального общения, а также помогает развитию находчивости и умению находить выход из трудных ситуаций, не теряя чувство собственного достоинства. Количество участников: непосредственных участников тренинга - 141 1-8 человек, зрителей - не ограничено. Возраст участников не ограничен, но не рекомендуется проводить с детьми младше 10 лет. Набор ролей: в соответствии с игровой ситуацией определяются персонажи, ведущий, члены жюри. Особенности костюмов и реквизита: либо отсутствуют, либо определяются самими участниками в зависимости от ситуации. Поэтапное описание Подготовительный этап. Участники договариваются о теме ситуации, о правилах игры, определяют роли, затем придумывают психологически сложную ситуацию. Например, участник условно находится на вокзале без копейки денег, не имея знакомых в этом городе: его цель - найти средства к существованию, понимающих людей. Или другая ситуация: один из участников условно входит в свою квартиру и обнаруживает там вора. Или: муж (жена) приходит домой, а там... (окончание ситуации следует придумать самим участникам игры). Игровое действие: ситуация разыгрывается по ролям, участники стараются найти правильный выход из нее соответственно своим ролям. Советы по проведению: После окончания игры жюри должно оценить самый удачный выход из ситуации, проанализировать моменты затруднений. АССОЦИАЦИИ Тип: игровой психстренинг. Форма: идентификация состояния другого человека. Краткое содержание: в расслабленном состоянии попытаться описать состояние друг друга по его внешнему проявлению, создавая ассоциации. Основные игровые задачи: научиться «читать» состояние другого по его мимике, выражению лица и другим внешним проявлениям. Психолого-педагогические возможности. Диагностические: выявление эмпатийности участников. Коррекционные: игра способствует лучшей социальной адаптации участников, учит входить во внутреннее состояние другого, формирует качества внутреннего психологизма, помогает разобраться в собственных переживаниях. Игра учит адекватному выражению человеком своих мыслей и чувств. Возраст участников не ограничен, но не рекомендуется проводить с детьми младше 10 лет. Количество участников: в тренинговой группе оптимально 8 человек. Набор ролей: ведущий, две равные группы участников. 142 Особенности реквизита: кресла или мягкие стулья по количеству участников. Поэтапное описание Подготовительный этап: объяснение тренинга, правил и условий, подготовка аудитории. Игровое действие: участники садятся в кресла так, чтобы каждый мог видеть всех остальных; расслабляются. После этого они начинают описывать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привлекая художественные образы, метафоры, например, человеческий голос может быть ледяным, пустым, бархатным. Взгляд - обжигающим или колючим. Выражение лица - кислым, постным и т.д. Можно выражать свое ощущение через звуки, звуки -через цвета, цвета - через форму и т.д. Можно использовать разные оттенки противоположных качеств. Так, каждый по очереди описывает состояние сидящих. Описываемый игрок либо согласится с данным ему описанием, либо - выразит свое несогласие, но в любом случае - прокомментирует сказанное. Советы по проведению. Не обязательно описывать всех, можно 1-3-х по указанию ведущего или по желанию. ЛЕСЕНКА Тип: ролевая игра. Форма: игра-имитация, тренинг общения. Краткое описание: разыгрывается конфликт, строящийся по определенной схеме. Основные игровые задачи: развитие умения человека держать себя в руках и управлять собой и ситуацией во время конфликта. Психолого-педагогические возможности: Диагностические: выявление внутреннего эмоционального состояния участников игры, навыка управлять своими эмоциями, волей, голосом, мимикой, телом в различных критических ситуациях. Коррекционные: эта игра может выполнять замещающую функцию, служить средством ухода от действительности, второй желаемой фантазией в действии. Игра позволяет научиться мгновенно проиграть возможные последствия конфликта. Для какого возраста: от 14 лет и старше. Количество участников: примерно 8 человек. Набор ролей: 2 игрока, изображающие конфликт и ведущий - судья. Поэтапное описание Подготовительный этап: распределение ролей, уточнение правил. 143 Игровое действие: участникам необходимо вступить в конфликтный диалог. Первый бросает фразу своему сопернику, затем второй также отвечает ему фразой из нескольких слов. Они поочередно обмениваются фразами с непременным условием, что каждая последующая фраза на тон выше, эмоционально более сильная, превосходящая предыдущую. Проигрывает тот, кто не сможет взять следующие ноты, ответить фразой, обязательно превосходящей последнюю фразу соперника. Проигравший выбывает, его сменяет новый участник игры. Ведущий подводит итоги, происходит смена соперников в конфликте. Игра повторяется. Советы: участникам не стоит переходить на крик, так как зрители видят и оценивают не уровень шума фразы, а ее эмоциональную силу. ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА Тип: тренинг общения. Форма: состязание. Краткое содержание. Ситуация: Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор: расспрашивает о делах семьи, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор. Однако, взглянув на часы, понимаете, что вам нужно идти. Вам надо достойно выйти из контакта Основная игровая задача: деликатно выйти из контакта с партнером. Психолого-педагогические возможности: Диагностические: тренинг выявляет типы затруднений в общении. Коррекционные: тренинг способствует сплочению коллектива класса; развитию умения учащихся общаться друг с другом; умения поддерживать беседу; повышению социального статуса учащихся. Диагностические возможности: тренинг позволяет выявить коммуникативные способности участников (насколько умеют поддерживать беседу с малознакомым человеком), обнаружить особенности речи играющих: громкая или тихая; быстрый или замедленный темп; многословие или замкнутость; эмоциональность или сухость. Выявляется умение войти в роль соответствующей ситуации, способность выйти из критической ситуации. Кроме того, выявляется психологическая совместимость в совместной деятельности. Коррекционные возможности: тренинг позволяет устранить замкнутость; дефекты речи подростков; повышает социальный статус членов группы. Возраст: 12-17 лет. Количество участников: четкое количество человек, но не более десяти. Набор ролей: ведущий жюри, участники-играющие. 144 Реквизит: площадка для играющих, листы для жюри, часы для фиксации времени, подарок для победителя. Поэтапное описание Подготовительный этап: выбирается жюри, избирается ведущий, играющие разбиваются на пары. Распределяются роли, обсуждаются критерии оценки, участники садятся, обсуждают правила игры. Игровое действие: 2 играющих должны поговорить на определенную тему, учитывая, что беседа должна соответствовать беседе малознакомых людей. Через 2-3 минуты деликатно объяснить собеседнику о том, что должны покинуть его. Победителем будет считаться тот, кто сумел поддержать беседу и тот, кто нашел удачный выход из контакта. Краткие советы: При оценке надо учитывать, что собеседники малознакомы. Ведущий и зрители должны внимательно прислушиваться к диалогу собеседников. При выборе победителей нужно учитывать и тему беседы, и то, насколько она глобальна и проблематична в наши дни, и время контакта. (Одним словом, критерии оценки оговариваются заранее всеми участниками, ведущим и жюри). Список литературы 1. Игры дом интенсивного обучения. М., 1991. 2. Каган И.О. Мир общения. М., 1981. 3. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М., 1990. 4. Самоукина КВ. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1982. 145 2.3. ТРЕНИНГ ПЕРВИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ И НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Тренинг проводится в течение 24-30 академических часов, 4-5 дней подряд в группах от 8 до 13 человек, гомогенных по возрасту участников; в группу входят дети из параллельных классов: первоклассники - 1 группа, третьеклассники -1 группа, семиклассники - 1 группа, десятиклассники - 2 группы. Участников тренинга во всех пяти группах можно условно разделить на четыре основных типа: а) робкие, зажатые, стеснительные дети, неуверенные в себе, с явно заниженной самооценкой; б) гиперактивные, импульсивные, реактивные дети с явно завышенной или явно заниженной самооценкой; в) дети с резко меняющимся типом поведения - то зажатые, то гиперактивные, с неустойчивой самооценкой; г) дети, страдающие комплексом неполноценности из-за внешне го недостатка (заикание, излишний вес). Основные цели тренинга: помочь ребенку в: а) осознании универсального характера его трудностей -их распространенности и обычности; «нормальности»; б) осознании причин его трудностей; в) преодолении внутренних барьеров; г) освоении адекватных способов самовыражения; д) формировании адекватной самооценки. Эти основные цели реализовались при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач: а) развитие социальной сензитивности; б) формирование установки на партнерство; в) освоение базовых коммуникативных навыков и умений: установления и поддержания контакта, создания благоприят ного климата общения, активного слушания, экспрессии и импрессии, использования вербальных и невербальных средств общения; г) развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии; д) снятие мышечных зажимов; е) релаксации. В основе программы и в процессе проведения тренинга лежат следующие принципы: 146 1. НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ. При объяснении правил игры, при выборе водящего, ведущий исходит прежде всего из желаний детей, избегая принуждения. Ребята иногда пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, и тренеру приходится блокировать эти попытки (например, дети говорят: «Пусть водит Коля», и тогда автор отвечает. «Только, если Коля захочет»). Необходимо избегать выражений долженствования в своих высказываниях и побуждать детей заменять слова «должен», «обязан» словами «хочу» и «могу». 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Так как большинство детей в группах нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь как надежное средство помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышения самооценки, в снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается одобрение и благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, тренер подбадривает его: "Ты молодец, правильно действуешь» или «Ты на верном пути». Так как большинство детей в группах очень ранимы, тренер решительно пресекает попытки самих детей давать друг другу негативную обратную связь. (Например, дети говорят Коле, что он сделал что-то неправильно, а тренер предлагает похвалить его за то, что он очень старался). В течение всех дней тренинга побуждают ребят выражать друг другу одобрение и благодарность. З.НЕКОНКУРЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИИ. Целей данного тренинга можно достичь, только если создать для детей атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале - к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. Дети, участвующие в тренинге, отличаются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную неуспешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание неконкурентному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования, у нас не будет победителей и побежденных. Мы не будем стараться доказать, что мы в чем-то лучше других. Конечно, это так - один лучше бегает, другой лучше поет, третий лучше запоминает, у каждого свои способности. Но мы не будем соревноваться. Мы будем просто иг- 147 рать и радоваться». В ходе игры подчеркивается ценность уникальности каждого ребенка, его отличий от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр. 4. МИНИМИЗАЦИЯ ЛАБИЛИЗАЦИИ И ЕЕ ОПОСРЕДОВАН-НОСТЬ. Традиционно считается, что без лабилизации тренинг не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - средство познания собственных несовершенств, это -зеркало, в котором человек видит свое не приукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако, детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но и наоборот - оно может способствовать усилению их трудностей - снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную: а) через осознание существования других, отличных от собствен ного, способов поведения; б) через идентификацию с тренером и с успешными членами группы; в) через наблюдение успешности этих способов. Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчать лабилизацию: например, если водящий не может быстро справиться с заданием, тренер поддерживает его, говорят, что это задание - трудное, и в других группах ребята тоже справлялись не сразу. И даже такая лабилизация - опосредованная, смягченная, в минимальных дозах - проводится после тщательной ежедневной диагностики, когда (и если) тренер уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих стратегий общения. Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным, и поощряя его расширять репертуар способов его поведения. 5. ДИСТАНЦИРОВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Ситуаций неуспешности не избежать, иногда они полезны, так как побуждают ребенка отказаться от каких-то стереотипов, освоить новые модели поведения, перенять положительный опыт других членов группы. Но иногда ситуация неуспешности грозит отказом ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помогать ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписы- 148 вая его затруднения его герою. Вместо того, чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу». Именно для облегчения дис-танцирования, детям предлагалось в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем, тренер помогает детям идентифицироваться с их успехами, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал», тренер говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный!» 6. ВКЛЮЧЕННОСТЬ. В предложенной программе, тренер придерживается традиционной роли участника всех игр, кроме тех, где необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям, и, во-вторых, помогает детям осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней: переставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей. Программа строится по принципу определения основной задачи для каждого дня тренинга: 1 день - развитие навыков установления и поддержания контакта, освоение навыков активного слушания; 2 день - развитие экспрессивных и импрессивных способностей, совершенствование навыков пользования вербальными и невер бальными средствами общения; 3 день - развитие социальной сензитивности; 4 день - формирование установки на партнерство, освоение умения присоединения и подстройки. Кроме этих основных, в течение всех дней тренинга параллельно решаются и другие задачи - либо заложенные в программу изначально (например, преодоление дистанций, создание атмосферы доверия и комфорта в первый день, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка - каждый день), либо возникающие в ходе тренинга (например, поддержка и восполнение дефицита внимания - во второй день). Вместе с тем, каждая игра, как правило, помогает достижению сразу нескольких целей, и поэтому разделение задач по дням несколько условно. 149 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ (9-10 ЛЕТ) 1 день. 1. Выбор псевдонимов, изготовление карточек с именами -10 мин. 2. Групповые нормы - 5 мин. 3. «Атомы» - 10 мин. 4. Шкала самочувствия (тренер просит детей показать столько пальцев - от 0 до 5 - на сколько баллов они оценивают свое психологическое самочувствие ) - 5 мин. 5. «Колпачок» - 15 мин. 6. «Ялюблю...»- 15 мин. 7. Встреча Штирлица с резидентом» - 30 мин. Перерыв - 5 мин. 8. «Мы идем в волшебную страну» - 20 мин. 9. «Картина» - 15 мин. 10. «Тюремщик и заключенный» -15 мин. 11. «Сказка»- 15 мин. Перерыв - 30 мин. 12. Шкала самочувствия - 5 мин. 13. «Станем на газету» - 15 мин. 14. «Объединение в пару» - обе модификации - 20 мин. 15. «Нас с тобой объединяет...» - 15 мин. 16. «Одинаковое количество пальцев» - 10 мин. Перерыв - 5 мин. 17. «Предмет - действие» - 10 мин. 18. «Телесный круг» - 10 мин. 19. «Передача движения» - 10 мин. 20. «Прыжки на 90 градусов» - 15 мин. 21. «Больше всех игр мне понравилось...» - 15 мин. |