аттестатов различных степеней, из них 6 — для учителей пения
придворного хора, 81 — для архиерейских и 114 — для полковых хоров.
Деятельность Регентского класса подкреплялась рядом
специальных директив, гласивших: «...обучение хоров архиерейских
поручено было тем только лицам, кои получили уже, или впредь
получат аттестат от придворной капеллы», кроме того, директору
вменялось в обязанность производить проверку деятельности.
Йтих регентов169.
|; Создание «Регентского класса» знаменательно как факт при-
|внания необходимости профессиональной подготовки
руководителей хоров. Однако отсутствие учебно-методической установки,
рсного представления о сумме музыкально-теоретических знаний1
|й практических навыков, необходимых ддя воспитания регентов,
шривели к тому, что большинство их, главным образом не
входивших в число военных и архиерейских «стипендиатов», имели
весьма низкий уровень подготовки. Причина и в несовершенстве
йстемы образования, и в высокой плате за обучение. Учащиеся,
1е обеспеченные материально, не имели возможности проходить
1се три курса, чтобы получить «высший» аттестат, и
ограничиваюсь двухгодичным «меньшим». Многие церковные хоры России
(аходились в руках регентов с низким уровнем музыкального
1бразования.
\>
187
Лишь в 80-х годах, благодаря приобщению к образованию
выдающихся русских музыкальных деятелей, проблема специальной
подготовки регентов получила глубокую учебно-методическую
разработку. В 1883 году издается «Программа регентского класса
при Придворной певческой капелле», составленная Н. А. Рим-
ским-К.орсаковым170. Несколько позже, с начала деятельности
в Синодальном училище 'A889 год), к разработке нового учебного
плана приступил С. В. Смоленский. С годами, по мере
совершенствования, программы этих учебных заведений были доведены до
уровня, соответствующего консерваторскому курсу по
специальности теории музыки. Они включали: теорию музыки и
сольфеджио, гармонию и контрапункт, историю музыки, музыкальные
формы и свободное сочинение, а также ряд дисциплин,
отражающих специфику хорового образования — дирижирование, чтение
хоровых партитур, аранжировку и хоровую практику. Программы
¦отличались тщательной продуманностью содержания, системы
подготовки высококвалифицированных специалистов.
При всей общности основных положений и критериев, при
почти полном совпадении объема и содержания большинства
дисциплин, программы Регентского класса и Синодального училища
имели и некоторые различия. Они касались прежде всего
отношения этих учреждений к актуальным задачам современного
хорового искусства и практическим запросам музыкальной жизни.
Одной из проблем музыкального образования было отношение
к народному творчеству. Известно, что в музыкальных учебных
заведениях ИРМО народному творчеству внимания не уделялось.
Об этом с тревогой говорили прогрессивные музыканты. В письме
к Чайковскому Танеев писал о том, что в русских консерваториях
«нельзя забывать о существовании русских песен, которые
должны быть положены в основу музыкального образования»171.
Программа Регентского класса предусматривала
«гармонизацию и положение на хор русской песни» лишь на третьем году
•обучения в курсе теории музыки172. Основой же основ новой
методики, выработанной Синодальным училищем, стала опора на
народное творчество и древнерусские церковные напевы, при
этом не исключалось глубокое освоение классической гармонии и
контрапункта строгого стиля. Знакомство учащихся с народной
песней, с ее ладогармоническими и метроритмическими
особенностями, начиналось с курса сольфеджио. Учебники сольфеджио
(в младших классах — одноголосные, в старших —
многоголосные) включали наиболее характерные народные мелодии.
В объяснительной записке к теоретическому курсу указывалось,
что помимо «общепризнанных европейских образцов, в
программах по теории музыки, в музыкальных диктантах, в примерах
для вокализ Синодальное училище, кроме церковных напевов,
пользуется народными песнями»173. Большое внимание в курсе
гармонии, контрапункта и музыкальных форм также уделялось
чисто русской гармонизации и контрапунктической обработке
церковных напевов и народных песен174. Впервые в России Сино-
188
дальное училище ввело в учебный план курс изучения народной
музыки, который иллюстрировался концертами народных
исполнителей175. Воспитание учащихся закреплялось последовательной
репертуарной политикой хора училища, направленной на
пропаганду русской хоровой музыки а сарреПа.
Прогрессивные музыканты России выдвигали требование
•о приближении музыкального образования к практическим
запросам общества. Демократические взгляды на задачи
музыкального образования Н. Д. Кашкин изложил в брошюре «Русские
консерватории и современные требования искусства» A906),
в которой он утверждал, что консерватории должны в первую
очередь готовить кадры, необходимые для широкого массового
распространения музыкальной культуры.
Отвечая запросам современности, Синодальное училище ввело
в учебный план методику преподавания не только церковного,
но и школьного пения176. Программа наряду с регентами
предусматривала подготовку и учителей школы. Педагогические
навыки в училище прививались на протяжении всего курса обучения
способом проведения занятий в качестве «репетиторов» старшими
учащимися с младшими. Это приносило , великолепные
результаты. С. Смоленский делился впечатлениями от экзаменов:
<1 июня 1891 г. Ученические экзамены были в нынешнем году
неумолимо строги и требовательны. Совет освободил по своему
убеждению и по годовым оценкам от экзаменов по отдельным
лредметам тех учащихся, которые учились хорошо в течение
года»177. А через несколько лет Смоленский приходит «к полному
отрицанию их надобности вследствие того, что мы знаем вдоль и
поперек всех наших учеников, да и ученики эти действительно
утомляются от непосильной для них работы по хору»178.
Церковные власти не одобряли прогрессивных мероприятий,
проводимых в Синодальном училище. Характерно, что
обер-прокурор Синода в 1897 году указывал как на недостаток на то, что
•«училище., не чуждо начал светского музыкального
образования» 179. А в заключении ревизора от Синода ставилось в укор
директору С. Смоленскому «введение в учебные занятия
воспитанников некоторых музыкальных требований, уместных более
в консерватории, чем в строго церковно-певческом училище»180.
В учебном плане Синодального училища прослеживалась
большая целенаправленность и по специально хоровым дисциплинам.
Одной из сложных и чрезвычайно важных для хорового
дирижера и учителя пения является задача вокального воспитания.
В училище она решалась так, что с момента поступления и до
периода ломки голоса с мальчиками занимались постановкой
голоса. Вокальные навыки будущих регентов и учителей
закреплялись постоянным участием^ в хоре училища, имевшем, как
известно, высокохудожественный репертуар ш.
Столь же важной для начинающего дирижера
рассматривалась хоровая практика, т. е. приобретение и закрепление навыков
живого общения с хором и управление им. В Регентском классе
189
учащиеся среднего и старшего отделений получали возможность,
разучивать в учебном хоре самостоятельно две-три пьесы с
последующим дирижированием, что составляло немногим более
десяти часов репетиционного времени в год. В Синодальном
училище, кроме ежедневных занятий с классными хорами, старшие
учащиеся поочередно дирижировали на спевках и на службах
правым и левым клиросами. Наиболее способным из них
предоставлялась возможность дирижировать училищным хором.
«Такая обширная и ответственная практика, — отмечал Н. Фин-
дейзен, — конечно, вырабатывает из старших учащихся
Синодального училища вполне опытных, хотя и юных учителей-практиков,,
которым, в виду основательно проходимого теоретического курса,,
не может не открываться широкая и хорошая дорога в
будущем» 182.
Возросший интерес к концертному хоровому исполнительству^
а вместе с ним интенсивное развитие светской хоровой
литературы а сарреПа потребовали сосредоточить внимание педагогов,
на дирижировании. «Регентования» (по существу тактирования)
уже было не достаточно для раскрытия сложных по фактуре, по-
метроритмическому и ладогармоническому языку и
идейно-художественному содержанию произведений. Управление хором могла
удовлетворять лишь на основе отработанных технических приемов-
дирижирования. В регентском классе этим вопросам
посвящались практические предметы «Управление хором» и «Чтение
партитур и дирижирование». Таким образом он явился первым
учебным заведением в России, которое готовило дирижеров. Начиная-
с теоретической разработки курса хорового дела С.
Смоленским1183, усилия ведущих хоровых дирижеров и педагогов
Синодального училища также направлялись на организацию и
совершенствование классов хорового дирижирования ш.
Важным завоеванием музыкальной педагогики стала мысль
о дифференцированном подходе к учащимся в процессе обучения-
на основе тщательного изучения индивидуальных наклонностей
и музыкальных способностей воспитанников, что послужило
основанием для системы профессиональной ориентации учащихся,,
разработанной Н. А. Римским-Корсаковым и действовавшей в-
регентском классе и Синодальном училище. Одним из
результатов этой системы стало открытие инструментальных классов.
К преподаванию привлекались лучшие музыканты Петербурга'
и Москвы. Среди преподавателей регентского и
инструментального классов Придворной капеллы находились профессора
Петербургской консерватории А. И. Пузыревский, Н. Е. Соколов,
А. К. Лядов, И. А. Вишневский, Л. А. Саккети и другие.
Своеобразно формировался С. В. Смоленским педагогический состав
Синодального училища. Наиболее полезными он считал педагогов,
всесторонне владевших хоровым делом. Как правило, это были
лучшие выпускники училища. В письме в Синодальную контору,
содержащем просьбу оставить при училище окончивших его
П. Чеснокова и Н. Данилина, Смоленский писал: «Всех этих
190
Ыолодых людей, как специалистов, как людей, отмеченных уже
.выдающимися к чему-либо особыми способностями, следует учить
«ще после окончания курса в Синодальном училище». Свою
¦просьбу он обосновывал: «Я имею в виду с помощью своих
учеников создать в училище круг своих же учителей», считая, что
педагоги консерватории не могут быть училищу столь полезны,
ибо «они певчими не были» 185.
Многие воспитанники этих учебных заведений стали
крупнейшими музыкантами. Среди выпускников регентского класса
профессор Н. И. Амосов, композиторы Ф. С. Акименко, В. А.
Золотарев, Н. Д. Леонтович, дирижер В. А. Дранишников,
замечательные хоровые мастера: А. В. Александров, Г. А. Казаченко,
И. В. Немцев, А. А. Егоров, П. А. Богданов, К. К. Пигров.
В Синодальном училище и хоре получили воспитание
крупнейший хоровой композитор П. Г. Чесноков, выдающийся
дирижер Н. С. Голованов, композитор Д. С. Васильев-Буглай,
дирижеры: А. Чугунов, М. Н. Жуков; замечательные хоровые
дирижеры: В. С. Орлов, Н. М. Данилин, М. Г. Климов, М. Ю. Шорин,
В. П. Степанов, А. В. Преображенский, А. С Степанов, педагоги
А. Г. Чесноков, П. Н. Толстяков, Н. М. Ковин, Н. И. Демьянов,
А. А. Сергеев.
Проблема подготовки учителей пения, в которых ощущался
острый недостаток, связывалась с общим состоянием
образования в России конца XIX — начала XX века. В результате
демократизации образования и вопреки реакционной политике
царского правительства по отношению к нему увеличивалось
количество учебных заведений и росло число учащихся в них. Заметное
доесто заняли частные учебные заведения.
Подготовка учителей пения в учительских институтах и
семинариях осуществлялась, в основном, через воспитание в хоре,
где учащиеся, наблюдая работу руководителя, знакомились с
основами хорового дела. Результаты преподавания зависели от
опыта и знаний педагога, ибо отсутствовала единая методика и
программа курса. Системой и продуманностью преподавания
хорового дела отличалась Александровская учительская
семинария в Рязани. В ней, на протяжении трех лет обучения, учащихся
знакомили с элементарной теорией музыки и начальной
гармонией, обращая особое внимание на методику преподавания пения,
на организацию и управление школьным хором. Для закрепления
знаний старшим учащимся поручалось проведение репетиций
ученического хора. '
Образцово велось хоровое пение в Казанской учительской
^семинарии, где впервые проявился педагогический талант
1С В. Смоленского, работавшего здесь после окончания в 1872 го-
|ду Казанского университета. Свой опыт Смоленский изложил
($ методическом труде под названием «Курс хорового пения»,
Давиду большой популярности выдержавшего шесть изданий (пер-
рвое издание в Казани, в 1879 году). Особую ценность в «Курсе»
представлял раздел «О начальном преподавании хорового пения»,
191
раскрывающий понятие о тембре и регистрах голоса, о дыхании;
в нем указывалось на наиболее распространенные недостатки"
начинающих певцов и рекомендовались упражнения по
«выравниванию голосов». Важным условием успешного обучения
хоровому пению Смоленский считал исполнение не по отдельным
голосовым партиям, а по хоровым партитурам.
Школьное хоровое пение рассматривалось прогрессивными-
музыкальными педагогами как средство для всестороннего
развития эстетических, нравственных чувств и музыкальных
способностей. Появился целый ряд методических работ, среди которых,
наибольший интерес представляла книга Н. Брянского «Метод
обучения хоровому пению» (в 2-х частях, Спб., 1870). В ней
среди других способностей, Брянский важное значение придавал
развитию ритмического чувства. В разделе «Практические
приемы, применяемые в методе обучения хоровому пению» он
советовал для достижения точного ритмического исполнения
пользоваться приемом дробления длительности. В книге впервые
высказывалась мысль о специфичности вокальных упражнений для
хора: «Для хорового пения требуются упражнения другого рода,
рассчитанные не для артистической выработки голосов, и не на
богатые голосовые сердства, а такие, которые по своему удобству
последовательности, общности легко усваивались и
воспринимались массой людей» 186.
900-е годы отмечены ростом общественной инициативы,
выразившейся в широком стремлении демократической интеллигенции
к массово-просветительной работе, в организации различного
рода курсов, в возникновении народных университетов и
консерваторий, в открытии частных училищ и школ. Достаточную
вокально-хоровую и теоретическую подготовку в короткий срок
позволяла получить система общемузыкального образования,
созданная в Московской народной консерватории, открытой в
1906 году. В ее организации, в разработке методики массового
музыкального просвещения принципиально нового учебного
заведения приняли участие выдающиеся музыканты и педагоги
Москвы: Д. И. Аракчиев (Аракишвили), Е. В. Богословский,
И. А. Брызгалов, Н. Я- Брюсова, А. Т. Гречанинов, Д. И. Зарин,
А. Н. Карасев, П. А. Карасев, А. Д. Кастальский, Н.: Д. Кашкин,
И. Н. Ковалевский, Е. Э. Линева, А. Л. Маслов, С. И. Танеев,
А. Г. Чесноков, Ю. Д. Энгель, Б. Л. Яворский, Н. А. Янчук.
Прежде всего, по предложению С. И. Танеева, были
организованы хоровые классы, которые выполняли задачу
общемузыкального развития. Программа хоровых классов разрабатывалась
Б. Л. Яворским. В ней уделялось внимание слуховому
восприятию, музыкально-теоретическому и историческому развитию
учащихся, а также вопросам исполнительства и дирижирования.
Пресса тех лет отмечала, что в Народной консерватории
«прекрасно поставлено хоровое пение», и что «в передаче хоровых и 1> |